Возни-ние госуд-ти у восточных славян



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возни-ние госуд-ти у восточных славян



Как наука

История гос-ва и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие системы в целом, отдельных отраслей, норм права, а также объект изучения – закон-во, закон, его историческое развитие.

Данный курс изучает не возникновение и развитие гос-ва вообще, а конкретное представление о государстве, его исторических и географических границах, политической системе общества в тот или иной период, структуру органов власти, управления (центрального и местного), юстиции, а также исследуется взаимодействие и взаимообусловленность гос-х структур и правовых институтов.

История гос-ва и права России изучает не отдельные исторические события, а характерные черты политической и государственной организации, правовой системы общества. Становление госуд-ных и правовых феноменов рассматривается во времен-х и пространс-х рамках. Врем-е – с момента возникно-я гос-ости до сегодняшнего состояния госуд-ой системы; простран-ый – территории, зонимаемые российским гос-ом.

Внимание уделяется правовым системам, кодификациям, отдельным правовым актам (манифесты, указы и т.д.). Исследуются взаимод-вие и взаимообуслов-ть гос-ых структур (типы власти, гос-ое устр-во..) и правовых институтов (кодиф-ции, отрасли права..) Use сравнительно-истор-й метод становления разных народов(закономерности развития разных народов на разн. Тер-рии и в разн time). Главная методолог-ая предпосылка – истор-ая преемственность в развитии и права. Юр. Быт склад-ся из различных обычаев, дей-й, с help которых осущ-ся правовая деят-ть.

Но отличает их то, что теория гос-ва и права, вскрывая закономерности различных типов гос-ва и права и соответствующих им правовых систем, абстрагируется от конкретных государств. А история гос-ва и права России изучает не только закономерности, но и особенности конкретных государств народов России и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности.

Методология

Говоря о методе истории гос-ва и права России, отвечаем на вопрос, как изучается история гос-ва и права России

Мы изучаем государственно-правовые явления в их связи и взаимозависимости, в непрерывном движении, развитии, исходя из законов диалектики. Освещая историю гос-ва и права России, мы исходим из того, что история общества есть история развития и закономерной смены общественно-экономических формаций; а способ производства является главной определяющей силой общественного развития.

Мы исходим из учения об экономическом базисе и надстройке общества. При изучении истории гос-ва и права России как части надстройки следует исходить из положения об определяющем воздействии на их развитие базиса. Экономический базис определяет в конечном счете всю надстройку в целом и гос-во и право как части этой надстройки. Следует иметь в виду важное положение об обратном воздействии гос-ва и права на базис.

Развитие гос-ва и права также тесно связано с борьбой антагонистических классов в обществе. На развитие гос-ва и права также оказывают воздействие внешнеполитические и географические факторы, религия, исторические традиции и т.д. Гос-во и право в нашей стране возникли, развивались и развиваются на основе общих закономерностей развития человеческого общества. История гос-ва и права России использует и метод историзма, требующий подходить к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Этот метод применительно к изучению гос-ва был сформулирован В.И. Лениным в лекции "О государстве".

Метод историзма конкретизируется в единстве исторического и логического способов исследования истории гос-ва и права. Применяя исторический способ, изучают гос-во и право с момента их возникновения и прослеживают весь процесс их развития.

Логический способ дает теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта, т.е. гос-во и право рассматриваются во всех их существенных, закономерных связях и отношениях. В последние годы вновь широко стал применяться в науке истории гос-ва и права России сравнительный метод, который заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений нашей страны и других стран. Можно сравнивать последующий период в развитии гос-ва и права с предшествующим. Возможны и другие варианты применения этого метода при изучении истории гос-ва и права России.

 

 

Периодизация

Изучение истории гос-ва и нрава России осуществляется в хронологической последовательности. В основе периодизации истории гос-ва и права России лежит тип гос-ва и права, соответствующий определенной общественно-экономической формации, способу производства, типу производственных отношений и собственности. В соответствии с этим выделяются следующие типы гос-ва и права: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Первобытно-общинная общественно-экономическая формация не знала гос-ва и права. Смена типов гос-ва и права происходит в результате социальной революции, перехода власти к новому классу, т.е. меняется классовая сущность гос-ва и права и возникает новый тип гос-ва и права. Внутри типа гос-ва и права выделяются более дробные периоды их развития. При этом учитываются различные факторы: изменение формы гос-ва, изменения в праве, развитие экономики, классовую борьбу, внешнеполитическую обстановку и т.д. Первым историческим типом гос-ва и права на территории нашей страны был рабовладельческий. Это рабовладельческие гос-ва Северного Причерноморья.

Второй исторический тип гос-ва и права был феодальный.

Дореволюционные историки права не дали научной периодизации истории российского гос-ва и права. Одни из них строили периодизацию по царствованиям; другие -по месту положения столицы: Киевский, Московский, Петербургский периоды; третьи - по титулу главы гос-ва: княжеский, царский и императорский периоды. Опираясь на труды историков и историков-юристов, можно дать следующую периодизацию внутри феодального типа гос-ва и права России.

В результате разложения первобытно-общинного строя в IX в. у них возникло феодальное гос-во и право. Древнерусское гос-во и право существовало с IX в. до середины XII в.

Дальнейшее развитие феодализма, натуральный характер феодальной экономики и другие факторы привели во 2-ой пол. XII в. к распаду Древнерусского гос-ва вначале на 12-14 крупных государств. Гос-во и право вступили в "новый период своего развития - период феодальной раздробленности. В это время наряду с монархической формой гос-ва, которая преобладала, возникли боярские феодальные республики в Новгороде и Пскове.

Следующий этап - образование Русского централизованного гос-ва, возникновение и развитие общерусского права (2-ая пол. XIV - 1-ая пол. XVI в.)

С сер. XVI в. гос-во и право России вступают в период сословно-представительной монархии, длившийся до сер. XVII в.

Период со 2-ой пол. XVII в. по XVIII в. - это время образования и развития в России абсолютной монархии. Оформление ее происходит в первой четверти XVIII в. в результате реформ Петра I.

Следующим этапом в развитии гос-ва и права в России является период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.).

С крестьянской реформы 1861 г. начался этап утверждения и развития капитализма

Начало первой буржуазно-демократической революции ознаменовало и начало последнего периода в развитии феодального гос-ва и права России (1905 г. - фев.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. положила конец феодальному типу гос-ва и права России. В результате в России в конце февраля - начале марта 1917 г. сложилось двоевластие: власть буржуазии в лице Временного правительства и власть рабочих и крестьян в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

В результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. буржуазный тип гос-ва и права в нашей стране был уничтожен. В истории советского гос-ва и права можно выделить следующие периоды: создание советского гос-ва и права (октябрь 1917 г. - июль 1918 г.); советское гос-во и право в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг.); советское гос-во и право в годы нэпа (1921 г. - конец 20-х годов); советское гос-во и право в период коренной ломки общественных отношений (конец 20-х годов - июнь 1941 г.); советское гос-во и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. - май 1945 г.); советское гос-во и право в период восстановления и развития народного хозяйства в первые послевоенные годы (1945 г. - середина 50-х годов); советское гос-во и право в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х годов); советское гос-во и право в период замедления темпов общественного развития (середина 60-х - середина 80-х годов); советское гос-во и право в период реформирования СССР и его распада (1985-1991 гг.) С развалом СССР история гос-ва и права Росси вступила в новый период своего развития: гос-во и право Российской Федерации в период реставрации капитализма (1992 г. -н/в).

 

 

Строй Киев-й Руси

. Древнерусское гос-во - совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависимости от великого князя. По форме правления Древнерусское гос-во было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров - крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя (защищать вассалов, оказывать им помощь и получать, в свою очередь, помощь от вассалов), а также права и обязанности князей-вассалов.
Во главе Древнерусского гос-ва стоял великий князь. На раннем этапе существования Древнерусского гос-ва его функции заключались главным образом в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем деятельность князя усложнилась - все большее значение приобретала деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов (например, мыта - торговой пошлины).

Великокняжеский престол передавался по наследству (сначала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем - "отчины", т.е. сыну). Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов - бояр, духовенство. Совет не имел четко определенной компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы. После укрепления местных феодальных княжеств для решения вопросов, касавшихся всех русских земель, созывались феодальные съезды. На первом этапе существования Древнерусского гос-ва еще сохранялась десятичная (оставшаяся от прежней военной организации) система управления, когда десятские, сотские, тысяпкие получали некоторые функции гос-го управления. Система органов управления в дальнейшем в Древнерусском государстве определялась характером политической власти при раннем феодализме, которая являлась как бы атрибутом земельной собственности.

Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и гос-ми делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными из них были дворецкий (дворский), управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооруженные силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги - тиуны. Такая система управления называлась дворцово-вотчинной. Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Часть собранного с населения они оставляли себе. Вместо жалованья за службу они имели право сбора "корма" с населения. Эта система управления называлась системой кормления. По мере развития феодальных отношений право управления, суда, сбора податей все в большей мере сосредоточивалось в руках крупных феодалов (что подтверждалось им-мунитетными грамотами). Каждый крупный феодал (бояре, монастыри и пр.) имел свой аппарат власти и принуждения - дружину, слуг. Судебных органов как особых учреждений не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах. Суд не был отделен от администрации. Судили князья, посадники, волостели, представители княжеской власти.

Их помощниками были тиуны и многие другие вспомогательные лица.

Оформлялась и церковная юрисдикция. Церковь имела право судить зависимое население своих земель, судить духовенство по всем делам, а все население гос-ва - по определенным категориям дел (преступления против религии, нравственности, семьи и др.). Церковные уставы определяли перечень дел, относящихся к суду митрополита, епископа и др. Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, дружин местных князей, феодального ополчения (военных отрядов, приводимых в распоряжение князей их вассалами). Во время войн создавалось народное ополчение ("вой").

Вопросы гр, сем-го и наслед-го права по РП

Русская Правда является в основном сборником норм уголовного права и процесса, но ее статьи определяли и некоторые институты гражданского права. Русская Правда большое внимание уделяла привилегиям господствующего класса и закреплению неравноправного положения смердов, закупов, холопов. Ее статьи (особенно Пространной Правды) подробно регламентировали права господ на холопов, закупов и других зависимых.

Привилегии феодалов определялись в статьях, устанавливающих более высокие штрафы за убийство, нанесение побоев, увечий, оскорблений, за посягательство на имущество, кражу коней, нарушение границ земельных владений. Бояре и дружинники имели право передавать имущество по наследству как сыновьям, так и дочерям, после смерда наследство получали только сыновья.

Гражданское право. В Русской Правде не было специальных статей о праве собственности на землю. Но охране права собственности уделялось много внимания. Обязательства по Русской Правде возникали, прежде всего, из причинения вреда. Договора заключались устно, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (например, рукобитья).

Были известны договоры купли-продажи, займа, хранения имущества (поклажи), займа с самозакладом (закупничество), личного найма.

Русская Правда много внимания уделяла договору займа с процентами. При этом в кредит брались не только деньги, но и продукты. Владимир Мономах ограничил размеры процентов по займам. Русская Правда знает и специальный договор займа между купцами, когда купец брал кредит для торговых целей.

Наследственное право. Русская Правда различала наследование по закону и завещанию. У бояр и дружинников наследов-ть могли имущ-во как сыновья, так и дочери. Сыновья имели преимущественное право на получение наследства. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну. А у кр-ян, смердов наследовали им-во только сыновья, при их отсутствии им-во переходило к князю.

Семейное право: развивалось в соответствии с каноническими правилами православия (заимствование из Византии). Гр-кий брак – брак, кот зарег-н в загсе, церковный брак – венчание в церкви. Моногамия – 1 супруг, 1 супруга, затруднительность развода (2 раза можно разводиться при церковном браке). Бесправие внебрачных детей. Жесткие наказания за внебрачные связи, запрещен инцест – кровосмешение, родство. Брак заключ-я добровольно, хотя при заключении брака требовалось родительское благословение. Брак регистрировался в церкви перед этим был обряд обручения. Для девочки браки – 12-13 лет, для мальчиков – 14-15.

Происхождение Рус-й правды

На раннем этапе развития Древнерусского гос-ва действовали нормы обычного права. С усилением роли гос-ва все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появлялись письменные правовые документы. Наиболее интересным правовым документом (памятником права) Древнерусского гос-ва был сборник правовых норм, называемый Русской Правдой. Русская Правда дошла до нас более чем в ста списках, разделенных в соответствии с содержанием на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая Правда - наиболее древняя, состояла из двух частей. Ее первая часть, связанная с именем великого князя Ярослава (Правда Ярослава), относилась к 30-м годам XI в. Вторая, более поздняя, Правда Ярославичей, была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов в последней четверти XI в. после подавления восстания низов 1068г.

Пространная Правда состояла из двух частей - Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха - систематизированного сборника правовых норм, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. Пространная Правда была составлена в XII в.

Краткая редакция Русской Правды - небольшой по объему документ, содержавший 43 статьи. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19-43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания, что характерно для права-привилегии.

Краткая Правда включала в основном нормы уголовного права и процесса. Пространная Правда существенно отличалась от Краткой Правды и числом статей (121), и содержанием. Это значительно более развитый кодекс права феодального гос-ва, отразивший дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правовой регламентации Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству. Большая часть статей Пространной редакции (как и Краткой) содержит нормы уголовного права и процесса.

Сокращенная Правда относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве. Русская Правда как свод древнерусского феодального права представляла собой пример типичного кодекса раннего феодализма: нормы права изложены в ней без четкой системы, казуально, открыто определены привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий. Русская Правда применялась не только в XI-XII вв., но и позже, в период феодальной раздробленности и в начальный период создания единого Русского централизованного гос-ва. Она оказала большое влияние на право Новгорода и Пскова, на последующее развитие русского права. Известны и другие памятники права Киевской Руси - договоры Руси с Византией, заключенные в X в. Эти договоры - международно-правовые акты, в которых нашли отражение нормы византийского и древнерусского права. Договоры уделяли много внимания регулированию торговых отношений, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии, касались в определенной мере и норм уголовного права. Договоры Руси с Византией составлялись в двух экземплярах: один, написанный на древнерусском языке, передавался на хранение в Византию; другой, написанный на греческом языке, отсылался в Русь.

Интересными памятниками права Древнерусского гос-ва являются и церковные уставы (князя Владимира, князя Ярослава, князя Всеволода). Эти документы дают возможность определить положение церкви в государстве (они говорят о праве церкви на "десятину", об освобождении зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду и т.п.)

В Древнерусском государстве после введения христианства распространились также сборники византийских церковных норм, применявшиеся духовенством, но повлиявшие и на развитие древнерусского права в целом, т.к. многие важные сферы общественных отношений регулировались церковными канонами. Эти сборники назывались номоканонами или кормчими книгами.

Псковская судная грамота

Основным источником права в Новгороде и Пскове первое время являлась Русская Правда. Но Русская Правда, написанная еще в первой половине XI в., не могла удовлетворить всем требованиям новгородцев, живших уже в другом столетии. Поэтому Русская Правда постепенно подменялась судебной практикой новгородцев. Кроме судебной практики источниками права служили решения веча, договора с князьями, международные договоры. Все это рождало неразбериху в различных судебных делах, так как договор с князем мог прийти в противоречие с международным договором или с практикой суда. Это все требовало кодификации, которая и была проведена в XV в. Результатом этой кодификации явились Новгородская и Псковская Судные Грамоты, утвержденные "всем Государем Великим Новгородом на вече" и "всем Псковом на вече». ПСГ была утверждена на вече в 1467 г. в Пскове и первоначально состояла из 108 статей, а позже была дополнена еще 12 статьями. Существует два списка ПСГ:

1. Воронцовский (ст. 1-120);

2. Синодальный (ст. 109-120).

Существует три основные точки зрения по поводу создания ПСГ:

1397 год. Эта дата указана в самой ПСГ, многие исследователи соотносят с этой датой первую редакцию ПСГ. Однако в ПСГ указано на 5 соборов, а в 1397 г. было известно только 2.

1462 год. (Черепнин) основной аргумент за эту дату – сложная политическая обстановка в связи с вмешательством Василия Темного в дело назначения псковского князя.

1467 год. Основное преимущество данной версии – это то, что:

1) к этому времени уже существовало 5 соборов;

2) существовал конфликт между псковичами и Иваном III, который попросил для разрешения конфликта "псковских пошлин" (обычаев).

В самой ПСГ указаны три источника (вступление):

1. грамота Великого князя Александра (или Невского, или Тверского, или Ростовского);

2. грамота князя Константина Дмитриевича 1407 г.;

3. "псковские пошлины" (псковские обычаи).

Нельзя также исключить влияние на ПСГ Русской Правды, византийского светского и церковного права, а также германо-скандинавского права (что очень спорно, но возможно).

Псковская Судная Грамота составлена в основном из "псковских пошлин" - юридических обычаев. Псковская Судная Грамота трудна для объяснения: в списке немало древнерусских терминов, не встречающихся в других правовых актах того времени, многие предусматриваемые законом случаи рассматриваются очень кратко, намеками. Вместе с Новгородской Судной Грамотой, Псковская Судная Грамота очень много места уделяет судоустройству и судопроизводству, но при этом дает обильный запас норм и материального права, особенно гражданского. В Псковской Судной Грамоте встречаются обстоятельные постановления о договорах купли-продажи, найма и займа, о торговых и землевладельческих товариществах, о семейных отношениях по имуществу. Псковская Судная Грамота различает юридические понятия, требовавшие развитого правосознания, предусматривает юридические случаи, какие могли возникнуть в живом и сложном гражданском обороте торгового города. "В ее определениях имущественных и обязательственных отношений сказывается чутье Правды, стремившееся установить равновесие борющихся частных интересов и на нем построить порядок, ограждаемый не только законами, но и нравами. Поэтому в ряду судебных доказательств она дает предпочтительное значение присяги, отдавая обыкновенно на волю истца решить тяжбу этим способом: "хочет, сам поцелует или у креста положит", то есть предоставит целовать крест ответчику, положив у креста спорную вещь или ее цену."

В Псковской Судной Грамоте в статье 108 закреплена возможность изменения содержания статей и дополнение ее новыми статьями. В этой статье закреплено, что статьи из грамоты можно изъять, изменить или дополнить только по представлению посадника с согласия веча. Статьи 109 - 120 считаются именно такими, написанными позднее статьями, потому что

находятся после статьи, говорящей о возможности изменения грамоты, которая, по идее, должна была завершать всю грамоту.

 

Суд и суд проц-с по ПСГ

Суд по Псковской Судной Грамоте разделялся на суд княжеский и суд церковный. Статья 2 Псковской Судной Грамоты также устанавливала отдельный суд наместника архиепископа. В этот суд запрещалось вмешиваться княжескому наместнику или господе, а наместнику архиепископа запрещалось вмешиваться в светский суд. В статье 109 было записано какие дела относятся к какому суду. Суд, когда и истец, и ответчик являлись духовными лицами, относился к компетенции церковного суда. Если же и истец, и ответчик являлись мирянами, то суд относился к компетенции мирского суда - Господы. Если один являлся мирянином, а второй - духовным лицом, то собиралась особая коллегия, состоявшая из князя, посадника и наместника архиепископа.

Судебный процесс по Псковской Судной Грамоте носил состязательный характер, роль суда по сравнению с Русской Правдой была гораздо больше. Вызов ответчика производился самим судом по официальной повестке через судебного исполнителя. Уклонение от явки в суд влекло официальное наказания - от денежного штрафа до привлечения к ответственности как за убийство. Запрещалось пересматривать дела, рассмотренные раннее, посадник, сложивший с себя посадничество, обязан был сам окончить начатые им дела. Суд собирался у князя в передней, судьям запрещалось входить в тайные сделки с тяжущимися или помогать одной из сторон на основании родства или дружбы. Человек, занимавший ответственный правительственный пост не мог ходатайствовать перед судом о смягчении наказания, если дело не затрагивало его семью или близких.

В Псковской Судной Грамоте есть три статьи, напрямую относящиеся к свидетелям или "послухам", как они именовались раньше. В статье 22 говорится о том, что если послух не придет на суд или скажет обратное тому, что доказывает истец, вызвавший его, то этот свидетель перестает быть свидетелем, а истец считается проигравшим судебное разбирательство. Также свидетелем не считался человек, заинтересованный в данном деле. Суд имел право приговорить свидетеля к судебному поединку. На этом судебном поединке противник свидетеля мог нанять себе наймита, в то время как послух не имел права нанимать себе наймита.

ПСГ допускала судебные поединки между истцом и ответчиком, или между истцами, по терминологии ПСГ, и "послухами" - свидетелями. Так как не каждый мог выйти драться на поле, то грамота устанавливало возможность помощи таким людям - "пособничество". В этой статье закреплена возможность найма бойца против послуха, при этом послух не имел возможности нанять себе бойца. Найм бойца разрешался только в том случае, если истец был из духовенства, инвалидом или слишком старым или молодым. Если истцом и ответчиком являлись женщины, то им разрешалось присуждать судебный поединок, при этом ни одна из них не могла нанять бойца. Если же одной стороной был мужчина, а другой - женщина, и им был назначен судебной поединок, то согласно статье 58 женщина имела право нанять бойца. Если истец являлся несовершеннолетним, лицом духовного сословия, женского пола или инвалидом, то он имел право на найм бойца. Но бойцам-"пособникам" запрещалось в день биться сразу же на двух судебных разбирательствах.

Решения по ПСГ выносились в письменном виде:

1. В виде судницы (решения по делу).

2. В виде бессудной грамоты, если ответчик не являлся на суд.

- Писец за написание судницы имел право взыскать определенную сумму денег (1 или 5-7 денег).

- Обжалование решений не упоминается.

Лицами, выполнявшими функции судебных исполнителей, являлись подвойские или приставы и княжеские слуги, которые получали за выполнение своих обязанностей с проигравшей дело стороны судебные пошлины.

Царский судебник 1550 года

Судебник 1550 г. в подлиннике не сохранился. Известно 40 списков Судебника, в том числе 13 - XVI в. В июне 1550 г. его текст был принят при участии Боярской думы. В следующем, 1551 г. Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя. В отличие от предшествующих законодательных памятников многие списки Царского Судебника имеют оглавление, предшествующее основному тексту. Обычно указываются 99 или 100 статей. Отсутствующая в ряде списков последняя статья, видимо, была добавлена позже и направлена на ограничение судебных прав удельных князей. Появление нового Судебника объяснялось, во-первых, изменением официального статуса государя, венчанного на царство и одновременно принявшего на себя, как можно считать, некоторые дополнительные сакральные функции. Вместе с тем требовали разрешения новые социальные противоречия, которые, накопившись, привели к городским восстаниям середины XVI в. В этих условиях правительство Ивана Грозного серьезное внимание уделило составлению нового Судебника. В статьях нового Судебника получили развитие намеченные еще Судебником 1497 г. тенденции дальнейшей централизации управления и судопроизводства в государстве. Так, ограничивалась власть наместников и волостелей: дела «о ведомых разбойниках» были переданы под юрисдикцию губных старост. Тем самым расширялись рамки проведения губной реформы, охватывавшей ранее лишь северные уезды, а она сама получала юридическое обоснование. Судебником вводились приказы. Однако перестройка центральных ведомств и учреждений, подчиненных им на местах, только начиналась. В целях укрепления социальной базы центральной власти расширялись права служилого сословия. В частности, запрещался переход служилых людей в кабальное холопство, ограничивалось право перехода крестьян, более детально регламентировались взаимоотношения между феодалами и зависимыми крестьянами. Одновременно из-за неразвитости гос-го аппарата правительство еще не могло пойти на полное закрепощение крестьян.

Положения Судебника 1550 г. получили свое развитие в разнообразных указах, грамотах, постановлениях, уложениях, фиксировавшихся в специальных указных книгах, которые велись при центральных учреждениях. В числе подобных указов были постановления сначала о врёменном, а затем и полном запрете крестьянского выхода в Юрьев день (с 1581 г.), что стало важной вехой на пути окончательного закрепощения крестьян. Впоследствии эта норма была подтверждена указами о введении так называемых урочных лет - срока хранения дворянских челобитных по поводу сыска беглых крестьян. Значительно определеннее устанавливаются в законе субъективные признаки преступления, разрабатываются формы вины. Преступление по Судебнику 1550 года не только нанесение материального или морального вреда (обиды). На первый план теперь выдвигается защита существующего социального и правового порядка. Преступление - нарушение установленных норм, предписаний и вместе с тем воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами гос-ва. Появилось понятие гос-го преступления, которое было неизвестно Русской Правде. К таковым относится: крамола (антигос-ое деяние), заговор, мятеж. Усиление центральной власти обусловило развитие форм внесудебной, внеправовой расправы.

Проводится определенно выраженная социальная направленность наказания, усиливаются черты розыскного процесса. Регламентация охватывает сферы уголовно-правовых и имущественных отношений. Закрепляется сословный принцип наказаний и одновременно расширяется круг субъектов преступления- в него включаются и холопы. Новым кодексом законов запрещался перевод в холопы детей боярских (мелкопоместных дворян на службе князей и бояр) и ограничивается приток посадских людей во владения монастырей. Последняя мера указывала на стремление гос-ва не допустить убыли налогоплательщиков, поскольку духовенство было освобождено от государевых налогов. Податное население должно нести тягло -совокупность натуральных и денежных повинностей. 4 вида преступлений – политич-е, имущ-ые, против личности (простое убий-во - штраф и квалиф-ое – см.казнь), суда и судопр-ва.

Имущ-ые – разбой, кража, повреждение, противозак-е use др иму-ва. Если разбой совер-ся лихим члком – смерт казнь, добрый члк – штраф. Система наказания – осн цель – устранение – дабы др неповадно было. Устанав –ся вид наказания, но не конкретное наказание. 4 вида наказ-я: см. казнь, торговая(кнут), продажа (штраф), возмещение убытков.

Решенное дело е могло быть рассмотрено вторично в том же суде. В высшую инстанцию дело переходило "по докладу" или "по жалобе", допускался только аппеляционный характер пересмотра (т.е. дело рассматривалось заново). Судебная система состояла из ряда инстанций: суд наместников (волостей, воевод), риказной суд, суд Боярской думы или великого князя. Параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика "смешанных"судов.

Соборное уложение 1659 года

Начало XVII века характеризуется политическим и экономическим упадком России. В значительной мере этому способствовали войны со Швецией и Польшей, закончившиеся поражением России в 1617 году.

Последствия войны, вылившиеся в упадке и разорении хозяйства страны, требовали срочных мер по его восстановлению, но вся тяжесть легла, главным образом, на черносотенных крестьян и посадских людей. Правительство широко раздает земли дворянам, что приводит к непрерывному росту крепостничества. Первое время, учитывая разорение деревни, правительство несколько уменьшило прямые налоги, зато выросли различного рода чрезвычайные сборы (“пятая деньга”, “десятая деньга”, “казачьи деньги”, “стрелецкие деньги” и т.д.), большинство которых вводилось почти непрерывно заседавшими Земскими соборами.

Однако, казна остается пустой и правительство начинает лишать денежного жалования стрельцов, пушкарей, городовых казаков и мелкий чиновный люд, вводится разорительный налог на соль.

В начале царствования Алексея Михайловича начались бунты в Москве, Пскове, Новгороде и других городах.

Необходимо было укрепить законодательную власть страны и приступить к новой полной кодификации.

16 июля 1648 года царь и дума вместе с собором духовенства решили согласовать между собой все источники действовавшего права и, дополнив их новыми постановлениями, свести в один кодекс.

Если непосредственной причиной создания Соборного уложения 1649 г. послужило восстание в 1648 г. в Москве и обострение классовых и сословных противоречий, то глубинные причины лежали в эволюции социального и политического строя России, и процессах консолидации основных классов - сословий того времени - крестьян, холопов, посадских людей и дворян - и начавшемся переходе от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Главнейшая причина принятия Соборного уложения заключалась в обострении классовой борьбы. Царь и верхушка господствующего класса, напуганные восстанием посадских, стремились в целях успокоения народных масс создать видимость облегчения положения тяглового посадского населения. Кроме того, на решение об изменении закон-ва повлияли челобитные дворянства, в которых содержались требования об отмене урочных лет.

Уложение разделено на 25 глав, содержащих в себе 967 ста­тей. Уже к октябрю 1648 г., т. е. в два с половиной месяца, изго­товлено было к докладу 12 первых глав, почти половина всего свода; их и начал с 3 октября слушать государь с думой. Осталь­ные 13 глав были составлены, выслушаны и утверждены в думе к концу января 1649 г., когда закончилась деятельность комис­сии и всего собора и Уложение было



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.170.169 (0.034 с.)