Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учреж-е полиции. Устав благочиния 1782 год

Поиск

После ликвидации 1762 г. Канцелярии тайных розыскных дел ф-ции тайной полиции были положены на Тайную экспедицию Сената. В Москве был образован филиал экспедиции. Дополнительным источником информации для работы тайной полиции стала введенная в конце 70-х гг. перлюстрация писем на почтамтах. Главная полицмейстерская канцелярия была передана в непосредственное подчинение Кабинета министров, что увеличило ее значимость. Для Осуществления налоговых и штрафных взысканий учреждались Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества (действовала до 1780 г.). Система полицейского управления обсуждалась в процессе работы Уложенной комиссии; проект был закончен к 1771 г. Предполагалось создать полицейские органы в городах как аппарат для Охраны «благочиния, покоя и добронравия». Сфера полицейского воздействия охватывала различные недозволенные поступки и формы городской жизни: нарушение порядка при богослужении, крестном ходе, проявление излишней роскоши, распутство,1 скорую езду, кулачные бои.

Полиция подвергала цензуре книги и контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, воды, съестных продуктов, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и проч. В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, для соблюдения правил торговли на рынках, соблюдения мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. На полицию возлагались обязанности по контролю за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением. Материалы, разрабатываемые в комиссии, легли в основу Устава благочиния 1782 г. По Учреждению о губернии 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления: низких венских судов, возглавляемых земскими исправниками. С 1779 началась работа над проектом Устава благочиния, которая завершалась в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован, Он включал 14 глав 274 статьи. Устав благочиния: Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний. Главными источниками Устава стали Учреждения о губерниях, материалы Уложенной комиссии и иностранные полицейские нормы и право выетрактаты.

Органом полицейского управления в городе стала управа блаочиния — коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы гражданских и уголовных дел, выборные от граждан - ратманы-советники. Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему Табели о рангах. Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей, Сенат контролировал полицейское управление в столицах. Устав вводил должность частного маклера, который контролировал наем рабочей силы, условия найма, регистрировал наем. Аналогичная должность учреждалась для контроля за обращением недвижимостей.

По мелким уголовным делам полиция осуществляла суд. В отдельных частях города создавались словесные суды для решения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных решений.

Устав благочиния перечислял ряд правонарушений и санкций, относящихся к ведению полицейских органов: действия, связанные с непослушанием законам или решениям полицейских властей; действия, направленные против православной веры и богослужения; действия, нарушающие общественный порядок, охраняемый полицией; действия, нарушающие нормы благочиния (пьянство, азартные игры, брань, непотребное поведение, самовольная застройка, недозволенные представления); действия, нарушающие порядок управления или суда (взяточничество); преступления против личности, имущества, порядка и др. Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил маклерского посредничества, неразрешенное похищение оружия, нарушение таможенных правил и некоторые имущественные преступления. В большинстве других случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила это была компетенция других органов.

Наказания, применяемые полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.

В начале своей деятельности Екатерина II сделала попытку сформировать систему тюремных заведений с разделением их по разрядам, различных типов преступлений. Кроме того в 1775 г. были учреждены смирительные дома для содержания лиц аморального поведения, в 1781 г создаются работные дома, где осужденные (чаще всего за имущественные преступления) лица выполняли исправительные работы. с 1765 финансирование тюремных заведений начинает производиться из дарственного бюджета. Устав благочиния фактически сформировал новую отрасль права полицейское право.

?. Измен-е в праве при Павле 1, указ о престолонаследии 1797 г.

В течение четырех с половиной лет своего правления Павел I издал более 2000 именных законов, указов и актов, охватывающих все сферы жизни гос-ва и общества, в среднем по 40 в месяц.

Концентрация власти в руках императора, особое внимание к внешним формам его почитания и одновременно курс на ужесточение дисциплины ярко проявились уже в самых первых павловских указах.

Одним из первых был принят Акт о престолонаследии, отменявший “Устав о наследии престола” Петра I. Отныне императорский престол наследовали по праву первородства по мужской линии. В первый день царствования, 7 ноября 1796 г. ознаменовался появлением трех указов. В первом из них объявлялось о приеме Павлом на себя звания шефа и полковника всех полков гвардии. Во втором запрещалось генералам носить иные мундиры, кроме тех, которые полагались их полкам, а офицерам иную одежду, кроме мундиров. Наконец, в третьем генералам и штабным запрещалось носить мундиры разных цветов. На второй день царствования появился указ о том, чтобы все фельдфебели были не из дворян; на третий – два указа: не производить впредь выстрелов из Санкт-Петербургской крепости, но поднимать там флагов во время присутствия императора в столице и об “удержании” им звания генерал-адмирала флота. И только на четвертый день появился указ общегос-го значения – об отмене рекрутского набора, обычно трактуемый историками как шаг, направленный на ослабление социальной напряженности, но в большей степени связанный с внешнеполитическими планами Павла. Впрочем, 16 ноября было объявлено о фактической амнистии находящихся под следствием нижних чинов (за исключением обвиняемых в особо тяжких преступлениях), 29 ноября – об освобождении пленных поляков, а 10 декабря – о замене хлебного сбора денежным.

Другая тенденция, проявившаяся уже в первые два месяца царствования Павла, - это тенденция контрреформаторского характера, направленная против преобразований его предшественницы. Так, именным указом Сенату от 19 ноября были восстановлены Берг-, Мануфактур- и Коммерц- коллегии. Причем оговаривалось, что они должны иметь тот же статус, что и до 1775 г., правда, с учетом того, что вошло в грамоты 1785 г. Несколько позднее, в феврале 1797 г., были воссозданы Главная соляная контора в Москве и Камер-коллегия. Указами от 28 и 30 ноября 1796 г. были восстановлены традиционные органы местного управления в Прибалтийских губерниях и на Украине. Подобные мероприятия были продолжены и в 1797 г., однако указом от 24 февраля этого года было повелено сохранить в Прибалтийских губерниях приказы общественного призрения. 3 декабря 1796 г. провозглашена полная свобода торговли в Петербурге с уничтожением всех ограничений, введенных с 1782 г., 12 декабря введено новое разделение на губернии, впрочем, отличающееся от прежнего лишь несколько меньшим числом губерний (41 и Область Войска Донского вместо 50), а 21 декабря ликвидирована Комиссия о строении Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Вполне понятно, что восстановление коллегий было направлено на усиление централизма в управлении и сокращении властных полномочий на местах, что отвечало представлениям Павла о принципах организации монархической власти.

С первых дней царствования важнейшее место в законодательстве и во всей деятельности Павла заняли вопросы военного строительства. Разного рода указы по армии и флоту составляют не менее половины его закон-ва. Особое внимание Павел уделял уничтожению ассигнаций, в который видел большой вред и которые хотел вовсе ликвидировать как средство обращения.

Однако добиться финансовой стабилизации Павлу не удалось, и наряду со сложением всех недоимок по этот год объявили о резком повышении основных налогов и введении новых.

1797 год ознаменовался также появлением знаменитого манифеста о трехдневной барщине, наиболее спорного из всех законодательных актов Павла по крестьянскому вопросу. Манифест представлял собой прямое вмешательство гос-ва во взаимоотношения помещиков с крепостными и попытку их регулировать. Гос-во тем самым вновь и весьма недвусмысленно давало понять, что не считает крепостных крестьян безраздельной собственностью помещиков, которой они могут распоряжаться по своему усмотрению, и оставляет за собой право устанавливать соответствующие нормы. Основной смысл документа связан с запретом работы в воскресные дни.

Ряд указаний последних лет царствования Павла посвящен вопросу о переселении крестьян в Сибирь – цель – освоение и заселение Сибири. Павел не осознавал крепостничество как основную социальную проблему России, источник конфликтов, напряжения и преграду на пути развития страны. Одной из важнейших тем павловского закон-ва стала борьба с проникновением вредных влияний из-за границы. Политика Павла действительно означала ущемление дворянства, наступление на те его права, которые оно завоевало в нелегкой борьбе с гос-вом на протяжении послепетровского периода.Изменения в церковной среде, предпринятые в короткий период правления Павла, были нацелены, прежде всего, на более четкую и эффективную организацию.

Контрреформа Павла была по существу переворотом, разрушавшим те основы гражданского общества, которые были заложены Екатериной, и возвращавшим Россию назад, ко времени окончания петровских реформ.

 

Сословия в нач. 19 века

В основе социальной структуры лежал сословный принцип. Принадлежность к определенному сословию — социальной общности, выделяемой по признакам происхождения и правового положения, — играла существенную роль в жизни человека.

Господствующим сословием оставалось дворянство. Оно составляло примерно 1% населения страны, но обладало исключительными правами на владение землей и крепостными крестьянами, было освобождено от налогов и рекрутской повинности. В офицерском корпусе русской армии преобладание дворянства было абсолютным; немало дворян служили в государственном аппарате. Чиновник, достигший VIII (с 1832 г. — V) класса по Табели о рангах, становился потомственным дворянином. Современники отмечали разрастание слоя мелкопоместных и даже беспоместных дворян, говорили о «засорении» дворянства выходцами из других сословий. Правительство Николая I (1825—1855) прилагало серьезные усилия к тому, чтобы поддержать высшее сословие: повысило класс (чин), дававший право на потомственное дворянство, ввело звание почетного гражданина, приняло закон о майоратах, разрешивший объявлять поместья не подлежащими разделу между наследниками.

К привилегированным сословиям принадлежали также духовенство и купечество. Духовенство, подобно дворянам, имело право владеть землей и крестьянами, было освобождено от налогов и рекрутской повинности.

Купечество делилось на три гильдии в зависимости от размеров капитала. Купцы первой гильдии занимались внутренней и внешней торговлей, не платили большинства налогов и не подлежали рекрутскому набору. Купцы второй гильдии вели внутреннюю торговлю по всей стране, а купцы третьей гильдии — в пределах города или уезда. Они платили налоги в казну и не были освобождены от рекрутчины.

Полупривилегированным считалось военно-земледельческое сословие казаков. Податными сословиями являлись крестьянство и мещанство (непривилегированное городское население — ремесленники, мелкие торговцы).

Крупнейшим по численности сословием было крестьянство. Оно делилось на три большие группы — помещичьи (принадлежали частному владельцу — помещику), государственные (принадлежали казне) и удельные (принадлежали членам императорской семьи и управлялись особым дворцовым ведомством, уделом). Крестьяне выполняли различные повинности в пользу своих собственников (барщина, оброк и др.), платили налоги в пользу гос-ва, подлежали рекрутскому набору. Важную роль в жизни русской деревни играла крестьянская община (мир), которая осуществляла периодическое перераспределение пахотных и сенокосных угодий между крестьянами. На общинном сходе решались важные вопросы, назначались выборные (старосты, сотские и др.) для руководства жизнью деревни. Крестьянство было самым бесправным сословием и более других страдало от крепостничества. Крепостное состояние препятствовало социальному росту предприимчивых крестьян, подрывало экономические силы крепостной деревни.

Развитие промышленности вело к численному росту того слоя лиц, кто занимался предпринимательством. Среди удачливых предпринимателей — не только купцы первой и второй гильдий, но и сколотившие огромные состояния крепостные крестьяне (Прохоровы, Рябу-шинские, Морозовы и др.)> и даже дворяне. Новым явлением было также формирование обширного слоя разночинцев. Мелкие чиновники, дети священнослужителей и разорившихся купцов, они были освобождены от уплаты налогов, но не могли покупать землю без крестьян, заниматься торгово-промышленным предпринимательством. Сферой приложения их сил становились чиновничья служба, занятия свободными профессиями (врачи, учителя, журналисты и др.). Именно из разночинцев в последующие полвека сформировалась российская интеллигенция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.01 с.)