Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возн-ие др. Рус-го права, его источникиСодержание книги Поиск на нашем сайте
В первобытном обществе правила поведения, которые сложились в результате повторяющихся актов общ-ой жизни, усваивались сначала бессознательно, а затем осознавались любьми как необходимое условие жизни и передавались из поколения в поколение. Принципы и нормы обществе-й жизни начали воплощаться в соц. институты, в обычаи с момента появления человека. Общ-во на всех этапах своего развития не может обходиться без соц. мех-ма, ф-ции которого состоят в реге общ-ых отношений, целесообразности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важн-м из кот. явл. личность. Сначала Дей-я людей определялись привычками, которые не б. сформул-ны в правила. Долгое время они усватвались путем подражания. Но постепенно члк превратился в с\м суб-та общ-ой д-ти и приобрел способность с/м оценивать свои поступки. В проц-се общ-ой д-ти сформировались правила, кот. регулируют отношения людей др. к др. Регулятором этих отнош. Стал обычай. Они создавались общ-вом, соблюдались добровольно, выражали и защищали интересы всех членов рода. В случае нарушения обычая вопросы решались заинтересованными лицами. Возникнув, обычаи прошли длите-й путь развития. Благодаря им, общ-во получало не только мат ценности, но и воспринимало их культуру, быт и дух-ое богатство. Именно обычай стал источником права, регул-щий общ. Отнош. в нарождающемся др.рус. гос-ве. На основе обычаев возникло обычное право – система норм, кот основаны на обычае, кот санкцио-н м. 2й источник права – н-п акт (правовая норма, кот возникла не из обычая, а в рез-те правотвор-кой д-ти компетентного органа). Часто возникали отношения в Киев-м гос-ве, для разрешения кот не было обычных правовых сред-в. В таких случаях решения принимали судьи. Со временем суд. Практика превратила решения по конкретным делам в нормы, предавая индивид-м предписаниям значение с/м источника права 3й ист-к права – правовой прецедент (сейчас нет). 4й- нормат-й договор. 1й памятник нашего права – договоры с Византией. В особенности нам интересен договор 944 г. (если рус нарушит право – его накажут по рус праву, если византиец, то по римскому.) Затем Рус правда – 1015-1016. Вопросы гр, сем-го и наслед-го права по РП Русская Правда является в основном сборником норм уголовного права и процесса, но ее статьи определяли и некоторые институты гражданского права. Русская Правда большое внимание уделяла привилегиям господствующего класса и закреплению неравноправного положения смердов, закупов, холопов. Ее статьи (особенно Пространной Правды) подробно регламентировали права господ на холопов, закупов и других зависимых. Привилегии феодалов определялись в статьях, устанавливающих более высокие штрафы за убийство, нанесение побоев, увечий, оскорблений, за посягательство на имущество, кражу коней, нарушение границ земельных владений. Бояре и дружинники имели право передавать имущество по наследству как сыновьям, так и дочерям, после смерда наследство получали только сыновья. Гражданское право. В Русской Правде не было специальных статей о праве собственности на землю. Но охране права собственности уделялось много внимания. Обязательства по Русской Правде возникали, прежде всего, из причинения вреда. Договора заключались устно, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (например, рукобитья). Были известны договоры купли-продажи, займа, хранения имущества (поклажи), займа с самозакладом (закупничество), личного найма. Русская Правда много внимания уделяла договору займа с процентами. При этом в кредит брались не только деньги, но и продукты. Владимир Мономах ограничил размеры процентов по займам. Русская Правда знает и специальный договор займа между купцами, когда купец брал кредит для торговых целей. Наследственное право. Русская Правда различала наследование по закону и завещанию. У бояр и дружинников наследов-ть могли имущ-во как сыновья, так и дочери. Сыновья имели преимущественное право на получение наследства. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну. А у кр-ян, смердов наследовали им-во только сыновья, при их отсутствии им-во переходило к князю. Семейное право: развивалось в соответствии с каноническими правилами православия (заимствование из Византии). Гр-кий брак – брак, кот зарег-н в загсе, церковный брак – венчание в церкви. Моногамия – 1 супруг, 1 супруга, затруднительность развода (2 раза можно разводиться при церковном браке). Бесправие внебрачных детей. Жесткие наказания за внебрачные связи, запрещен инцест – кровосмешение, родство. Брак заключ-я добровольно, хотя при заключении брака требовалось родительское благословение. Брак регистрировался в церкви перед этим был обряд обручения. Для девочки браки – 12-13 лет, для мальчиков – 14-15. Происхождение Рус-й правды На раннем этапе развития Древнерусского гос-ва действовали нормы обычного права. С усилением роли гос-ва все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появлялись письменные правовые документы. Наиболее интересным правовым документом (памятником права) Древнерусского гос-ва был сборник правовых норм, называемый Русской Правдой. Русская Правда дошла до нас более чем в ста списках, разделенных в соответствии с содержанием на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая Правда - наиболее древняя, состояла из двух частей. Ее первая часть, связанная с именем великого князя Ярослава (Правда Ярослава), относилась к 30-м годам XI в. Вторая, более поздняя, Правда Ярославичей, была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов в последней четверти XI в. после подавления восстания низов 1068г. Пространная Правда состояла из двух частей - Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха - систематизированного сборника правовых норм, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. Пространная Правда была составлена в XII в. Краткая редакция Русской Правды - небольшой по объему документ, содержавший 43 статьи. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19-43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания, что характерно для права-привилегии. Краткая Правда включала в основном нормы уголовного права и процесса. Пространная Правда существенно отличалась от Краткой Правды и числом статей (121), и содержанием. Это значительно более развитый кодекс права феодального гос-ва, отразивший дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правовой регламентации Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству. Большая часть статей Пространной редакции (как и Краткой) содержит нормы уголовного права и процесса. Сокращенная Правда относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве. Русская Правда как свод древнерусского феодального права представляла собой пример типичного кодекса раннего феодализма: нормы права изложены в ней без четкой системы, казуально, открыто определены привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий. Русская Правда применялась не только в XI-XII вв., но и позже, в период феодальной раздробленности и в начальный период создания единого Русского централизованного гос-ва. Она оказала большое влияние на право Новгорода и Пскова, на последующее развитие русского права. Известны и другие памятники права Киевской Руси - договоры Руси с Византией, заключенные в X в. Эти договоры - международно-правовые акты, в которых нашли отражение нормы византийского и древнерусского права. Договоры уделяли много внимания регулированию торговых отношений, определяли права, которыми пользовались русские купцы в Византии, касались в определенной мере и норм уголовного права. Договоры Руси с Византией составлялись в двух экземплярах: один, написанный на древнерусском языке, передавался на хранение в Византию; другой, написанный на греческом языке, отсылался в Русь. Интересными памятниками права Древнерусского гос-ва являются и церковные уставы (князя Владимира, князя Ярослава, князя Всеволода). Эти документы дают возможность определить положение церкви в государстве (они говорят о праве церкви на "десятину", об освобождении зависимых от церкви людей от подсудности княжескому суду и т.п.) В Древнерусском государстве после введения христианства распространились также сборники византийских церковных норм, применявшиеся духовенством, но повлиявшие и на развитие древнерусского права в целом, т.к. многие важные сферы общественных отношений регулировались церковными канонами. Эти сборники назывались номоканонами или кормчими книгами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.01 с.) |