Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гр-ое и сем право 20-40 годыСодержание книги Поиск на нашем сайте
В 30-е гг. право было инструментом и в такой же мере продуктом сплочения советского общества в тоталитарное. Три взаимосвязанные процесса определяли образ гос-ва и права в тот период: коллективизация, индустриализация, культурная революция, подготовка к большой войне. Сопутствующим явлением, круто менявшим весь уклад жизни больших масс населения, была урбанизация - быстрый рост городов. В это время было явно отвергнуто положение марксизма об отмирании права -просто советское право было определено как особый исторический тип, который не только не отмирал, но и должен был укрепляться. Конституция 1936 г. определила источник права - закон, принимать который мог только Верховный Совет. Все остальные акты были подзаконными. Но сам закон был представлен как орудие гос-ва, т.е. гос-во как бы не было связано правом - оно было самодержавным. При такой трактовке любая жестокость и произвол гос-ва, вы глядели правовыми. Гражданское право. Главной была задача укрепления и защиты социалистической собственности, создания условий для хорошей работы народного хозяйства. Направляющая роль народнохозяйственного плана была закреплена в Конституции 1936 г. Новым был упор на договорные отношения. Были введены следующие виды письменных договоров: договоры поставки (товаров, услуг) двух видов: генеральные (между центральными органами) и локальные; прямые договора; договора подряда. Семейное право. Нормы права в данный период были направлены на укрепление семьи, защиту интересов детей и здоровья матери. Важное значение в то время приобрел институт патроната. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам". Брак расторгался при вызове супругов в ЗАГС, где принимались меры к примирению супругов. Уголовно-проц-ое зак-во в 20-40 годы Конституцией СССР 1936 года и Законом «О судоустройстве» 1938 года были утверждены гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей. Несмотря на декларирование таких прогрессивных принципов было проведено ужесточение мер наказания за многие преступления и криминализация не представляющих общественной опасности деяний. Суровость предусмотренного наказания часто не соответствовала опасности преступления. Законом о судоустройстве 1938 года были изменены условия пересмотра дел в кассационном порядке. Ранее вышестоящий суд, рассматривая жалобы и протесты на приговоры или решения нижестоящей инстанции, руководствовался только теми материалами, которые были на рассмотрении нижестоящего суда. Закон о судоустройстве 1938 года установил, что при рассмотрении жалоб вышестоящий суд проверяет не только законность, но и обоснованность вынесенного нижестоящей инстанцией приговора. Учитывались процессуальные нарушения, допущенные в стадии предварительного следствия, при рассмотрении уголовного или гражданского дела в процессе судебного разбирательства. Приговоры, решения и определения народных судов после рассмотрения дела в краевом суде и их утверждения вступали в законную силу и обращались к исполнению. В соответствии с Законом о судоустройстве 1938 года были упразднены президиумы и пленумы краевого суда. В составе краевого суда стали действовать судебные коллегии по уголовным и гражданским делам. Среди основных положений о судоустройстве Конституцией СССР 1936 года провозглашались принципы открытости судебного процесса, независимости судей, подчинение их только закону. Однако за оптимистичными лозунгами и призывами тех лет раскручивался маховик репрессий. Перед советскими правоохранительными органами была поставлена задача борьбы с преступными посягательствами на гос-ое и общественное устройство СССР. Шло вмешательство во все сферы судебной деятельности, множество директив определяло работу суда. Советскими и партийными органами утверждались кандидатуры на должности судей, указывались сроки и порядок проведения заседаний, диктовались возможные результаты рассмотрения дел. Суд того времени не мог быть независимым: он рассматривался как орган, который служит интересам самого гос-ва, и потому гос-во должно полностью контролировать его деятельность. При этом и суды, и все правоохранительные органы работали в обстановке всеобщей подозрительности: любая оплошность рассматривалась как акт вредительства. Репрессии коснулись и руководства краевого суда. Известно, что первый председатель Яков Федорович Королев в 1937году был необоснованно обвинен в контрреволюционной деятельности, расстрелян, но впоследствии реабилитирован. Труд право в 20-40 года В 30-е гг. право было инструментом и в такой же мере продуктом сплочения советского общества в тоталитарное. Три взаимосвязанные процесса определяли образ гос-ва и права в тот период: коллективизация, индустриализация, культурная революция, подготовка к большой войне. Сопутствующим явлением, круто менявшим весь уклад жизни больших масс населения, была урбанизация - быстрый рост городов. В это время было явно отвергнуто положение марксизма об отмирании права -просто советское право было определено как особый исторический тип, который не только не отмирал, но и должен был укрепляться. Конституция 1936 г. определила источник права - закон, принимать который мог только Верховный Совет. Все остальные акты были подзаконными. Но сам закон был представлен как орудие гос-ва, т.е. гос-во как бы не было связано правом - оно было самодержавным. При такой трактовке любая жестокость и произвол гос-ва, вы глядели правовыми. Трудовое право. Конституция 1936 г. гарантировала право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, закрепив и обязанность трудиться. С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекращалась выплата пособий по безработице. Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1938 г. вводились единые трудовые книжки. В 1940 г. была повышена обязательная мера труда. В условиях нарастания военной опасности 26 июля 1940 г. было запрещено самовольное увольнение рабочих и служащих с предприятий и учреждений. После ликвидации безработицы и в связи с коллективизацией прекратился стихийный приток рабочей силы в город. Колхозное и земельное право решали задачи укрепления колхозов и их правового статуса. Первый этап коллективизации, на основе "Примерного устава сельскохозяйственной артели" привел к тяжелейшим последствиям. Примерный устав 1935 г. в разделе "О земле" отмечал, что земля - общенародная гос-ая собственность, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Раздел "О средствах производства" определял, что подлежит обобществлению при вступлении в колхоз, а что остается в личном пользовании колхозного двора (включая скот). Раздел "О членстве" устанавливал, что в члены артели не принимались кулаки и лица, лишенные избирательных прав, за исключением бывших кулаков, которые в.течение трех лет честной работой доказали свою лояльность. Устав определял порядок распределения доходов колхоза, основанный на сочетании интересов гос-ва, колхоза и колхозников. Раздел "Организация, оплата и дисциплина труда" устанавливал, что все работы в колхозе производятся личным трудом его членов. Конституция СССР 1936 г. закрепила объекты колхозно-кооперативной собственности, правовое положение колхозного двора. Создание колхозного права Колхозное право - отрасль социалистического права, представляющая собой совокупность установленных либо санкционированных Советским гос-вом правовых норм, закрепляющих основные принципы, формы и порядок организации и деятельности колхозов, регулирующих их отношения с членами колхоза, семьями колхозников и колхозными дворами, регламентирующих организацию и деятельность выборных колхозных органов, а также межколхозных предприятий, организаций и их объединений (см. такжеКолхозы). Сложилось впервые в Советском государстве на теоретической основе марксистско-ленинского учения о социалистическом кооперировании трудящегося крестьянства. К. п. стало важным элементом в преобразовании общественных отношений в деревне в социалистические; его нормы закрепляют и охраняют основополагающие принципы колхозного строительства: добровольность объединения крестьян в коллективные хозяйства; руководство и помощь колхозам со стороны КПСС и Советского гос-ва; соответствие формы коллективного хозяйства достигнутому уровню развития колхозного строя; техническое перевооружение колхозного производства на основе ведущей роли государственной социалистической собственности в этом перевооружении; бесплатность и бессрочность (вечность) землепользования колхозов; правильное сочетание общественных и личных интересов в колхозах; хозяйственная самостоятельность колхозов, сочетаемая с централизованным плановым руководством; материальная заинтересованность колхозов и колхозников в развитии общественного хозяйства и результатах труда; управление делами на основе колхозной демократии. Эти важнейшие положения являются и принципами К. п., основой его норм и институтов, они закреплены и развиты в Примерном уставе колхоза 1969, который обогатил их содержание с учётом современного этапа развития колхозного строя. В процессе деятельности колхозов складываются различные по своей природе и характеру общественные отношения: между колхозом и отдельными его членами; колхозом и входящими в его состав общественными предприятиями и подразделениями; колхозом и семьями колхозников (колхозными дворами); колхозом и другими юридическими и физическими лицами. Будучи урегулированы нормами права, эти общественные отношения становятся правовыми отношениями. Колхозные правоотношения представляют собой сложный комплекс органически связанных имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, базирующихся на членстве в колхозе и на уставном характере прав и обязанностей его участников. Однако не все правовые отношения, в которые вступает колхоз или его члены, регулируются К. п.; некоторые из них относятся к сфере гражданского, земельного, административного или финансового права. Гос аппарат в период ВОВ 22 июня было введено военное положение в Европейской части СССР и объявлена мобилизация ряда возрастов. Организация ведения войны стала основной функцией Советского гос-ва, а все остальные функции - подчиненными ей. Изменения в государственном аппарате. Во время войны действовали обычные общесоюзные, республиканские и местные органы власти и управления. На срок войны были продлены полномочия ВС СССР, которые истекали осенью 1941 г. Выборы были проведены лишь в марте 1946 г. За время войны было три сессии Верховного Совета, посвященные ратификации союзных договоров, бюджету и расширению прав союзных республик в области обороны и внешних сношений. С первых дней войны Госплан перешел к составлению военно-хозяйственных планов. Был учрежден Гос-ый Комитет Обороны (ГКО), сосредоточивший всю полноту власти в вопросах войны (возглавил его И.В. Сталин). Вначале в ГКО входило 5 человек, затем - 9. В июле 1941 г. органы госбезопасности и охраны общественного порядка вновь объединились в один НКВД СССР. Когда в 1943 г. военная обстановка улучшилась, они были опять разделены. В местностях, объявленных на военном положении, все полномочия власти в области обороны, обеспечения порядка и госбезопасности передавались Военным Советам фронтов, армий, военных округов. 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная гос-ая комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба. Были расширены права союзных республик: в 1944 г. учреждены наркоматы обороны республик. Вооруженные силы. 23 нюня 1941 г. по решению СНК СССР и ЦК ВКП(б) для стратегического руководства вооруженными силами была создана Ставка Верховного Главнокомандования, в которую вошли члены Политбюро и руководители Наркомата обороны. С 10 июля ее возглавил И.В.Сталин. С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в вооруженных силах существовал институт военных комиссаров, но без права контроля над командным составом. 22 июня 1941 г. были учреждены военные трибуналы в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и госбезопасности, хищениях социалистической собственности, разбоях, убийствах, уклонении от исполнения всеобщей воинской повинности. По Приказу Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 г. в армиях были сформированы по 3-5 заградительных отряда. Во время войны широко использовались такие правовые институты, как военное и осадное положения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.62.68 (0.007 с.) |