Структура, состав, порядок формирования и срок полномочий Национального собрания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура, состав, порядок формирования и срок полномочий Национального собрания



В структуру Парламента входят:

Палаты

a) Палата Представителей(нижняя) – состоит из 110 депутатов, избирается гражданами путем прямых выборов

b) Совет Республики, кот. является палатой территориального представительства и включает по 8 членов от каждой области и г. Минска, и 8 членов назначается Президентом. Члены СР избираются путем непрямых выборов – совместным заседанием президиума.

Срок деятельности Парламента – 4 года.

Руководящие органы парламента

 Коллегиальные – президиум

 Единоличные – председатели и зам. председателей ПП и СР

Председатель избирается соответствующей палатой выдвижением на этот пост путем самовыдвижения, или депутатом, или депутатской группой. Кандидаты имеют право выступать перед соотв. палатой, после чего депутаты или сенаторы имеют право задавать вопросы. Выборы председателя проводятся по бюллетеням тайного голосования. Избранным будет считаться избиратель, за которого проголосовало более половины от полного состава. Аналогично при выборах зам. председателя.

Постоянная и временная комиссии

Постоянная комиссия образуется на время действия одного созыва (4 года). Временная создается для решения какого-либо вопроса (чаще всего для подготовки совместного проекта).

В ПП 14 постоянных комиссий:

По законодательным и судебно-правовым вопросам

По нац. безопасности

По гос. строительству, местному самоуправлению

4. по образованию, культуре, науке, НТП

По правам человека, международным отношениям

По международным делам и связям с СНГ

По проблемам ЧАЭС, экологии, природопользования

По бюджету, финансам и налоговой политике

По денежно-кредитной политике и банковской деятельности

По труду, соц. защите, делам ветеранов и инвалидов

По промышленному, топливно-энергетическому комплексу

По аграрным вопросам

По охране здоровья, физ.культуре, вопросам семьи и молодежи

По строительству, торговли, приватизации

Каждый депутат ПП должен входить в одну из комиссий (исключение: председатель и зам. председателя). В числе членов постоянной комиссии 5-13 чел.

В СР выделяют 5 постоянных комиссий:

По законодательству, и гос. строительству

По бюджету, финансам, экономике

По соц. вопросам

По международным делам и нац. безопасности

По региональной политике и местному самоуправлению

Основные организационно-правовые формы работы парламента и его палат

Компетенция Национального собрания

Полномочия ПП начинаются со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей. Срок полномочий 4 года.

Основные полномочия ПП:

1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

2) рассматривает проекты законов,;

3) назначает выборы Президента;

4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

7) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

8) принимает отставку Президента;

9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

Отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Полномочия Палаты представителей могут быть прекращены досрочно в случае: отказа в доверии Правительству РБ; выражения вотума недоверия Правительству РБ; двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра РБ; систематического (более двух раз) или грубого нарушения Конституции РБ - на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь; прекращения полномочий Совета Республики.

Полномочия СР начинаются со дня первого заседания вновь избранного Совета Республики. Срок полномочий 4 года.

Основные полномочия СР:

1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

3) избирает шесть судей Конституционного Суда;

4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

Рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Акты палат Национального собрания

Нормативные правовые акты Парламента - Национального собрания Республики Беларусь Решения Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.

Решения Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимаются в форме постановлений.

В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, палаты Парламента - Национального собрания Республики Беларусь вправе принимать постановления, имеющие нормативный характер.

Правовой статус депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики

Правовые статусы определяются законом «О статусе депутатов членов Совета Республики, Национального Собрания РБ». Одно и то же лицо не может быть членом двух палат. Депутат Палаты Представителей не может быть депутатом местного совета, но может быть членом правительства. Член Совета Республики не может быть членом правительства. Формы деятельности депутатов и членов Совета Республики: Участие в заседание палат, постоянных и временных комиссий, депутатских группах. Вносить обращение в различные органы. Задавать вопросы правительству. Обращаться с запросом в правительство.

Законодательный процесс и его стадии

В законодательном процессе явно проявляется законодательная компетенция Парламента, которая представляет собой совокупность полномочий по принятию законов, образующая основную часть компетенции Парламента и реализация которых занимает в его деятельности наибольшее место.

Законодательный процесс делится на определенные стадии:

Законодательная инициатива (право инициативы в соответствии со ст.99 конституции принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, членам Совета Республики, Правительству, гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек). Право законодательной инициативы реализуется в Палате представителей. Причем законопроекты, следствием которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, вносятся в Палату представителей только с согласия Президента либо по его поручению—Правительства.

Также Президент или по его поручению Правительство имеют право на внесение предложений в палату представителей и Совета Республики об объявлении рассмотрения законопроекта срочным. Причем Парламент в данном случае должен рассмотреть срочный законопроект в течение 10 дней со дня его внесения Правительством. Палаты принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть.

Рассмотрение законопроекта. Первоначально законопроект рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики. Палатой представителей он принимается, а Советом Республики одобряется большинством голосов от полного состава каждой палаты. Принятые Палатой представителей законопроекты в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Республики, где рассматривается не более 20 дней (если проект провозглашен срочным, то в течение 10 дней). В случае отклонения проекта закона Советом Республики, палаты вправе создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе для преодоления разногласий. Вновь выработанный текст законопроекта согласительной комиссией передается на рассмотрение палат.

Подписание законопроекта.

Согласно ст. 39 Закона Рес­публики Беларусь от 10 января 2000 г. «О норма­тивных правовых актах Республики Беларусь» нормотворческий процесс осуществляется с со­блюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:

• планирование нормотворческой деятельности;

• нормотворческая инициатива;

• подготовка проекта нормативного правового акта;

• принятие (издание) нормативного правового акта;

• включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Рес­публики Беларусь;

• опубликование нормативного правового акта.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.54.67 (0.011 с.)