Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гос стой и конституция 1977 года↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Новые причины принятия новой конституции: -социально-экономические сдвиги и Основной закон, который их фиксирует -У советских людей должна быть идея, что общество развивается поступательно -Не совершенство конституции 1936 года и многие ее положения устарели Содержание Конституции: 1). идея о развитом социализме – пронизывала все основные сферы жизни. Развитой социализм – высшая стадия, длительный период, в котором социалистические отношения будут развиваться и совершенствоваться на своей основе. Гос-во и право развитого социализма. 2).Идея о народном государстве – до этого в 20-е г. отмирание гос-ва при Сталине не принято говорить о государстве. Попытки реального изучения структуры советского гос-ва. Но результаты этого исследования были полулегальными. Официально же – социальная однородность, нивелировались национальные различия, ведущая роль у России (РСФСР): экономический центр тяготения, будущее человека зависело от русского образования и знания русского языка. В СССР сформировалась новая историческая общность – советский народ. Конституция 1977 г. ее принятие и содержание, обусловлены в некоторой степени влиянием запада – в Германии, Японии, Франции приняты конституции нового времени, где гос-во это социальный арбитр и надклассовый элемент, идеи правового гос-ва, которые присутствуют и в Конституции 1977 г, но в видоизмененном виде Конституция СССР 1977 г. В новой Конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и Советское гос-во стало общенародным Конституция закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшим органом власти оставался Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет. По сравнению с К. 1936 г в К. 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище. Конституция закрепила СССР как союзное федеративное гос-во. Признав свершившимся становление советской нации, последняя Конституция СССР подтвердила федератизм национально-гос-х образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму.
Перестройка Предпосылки перестройки. СССР в 1965-1985 гг. находился в состоянии благополучия, несмотря на многие неурядицы, которые в принципе могли быть устранены. Советский строй, выросший из крестьянского мироощущения, медленно отвечал на принципиально иные потребности растущего городского населения, особенно молодежи. Нарастал разрыв между новым социальным типом и строем жизни. В то же время назревали факторы нестабильности и общего ощущения неблагополучия, которые накладывались на неизбежный и общий адаптационный стресс, связанный с массовой урбанизацией - переходом к городскому образу жизни. И внутри страны, и в мире возникло предчувствие, что СССР проигрывает холодную войну. Взяв на себя, в отличие от западного общества, бремя организации почти всего хозяйства, Советское гос-во обязано было иметь аппарат, способный хорошо или по меньшей мере приемлемо координировать усилия всех подсистем экономики и распределения ресурсов. Производство стало недостаточно быстро отвечать на изменения как технологии, так и общественных потребностей. Сама система гос-ва стала терять целостность и неявно "распадаться" на множество подсистем, следующих не общим, а своим собственным критериям оптимизации. Наглядным выражением этого стала ведомственность. Ведомственность подрывала одну из главных основ советского строя, придававшую силу его экономике, - общенародный характер собственности и хозяйства. Складываясь в замкнутую административно-хозяйственную систему и обретая "чувство хозяина", ведомство неявно проводило денационализации) части хозяйства. В период "сталинизма" важную роль в нейтрализации ведомственности играла партия, которая следовала "общим" критериям и держала хозяйственных руководителей в жестких рамках. В 70-е гг. произошло соединение ведомственности с местничеством - сплочением руководителей госаппарата и хозяйства региона в конфликте интересов с центром и другими регионами. Образование региональных элит, включающих в себя и работников аппарата ведомств, и работников местных органов власти, породило новый тип политических субъектов - номенклатурные кланы. До "оттепели" Хрущева гос-во вело с местничеством постоянную и тщательную борьбу, доходя в сталинский период до жестоких репрессий. Но постепенно и номенклатура центральных органов включилась в процесс образования кланов. Началось неявное пока разделение страны. Гос-во становилось все менее советским. Для объяснения обществу причин уже ощущаемого неблагополучия в массовое сознание внедрялся ряд мифов - как через официальную прессу, так и через "теневую" систему (самиздат, анекдоты, кухонные дискуссии). Все в более широких кругах населения СССР, прежде всего в кругах интеллигенции, нарастало отчуждение от гос-ва и ощущение, что жизнь у строена неправильно. Тем самым гос-во лишалось своей второй опоры - согласия. В 1987 г., когда программа переделки Советского гос-ва вступила в решающую стадию революции. Высшее руководство КПСС видело задачу не в постепенном реформировании, а в изменении через слом. Выводы из перестройки: - перестройка относится к категории "революций сверху". В них назревающий кризис легитимности гос-ва, грозящий перераспределением власти и богатства, разрешается действиями правящей прослойки через гос-ый аппарат; - перестройка завершилась глубокими изменениями политической системы, общественно-экономического строя, национальных отношений, образа жизни и культуры всех граждан и народов СССР. Она привела к кардинальному изменению геополитической структуры мира и породила мировые процессы, далекие от завершения. Т.о., по своим масштабам перестройка- явление всемирно-исторического значения; - перестройка была частью мирового конфликта - холодной войны. В ее развитии и использовании результатов зарубежные политически силы играли активную и важную роль. Завершение перестройки ликвидацией Варшавского договора и СЭВ, затем развалом СССР рассматривается на Западе как поражение СССР в холодной войне; - движущей силой перестройки стал необычный союз следующих социокультурных групп: части партийно-государственной номенклатуры, стремящейся преодолеть назревающий кризис легитимности с сохранением своего положения (даже ценой смены идеологической маски); части интеллигенции, проникнутой либеральной и западнической утопией (ею двигали смутные идеалы свободы и демократии и образ "прилавки, полные продуктов"); криминальных слоев, связанных с "теневой" экономикой; - первый этап перестройки (до непосредственного демонтажа структур Советского гос-ва) представлял собой "революцию в сознании" Это период получил название гласность. Гласность была большой программой по разрушению образов, символов и идей, скрепляющих "культурное ядро" советского общества и укреплявших гегемонию Советского гос-ва Особым видом идеологического воздействия стали "опросы общественного мнения". Насколько эффективным было давление на общественное сознание, говорит всесоюзный опрос 1989 г. "мнения об уровне питания". "Общественное мнение" было создано идеологами и прессой. Идеологическим стержнем перестройки был евроцентризм - идея существования единой мировой цивилизации, имеющей свою "правильную" столбовую дорогу. По этой дороге прошел Запад. Россия, особенно на советском этапе якобы отклонилась от этого пути. Из этого выводилась концепция "возврата в цивилизацию" и ориентации на "общечеловеческие ценности". Главным препятствием на этом пути виделось гос-во, а главной задачей - "разгосударствление". Реформа органов гос власти Каждый этап реорганизации государственной системы обосновывался в ходе перестройки разными идеологическими концепциями. Они становились все более радикальными и все более отходили от главных принципов советского жизнеустройства. Вначале (до января 1987 г.) был выдвинут лозунг "Больше социализма!", затем лозунг "Больше демократии!" - это был период культурной подготовки. С 1988 г. начинаются радикальные изменения всех подсистем гос-ва с разными вариациями антисоветских и антисоюзных лозунгов. Органы государственной власти. В 1988 г. через так называемую Конституционную реформу были изменены структура верховных органов власти и избирательная система. Был учрежден новый высший закон-ый орган - Съезд народных депутатов СССР, который собирался один раз в год. Верховный Совет СССР - постоянно действовавший закон-ый и распорядительный орган, который избирался тайным голосованием народными депутатами СССР из их числа сроком на пять лет с ежегодным обновлением из состава, ВС СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты ВС СССР создавали в качестве постоянных рабочих органов комиссии и комитеты. В марте 1990 г. был принят Закон об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР. Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Президент СССР должен был избираться прямыми выборами, но в первый раз "в порядке исключения" он был избран народными депутатами СССР. Изменения в местных органах государственной власти начались с эксперимента, проведенного во время выборов 1987 г. Был введен институт председателей Советов всех уровней и президиумов местных Советов, которые взяли на себя функции исполкомов. Работники исполкомов и руководящие партийные работники не могли быть избраны депутатами Советов - это должно было означать шаг к отстранению аппарата и партии от власти. Изменения в политической системе. В 1988 г. появились первые массовые политические организации с антисоветскими и антисоюзными платформам "народные фронты" в республиках Прибалтики. Антисоветская оппозици оформилась как Межрегиональная депутатская группа, которые выдвигали 2 требования - отмена ст. 6 Конституции СССР (о "руководящей роли КПСС") и легализация забастовок. Легализация забастовок дала мощное средство шантажа союзной власти и поддержки политических требований антисоветской оппозиции. В январе 1990 г. было создано радикальное движение "Демократическая Россия" ("демократы"), которое положило в основу своей идеологии антикоммунизм, а в области гос-го строительства выдвигало идею сильной авторитарно-олигархической власти. Вооруженные силы. Правоохранительные органы. Реорганизация этих институтов гос-ва проходила в обстановке жесткой идеологической кампании против КГБ, МВД и армии. Большое разрушительное значение для армии имело утверждение приоритета демократических идеалов перед воинской дисциплиной. Перестройка гос-х органов управления. В рамках перехода к "экономическим методам управления" и полному хозрасчету предприятий было проведено радикальное изменение всей структуры управления. В 1987 г. был начат процесс слияния и разделения министерств, в котором невозможно усмотреть какую-либо единую систему ("министерская чехарда"). Фактически, начиная с 1986 г., центральный аппарат управления хозяйством был недееспособен.
Этапы становления современной российской государственности. Конституционный кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ. Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции 1993 г А)Этапы становления современного российского гос-ва Первый этап можно рассматривать как создание юридических, политических и экономических основ для формирования самостоятельного российского гос-ва. Он был ознаменован введением поста президента и избранием на этот пост Б.Н.Ельцина. Завершается первый этап распадом Советского Союза и созданием Содружества Независимых Государств (12.06.1990 г. – декабрь 1991 г.). Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е.Гайдар, А.Чубайс, А.Шохин и др.) стремились вытеснить гос-во, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На третьем этапе (1994-1998 гг.) выявилась иллюзорность намерений реформаторов ограничить вмешательство гос-ва в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствовал о том, что гос-во не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия как для гос-ва, так и для общества. Четвертый этап (сентябрь 1998 г. – декабрь 1999 г.) был ознаменован сменой правительства, которое возглавил Е.Примаков, заявивший о необходимости корректировки курса реформ. Пятый этап (2000-е гг.) начался с приходом к власти В.Путина и характеризуется усилением вертикали власти, повышением роли гос-ва в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы. Б) События 1993 г Противостояние законодательной и исполнительной власти в России завершилось кровавыми событиями в октябре 1993 г. Одной из главных причин конфликта было принципиальное расхождение во взглядах по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России. Правительство во главе с Б.Н. Ельциным и Е.Т. Гайдаром выступило защитником радикальных рыночных реформ, а Верховный Совет РСФСР во главе с Р.И. Хасбулатовым и вице-президентом России А.Б. Руцким сопротивлялся реформам, противопоставляя рынку регулируемую экономику. В)Принятие Конституции 1993 г В 1993 г. в России была принята Конституция, которая пришла на смену Конституции, принятой в 1978 г. Верховным Советом РСФСР в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного гос-ва. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Гос-во объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым. Оно рассматривалось как «основное орудие строительства социализма и коммунизма». Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие. Закрепленная в Конституции руководящая роль КПСС служила базисом и оправданием однопартийного диктата во всех общественных и гос-х делах. Конституция с таким содержанием сразу стала входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 г. В 1989 г. законом был учрежден новый высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов РСФСР в составе 1068 депутатов. К исключительному ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и Дополнений. За этим последовала серия изменений и поправок, в частности гос-во стало называться Российская Федерация - Россия, был введен пост Президента.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.182 (0.01 с.) |