Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, пр-т и м-д КП РФ как отрасли права

Поиск

Понятие, пр-т и м-д КП РФ как отрасли права

Конституционное право РФ — основополагающая от­расль росс-го права, рег-щая фундамент-е обществ-е отнош-я: основы

конституц-ого строя, формы и способы осуще­ствл-я гос-й власти; правовое положение личности; гос-е (национально-терр-ное) уст­р-во гос-тва; орг-цию и деят-сть органов гос-ной власти и местного самоупр-ия. К-нное право РФ регулирует основопола­гающие положения во всех сферах жизнедеят-сти росс-ого общества и гос-ва. Содержание этого регулир-я отражает качественную хар-ку гос-тва ч/з определение формы гос-ва в соот­в-твии с теоретико-правовыми разработками.

Предмет КП - обществ-е отнош-я, имеющ-ся во всех сферах жизнедея-сти общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактичес­кие отношения по поводу устройства гос-ва и орг-ции гос. власти, включая отношения м/ду чел-ком и гос-вом. Методы: 1) императивный метод (поступать только определ-м образом) 2) Метод обязывания и запрещения, - обязывает выполнять что-либо, Напр-р, ст. 58 К-ции РФ уст-ет обяз-сть каж­дого сохранять природу и окр-ю среду, Обязывание при-меняется к организации власти, исполнению долга гражданина перед гос-вом. Запрещение применяется к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на интересы гос-ва.3) метод дозволения (диспозитивный метод) – дает право выбора. Например, субъекты права законодатель­ной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конститу­ции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право. Дозволение use преимущественно к регулир-ю статуса чел-ка и гражд-на и определению компе-тенции гос-х органов и субъектов РФ. 4) Управомочения – наделения правами, органы власти наделены правами, ч/з которые они управляют, 5) метод координации и согласования при разрешении споров м/д субъектами пр-нт имеет право разрешить спор 6) репрессивный (высылка)

Источники,система К-ого права как отрасли пр

Конституционное право - это сов-сть пр-х норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях опред-ую систему гос-й власти.

В матер-м плане источниками КП явл-ся соц-е факторы— реальные обществ-е отнош-ия и об­щественное сознание.

Источники КП в фор­м-о-правовом смысле-правовой обычай, прецедент, НПА.

1. Конституция РФ.

2. Общепризнанные принципы и нормы международно­го права, международные договоры РФ.

3. Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

4. Федеральные законы, принимаемые по конституцион­но-правовым вопросам (например, принятый в 1999 г. Федеральный закон «О принципах и порядке разграни­чения предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти РФ и органами государ­ственной власти субъектов РФ»).

5. Решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ).

6. Постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собра­ния РФ).

7. Указы Президента РФ, принимаемые по конституци­онно-правовым вопросам (например, принятый в 1997 г. указ Президента РФ, которым утверждается

Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

8. Постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в со­ответствии с Конституцией РФ, федеральными консти­туционными законами, федеральными законами, указа­ми Президента РФ (например, принятое в 2002 г. поста­новление Правительства РФ, которым утверждается Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание).

9. Нормативные акты федеральных органов исполнитель­ной власти, принимаемые в соответствии с Конститу­цией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (например, в 1999 г. Министерством юстиции РФ, в соответствии с постановлением Правительства РФ, были изданы Разъ­яснения о применении Правил подготовки норматив­ных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти и их государственной регистрации). Источ­никами конституционного права следует также считать некоторые постановления Центральной избирательной комиссии РФ нормативного характера, например, утверждаемые ЦИК России в ходе каждой федеральной избирательной кампании инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, со­ставления протоколов избирательных комиссий, опре­деления результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государ­ственной автоматизированной системы РФ «Выборы».

10.Конституции (уставы) субъектов РФ.

11.Законы субъектов РФ конституционно-правового со­держания (например, законы субъектов РФ о консти­туционных (уставных) судах субъектов РФ).

12.Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ (в частности, о толковании конституции (устава) субъекта РФ).

13.Некоторые нормативные правовые акты органов госу­дарственной власти субъектов РФ (например, реше­ние высшего исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ о структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ).

14.Уставы муниципальных образований.

15.Некоторые нормативные акты органов местного само­управления (например, регламент заседаний предста­вительного органа местного самоуправления, утверж­денный его постановлением).

Правовой обычай как источник конституционного права РФ может применяться, если не противоречит действующему законодательству (например, националь­ные традиции как источник права признаются Федераль­ным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ»).

Решения Конституционного Суда РФ (а равно реше­ния Европейского Суда по правам человека), если они носят нормативный характер, также являются источни­ком российского конституционного права.

Понятие и источники науки к-ого права. Становл-е и развитие науки к-нного права

Наука конституционного права - это часть юр. науки, представляющая из себя сов-сть теорий, гипотез, рассуждений и выводов ученых. НКП изучает консти-туционно-правовые нормы, институты, отнош-я, анали­зирует закономерности их развития, вы­раб-ет рекомендации по совершенств-ю за­конод-ой базы и в области правоприменит-й деят-ти. НКП РФ изучает отечественное к-нное законод-во, пути и воз­можности его оптимизации.

История: КП — сравн-но молодая наука. Она сложилась около двух столетий назад, что было свя­зано с появлением в конце XVIII в. первых писаных к-ций (1787 Декларация нез-сти США) и иных к-нно-правовых актов (к-нное зак-во Великобритании). КП отделилась от философии, социологии, политологии и других наук. В основеКП лежали изучение и комментирование К-ции США, французской Декларации прав чел-ка и гр-на, к-нного зак-ства Великобритании и других важнейших к-нно-пр-х док-ов. Развивались идеи XVI— XVIII в и выдвигались новые теории к-нно-пр-го хар-ра в тесной связи с практикой к-нного зак-ва.

Охрана Конституции РФ

Правовая охрана Конституции – это сов-сть ю-х ср-в, при помощи которых обеспечивается выполнение всех норм К-ции и строгое соблюдение режима к-ной законности. Цель – обеспеч-е верховенства К-ции как Основного Закона гос-ва, сущности и гарантий прав и свобод человека и гр-на, полит-ого, религ-ого и идеолог-ого плюрализма, разделения властей и др. демокр-х пр-пов.

Основным порядком охраны К-ции РФ явл-ся судебный. Каждому гарантир-ся судебная защита его прав и свобод, в суд м.б. обжалованы решения и действия (бездействие) органов гос. власти, органов местного самоуправл-я, обществ-х объеди­нений и должностных лиц (ст. 46). Спе­циальной цели охраны К-ции РФ подчинена вся деят-сть К-ного Суда РФ, защищающего основы к-нного строя, основные права и сво­боды чел-ка и гр-на, обеспечивающего верхо­в-во и прямое действие К-ции РФ на всей терр-и РФ (ФКЗ «О К-нном Суде РФ»).

Он:1) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соотв-вие их К-ции РФ; 2) в случае обнаружения несоотв-вия НА федер-х органов власти и органов власти субъектов РФ признает их не соответствующими К-ции РФ и отменяет их действие; 3) проверяет м/д/н договоры РФ на соотв-вие нормам К-ции РФ и признает их соотв-ющими или не соотв-щими К-ции РФ. 4) издает акты офиц-ого толкования к-нных положений 5)наложение санкций за нарушение к-нных положений.

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гр-на является Пр-нт РФ (ч. 2 ст. 80 К-ции РФ), что отражено в его присяге (ч. 1 ст. 82 К-ции РФ). На страже прав и свобод чел-ка стоит также Уполномоченный по правам человека в РФ.

Целям охраны К-ции РФ служит запрет на де­ят-сть отдельных обществ-х объединений, уста­новленный ч. 5 ст. 13 К-ции РФ.

Сама К-ция РФ определяет, что Конститу­ция РФ имеет высшую юр-ю силу, прямое дей­ствие и применяется на всей терр-ии РФ, з-ны и иные НПА не д. противоречить К-ции РФ (ч. 1 ст. 15), запрещается за­хват власти (незаконное присвоение властных полномо­чий — ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

В науке к-ого права вы: конституционный контроль и конституционный надзор.

Конституционный контроль – это деят-сть уполномоч-х органов го-ва, которые преследуют цель выявления и пресечения не согласованных с -цией НПАов.

В России контроль осуществляет Конституционный Суд

К-ный надзор – деят-сть уполномоч-х органов г-ва по выявл-ю не соответств-х К-ции НПА. Орган к-ого надзора м. вынести аргументиров-е заключение о к-ности закона, но не м. его аннулировать. Т.о. к-ный надзор имеет консультативный, а не императивный хар-р. Решения Комитета К-ого надзора, действовавшего до образ-я К-ого Суда РФ, не имели обязательной силы.

Назначение выборов.

Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования. Для стадии назначения выборов характерны следующие существенные моменты:

1) выборы органов и депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Срок проведения выборов может устанавливаться в зависимости от истечения полномочий выборного органа (например, днем выборов Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ). В случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня понятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа;2) выборы назначаются уполномоченным на то органом в соответствии со сроками, установленными соответствующими правовыми актами. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ, а выборы Президента РФ - Советом Федерации. 3) голосование может быть назначено только на календарный выходном (но не праздничный) день; 4) Выборы назначаются уполномоченным орга­ном (должностным лицом) путем издания подза­конного правового акта индивидуального характера, подлежащего обязательному официальному опубли­кованию. Например, выборы депутатов Государствен­ной Думы назначаются соответствующим указом Президента РФ. Если уполномоченный орган (долж­ностное лицо) по тем или иным причинам не назна­чил выборы, они назначаются соответствующей из­бирательной комиссией, 5) если же и она не смогла это сделать, то соответствующим федеральным судом об­щей юрисдикции. 6) в случае, если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть применен вследствие установленного судом его несоответствия Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, то эти выборы проводятся непосредственно на основе Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». При этом закон субъекта Российской Федерации применяется в части, не противоречащей этим федеральным законам.

Финансирование выборов

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с К-цией РФ и законом в целях формирования органа гос-й власти, органа местного самоупр-я или наделения полномочиями должн-го лица.

Нормативную основу порядка финансирования выбо­ров в РФ составляют гл. 8 ФЗ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на учас­тие в референдуме граждан РФ», а также нормы отдель­ных ФЗ и законов субъектов РФ о раз­личных видах выборов.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выбо­ров соответствующего уровня, производятся уполномо­ченными избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта РФ, местного), причем ассигнования предусматриваются в со­ответствующем бюджете на очередной финансовый год. Если средства в бюджете не предусмотрены, то соответ­ствующая избирательная комиссия, а если она не являет­ся юридическим лицом (например, окружная избиратель­ная комиссия), то избирательная комиссия субъекта РФ может взять кредит в банке, возвращать который будет соответствующий бюджет.

Для финансирования своей избирательной кампании кандидаты, а также выдвинувшие списки кандидатов из­бирательные объединения создают специальные избира­тельные фонды за счет собственных средств кандидата (избиратель­ного объединения); средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добро­вольных пожертвований граждан РФ, достигших 18-лет­него возраста на день голосования, и российских юр.лиц, если доля иностранного участия, государст­венная (муниципальная) доля в их уставном (складочном) капитале не превышает 30%, они зарегистрированы не ме­нее чем за год до дня голосования на выборах, а также за счет средств, выделенных в соответствии с законом соот­ветствующему кандидату (избирательному объединению) избирательной комиссией; такие счета открываются по общему правилу в филиалах Сберегательного банка РФ.

Избирательным законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фон­ды собственных средств кандидата, избирательного объеди­нения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (блоком); добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также пре­дельные размеры расходования средств избирательных фондов. Допускается увеличение до 20% предельных раз­меров расходования средств избирательного фонда заре­гистрированных кандидатов, включенных в избиратель­ный бюллетень при повторном голосовании (например, при проведении второго тура выборов Президента РФ).

Средства избирательных фондов имеют целевое назна­чение и используются только на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения канди­дата, предвыборную агитацию, оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера, опла­ту других работ (услуг), выполненных (оказанных) граж­данами или юр.лицами, покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами (избирательными объединениями) своей избирательной кампании, а также на внесение избира­тельного залога.

Соответствующие избирательные комиссии осуще­ствляют контроль за порядком формирования и расходо­вания средств избирательных фондов; специально для этого при Центральной избирательной комиссии РФ, из­бирательных комиссиях субъектов РФ, окружных изби­рательных комиссиях при выборах в федеральные органы гос.власти создаются контрольно-ревизи­онные службы.

Гарантии прав депутатов.

1. Депутаты обладают правом законодат. инициативы

2. Пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматр. палатой. 3. Вправе обратиться с запросами ПР-ву, Ген. пркурору, председ. Центробанка. Эти органы обязаны им дать ответ в течение 15 дней. 4. Вправе обращ. с вопросами к любому члену Пр-ва, что явл. основанием для приглашения его на заседание.

5. Д. обеспечиваться справочно-информ. материалами ФС, администр. Пр-ва, Конст. Суда и т.д.

6. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

7. Д-ты пользуются преимущ. правом выступать по??ам своей д-ти в СМИ.

8. Жизнь и здоровье депутата подлежит обязат. гос. страхованию за счет федерального бюджета.

9. В случае причинения д-ту увечья ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячн. денежн. вознаграждением и пенсией.

10. Д-ты освобожд-ся на срок их полномочий от призыва на в/с.

11. по окончании срока полномочий депутату ГД предоставл. прежняя работа, а при отсутствии – равноценная.

12. Члену СФ возмещ. расходы, связанные с осуществлением его полномочий, а депутату ГД – 5 МРОТ.

13. Депутату ГД устанавл. ежемесячн. оклад и надбавки в размере федер. министра.

14. Депутаты имеют право бесплатно пользоваться воздушным, водным, ж/д и всеми видами городск. транспорта.

15. Иногор. депутату предоставл. служебная жилая площадь в Москве и т.д.

Понятие, пр-т и м-д КП РФ как отрасли права

Конституционное право РФ — основополагающая от­расль росс-го права, рег-щая фундамент-е обществ-е отнош-я: основы

конституц-ого строя, формы и способы осуще­ствл-я гос-й власти; правовое положение личности; гос-е (национально-терр-ное) уст­р-во гос-тва; орг-цию и деят-сть органов гос-ной власти и местного самоупр-ия. К-нное право РФ регулирует основопола­гающие положения во всех сферах жизнедеят-сти росс-ого общества и гос-ва. Содержание этого регулир-я отражает качественную хар-ку гос-тва ч/з определение формы гос-ва в соот­в-твии с теоретико-правовыми разработками.

Предмет КП - обществ-е отнош-я, имеющ-ся во всех сферах жизнедея-сти общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактичес­кие отношения по поводу устройства гос-ва и орг-ции гос. власти, включая отношения м/ду чел-ком и гос-вом. Методы: 1) императивный метод (поступать только определ-м образом) 2) Метод обязывания и запрещения, - обязывает выполнять что-либо, Напр-р, ст. 58 К-ции РФ уст-ет обяз-сть каж­дого сохранять природу и окр-ю среду, Обязывание при-меняется к организации власти, исполнению долга гражданина перед гос-вом. Запрещение применяется к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на интересы гос-ва.3) метод дозволения (диспозитивный метод) – дает право выбора. Например, субъекты права законодатель­ной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конститу­ции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право. Дозволение use преимущественно к регулир-ю статуса чел-ка и гражд-на и определению компе-тенции гос-х органов и субъектов РФ. 4) Управомочения – наделения правами, органы власти наделены правами, ч/з которые они управляют, 5) метод координации и согласования при разрешении споров м/д субъектами пр-нт имеет право разрешить спор 6) репрессивный (высылка)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.45 (0.009 с.)