Гос стой и конституция 1977 года



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гос стой и конституция 1977 года



Новые причины принятия новой конституции:

-социально-экономические сдвиги и Основной закон, который их фиксирует -У советских людей должна быть идея, что общество развивается поступательно -Не совершенство конституции 1936 года и многие ее положения устарели Содержание Конституции:

1). идея о развитом социализме – пронизывала все основные сферы жизни. Развитой социализм – высшая стадия, длительный период, в котором социалистические отношения будут развиваться и совершенствоваться на своей основе. Гос-во и право развитого социализма.

2).Идея о народном государстве – до этого в 20-е г. отмирание гос-ва при Сталине не принято говорить о государстве.

Попытки реального изучения структуры советского гос-ва.

Но результаты этого исследования были полулегальными. Официально же – социальная однородность, нивелировались национальные различия, ведущая роль у России (РСФСР): экономический центр тяготения, будущее человека зависело от русского образования и знания русского языка. В СССР сформировалась новая историческая общность – советский народ.

Конституция 1977 г. ее принятие и содержание, обусловлены в некоторой степени влиянием запада – в Германии, Японии, Франции приняты конституции нового времени, где гос-во это социальный арбитр и надклассовый элемент, идеи правового гос-ва, которые присутствуют и в Конституции 1977 г, но в видоизмененном виде

Конституция СССР 1977 г. В новой Конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и Советское гос-во стало общенародным Конституция закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшим органом власти оставался Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет. По сравнению с К. 1936 г в К. 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище. Конституция закрепила СССР как союзное федеративное гос-во. Признав свершившимся становление советской нации, последняя Конституция СССР подтвердила федератизм национально-гос-х образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму.

 

 

Перестройка

Предпосылки перестройки. СССР в 1965-1985 гг. находился в состоянии благополучия, несмотря на многие неурядицы, которые в принципе могли быть устранены. Советский строй, выросший из крестьянского мироощущения, медленно отвечал на принципиально иные потребности растущего городского населения, особенно молодежи. Нарастал разрыв между новым социальным типом и строем жизни. В то же время назревали факторы нестабильности и общего ощущения неблагополучия, которые накладывались на неизбежный и общий адаптационный стресс, связанный с массовой урбанизацией - переходом к городскому образу жизни. И внутри страны, и в мире возникло предчувствие, что СССР проигрывает холодную войну. Взяв на себя, в отличие от западного общества, бремя организации почти всего хозяйства, Советское гос-во обязано было иметь аппарат, способный хорошо или по меньшей мере приемлемо координировать усилия всех подсистем экономики и распределения ресурсов. Производство стало недостаточно быстро отвечать на изменения как технологии, так и общественных потребностей. Сама система гос-ва стала терять целостность и неявно "распадаться" на множество подсистем, следующих не общим, а своим собственным критериям оптимизации. Наглядным выражением этого стала ведомственность. Ведомственность подрывала одну из главных основ советского строя, придававшую силу его экономике, - общенародный характер собственности и хозяйства. Складываясь в замкнутую административно-хозяйственную систему и обретая "чувство хозяина", ведомство неявно проводило денационализации) части хозяйства. В период "сталинизма" важную роль в нейтрализации ведомственности играла партия, которая следовала "общим" критериям и держала хозяйственных руководителей в жестких рамках. В 70-е гг. произошло соединение ведомственности с местничеством - сплочением руководителей госаппарата и хозяйства региона в конфликте интересов с центром и другими регионами. Образование региональных элит, включающих в себя и работников аппарата ведомств, и работников местных органов власти, породило новый тип политических субъектов - номенклатурные кланы. До "оттепели" Хрущева гос-во вело с местничеством постоянную и тщательную борьбу, доходя в сталинский период до жестоких репрессий. Но постепенно и номенклатура центральных органов включилась в процесс образования кланов. Началось неявное пока разделение страны. Гос-во становилось все менее советским. Для объяснения обществу причин уже ощущаемого неблагополучия в массовое сознание внедрялся ряд мифов - как через официальную прессу, так и через "теневую" систему (самиздат, анекдоты, кухонные дискуссии). Все в более широких кругах населения СССР, прежде всего в кругах интеллигенции, нарастало отчуждение от гос-ва и ощущение, что жизнь у строена неправильно. Тем самым гос-во лишалось своей второй опоры - согласия. В 1987 г., когда программа переделки Советского гос-ва вступила в решающую стадию революции. Высшее руководство КПСС видело задачу не в постепенном реформировании, а в изменении через слом. Выводы из перестройки:

- перестройка относится к категории "революций сверху". В них назревающий кризис легитимности гос-ва, грозящий перераспределением власти и богатства, разрешается действиями правящей прослойки через гос-ый аппарат; - перестройка завершилась глубокими изменениями политической системы, общественно-экономического строя, национальных отношений, образа жизни и культуры всех граждан и народов СССР. Она привела к кардинальному изменению геополитической структуры мира и породила мировые процессы, далекие от завершения. Т.о., по своим масштабам перестройка- явление всемирно-исторического значения; - перестройка была частью мирового конфликта - холодной войны. В ее развитии и использовании результатов зарубежные политически силы играли активную и важную роль. Завершение перестройки ликвидацией Варшавского договора и СЭВ, затем развалом СССР рассматривается на Западе как поражение СССР в холодной войне;

- движущей силой перестройки стал необычный союз следующих социокультурных групп: части партийно-государственной номенклатуры, стремящейся преодолеть назревающий кризис легитимности с сохранением своего положения (даже ценой смены идеологической маски); части интеллигенции, проникнутой либеральной и западнической утопией (ею двигали смутные идеалы свободы и демократии и образ "прилавки, полные продуктов"); криминальных слоев, связанных с "теневой" экономикой; - первый этап перестройки (до непосредственного демонтажа структур Советского гос-ва) представлял собой "революцию в сознании" Это период получил название гласность. Гласность была большой программой по разрушению образов, символов и идей, скрепляющих "культурное ядро" советского общества и укреплявших гегемонию Советского гос-ва

Особым видом идеологического воздействия стали "опросы общественного мнения". Насколько эффективным было давление на общественное сознание, говорит всесоюзный опрос 1989 г. "мнения об уровне питания". "Общественное мнение" было создано идеологами и прессой. Идеологическим стержнем перестройки был евроцентризм - идея существования единой мировой цивилизации, имеющей свою "правильную" столбовую дорогу. По этой дороге прошел Запад. Россия, особенно на советском этапе якобы отклонилась от этого пути. Из этого выводилась концепция "возврата в цивилизацию" и ориентации на "общечеловеческие ценности". Главным препятствием на этом пути виделось гос-во, а главной задачей - "разгосударствление".

Реформа органов гос власти

Каждый этап реорганизации государственной системы обосновывался в ходе перестройки разными идеологическими концепциями. Они становились все более радикальными и все более отходили от главных принципов советского жизнеустройства. Вначале (до января 1987 г.) был выдвинут лозунг "Больше социализма!", затем лозунг "Больше демократии!" - это был период культурной подготовки. С 1988 г. начинаются радикальные изменения всех подсистем гос-ва с разными вариациями антисоветских и антисоюзных лозунгов. Органы государственной власти. В 1988 г. через так называемую Конституционную реформу были изменены структура верховных органов власти и избирательная система. Был учрежден новый высший закон-ый орган - Съезд народных депутатов СССР, который собирался один раз в год.

Верховный Совет СССР - постоянно действовавший закон-ый и распорядительный орган, который избирался тайным голосованием народными депутатами СССР из их числа сроком на пять лет с ежегодным обновлением из состава, ВС СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты ВС СССР создавали в качестве постоянных рабочих органов комиссии и комитеты.

В марте 1990 г. был принят Закон об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР. Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Президент СССР должен был избираться прямыми выборами, но в первый раз "в порядке исключения" он был избран народными депутатами СССР.

Изменения в местных органах государственной власти начались с эксперимента, проведенного во время выборов 1987 г. Был введен институт председателей Советов всех уровней и президиумов местных Советов, которые взяли на себя функции исполкомов. Работники исполкомов и руководящие партийные работники не могли быть избраны депутатами Советов - это должно было означать шаг к отстранению аппарата и партии от власти.

Изменения в политической системе. В 1988 г. появились первые массовые политические организации с антисоветскими и антисоюзными платформам "народные фронты" в республиках Прибалтики. Антисоветская оппозици оформилась как Межрегиональная депутатская группа, которые выдвигали 2 требования - отмена ст. 6 Конституции СССР (о "руководящей роли КПСС") и легализация забастовок.

Легализация забастовок дала мощное средство шантажа союзной власти и поддержки политических требований антисоветской оппозиции. В январе 1990 г. было создано радикальное движение "Демократическая Россия" ("демократы"), которое положило в основу своей идеологии антикоммунизм, а в области гос-го строительства выдвигало идею сильной авторитарно-олигархической власти.

Вооруженные силы. Правоохранительные органы. Реорганизация этих институтов гос-ва проходила в обстановке жесткой идеологической кампании против КГБ, МВД и армии. Большое разрушительное значение для армии имело утверждение приоритета демократических идеалов перед воинской дисциплиной.

Перестройка гос-х органов управления. В рамках перехода к "экономическим методам управления" и полному хозрасчету предприятий было проведено радикальное изменение всей структуры управления. В 1987 г. был начат процесс слияния и разделения министерств, в котором невозможно усмотреть какую-либо единую систему ("министерская чехарда"). Фактически, начиная с 1986 г., центральный аппарат управления хозяйством был недееспособен.

 

Этапы становления современной российской государственности. Конституционный кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ. Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции 1993 г

А)Этапы становления современного российского гос-ва

Первый этап можно рассматривать как создание юридических, политических и экономических основ для формирования самостоятельного российского гос-ва. Он был ознаменован введением поста президента и избранием на этот пост Б.Н.Ельцина. Завершается первый этап распадом Советского Союза и созданием Содружества Независимых Государств (12.06.1990 г. – декабрь 1991 г.).

Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е.Гайдар, А.Чубайс, А.Шохин и др.) стремились вытеснить гос-во, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок.

На третьем этапе (1994-1998 гг.) выявилась иллюзорность намерений реформаторов ограничить вмешательство гос-ва в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствовал о том, что гос-во не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия как для гос-ва, так и для общества.

Четвертый этап (сентябрь 1998 г. – декабрь 1999 г.) был ознаменован сменой правительства, которое возглавил Е.Примаков, заявивший о необходимости корректировки курса реформ.

Пятый этап (2000-е гг.) начался с приходом к власти В.Путина и характеризуется усилением вертикали власти, повышением роли гос-ва в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы.

Б) События 1993 г

Противостояние законодательной и исполнительной власти в России завершилось кровавыми событиями в октябре 1993 г. Одной из главных причин конфликта было принципиальное расхождение во взглядах по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России. Правительство во главе с Б.Н. Ельциным и Е.Т. Гайдаром выступило защитником радикальных рыночных реформ, а Верховный Совет РСФСР во главе с Р.И. Хасбулатовым и вице-президентом России А.Б. Руцким сопротивлялся реформам, противопоставляя рынку регулируемую экономику.

В)Принятие Конституции 1993 г

В 1993 г. в России была принята Конституция, которая пришла на смену Конституции, принятой в 1978 г. Верховным Советом РСФСР в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного гос-ва. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Гос-во объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым. Оно рассматривалось как «основное орудие строительства социализма и коммунизма». Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие. Закрепленная в Конституции руководящая роль КПСС служила базисом и оправданием однопартийного диктата во всех общественных и гос-х делах.

Конституция с таким содержанием сразу стала входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 г. В 1989 г. законом был учрежден новый высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов РСФСР в составе 1068 депутатов. К исключительному ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и Дополнений. За этим последовала серия изменений и поправок, в частности гос-во стало называться Российская Федерация - Россия, был введен пост Президента.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.01 с.)