Экономическое регулирование природопользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое регулирование природопользования



Определенным этапом в государственной политике управления природопользованием в России стало принятие Закона "Об охране окружающей природной среды", вступившем в действие 3 марта 1992 года [2].

Ведущим принципом природоохранительного законодательства является научнообоснованное сочетание экологических и экономических интересов с точки зрения сохранения, а при необходимости и восстановления природной среды и здоровья человека - главных ценностей современного мира. Основой такого сочетания является соблюдение и корректировка нормативов качества окружающей природной среды (ОПС).

Корректировка норм качества ОПС объективно оправдана тем обстоятельством, что предельно-допустимые нормы загрязняющих веществ (ЗВ) рассчитаны из санитарно-гигиенических соображений относительно человеческого организма, тогда как в биосфере стабилизирующую роль играют растительные микроорганизмы, относительно которых и следует определять нормы воздействия энергетики, промышленности и транспорта на ОПС.

В Законе [2] представлен экономический механизм управления природопользованием, в котором раскрывается принцип "загрязнитель платит". Плата за загрязнение окружающей среды представляет собой налоговую форму компенсации экологического ущерба и направляется на проектирование и строительство природоохранных объектов. Неправильно эту плату за загрязнение называть штрафом. Штраф назначается в качестве наказания и не служит средством компенсации ущерба. Платежи за загрязнение и иные вредные воздействия ставят своей первоочередной задачей не образование внебюджетных экологических фондов, а прежде всего развитие экономического стимулирования предприятий, организаций и иных источников загрязнения в сокращении и прекращении вредного воздействия на ОПС и здоровье человека [3].

После принятия Закона [2] Правительство РФ своим постановлением от 29 августа 1992 года № 632 утвердило новый "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия" [4].

Новый порядок определения и взимания платы имеет следующие особенности:

во-первых, предусмотрено два базовых норматива платы:

- за выбросы, сбросы, размещение отходов и иные вредные воздействия в пределах допустимых нормативов;

- за выбросы, сбросы, размещение отходов и иные вредные воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

во-вторых, предусмотрено введение коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости, учитывающие экологические факторы того или иного региона.

Итак, плата за загрязнение и иные вредные воздействия для соответствующих источников загрязнения определяется как сумма:

- платы за загрязнение в пределах, не превышающих установленные природопользователю нормативы предельно-допустимых выбросов, сбросов, объема размещения отходов, уровней иных видов воздействия;

- платы за загрязнение в пределах установленных лимитов;

- платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

При отсутствии у природопользователя каких-либо разрешений на выброс, сброс, размещение вредных веществ применяется плата за сверхлимитное загрязнение ОПС.

Поясним это положение на конкретном примере. Предположим природопользователь выбрасывает в атмосферу некоторое загрязняющее вещество, например, пыль цемента. Этому природопользователю установлены следующие экологические нормативы валового выброса цементной пыли:

ПДВ = 8,5 т/год;

ВСВ =12,1 т/год.

Предположим теперь, что фактический выброс пыли цемента за год составил 14,5 т. В данном случае плата за выброс этого ЗВ будет состоять из трех частей:

1. За 8,5 т/год - по ставке нормативного выброса;

2. За 12,1 - 8,5 = 3,6 т/год - по ставке "лимитного" выброса;

3. За 14,5 - 12,1 = 2,4 т/год - по ставке "сверхлимитного" выброса. Платежи за предельно-допустимые меры воздействия выполняются за счет себестоимости продукции (стоимость работ, услуг). Платежи за превышение этих нормативов - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Если такие платежи становятся равны либо превышают прибыль, остающуюся в распоряжении природопользователя, то территориальными органами Минприроды России, органами санэпиднадзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности предприятия либо организации, загрязняющих ОПС [4, 5].

С целью конкретизации правительственного постановления [4], изложения методологии расчёта платы Минприроды России по согласованию с Минэкономики и Минфином России в январе 1993 года утвердило "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды". Перед тем, как перейти к изложению этих указаний отметим, что загрязнитель платит по факту загрязнения, а не по его последствиям.

Расчет платы осуществляется по фактическому объему загрязняющих веществ выброшенных в атмосферу, сброшенных в воду и по объему размещенных отходов. Достоверное определение этих величин - серьезный вопрос, который природопользователь должен ежегодно отражать в форме государственной статистической отчетности "2 тп воздух", "2 тп водхоз" и "14-СН". Упростить этот вопрос можно с помощью приборов непрерывного контроля. Только в этом случае отчетные данные будут полностью достоверны. Небольшие природопользователи решают эту задачу методом выборочного инструментально-лабораторного экологического контроля, а также - расчетным методом с учетом отклонений от технологического режима. В частности, масса аварийных выбросов, сбросов включенная в государственную отчетность при окончательном расчете платы по итогам года не учитывается.

Если природопользователь указывает заниженные значения выбросов, сбросов ЗВ и объемов размещенных отходов, и факт занижения (сокрытия) обнаруживается службами государственного экологического контроля, то природопользователь подвергается экономическим санкциям. Весь объем сокрытого выброса, сброса либо размещения твердых отходов приравнивается к сверхлимитному.

В основу платежей положены "Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы ЗВ размещение отходов" [7]. Понятно, что базовые нормативы платы за выброс (сброс) того или иного ЗВ должны различаться в зависимости от его экологической опасности - чем опаснее вещество, тем оно должно быть "дороже". В качестве меры экологической опасности веществ принята величина ПДК (либо ОБУВ). Базовые нормативы платы являются общероссийскими, едиными для всей страны.

Тем не менее, хорошо известно, что экологическая ситуация в различных регионах различна. Тонна двуокиси серы, выброшенная в воздушный бассейн, например Норильска или Кемерово усугубит и без того критическую ситуацию значительно сильнее, чем где-нибудь в Якутии. Понятно, что плата за "норильскую" или "кемеровскую" тонну должна быть выше. В расчете платежей это обстоятельство учитывается с помощью коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости территории (отдельно для атмосферного воздуха, водного бассейна и почвы). Эти коэффициенты рассчитаны для каждого российского региона по данным оценки лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгидромета и Российской Академии наук.

Для того, чтобы плата за загрязнение ОПС и размещение отходов оставалась эффективным инструментом воздействия на природопользователей, необходимо учитывать инфляцию. С этой целью введены коэффициенты индексации базовых нормативов. Для упрощения данной работы инфляцию мы учитывать не будем и все расчеты станем производить по состоянию цен на 1.03.93.

Научно-исследовательские и проектные работы, направленные на обеспечение экологической безопасности производства могут засчитываться в счет платежей за загрязнение окружающей среды [6].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.006 с.)