Тема 1. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека, негативные факторы в системе «человек-среда обитания». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека, негативные факторы в системе «человек-среда обитания».



НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Квалификация – СПЕЦИАЛИСТ

Форма обучения – ОЧНАЯ

 

 

Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры

Протокол № 4 от «14» июня 2012 г.

Зав. кафедрой к.т.н., доцент Н.В. Глебова

___________________

 

 

Нижний Новгород


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются:

1. Формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профес­сиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и компетенций для обес­печения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

2. Подготовка специалистов к грамотным и целесообразным действиям в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий.

3. Получение знаний о нормативно-допустимых воздействиях негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов и явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

4. Получение знаний и формирование умений цивилизованных и безопасных отношений с окружающей средой.

5. Выработка мер по устранению существующих опасностей.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» имеет следующие основные задачи:

приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

формирование:

- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности;

- готовности по реализации мер, обеспечивающих нейтрализацию факторов, способных дестабилизировать экономическую ситуацию;

- способности по оценке экономической эффективности проектов; моделирование экономических процессов в целях анализа и прогнозирования угроз экономической безопасности;

- способности по оценке факторов риска, способных создавать социально-экономические ситуации критического характера; прогноз возможных чрезвычайных социально-экономических ситуаций, разработка и осуществление мероприятий по их предотвращению или смягчению;

- способности по оценке возможных экономических потерь в случае нарушения экономической и финансовой безопасности и определение необходимых компенсационных резервов;

 


2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Шифр дисциплины С3.Б3.20. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная дисциплина федерального государственного стандарта ФГОС ВПО) и является базовой (обязательной) дисциплиной «Профессионального цикла».

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:

«Основы безопасности жизнедеятельности» - курс для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

- Экономический анализ,

- Экономика организации (предприятия),

- Управление организацией (предприятием),

- Страхование,

- Экономическая безопасность,

- Экономическая безопасность бизнеса.

 

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины:

Выполнение этих требований обеспечивается изучением дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и итоговой оценкой по этой дисциплине, направленных на достижение следующих целей:

Освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, о здоровье и здоровом образе жизни, о государственной системе защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, об обязанностях граждан по защите государства;

Формирование умений: оценки ситуаций опасных для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использования средств индивидуальной и коллективной защиты, оказания первой медицинской помощи неотложных состояниях.

Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества.

Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.

Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факто­ров, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека.

Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности - объект защиты».

Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы.

Центральным изучаемым понятием дисциплины является опасность - потенци­альное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности.

В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу.

Вред - это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты.

В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуется набором факторов (вредных факторов), способных нанести вред, и степенью их опасности - риском и уровнем (количественным значением) вредных факторов при ее проявлении.

Риск рассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда.

Изучаются следующие виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый.

Другое центральное изучаемое понятие - безопасность. Безопасность объекта защиты и безопасность системы «человек-среда обитания» - это состояние объекта и системы, при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации - допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды. В дисциплине изучаются виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения.

При изучении дисциплины рассматриваются:

· современное состояние и негативные факторы среды обитания;

· принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные условия деятельности;

· последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

· средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизне­деятельности в техносфере;

· методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

· мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация по­следствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

· правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;

· методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, достигать и поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимой для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-12);

- способностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-7);

- способностью применять основные закономерности создания и принципы функционирования систем экономической безопасности хозяйствующих субъектов (ПК-12);

- способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-24);

- способностью принимать оптимальные управленческие решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможностей использования имеющихся ресурсов (ПК-46);

В результате освоения дисциплины студент должен:

· знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

· уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

· владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Структура учебной дисциплины

№ п/п Разделы (темы) учебной дисциплины Семестр         Формы текущего контроля успеваемости по темам. Форма(ы) аттестации по дисциплине
      Лек-ции Семинары Прак. занят. Самост. работа  
1. Тема 1. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека, негативные факторы в системе «человек-среда обитания». 1/1   - -   Устный опрос
2. Тема 2. Классификация чрезвычайных ситуаций. 1/1     -   Устный опрос
3. Тема 3. Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности. 1/1     -   Устный опрос
4. Тема 4. Задачи и организационные основы РС ЧС и ГО. 1/1     -   Письменный опрос
5. Тема 5. Защита населения и территорий от опасностей возникающих от военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях. 1/1     -   Устный опрос
6. Тема 6. Меры безопасности и правила поведения граждан в различных ЧС и при их ликвидации. 1/1 -   -   Устный опрос
7. Тема 7. Безопасность и производственная среда. 1/1   - -   Письменный опрос
8. Тема 8. Повышение устойчивости формирования объектов экономики. 1/1     -   Тестирование
  ИТОГО: 108 час.       - 76 (в т.ч. ИРС 3 ч.)  
  Итоговый контроль:           зачет

Содержание учебной дисциплины.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Разделы (темы) учебной дисциплины Образовательные технологии, используемые при реализации каждого вида учебной работы
Лекции Семинары Практические занятия
1. Тема 1. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека, негативные факторы в системе «человек-среда обитания». Лекция-визуализация    
2. Тема 2. Классификация чрезвычайных ситуаций. Лекция-визуализация Разбор конкретных ситуаций  
3. Тема 3. Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности. Лекция-визуализация Разбор конкретных ситуаций  
4. Тема 4. Задачи и организационные основы РС ЧС и ГО. Лекция-визуализация Разбор конкретных ситуаций  
5. Тема 5. Защита населения и территорий от опасностей возникающих от военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях. Лекция-визуализация c элементами проблемного обучения Разбор конкретных ситуаций Разбор конкретных ситуаций; выполнение ознакомительных практических работ
6. Тема 6. Меры безопасности и правила поведения граждан в различных ЧС и при их ликвидации.     Разбор конкретных ситуаций
7. Тема 7. Безопасность и производственная среда.   Разбор конкретных ситуаций Разбор конкретных ситуаций
8. Тема 8. Повышение устойчивости формирования объектов экономики.   Разбор конкретных ситуаций  

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

1. Цели и задачи курса «БЖД».

2. Система «человек-среда обитания». Взаимодействие человека со средой обитания.

3. Основополагающий принцип обеспечения безопасности жизнедеятельности.

4. Место и роль МЧС в структуре национальной безопасности.

5. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания».

6. Физиология труда и пути повышения эффективности трудовой деятельности.

7. Антропогенные опасности.

8. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов.

9. Экобиозащитная техника.

10. Классификация и краткая характеристика ЧС мирного времени.

11. Признаки классификации ЧС.

12. Классификация ЧС техногенного характера. Характеристика аварий на РОО, ХОО и на пожаровзрывоопасных объектах.

13. Классификация ЧС природного и биолого-социального характера.

14. Основные понятия об экосистемах. Влияние ЧС на экологическое равновесие в природе.

15. Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий.

16. Ядерное оружие и его поражающие факторы.

17. Химическое оружие: классификация и краткая характеристика боевых отравляющих веществ (ОВ).

18. Характеристика биологического оружия.

19. Обычные средства поражения.

20. Вторичные факторы поражения. Возможные последствия радиационных аварий и катастроф.

21. Аварийно-химические опасные вещества (АХОВ), их классификация, воздействие на производственный персонал и население.

22. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика Нижегородского региона.

23. Природные и биолого-социальные ЧС, возможные в Нижегородском регионе.

24. Источники техногенных опасностей на территории Нижегородского региона.

25. Основные мероприятия по предупреждению ЧС природного и техногенного характера.

26. Экологическая обстановка в Нижегородском регионе.

27. Опасные и вредные факторы в системе «человек-среда обитания».

28. Международное сотрудничество в области охраны природы.

29. Основные направления управления и правового регулирования по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

30. Правовая база в области гражданской обороны и защиты от ЧС.

31. Локальные нормативные правовые документы, разрабатываемые органами управления ГОЧС.

32. Управление и правовое регулирование охраной труда.

33. Управление и правовое регулирование окружающей среды.

34. Пожарная безопасность и противопожарная защита в организациях.

35. Правовое регулирование по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

36. Законодательство РФ в области гражданской обороны, защита от ЧС и обеспечения пожарной безопасности.

37. Принципы построения и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

38. РСЧС, принципы ее построения, роль, задачи и структура.

39. Режимы функционирования РСЧС и основные мероприятия, проводимые по ним.

40. Понятие о гражданской обороне, ее роль, задачи и место в общей системе национальной безопасности.

41. Краткая история развития системы гражданской обороны (ГО). Основы государственной политики в области ГО.

42. Нормативное правовое регулирование в области ГО.

43. Принципы организации и ведения ГО.

44. Организационная структура ГО объекта (организации, учреждения, предприятия)

45. Состав сил и средств ГО и РСЧС.

46. Организационная структура ГО.

47. Нештатные аварийно-спасательные формирования, их назначение (НАСФ).

48. НАСФ, создаваемые на потенциально-опасных объектах.

49. Общие понятия, основные способы и виды защиты населения от опасностей возникающих при ведении военных действий и ЧС.

50. Радиационная и химическая защита населения.

51. Режимы радиоционной защиты.

52. Медико-биологическая защита.

53. Средства индивидуальной защиты, их классификация и краткая характеристика.

54. Укрытие населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий и в ЧС.

55. Классификация защитных сооружений ГО (ЗСГО), их устройство и внутреннее оборудование.

56. Организация эвакуации населения. Понятие, определения и порядок эвакуации.

57. Основы антитеррористической безопасности.

58. Мероприятия по снижению риска и последствий террористических актов.

59. Правила и порядок проведения населения при угрозе и осуществлении террористических актов.

60. Действия населения при угрозе и возникновении ЧС природного характера.

61. Действия населения в ЧС техногенного характера.

62. Действия населения при пожаре.

63. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР)

64. Силы и средства, привлекаемые для проведения АСДНР.

65. Организация связи и оповещения в интересах управления ГО и РСЧС.

66. Общие правила оказания первой медицинской помощи (ПМП).

67. Общие правила оказания ПМП при отравлениях и ожогах.

68. Повышение устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС.

 

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Специализированный класс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (аудитория № 05, учебный корпус №2), оборудованный стендами по разделам изучаемой дисциплины, классной доской, экраном, ноутбуком и проектором. Имеется фильмотека с видеофильмами:

1. «Оказание доврачебной помощи».

2. «Борьба с пожаром».

3. «Защита населения от ОМП».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)

Трудоемкость (всего, часов) Разделы (темы) учебной дисциплины Виды организации самостоятельной работы студентов
1.   Тема 1. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека, негативные факторы в системе «человек-среда обитания». - Проработка учебного материала лекционных занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам).
2.   Тема 2. Классификация чрезвычайных ситуаций. - Проработка учебного материала лекционных и семинарских занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). - Подготовка к семинарскому занятию.
3.   Тема 3. Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности. - Проработка учебного материала лекционных и семинарских занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). - Подготовка к семинарскому занятию.
4.   Тема 4. Задачи и организационные основы РС ЧС и ГО. - Проработка учебного материала лекционных и семинарских занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). - Подготовка к семинарскому занятию.
5.   Тема 5. Защита населения и территорий от опасностей возникающих от военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях. - Проработка учебного материала лекционных, семинарских и практических занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). - Подготовка к семинарскому и практическому занятию.
6.   Тема 6. Меры безопасности и правила поведения граждан в различных ЧС и при их ликвидации. - Проработка учебного материала лекционных, семинарских и практических занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). - Подготовка к семинарскому и практическому занятию.
7.   Тема 7. Безопасность и производственная среда. - Проработка учебного материала лекционных, семинарских и практических занятий. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам). - Подготовка к семинарскому и практическому занятию.
8.   Тема 8. Повышение устойчивости формирования объектов экономики. - Проработка учебного материала семинарского занятия. - Самостоятельное изучение учебного материала (по литературе, электронным изданиям, Интернет-ресурсам).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов высших учебных заведений/ Э.А. Арустамов, А.Е. Волощенко, Г.В. Гуськов и др.; под общ. ред. Э.А. Арустамова – 12-е издание перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007 – 456с.

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю. Микрюков – Ростов Н/Д: Феникс, 2006. – 560 с. – с ил. / высшее образование.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования ГОУ ВПО ВВАГС. Ч.1. Безопасность и прозводственная среда/В.Ф.Тютерев, В.Р.Дряхлова, И.А.Продан – Н.Новгород. Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2010 – 304с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования ГОУ ВПО ВВАГС. Ч.2. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. /В.Ф.Тютерев, А.Д.Киселев – Н.Новгород. Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2010 – 309с.

5. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования ГОУ ВПО ВВАГС. Ч.3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. /В.Ф.Тютерев, А.Д.Киселев – Н.Новгород. Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2010 – 314с.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 22.08.2004) учебное пособие «Консультант Плюс: Высшая школа»: – информации правовой центр «ОСКОН» – Санкт-Петербург, 2007.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 29.12.2004) учебное пособие «Консультант Плюс: Высшая школа»: – информации правовой центр «ОСКОН» – Санкт-Петербург, 2007.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» учебное пособие «Консультант Плюс: Высшая школа»: – информации правовой центр «ОСКОН» – Санкт-Петербург, 2007.

9. Обеспечение безопасности человека в производственной среде: учебное пособие/ В.Ф.Тютерев, В.Р.Дряхлова. – Н.Новгород. Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2010 – 87с.

 

б) дополнительная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования./ С.В. Белов, В.А. Девесилов, А.Ф. Козьяков и др.; под общ. ред.С.В. Белова – 3-е изд., попр. и доп. – М.: Высшая школа, 2003 – 357с.

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для ВУЗов/ под общ. ред. С.В. Белова – 2-е изд., поправл. и доп. – М.: Высшая школа, 1999.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для ВУЗов/ под общ. ред. С.В. Белова – 3-е изд., поправл. и доп. – М.: Высшая школа, 2001.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для ВУЗов/ под ред. Л.А. Муравья – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2003.

5. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для ВУЗов/ под ред. В.С. Сергеева. – 3-е изд. Перераб., доп. – М.: Академический проект, 2003.

6. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования/ Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для учреждений среднего профессионального образования/ Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. – 2-е изд., стереот. – М.: Академия, 2004.

8. Основы безопасности жизнедеятельности/Хван Т.А., Хван П.А. Серия «среднее профессиональное образование». Ростов – Н/Д: «Феникс», 2003 – 384с.

 


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://novtex.ru/bjd/

2. http://lpmaps.com/

9. Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: Защита населения и территорий: [Электронный ресурс]: Электронный учебник/ В.И.Юртушкин. – М.: Кно Рус, 2009: - 1 Электро.опт.диск. Зв., цв. – (информационные технологии в образовании).

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Экономическая безопасность» шифр 080101 (квалификация – «специалист»).

 

Автор(ы) к.ф-м.н, доцент В.Ф. Тютерев

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Квалификация – СПЕЦИАЛИСТ

Форма обучения – ОЧНАЯ

 

 

Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры

Протокол № 4 от «14» июня 2012 г.

Зав. кафедрой к.т.н., доцент Н.В. Глебова

___________________

 

 

Нижний Новгород


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются:

1. Формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профес­сиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и компетенций для обес­печения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

2. Подготовка специалистов к грамотным и целесообразным действиям в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий.

3. Получение знаний о нормативно-допустимых воздействиях негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов и явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

4. Получение знаний и формирование умений цивилизованных и безопасных отношений с окружающей средой.

5. Выработка мер по устранению существующих опасностей.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» имеет следующие основные задачи:

приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

формирование:

- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности;

- готовности по реализации мер, обеспечивающих нейтрализацию факторов, способных дестабилизировать экономическую ситуацию;

- способности по оценке экономической эффективности проектов; моделирование экономических процессов в целях анализа и прогнозирования угроз экономической безопасности;

- способности по оценке факторов риска, способных создавать социально-экономические ситуации критического характера; прогноз возможных чрезвычайных социально-экономических ситуаций, разработка и осуществление мероприятий по их предотвращению или смягчению;

- способности по оценке возможных экономических потерь в случае нарушения экономической и финансовой безопасности и определение необходимых компенсационных резервов;

 


2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Шифр дисциплины С3.Б3.20. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная дисциплина федерального государственного стандарта ФГОС ВПО) и является базовой (обязательной) дисциплиной «Профессионального цикла».

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:

«Основы безопасности жизнедеятельности» - курс для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

- Экономический анализ,

- Экономика организации (предприятия),

- Управление организацией (предприятием),

- Страхование,

- Экономическая безопасность,

- Экономическая безопасность бизнеса.

 

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимым при освоении данной дисциплины:

Выполнение этих требований обеспечивается изучением дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и итоговой оценкой по этой дисциплине, направленных на достижение следующих целей:

Освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, о здоровье и здоровом образе жизни, о государственной системе защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, об обязанностях граждан по защите государства;

Формирование умений: оценки ситуаций опасных для жизни и здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использования средств индивидуальной и коллективной защиты, оказания первой медицинской помощи неотложных состояниях.

Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества.

Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.

Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факто­ров, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека.

Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности - объект защиты».

Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы.

Центральным изучаемым понятием дисциплины является опасность - потенци­альное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности.

В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу.

Вред - это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты.

В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуется набором факторов (вредных факторов), способных нанести вред, и степенью их опасности - риском и уровнем (количественным значением) вредных факторов при ее проявлении.

Риск рассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда.

Изучаются следующие виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый.

Другое центральное изучаемое понятие - безопаснос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (1.038 с.)