Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник «Стратегии самопредъявления»

Поиск

Учебный год

 

Практическое задание: каждый студент должен протестировать одного испытуемого любого пола в возрастном диапазоне от 18 до 35 лет по трем методикам: Стратегии самопредъявления, Виды лжи, Мотивы лжи.

На основании полученных данных надо провести анализ особенностей самопредъявления в общении испытуемого и представить письменное их описание. К летней сессии необходимо протестировать испытуемого, обработать данные по ключу и проинтерпретировать полученные результаты. Примеры описания данных прилагаются.

К ОТЧЕТУ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО ПРИЛАГАТЬ ЗАПОЛНЕННЫЕ ИСПЫТУЕМЫМ БЛАНКИ ДЛЯ ОТВЕТОВ ПО ВСЕМ МЕТОДИКАМ.

В случае дублирования данных у двух студентов работы не будут приняты в качестве отчетных.

Опросник «Стратегии самопредъявления»

Методика рассчитана на диагностику стратегий самопредъявления в межличностном общении. Она представляет собой опросник, состоящий из 56 вопросов. Испытуемый должен оценить, насколько его поведение соответствует утверждениям, пользуясь следующими градациями: 2 балла – очень характерно для меня, 1 балла – характерно; 0 баллов – совсем не характерно.

Обработка данных проводится с помощью ключа. Пункты по каждой шкале расположены с интервалом в семь пунктов (например, шкала «стремление понравиться» включает пункты 1, 8,15,22, 29, 36, 43 и 50). Они расположены в бланке для ответа таким образом, что можно проводить их суммирование по строке. В результате на каждого испытуемого получается 7 показателей.

Первые пять шкал соответствуют стилям самопредъявления, описанным Э.Джонсом и Т.Питтманом. По их мнению, самопрезентация позволяет человеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживая влияние в межличностных отношениях.

1. Стремление понравиться – инграциация. Эта стратегия рассчитана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казаться привлекательным.

2. Самопродвижение – демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казаться компетентным.

3. Примерность – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель - казаться морально безупречным.

4. Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.

5. Демонстрация слабости или мольба. Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.

По зарубежным данным наиболее распространенными являются первые три стратегии самопредъявления, поскольку они соответствуют социально-одобряемому поведению.

6. Отслеживание производимого впечатления. Считается, что люди, стремящиеся производить определенное впечатление на окружающих, больше контролируют как собственное поведение, так и ответные реакции партнеров. В этом нет ничего плохого, даже напротив, это говорит о большей социальной компетентности человека, так как благодаря этому контролю человек действует более адекватно, чем тот человек, который не обращает внимания на окружающих. Избыточный контроль за производимым впечатлением связан с демонстративным поведением.

7. Вариативность поведения человека. Эта характеристика проявляется в способности предъявлять разные образы в разных ситуациях межличностного взаимодействия. Необходимость выглядеть и действовать по-разному связана, во-первых, с большим количеством ролей, которые исполняет человек, во-вторых, с изменчивостью ситуаций, в которых протекает его общение. В соответствии с этими двумя факторами, можно условно выделить кросс-партнерскую вариативность самопрезентации, которая означает, что человек меняет стратегию своего поведения в зависимости от партнера, с которым он общается, и кросс-ситуативную вариативность, которая связана с изменением поведения в зависимости от требований ситуации. Психологи по-разному оценивают склонность личности к вариативности своего поведения. М.Снайдер расценивает ее как свидетельство стремления управлять впечатлением, производимым на окружающих, другие рассматривают ее как проявление социальной компетентности. Существуют большие различия между людьми в способности менять свой имидж и манеру поведения.

При обработке данных осуществляется суммирование баллов по строкам. Результаты записываются в последний столбец.

Пример описания данных по этой методике.

Краткие сведения об испытуемом.

Имя: Наталья. Возраст 23 года. Социальный статус – студентка.

Тестовые показатели:

1.Стремление понравиться -16 баллов.

2.Самопродвижение – 12.

3.Примерность – 11.

4.Запугивание - 12

5.Самоуничижение – 8.

6.Отслеживание реакций партнера – 8 баллов.

7.Вариативность поведения – 8 баллов.

Интерпретация.

Для данной девушки наиболее характерны такие стили самопредъявления, как стремление понравиться, самопродвижение и запугивание. Это означает, что она рассчитывает на власть своего обаяния, свою компетентность и свою силу. В первую очередь Наташа демонстрирует социально-одобряемые качества, стремится продемонстрировать свое согласие с партнером. Если эта тактика не помогает, Наташа может продемонстрировать и свою власть над человеком. Менее всего для нее характерна стратегия самоуничижения, при которой человек, стремится разжалобить партнера и добиться от него помощи или прощения.

Отслеживание реакций партнера и вариативность поведения у Наташи выражено на среднем уровне, так как максимальные значения по этим шкалам составляют 16 баллов. Это означает, что Наташа отслеживает реакции партнера, но не всегда и не систематично. Вариативность поведения у нее также средняя, т.е. она достаточно постоянна в своих реакциях в межличностном общении.

Методика «Виды лжи».

Она рассчитана на диагностику склонности к искажению информации о себе в межличностном общении. Методика представляет собой опросник, состоящий из 48 вопросов. Испытуемый должен оценить, насколько его поведение соответствует следующим утверждениям, пользуясь следующими градациями: 2 балла – очень характерно для меня, 1 балла – характерно; 0 баллов – совсем не характерно.

Определение суммарных баллов по каждой шкале лжи осуществляется путем суммирования баллов по строке в бланке для ответов. Пункты каждой шкалы расположены с интервалом в восемь позиций. Например, к этикетной лжи относятся пункты 1, 9, 17, 25, 33, 41.

1. Этикетная ложь. Самый распространенный и безобидный вид лжи, поскольку она осуществляется на основе всеобщего договора о соблюдении этикета. Все об этом знают и потому должны сами делать поправку при восприятии этого вида лжи.

2. Ложь во благо. Вариант лжи, при которой субъект мотивирован на сокрытие какой-то важной информации от другого лица из-за опасения, что эта информация может негативно повлиять на его здоровье.

3.Ложь-фантазия. Достаточно безобидный вид лжи, при котором ложь не направлена на причинение вреда слушающим людям. Ее целью, как правило, является придание своему образу черты незаурядной личности. Она характерна для демонстративных личностей.

4. Ложь-оправдание. Очень распространенный тип лжи, который имеет место в ситуации разоблачения неблаговидного поступка. Эта ложь наиболее тесным образом связана с действием защитных механизмов личности, и главная ее цель – это обеление себя для смягчения санкций.

5.Умолчание. Не является собственно ложью, поскольку искажение информации осуществляется за счет неполноты картины. В суде свидетелей просят выполнять три условия: говорить только правду, всю правду и ничего кроме правды. При умолчании человек нарушает второе условие, поскольку говорит не всю правду. В то же время скрытая подробность может существенно изменить восприятие всей ситуации.

6. Сплетня. Представляет собой очень распространенный вид лжи, при котором люди передают друг другу плохо проверенную информацию о своих знакомых или известных личностях. Считается, что женщины более склонны к «перемыванию косточек» своих близких.

7.Ложь-самопрезентация. Вид лжи, направленный на приукрашивание своего образа. Он чаще применяется в отношении малознакомых или незнакомых людей, которым неизвестны обстоятельства реальной жизни говорящего.

8. Мотивы лжи. Данная шкала содержитутверждения, связанные с приписыванием себе разных мотивов лжи. Чем больше человек называет разных мотивов, тем больше он мотивирован на искажение информации.

Пример описания данных по этой методике.

Краткие сведения об испытуемом.

Имя: Наталья. Возраст 23 года. Социальный статус – студентка.

Тестовые показатели:

1.Шкала Этикетная ложь- 12

2.Шкала Ложь во благо - 6

3.Шкала Ложь-фантазия - 6

4.Шкала Ложь-оправдание - 4

5.Шкала Ложь умолчание - 8

6.Шкала Ложь-сплетня - 4

7.Шкала Ложь-самопрезентация - 6

8.Шкала Мотивы лжи -6.

Интерпретация.

Из всех видов лжи респондентка прибегает чаще всего к этикетной лжи, что свидетельствует о ее желании выглядеть воспитанной в глазах окружающих. На втором месте стоит ложь умолчание, которая состоит в сокрытии части информации о себе там, где это возможно. На третьем месте стоит сразу три вида лжи: ложь во благо, фантазия, и самопрезентация. Применение лжи во благо говорит о том, что, по мнению Наташи, неприятную информацию лучше не передавать близким людям. Фантазия и самопрезентация свидетельствует о том, что при случае она готова «пустить пыль в глаза», т.е. насочинять о себе много хорошего.

Менее всего Наташа признается в склонности к сплетням и оправданиям. То, что Наташа редко прибегает к оправданиям, свидетельствует о ее независимом характере. Мотивация лжи выражена у нее на среднем уровне (6 баллов из 12 возможных), что говорит о не очень высокой склонности к искажению информации в межличностном общении.

 

Методика «Мотивы лжи»

Она рассчитана на выявление мотивов лжи в трех сферах общения: деловой, семейной и дружеской. Варианты ответов испытуемого таковы:

а — скажу настоящую причину своего поступка,

б — придумаю объяснение, чтобы не испортить впечатления о себе,

в — придумаю объяснение, чтобы не огорчать других людей,

г — придумаю объяснение, чтобы не ухудшать сложившихся отношений,

д — придумаю объяснение, чтобы скрыть подробности своей жизни.

Для обработки данных надо посчитать количество ответов типа а, б, в, г, д по строкам и записать эти значения в соответствующие клетки.

Первая строка соответствует деловой сфере, вторая — семейной сфере, а третья — дружеской. Чем больше ответов типа А встречается в ответах испытуемого, тем более искренним и прямолинейным является его поведение в данных сферах.

Затем надо определить суммарные значения ответов типа Б,В,Г,Д для того, чтобы понять, какими мотивами человек руководствуется, когда искажает информацию о себе.

Это дает возможность определить ведущие мотивы лжи у данного испытуемого.

Пример описания данных по этой методике.

Краткие сведения об испытуемом.

Имя: Наталья. Возраст 23 года. Социальный статус – студентка.

Тестовые показатели:

Ответов типа А – 4: из них 3 в семейной сфере и один в дружеской.

Ответов типа Б – 3: все они относятся к деловой сфере.

Ответов типа В – 3: все они относятся к семейной сфере.

Ответов типа Г – 6: из них два в деловой и четыре в дружеской сфере.

Ответов типа Д – 2: по одному в деловой и дружеской сферах общения.

Интерпретация

Наталья только в четырех из 18 затруднительных ситуаций говорит правду о причинах невыполнения своих общений. Это говорит о том, что она склонна ко лжи в общении выше среднего уроня. При этом она руководствуется разными мотивами лжи в разных сферах общения.

В семье она обманывает, потому что не хочет огорчать своих близких. Надо отметить, что в семье она менее склонна ко лжи. Больше всего она склонна к неискренности в общении с друзьями и на работе. В дружеской сфере она чаще всего обманывает для того, чтобы не ухудшать сложившихся отношений, а также чтобы скрыть подробности своей жизни.

В деловой сфере она прибегает ко лжи, чтобы не испортить впечатления о себе и чтобы скрыть подробности своей жизни. Ведущим мотивом лжи у Натальи является стремление не ухудшать сложившихся отношений (6 ответов из 18 возможных).

Ей можно порекомендовать поработать с психологом, чтобы избавиться от привычки говорить неправду лицам из своего ближайшего окружения.

 

Инструкция к опроснику СП

Люди по-разному строят свои отношения с окружающими. Вам предстоит оценить, насколько Ваше поведение соответствует следующим утверждениям, пользуясь следующими градациями:

2 балла – очень характерно для меня, 1 балл – характерно;

Ответы вносите в соответствующие клеточки бланка для ответов.

 

  1. Веду себя в соответствии с ожиданиями окружающих.
  2. Люблю продемонстрировать в беседе свои знания в какой-то области.
  3. Стараюсь показать, что все делаю тщательно.
  4. Стараюсь никогда не демонстрировать своей слабости даже перед более сильными людьми.
  5. Я могу притвориться беспомощным, чтобы другие люди помогли мне выполнить мою работу.
  6. Когда я надеваю новую одежду, то ожидаю реакцию на нее со стороны окружающих.
  7. Я совершенно по-разному веду себя с ровесниками и людьми старшего поколения.
  8. Часто не выражаю своего несогласия с кем-то из опасения испортить отношения с данным человеком.
  9. Не упущу случая сообщить о своих знакомствах с влиятельными людьми.
  10. Часто у людей старше себя стараюсь создать образ примерного мальчика (примерной девочки).
  11. Я стараюсь выглядеть сильным (-ой) и независимым (-ой).
  12. Я часто говорю людям, что без их помощи я не смог (-ла) бы справиться со своими проблемами.
  13. Я всегда фиксирую, как люди реагируют на мое поведение.
  14. Я веду себя по-разному в общении с теми, кто мне приятен, и теми, кто мне неприятен.
  15. Люблю делать комплименты окружающим.
  16. Стараюсь носить такую одежду, чтобы она свидетельствовала о высоком достатке моей семьи
  17. В школе меня часто ставили в пример другим детям.
  18. Считаю, что если кто-то не подчиняется тебе, надо припугнуть его лишением каких-то благ со своей стороны.
  19. В детстве я часто мольбой и просьбами достигал (-ла) своих целей.
  20. Меня очень огорчает, когда я вижу, что ко мне плохо расположены какие-то люди.
  21. В общении с мужчинами веду себя иначе, чем в общении с женщинами.
  22. Оказываю другим услуги, даже если не рассчитываю на ответные.
  23. Подбираю таких друзей, которые вызывают восхищение окружающих.
  24. Я предпочитаю больше рассказывать о своих успехах, чем о неудачах.
  25. Считаю, что лучший способ наказать обидчика это высмеять его публично.
  26. Я часто жалуюсь на свои неудачи.
  27. Когда я говорю о себе, мне очень важно проследить, какое воздействие мое сообщение оказало на собеседника.
  28. Мои сотрудники (однокурсники) не узнали бы меня, если бы увидели меня в семейной обстановке.
  29. Спрашиваю знакомых об их делах, чтобы проявить свое внимание к ним.
  30. Слежу за своими манерами, чтобы не выглядеть хуже других.
  31. У меня репутация высоко морального человека.
  32. Мне нравится, если передо мной робеют другие люди.
  33. Иногда, чтобы избавиться от какого-то поручения, я жалуюсь на недостаток своих возможностей или способностей.
  34. Мне тяжело общаться с людьми, у которых на лице не отражается никаких эмоций.
  35. С незнакомыми людьми я веду себя совершенно иначе, чем со своими знакомыми.
  36. Стараюсь не рассказывать людям о своих неудачах и неприятностях.
  37. Люблю продемонстрировать свои умения и способности.
  38. Я часто критикую действия других людей.
  39. Иногда я напускаю на себя излишнюю строгость.
  40. Когда я что-то не успеваю сделать в срок, я часто в оправдание говорю, что был болен.
  41. Когда я отвечаю на экзамене, всегда слежу за реакцией преподавателя на мой ответ.
  42. Я люблю часто менять свой внешний вид.
  43. Стараюсь со всеми быть дружелюбным (-ой), независимо от симпатий.
  44. В обществе друзей активно участвую в общей беседе.
  45. Я люблю рассказывать о том, как я помог кому-нибудь.
  46. Лучший способ самозащиты – это нападение.
  47. В обществе друзей я даю понять, что не претендую на лидерство.
  48. Мне очень важна поддержка со стороны слушающего человека, когда я ему что-нибудь рассказываю.
  49. Я, если захочу, могу изменить свою манеру поведения до неузнаваемости.
  50. Считаю, что лесть хорошее средство добиться чьего-либо расположения.
  51. В аудитории, если преподаватель задает вопрос всей группе, часто отвечаю первым.
  52. Стараюсь вести себя так, чтобы меня похвалили.
  53. Я веду себя так, что мне не решаются сказать о своей неприязни ко мне.
  54. Считаю, что лучший способ добиться расположения старших – прикинуться беспомощным (-ой).
  55. Когда я вхожу в комнату, где собрались мои друзья или знакомые, я стараюсь заметить, как каждый из них отреагировал на мое появление.
  56. Мой вид очень зависит от моего настроения.

Инструкция к опроснику ВЛ

Люди в повседневной жизни часто прибегают к искажению информации о себе. Нет такого человека, который говорит одну только правду. Вам предстоит оценить, насколько Ваше поведение соответствует следующим утверждениям, пользуясь следующими градациями: 2 балла – очень характерно для меня, 1 балл – характерно; 0 баллов – совсем не характерно.

Ответы вносите в соответствующие клеточки бланка для ответов.

1. Вы делаете вид, что Вы рады приходу друзей, хотя у Вас совсем другие планы.

2. Если Вы узнаете, что близкий человек неизлечимо болен и об этом не подозревает, то не скажете ему правду.

3. Вы склонны что-нибудь немного преувеличить, когда рассказываете о себе.

4. Вы готовы привести несуществующие аргументы, смягчающие Вашу вину, когда Вас в чем-то обвиняют.

5. Вы всегда даете окружающим минимум информации о своих делах и чувствах.

6. Вы передаете сплетни о знакомых.

7. Вам случалось в общении с посторонними людьми преувеличивать свой социальный статус (свое происхождение, уровень доходов или уровень образования).

8. Вам чаще всего приходится обманывать ради того, чтобы не испортить впечатления о себе.

9. Гости испачкали скатерть, но Вы их уверяете, что ничего страшного не произошло.

10. Вы не скажете другу, что случайно узнали о намерении начальника вскоре его уволить.

11. В процессе рассказа Вы так увлекаетесь, что немного искажаете факты, чтобы сообщение получилось интереснее.

12. Когда Вас обвиняют в том, что Вы не выполнили какие-то обязательства, Вы чаще всего ссылаетесь на недостаток времени, хотя его было достаточно.

13. Вы часто ловите себя на том, что сказали далеко не все, что знаете по этому вопросу.

14. Вам приходилось быть источником неверной информации (сплетни) о знакомых или сотрудниках.

15. Когда у Вас завязываются романтические отношения, Вы любите напустить тумана, рассказывая о себе.

16. Вы искажаете информацию о себе, чтобы другие люди не контролировали Вашу жизнь.

17. Гости явно задержались у Вас, Вы хотите спать, но убеждаете их еще немного посидеть с Вами.

18. Если Вы узнаете, что Вашего друга недолюбливают сотрудники, Вы не скажете об этом ему, чтобы он не расстраивался.

19. Вы считаете, что без элемента фантазии любой рассказ будет скучным.

20. Вы любите ссылаться на несуществующую болезнь, когда Вас обвиняют в невыполнении какого-либо поручения или работы.

21. Вы умеете так ответить на вопрос, чтобы не сказать о себе ничего лишнего.

22. Вы считаете, что сплетничать – безобидное занятие.

23. Вы считаете, что можно немного преувеличить свои способности и навыки в ситуации собеседования при приеме на работу.

24. Вам приходится обманывать близких, чтобы не огорчать их.

25. Когда кто-нибудь из Ваших знакомых жалуется Вам на свой плохой вид, Вы ободряете его, даже если он прав.

26. Если Вы узнаете, что тяжело больны, то долго не будете говорить об этом близким, чтобы их не расстраивать.

27. Вам нравятся рассказчики, которые приукрашивают свой рассказ в ущерб правдивости сообщения.

28. Вы редко говорите истинную причину, по которой Вы не выполнили чью-то просьбу.

29. Вы стараетесь ничего не рассказывать своим сотрудникам о своих семейных делах.

30. Когда Вы рассказываете сплетню, то не предупреждаете собеседника, что не отвечаете за истинность информации.

31. Вы могли бы вести переписку по Интернету от лица противоположного пола или другого возраста.

32. Вам приходится искажать информацию о себе, чтобы не испортить отношений с окружающими.

33. Кто-то обидно пошутил в Ваш адрес, но Вы делаете вид, что не обиделись.

34. Вы считаете, что человеку лучше не говорить правду, если это его сильно огорчит.

35. Вы не осуждаете людей за то, что они, рассказывая о себе, немного фантазируют.

36. Вы предпочитаете сказать неправду, чем потерять симпатию со стороны близкого человека.

37. Вы считаете, что близким людям лучше не рассказывать подробности своей жизни, чтобы зря их не волновать.

38. Вы не пресекаете распространение сплетен на работе.

39. Вы можете изобразить те чувства к человеку, которые он ждет от Вас, даже если Вы их не испытываете.

40. Вам часто приходится искажать информацию о себе, потому что Вы боитесь упреков со стороны окружающих.

41. Друг задерживает возвращение долга, но Вы его уверяете, что можете еще подождать, хотя Вам самому нужны эти деньги.

42. Вы считаете, что бывают такие случаи, когда ложь бывает во благо.

43. Вы в детстве часто фантазировали, когда рассказывали о себе друзьям или родителям.

44. Вы редко открыто признаете свою вину.

45. Вы стараетесь не посвящать близких людей в свои планы и действия, чтобы они не контролировали Вашу жизнь.

46. Вы считаете, что сплетни на работе неизбежны, и потому бороться с ними бессмысленно.

47. Вам легко удается изобразить внимательного слушателя, когда говорит начальник, хотя Ваши мысли при этом очень далеко.

48. При знакомстве с новыми людьми Вы приукрашиваете себя, чтобы создать хорошее впечатление о себе.

 

 

Инструкция к опроснику МЛ

Сейчас Вам будут предложены короткие описания житейских ситуаций, которые обычно вызывают затруднения у людей. Каждый человек иногда забывает о своих обещаниях, опаздывает на встречи с другими людьми, попадает в неловкие положения.

Вам надо будет оценить, как Вы обычно ведете себя в таких ситуациях, выбрав один из вариантов ответа. Если Вы никогда не оказывались в предлагаемой ситуации, постарайтесь представить себе, как Вы бы поступили в таком случае.

На листке для ответа напротив номера пункта поставьте букву, соответствующую одному из следующих вариантов поведения в затруднительной ситуации:

Учебный год

 

Практическое задание: каждый студент должен протестировать одного испытуемого любого пола в возрастном диапазоне от 18 до 35 лет по трем методикам: Стратегии самопредъявления, Виды лжи, Мотивы лжи.

На основании полученных данных надо провести анализ особенностей самопредъявления в общении испытуемого и представить письменное их описание. К летней сессии необходимо протестировать испытуемого, обработать данные по ключу и проинтерпретировать полученные результаты. Примеры описания данных прилагаются.

К ОТЧЕТУ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО ПРИЛАГАТЬ ЗАПОЛНЕННЫЕ ИСПЫТУЕМЫМ БЛАНКИ ДЛЯ ОТВЕТОВ ПО ВСЕМ МЕТОДИКАМ.

В случае дублирования данных у двух студентов работы не будут приняты в качестве отчетных.

Опросник «Стратегии самопредъявления»

Методика рассчитана на диагностику стратегий самопредъявления в межличностном общении. Она представляет собой опросник, состоящий из 56 вопросов. Испытуемый должен оценить, насколько его поведение соответствует утверждениям, пользуясь следующими градациями: 2 балла – очень характерно для меня, 1 балла – характерно; 0 баллов – совсем не характерно.

Обработка данных проводится с помощью ключа. Пункты по каждой шкале расположены с интервалом в семь пунктов (например, шкала «стремление понравиться» включает пункты 1, 8,15,22, 29, 36, 43 и 50). Они расположены в бланке для ответа таким образом, что можно проводить их суммирование по строке. В результате на каждого испытуемого получается 7 показателей.

Первые пять шкал соответствуют стилям самопредъявления, описанным Э.Джонсом и Т.Питтманом. По их мнению, самопрезентация позволяет человеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживая влияние в межличностных отношениях.

1. Стремление понравиться – инграциация. Эта стратегия рассчитана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казаться привлекательным.

2. Самопродвижение – демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казаться компетентным.

3. Примерность – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель - казаться морально безупречным.

4. Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.

5. Демонстрация слабости или мольба. Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.

По зарубежным данным наиболее распространенными являются первые три стратегии самопредъявления, поскольку они соответствуют социально-одобряемому поведению.

6. Отслеживание производимого впечатления. Считается, что люди, стремящиеся производить определенное впечатление на окружающих, больше контролируют как собственное поведение, так и ответные реакции партнеров. В этом нет ничего плохого, даже напротив, это говорит о большей социальной компетентности человека, так как благодаря этому контролю человек действует более адекватно, чем тот человек, который не обращает внимания на окружающих. Избыточный контроль за производимым впечатлением связан с демонстративным поведением.

7. Вариативность поведения человека. Эта характеристика проявляется в способности предъявлять разные образы в разных ситуациях межличностного взаимодействия. Необходимость выглядеть и действовать по-разному связана, во-первых, с большим количеством ролей, которые исполняет человек, во-вторых, с изменчивостью ситуаций, в которых протекает его общение. В соответствии с этими двумя факторами, можно условно выделить кросс-партнерскую вариативность самопрезентации, которая означает, что человек меняет стратегию своего поведения в зависимости от партнера, с которым он общается, и кросс-ситуативную вариативность, которая связана с изменением поведения в зависимости от требований ситуации. Психологи по-разному оценивают склонность личности к вариативности своего поведения. М.Снайдер расценивает ее как свидетельство стремления управлять впечатлением, производимым на окружающих, другие рассматривают ее как проявление социальной компетентности. Существуют большие различия между людьми в способности менять свой имидж и манеру поведения.

При обработке данных осуществляется суммирование баллов по строкам. Результаты записываются в последний столбец.

Пример описания данных по этой методике.

Краткие сведения об испытуемом.

Имя: Наталья. Возраст 23 года. Социальный статус – студентка.

Тестовые показатели:

1.Стремление понравиться -16 баллов.

2.Самопродвижение – 12.

3.Примерность – 11.

4.Запугивание - 12

5.Самоуничижение – 8.

6.Отслеживание реакций партнера – 8 баллов.

7.Вариативность поведения – 8 баллов.

Интерпретация.

Для данной девушки наиболее характерны такие стили самопредъявления, как стремление понравиться, самопродвижение и запугивание. Это означает, что она рассчитывает на власть своего обаяния, свою компетентность и свою силу. В первую очередь Наташа демонстрирует социально-одобряемые качества, стремится продемонстрировать свое согласие с партнером. Если эта тактика не помогает, Наташа может продемонстрировать и свою власть над человеком. Менее всего для нее характерна стратегия самоуничижения, при которой человек, стремится разжалобить партнера и добиться от него помощи или прощения.

Отслеживание реакций партнера и вариативность поведения у Наташи выражено на среднем уровне, так как максимальные значения по этим шкалам составляют 16 баллов. Это означает, что Наташа отслеживает реакции партнера, но не всегда и не систематично. Вариативность поведения у нее также средняя, т.е. она достаточно постоянна в своих реакциях в межличностном общении.

Методика «Виды лжи».

Она рассчитана на диагностику склонности к искажению информации о себе в межличностном общении. Методика представляет собой опросник, состоящий из 48 вопросов. Испытуемый должен оценить, насколько его поведение соответствует следующим утверждениям, пользуясь следующими градациями: 2 балла – очень характерно для меня, 1 балла – характерно; 0 баллов – совсем не характерно.

Определение суммарных баллов по каждой шкале лжи осуществляется путем суммирования баллов по строке в бланке для ответов. Пункты каждой шкалы расположены с интервалом в восемь позиций. Например, к этикетной лжи относятся пункты 1, 9, 17, 25, 33, 41.

1. Этикетная ложь. Самый распространенный и безобидный вид лжи, поскольку она осуществляется на основе всеобщего договора о соблюдении этикета. Все об этом знают и потому должны сами делать поправку при восприятии этого вида лжи.

2. Ложь во благо. Вариант лжи, при которой субъект мотивирован на сокрытие какой-то важной информации от другого лица из-за опасения, что эта информация может негативно повлиять на его здоровье.

3.Ложь-фантазия. Достаточно безобидный вид лжи, при котором ложь не направлена на причинение вреда слушающим людям. Ее целью, как правило, является придание своему образу черты незаурядной личности. Она характерна для демонстративных личностей.

4. Ложь-оправдание. Очень распространенный тип лжи, который имеет место в ситуации разоблачения неблаговидного поступка. Эта ложь наиболее тесным образом связана с действием защитных механизмов личности, и главная ее цель – это обеление себя для смягчения санкций.

5.Умолчание. Не является собственно ложью, поскольку искажение информации осуществляется за счет неполноты картины. В суде свидетелей просят выполнять три условия: говорить только правду, всю правду и ничего кроме правды. При умолчании человек нарушает второе условие, поскольку говорит не всю правду. В то же время скрытая подробность может существенно изменить восприятие всей ситуации.

6. Сплетня. Представляет собой очень распространенный вид лжи, при котором люди передают друг другу плохо проверенную информацию о своих знакомых или известных личностях. Считается, что женщины более склонны к «перемыванию косточек» своих близких.

7.Ложь-самопрезентация. Вид лжи, направленный на приукрашивание своего образа. Он чаще применяется в отношении малознакомых или незнакомых людей, которым неизвестны обстоятельства реальной жизни говорящего.

8. Мотивы лжи. Данная шкала содержитутверждения, связанные с приписыванием себе разных мотивов лжи. Чем больше человек называет разных мотивов, тем больше он мотивирован на искажение информации.

Пример описания данных по этой методике.

Краткие сведения об испытуемом.

Имя: Наталья. Возраст 23 года. Социальный статус – студентка.

Тестовые показатели:

1.Шкала Этикетная ложь- 12

2.Шкала Ложь во благо - 6

3.Шкала Ложь-фантазия - 6

4.Шкала Ложь-оправдание - 4

5.Шкала Ложь умолчание - 8

6.Шкала Ложь-сплетня - 4

7.Шкала Ложь-самопрезентация - 6

8.Шкала Мотивы лжи -6.

Интерпретация.

Из всех видов лжи респондентка прибегает чаще всего к этикетной лжи, что свидетельствует о ее желании выглядеть воспитанной в глазах окружающих. На втором месте стоит ложь умолчание, которая состоит в сокрытии части информации о себе там, где это возможно. На третьем месте стоит сразу три вида лжи: ложь во благо, фантазия, и самопрезентация. Применение лжи во благо говорит о том, что, по мнению Наташи, неприятную информацию лучше не передавать близким людям. Фантазия и самопрезентация свидетельствует о том, что при случае она готова «пустить пыль в глаза», т.е. насочинять о себе много хорошего.

Менее всего Наташа признается в склонности к сплетням и оправданиям. То, что Наташа редко прибегает к оправданиям, свидетельствует о ее независимом характере. Мотивация лжи выражена у нее на среднем уровне (6 баллов из 12 возможных), что говорит о не очень высокой склонности к искажению информации в межличностном общении.

 

Методика «Мотивы лжи»

Она рассчитана на выявление мотивов лжи в трех сферах общения: деловой, семейной и дружеской. Варианты ответов испытуемого таковы:

а — скажу настоящую причину своего поступка,

б — придумаю объяснение, чтобы не испортить впечатления о себе,

в — придумаю объяснение, чтобы не огорчать других людей,

г — придумаю объяснение, чтобы не ухудшать сложившихся отношений,

д — придумаю объяснение, чтобы скрыть подробности своей жизни.

Для обработки данных надо посчитать количество ответов типа а, б, в, г, д по строкам и записать эти значения в соответствующие клетки.

Первая строка соответствует деловой сфере, вторая — семейной сфере, а третья — дружеской. Чем больше ответов типа А встречается в ответах испытуемого, тем более искренним и прямолинейным является его поведение в данных сферах.

Затем надо определить суммарные значения ответов типа Б,В,Г,Д для того, чтобы понять, какими мотивами человек руководствуется, когда искажает информацию о себе.

Это дает возможность определить ведущие мотивы лжи у данного испытуемого.

Пример описания данных по этой методике.

Краткие сведения об испытуемом.

Имя: Наталья. Возраст 23 года. Социальный статус – студентка.

Тестовые показатели:

Ответов типа А – 4: из них 3 в семейной сфере и один в дружеской.

Ответов типа Б – 3: все они относятся к деловой сфере.

Ответов типа В – 3: все они относятся к семейной сфере.

Ответов типа Г – 6: из них два в деловой и четыре в дружеской сфере.

Ответов типа Д – 2: по одному в деловой и дружеской сферах общения.

Интерпретация

Наталья только в четырех из 18 затруднительных ситуаций говорит правду о причинах невыполнения своих общений. Это говорит о том, что она склонна ко лжи в общении выше среднего уроня. При этом она руководствуется разными мотивами лжи в разных сферах общения.

В семье она обманывает, потому что не хочет огорчать своих близких. Надо отметить, что в семье она менее склонна ко лжи. Больше всего она склонна к неискренности в общении с друзьями и на работе. В дружеской сфере она чаще всего обманывает для того, чтобы не ухудшать сложившихся отношений, а т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.83 (0.026 с.)