Организация государственной власти и местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация государственной власти и местного самоуправления



В соответствии с принципом разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

разделение властей призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Кроме того, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их тесное взаимодействие, координацию усилий в решении важнейших задач стоящих перед государством и обществом. Очевидно, что обострение отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.

согласно Конституции РФ, федеральную государственную власть в России осуществляют:

1. Президент Российской Федерации;

2. Федеральное собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума);

3. Правительство Российской Федерации;

4. Суды Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Однако Конституция устанавливает определенные требования к этим структурам:

1. Система органов государственной власти должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации;

2. Организация органов государственной власти субъектов РФ должна отвечать общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом.

Что касается местного самоуправления, то ст. 12 Конституции РФ указывает, что оно устанавливается и гарантируется, но при этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Разумеется, это не означает отделение местного самоуправления от государства, но позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, самостоятельно, только через свои собственные органы, также наделенные властными полномочиями (нормотворческими, исполнительными, но не судебными).

Таким образом, местное самоуправление это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В тоже время такое определение не означает суверенность местной власти, она не может выходить за пределы своей компетенции – в противном случае органы государственной власти имеют право вмешаться в деятельность органов местного самоуправления.

В силу важности и многочисленности нормативных актов, издаваемых органами местного самоуправления, в системе права Российской Федерации не последнее место занимает муниципальное право.


Права и свободы человека и гражданина

Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Права человека являются базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами какого-либо государства или нет.

Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к конкретному государству.

Единой общепризнанной системы классификации прав и свобод человека и гражданина не существует, но обычно их делят на следующие группы:

1. личные;

2. политические;

3. экономические;

4. социальные;

5. культурные.

1. Личные (гражданские) права и свободы

необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности.

• право на жизнь;

• право на свободу и личную неприкосновенность;

• право на неприкосновенность личной жизни;

• право на неприкосновенность жилища;

• право на свободу передвижения и выбор места жительства;

• свобода совести, вероисповеданий;

• свобода мысли, слова;

• уголовно–правовые и процессуальные гарантии.

2. Политические права

В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т. е. устойчивой политико-правовой связью человека с государством. К ним относятся:

• право на участие в управлении делами государства;

• право на объединение, свобода союзов, партий и т. п.;

• право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования;

• право избирать и быть избранным;

• равное право доступа к любым должностям;

• право обращений в государственные органы;

• право на информацию.

3. Экономические права

В своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. К ним относятся:

• право на частую собственность и ее наследование;

• свобода экономической деятельности.

4. Социальные права. К ним относятся:

• свобода труда, право на труд в нормальных условиях;

• право на отдых;

• право на социальное обеспечение;

• право на жилище;

• право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

• право на благоприятную окружающую среду;

• право на образование.

5. Культурные права

связаны с доступом гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом:

• свобода творчества и преподавания;

• право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям.

• право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям.

Конституционные права и свободы обладают определенным набором средств и методов своей защиты, в том числе:

1. конституционно–судебный механизм (конституционный суд);

2. судебная защита (суды общей юрисдикции);

3. административные действия органов исполнительной власти;

4. законная самозащита человеком своих прав;

5. международно-правовой механизм.

 

Конституционные обязанности

В соответствии со ст. 6 Конституции РФ, каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Особенностью конституционных обязанностей является то, что ответственность за их неисполнение предусмотрена не Конституцией, а целой системой норм, относящихся к различным отраслям законодательства (административного, налогового, уголовного и т. п.).

В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности:

1. Обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ (ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

2. Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57).

3. Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

4. Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43).

5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и литературного наследия, беречь памятники истории и культуры

6. Обязанность защищать Отечество.

 

Гражданство

Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь лица с конкретным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав и обязанностей.

принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя.

1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

2. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

5. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

6. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Конституция РФ дает право своим гражданам иметь двойное гражданство, однако, это возможно только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц, а также детей родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами.

 

Приобретение гражданства

Закон устанавливает следующие основания приобретения гражданства Российской Федерации:

1. Приобретение гражданства по рождению

Приобретение гражданства в силу рождения не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких–либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

• оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

• один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

• один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

• оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

2. Приобретение гражданства в результате приема в гражданство Российской Федерации.

Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации может подать дееспособное лицо, достигшее 18–летнего возраста. необходимыми условиями получения российского гражданства являются: постоянное проживание иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 5 лет; наличие законного источника средств к существованию, а также владение русским языком.

Законом допускается снижение обязательного срока проживания на территории России с 5 лет до 1 года для следующих категорий лиц:

• для лиц имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры; обладающих профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

• для беженцев;

• для лиц, получивших политическое убежище на территории России.

3. Приобретение гражданства в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

4. Приобретение гражданства по иным основаниям.

Перечень оснований не закрыт, что дает возможность принимать соответствующие решения в нестандартных случаях. Для России это положение особенно важно, поскольку последствия распада СССР для его бывших граждан будут проявляться еще не одно десятилетие.

 

Прекращение гражданства

Законом о гражданстве предусмотрены следующие основания прекращения гражданства Российской Федерации:

1. вследствие выхода из гражданства Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

2. вследствие отмены решения о приеме в гражданство.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

3. Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации.

Если какая–то территория выходит из состава Российской Федерации, то граждане России, проживающие на этой территории, вправе прекратить российское гражданство.

4. по иным основаниям.

 

Избирательная система

Избирательная система – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу формирования состава органов представительной власти государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.039 с.)