Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическое регулирование природопользованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Определенным этапом в государственной политике управления природопользованием в России стало принятие Закона "Об охране окружающей природной среды", вступившем в действие 3 марта 1992 года [2]. Ведущим принципом природоохранительного законодательства является научнообоснованное сочетание экологических и экономических интересов с точки зрения сохранения, а при необходимости и восстановления природной среды и здоровья человека - главных ценностей современного мира. Основой такого сочетания является соблюдение и корректировка нормативов качества окружающей природной среды (ОПС). Корректировка норм качества ОПС объективно оправдана тем обстоятельством, что предельно-допустимые нормы загрязняющих веществ (ЗВ) рассчитаны из санитарно-гигиенических соображений относительно человеческого организма, тогда как в биосфере стабилизирующую роль играют растительные микроорганизмы, относительно которых и следует определять нормы воздействия энергетики, промышленности и транспорта на ОПС. В Законе [2] представлен экономический механизм управления природопользованием, в котором раскрывается принцип "загрязнитель платит". Плата за загрязнение окружающей среды представляет собой налоговую форму компенсации экологического ущерба и направляется на проектирование и строительство природоохранных объектов. Неправильно эту плату за загрязнение называть штрафом. Штраф назначается в качестве наказания и не служит средством компенсации ущерба. Платежи за загрязнение и иные вредные воздействия ставят своей первоочередной задачей не образование внебюджетных экологических фондов, а прежде всего развитие экономического стимулирования предприятий, организаций и иных источников загрязнения в сокращении и прекращении вредного воздействия на ОПС и здоровье человека [3]. После принятия Закона [2] Правительство РФ своим постановлением от 29 августа 1992 года № 632 утвердило новый "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия" [4]. Новый порядок определения и взимания платы имеет следующие особенности: во-первых, предусмотрено два базовых норматива платы: - за выбросы, сбросы, размещение отходов и иные вредные воздействия в пределах допустимых нормативов; - за выбросы, сбросы, размещение отходов и иные вредные воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); во-вторых, предусмотрено введение коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости, учитывающие экологические факторы того или иного региона. Итак, плата за загрязнение и иные вредные воздействия для соответствующих источников загрязнения определяется как сумма: - платы за загрязнение в пределах, не превышающих установленные природопользователю нормативы предельно-допустимых выбросов, сбросов, объема размещения отходов, уровней иных видов воздействия; - платы за загрязнение в пределах установленных лимитов; - платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. При отсутствии у природопользователя каких-либо разрешений на выброс, сброс, размещение вредных веществ применяется плата за сверхлимитное загрязнение ОПС. Поясним это положение на конкретном примере. Предположим природопользователь выбрасывает в атмосферу некоторое загрязняющее вещество, например, пыль цемента. Этому природопользователю установлены следующие экологические нормативы валового выброса цементной пыли: ПДВ = 8,5 т/год; ВСВ =12,1 т/год. Предположим теперь, что фактический выброс пыли цемента за год составил 14,5 т. В данном случае плата за выброс этого ЗВ будет состоять из трех частей: 1. За 8,5 т/год - по ставке нормативного выброса; 2. За 12,1 - 8,5 = 3,6 т/год - по ставке "лимитного" выброса; 3. За 14,5 - 12,1 = 2,4 т/год - по ставке "сверхлимитного" выброса. Платежи за предельно-допустимые меры воздействия выполняются за счет себестоимости продукции (стоимость работ, услуг). Платежи за превышение этих нормативов - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Если такие платежи становятся равны либо превышают прибыль, остающуюся в распоряжении природопользователя, то территориальными органами Минприроды России, органами санэпиднадзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности предприятия либо организации, загрязняющих ОПС [4, 5]. С целью конкретизации правительственного постановления [4], изложения методологии расчёта платы Минприроды России по согласованию с Минэкономики и Минфином России в январе 1993 года утвердило "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды". Перед тем, как перейти к изложению этих указаний отметим, что загрязнитель платит по факту загрязнения, а не по его последствиям. Расчет платы осуществляется по фактическому объему загрязняющих веществ выброшенных в атмосферу, сброшенных в воду и по объему размещенных отходов. Достоверное определение этих величин - серьезный вопрос, который природопользователь должен ежегодно отражать в форме государственной статистической отчетности "2 тп воздух", "2 тп водхоз" и "14-СН". Упростить этот вопрос можно с помощью приборов непрерывного контроля. Только в этом случае отчетные данные будут полностью достоверны. Небольшие природопользователи решают эту задачу методом выборочного инструментально-лабораторного экологического контроля, а также - расчетным методом с учетом отклонений от технологического режима. В частности, масса аварийных выбросов, сбросов включенная в государственную отчетность при окончательном расчете платы по итогам года не учитывается. Если природопользователь указывает заниженные значения выбросов, сбросов ЗВ и объемов размещенных отходов, и факт занижения (сокрытия) обнаруживается службами государственного экологического контроля, то природопользователь подвергается экономическим санкциям. Весь объем сокрытого выброса, сброса либо размещения твердых отходов приравнивается к сверхлимитному. В основу платежей положены "Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы ЗВ размещение отходов" [7]. Понятно, что базовые нормативы платы за выброс (сброс) того или иного ЗВ должны различаться в зависимости от его экологической опасности - чем опаснее вещество, тем оно должно быть "дороже". В качестве меры экологической опасности веществ принята величина ПДК (либо ОБУВ). Базовые нормативы платы являются общероссийскими, едиными для всей страны. Тем не менее, хорошо известно, что экологическая ситуация в различных регионах различна. Тонна двуокиси серы, выброшенная в воздушный бассейн, например Норильска или Кемерово усугубит и без того критическую ситуацию значительно сильнее, чем где-нибудь в Якутии. Понятно, что плата за "норильскую" или "кемеровскую" тонну должна быть выше. В расчете платежей это обстоятельство учитывается с помощью коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости территории (отдельно для атмосферного воздуха, водного бассейна и почвы). Эти коэффициенты рассчитаны для каждого российского региона по данным оценки лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгидромета и Российской Академии наук. Для того, чтобы плата за загрязнение ОПС и размещение отходов оставалась эффективным инструментом воздействия на природопользователей, необходимо учитывать инфляцию. С этой целью введены коэффициенты индексации базовых нормативов. Для упрощения данной работы инфляцию мы учитывать не будем и все расчеты станем производить по состоянию цен на 1.03.93. Научно-исследовательские и проектные работы, направленные на обеспечение экологической безопасности производства могут засчитываться в счет платежей за загрязнение окружающей среды [6].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.19 (0.007 с.) |