К-нно-пр-ые институты:понятие,особ-сти, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К-нно-пр-ые институты:понятие,особ-сти, виды



КПИ – сов-сть конституционно-правовых норм, регулирующих различные блоки общественных отношений. Особенность КПИ - существование в рамках КП относит-но обособленных групп обществ-х отношений - объектов к-нно-пр-вого регулир-я.

Виды:

1.Институт основ к-нного строя. Является центральным в системе к-нного права. Он направлен на регулир-е отношений м/ду обществом и гос-вом, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики гос-ва и места в нем личности. Особенность - повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ. 2. Институт нрав и свобод человека и гражданина. Самый крупный институт, закрепленный в большом количестве источников, начиная с м/д/народных конвенций о правах человека. Нормы этого института носят общий характер. Составные части: 1) гражданство;2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;4) гарантии реализации прав и свобод. 3. Институт федеративного устройства. Нормы института закрепляют фед. отношения, лежащие в основе построения РФ. В основном, нормы данного института отражены в К-ции РФ (гл. 3), а также в к-нно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из РФ и ее субъектов. 4.Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Большинство норм находится не в К-уции РФ, а в ФКЗ и ФЗ (о референдуме РФ, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации). 5 Институт системы органов гос-ой власти и местного самоуправл-я Структура института включает следующие части: 1)Президент РФ;2) ФС РФ;3) Правительство РФ: 4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в РФ; 5) конституционно-правовые основы орг-ции органов гос-й власти субъектов РФ. В институте организации гос. власти и местного самоуправления значительную часть занимают полномочия гос-х органов. 6 Институт местного самоуправления Нормы института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с гос. властью является формой осуществления народовластия. 7. Институт Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для КП такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Понятие, юр-е св-ва и Структура К-ции РФ.

К-ция РФ - это НПА, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы к-нного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов гос. власти; принципы организации местного самоуправления.

Юридич-е св-ва К-ции - это признаки, позволяющие отличить ее от других НПА. Это:

1) учредительный характер - ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие гос-е институты, ч/з которые реализуется гос. власть, принципы их создания и деятельности.

2) легитимность -принимается народом (референдум) или от имени наорда (парламентом, учредит. СОБР-ем), 3) верховенство -имеет высшую юр. силу.,

4) стабильность -сформулиров-е в ней нормы и принципы не изменяются,

5) прямое действие -ее нормы явл-ся непосредственно действующими (без доп. НПА),

6) база текущего законодательства, программность - определяют основные направления, «правила игры», цели и задачи развития гос-ва и общ-ва,

7) реальность - соотв-ют реальности.

Структура конституции - это строение конституции, расположения ее составных частей.

Большинство конституций имеют одинаковую структуру, состоящую из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции. Основная часть содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах - федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Сущность и функции Конституции РФ.

Конституция РФ (от латинского constitutio - устанавливаю, утверждаю) - основной закон гос-ва, регулир-щий важн-шие общ-е отнош-ия м/ду гражданином, общ-вом и гос-вом, закрепляющий основы конс-го строя, организацию гос власти. Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юр-ю силу, прямое действие и применяемый на всей территории РФ. Сущность Конституции - баланс основных соц-х интересов, представл-х в общ-е; социальный компрмисс, достигаемый в момент принятия м/д разл-ми соц-полит силами по коренным??м вз/действия гос-ва и общ.жизни.

В сущности К-ции 1993 года заложены общедемократические начала, ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права. По своему источнику она является народной К-ией, т.к. б. принята народом на референдуме, а не установлена г-вом.

Функции:

1) социальная — является тем социальным компромис­сом, которого достигло общество (общественным до­говором);

2) политическая — установление основ гос.власти, вз/действие гос-ва и личности, определение принципов функционирования внешней и внутр политики. Источник информации о гос-в для внешнего мира

3) правовая К-ция - ядро правовой системы общ-ва, основа всего провопорядка в общ-ве, порождает права и обяз-сти, служит фундаментом для принятия остальных НПА.

4) учредительная — обладает учредительной властью, устанавливая новые общественные отношения и государственно-правовые институты.

5) юридическая —основополагающий НПА

6) Гуманистическая - в К-ции вопл-тся общечеловеч-е ценности, закреплены права и свободы, хар-ные для цивилиз-ого общ-ва, человек, его судьба явл-ся высшей ценностью. При этом к-ция возлагает на гос-во обяз-сть обеспеч-я его достойного и сущ-я;

7) Идеологическая – влияеи на духовную жизнь общ-ва ч/з утверждение определе-ых правовых идей и ценностей

8) Организаторская – закрепляет «правила игры»в общ-ве, направлеет жизнь в определ-ое русло

Охрана Конституции РФ

Правовая охрана Конституции – это сов-сть ю-х ср-в, при помощи которых обеспечивается выполнение всех норм К-ции и строгое соблюдение режима к-ной законности. Цель – обеспеч-е верховенства К-ции как Основного Закона гос-ва, сущности и гарантий прав и свобод человека и гр-на, полит-ого, религ-ого и идеолог-ого плюрализма, разделения властей и др. демокр-х пр-пов.

Основным порядком охраны К-ции РФ явл-ся судебный. Каждому гарантир-ся судебная защита его прав и свобод, в суд м.б. обжалованы решения и действия (бездействие) органов гос. власти, органов местного самоуправл-я, обществ-х объеди­нений и должностных лиц (ст. 46). Спе­циальной цели охраны К-ции РФ подчинена вся деят-сть К-ного Суда РФ, защищающего основы к-нного строя, основные права и сво­боды чел-ка и гр-на, обеспечивающего верхо­в-во и прямое действие К-ции РФ на всей терр-и РФ (ФКЗ «О К-нном Суде РФ»).

Он:1) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соотв-вие их К-ции РФ; 2) в случае обнаружения несоотв-вия НА федер-х органов власти и органов власти субъектов РФ признает их не соответствующими К-ции РФ и отменяет их действие; 3) проверяет м/д/н договоры РФ на соотв-вие нормам К-ции РФ и признает их соотв-ющими или не соотв-щими К-ции РФ. 4) издает акты офиц-ого толкования к-нных положений 5)наложение санкций за нарушение к-нных положений.

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гр-на является Пр-нт РФ (ч. 2 ст. 80 К-ции РФ), что отражено в его присяге (ч. 1 ст. 82 К-ции РФ). На страже прав и свобод чел-ка стоит также Уполномоченный по правам человека в РФ.

Целям охраны К-ции РФ служит запрет на де­ят-сть отдельных обществ-х объединений, уста­новленный ч. 5 ст. 13 К-ции РФ.

Сама К-ция РФ определяет, что Конститу­ция РФ имеет высшую юр-ю силу, прямое дей­ствие и применяется на всей терр-ии РФ, з-ны и иные НПА не д. противоречить К-ции РФ (ч. 1 ст. 15), запрещается за­хват власти (незаконное присвоение властных полномо­чий — ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

В науке к-ого права вы: конституционный контроль и конституционный надзор.

Конституционный контроль – это деят-сть уполномоч-х органов го-ва, которые преследуют цель выявления и пресечения не согласованных с -цией НПАов.

В России контроль осуществляет Конституционный Суд

К-ный надзор – деят-сть уполномоч-х органов г-ва по выявл-ю не соответств-х К-ции НПА. Орган к-ого надзора м. вынести аргументиров-е заключение о к-ности закона, но не м. его аннулировать. Т.о. к-ный надзор имеет консультативный, а не императивный хар-р. Решения Комитета К-ого надзора, действовавшего до образ-я К-ого Суда РФ, не имели обязательной силы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.01 с.)