Возн-ие др. Рус-го права, его источники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возн-ие др. Рус-го права, его источники



В первобытном обществе правила поведения, которые сложились в результате повторяющихся актов общ-ой жизни, усваивались сначала бессознательно, а затем осознавались любьми как необходимое условие жизни и передавались из поколения в поколение. Принципы и нормы обществе-й жизни начали воплощаться в соц. институты, в обычаи с момента появления человека. Общ-во на всех этапах своего развития не может обходиться без соц. мех-ма, ф-ции которого состоят в реге общ-ых отношений, целесообразности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важн-м из кот. явл. личность.

Сначала Дей-я людей определялись привычками, которые не б. сформул-ны в правила. Долгое время они усватвались путем подражания. Но постепенно члк превратился в с\м суб-та общ-ой д-ти и приобрел способность с/м оценивать свои поступки.

В проц-се общ-ой д-ти сформировались правила, кот. регулируют отношения людей др. к др. Регулятором этих отнош. Стал обычай. Они создавались общ-вом, соблюдались добровольно, выражали и защищали интересы всех членов рода. В случае нарушения обычая вопросы решались заинтересованными лицами. Возникнув, обычаи прошли длите-й путь развития. Благодаря им, общ-во получало не только мат ценности, но и воспринимало их культуру, быт и дух-ое богатство. Именно обычай стал источником права, регул-щий общ. Отнош. в нарождающемся др.рус. гос-ве. На основе обычаев возникло обычное право – система норм, кот основаны на обычае, кот санкцио-н м.

2й источник права – н-п акт (правовая норма, кот возникла не из обычая, а в рез-те правотвор-кой д-ти компетентного органа).

Часто возникали отношения в Киев-м гос-ве, для разрешения кот не было обычных правовых сред-в. В таких случаях решения принимали судьи. Со временем суд. Практика превратила решения по конкретным делам в нормы, предавая индивид-м предписаниям значение с/м источника права

3й ист-к права – правовой прецедент (сейчас нет). 4й- нормат-й договор. 1й памятник нашего права – договоры с Византией. В особенности нам интересен договор 944 г. (если рус нарушит право – его накажут по рус праву, если византиец, то по римскому.) Затем Рус правда – 1015-1016.

Вопросы гр, сем-го и наслед-го права по РП

Русская Правда является в основном сборником норм уголовного права и процесса, но ее статьи определяли и некоторые институты гражданского права. Русская Правда большое внимание уделяла привилегиям господствующего класса и закреплению неравноправного положения смердов, закупов, холопов. Ее статьи (особенно Пространной Правды) подробно регламентировали права господ на холопов, закупов и других зависимых.

Привилегии феодалов определялись в статьях, устанавливающих более высокие штрафы за убийство, нанесение побоев, увечий, оскорблений, за посягательство на имущество, кражу коней, нарушение границ земельных владений. Бояре и дружинники имели право передавать имущество по наследству как сыновьям, так и дочерям, после смерда наследство получали только сыновья.

Гражданское право. В Русской Правде не было специальных статей о праве собственности на землю. Но охране права собственности уделялось много внимания. Обязательства по Русской Правде возникали, прежде всего, из причинения вреда. Договора заключались устно, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (например, рукобитья).

Были известны договоры купли-продажи, займа, хранения имущества (поклажи), займа с самозакладом (закупничество), личного найма.

Русская Правда много внимания уделяла договору займа с процентами. При этом в кредит брались не только деньги, но и продукты. Владимир Мономах ограничил размеры процентов по займам. Русская Правда знает и специальный договор займа между купцами, когда купец брал кредит для торговых целей.

Наследственное право. Русская Правда различала наследование по закону и завещанию. У бояр и дружинников наследов-ть могли имущ-во как сыновья, так и дочери. Сыновья имели преимущественное право на получение наследства. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну. А у кр-ян, смердов наследовали им-во только сыновья, при их отсутствии им-во переходило к князю.

Семейное право: развивалось в соответствии с каноническими правилами православия (заимствование из Византии). Гр-кий брак – брак, кот зарег-н в загсе, церковный брак – венчание в церкви. Моногамия – 1 супруг, 1 супруга, затруднительность развода (2 раза можно разводиться при церковном браке). Бесправие внебрачных детей. Жесткие наказания за внебрачные связи, запрещен инцест – кровосмешение, родство. Брак заключ-я добровольно, хотя при заключении брака требовалось родительское благословение. Брак регистрировался в церкви перед этим был обряд обручения. Для девочки браки – 12-13 лет, для мальчиков – 14-15.

Происхождение Рус-й правды

На раннем этапе развития Древнерусского гос-ва действовали нормы обычного права. С усилением роли гос-ва все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появлялись письменные правовые документы. Наиболее интересным правовым документом (памятником права) Древнерусского гос-ва был сборник правовых норм, называемый Русской Правдой. Русская Правда дошла до нас более чем в ста списках, разделенных в соответствии с содержанием на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая Правда - наиболее древняя, состояла из двух частей. Ее первая часть, связанная с именем великого князя Ярослава (Правда Ярослава), относилась к 30-м годам XI в. Вторая, более поздняя, Правда Ярославичей, была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов в последней четверти XI в. после подавления восстания низов 1068г.

Пространная Правда состояла из двух частей - Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха - систематизированного сборника правовых норм, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. Пространная Правда была составлена в XII в.

Краткая редакция Русской Правды - небольшой по объему документ, содержавший 43 статьи. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19-43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания, что характерно для права-привилегии.

Краткая Правда включала в основном нормы уголовного права и процесса. Пространная Правда существенно отличалась от Краткой Правды и числом статей (121), и содержанием. Это значительно более развитый кодекс права феодального гос-ва, отразивший дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правовой регламентации Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству. Большая часть статей Пространной редакции (как и Краткой) содержит нормы уголовного права и процесса.

Сокращенная Правда относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве. Русская Правда как свод древнерусского феодального права представляла собой пример типичного кодекса раннего феодализма: нормы права изложены в ней без четкой системы, казуально, открыто определены привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий. Русская Правда применялась не только в XI-XII вв., но и позже, в период феодальной раздробленности и в начальный период создания единого Русского централизованного гос-ва. Она оказала большое влияние на право Новгорода и Пскова, на последующее развитие русского права. Известны и другие памятники права Киевской Руси - договоры Руси с Византией, заключенные в X в. Эти договоры - международно-правовые акты, в которых нашли отражение нормы византийского и древнерусского права. Договоры уделяли много внимания регулированию торговых отношений, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии, касались в определенной мере и норм уголовного права. Договоры Руси с Византией составлялись в двух экземплярах: один, написанный на древнерусском языке, передавался на хранение в Византию; другой, написанный на греческом языке, отсылался в Русь.

Интересными памятниками права Древнерусского гос-ва являются и церковные уставы (князя Владимира, князя Ярослава, князя Всеволода). Эти документы дают возможность определить положение церкви в государстве (они говорят о праве церкви на "десятину", об освобождении зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду и т.п.)

В Древнерусском государстве после введения христианства распространились также сборники византийских церковных норм, применявшиеся духовенством, но повлиявшие и на развитие древнерусского права в целом, т.к. многие важные сферы общественных отношений регулировались церковными канонами. Эти сборники назывались номоканонами или кормчими книгами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.009 с.)