Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации



Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях организации и ее среды в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. План и прогноз представляют собой взаимодополняемые стадии плана при определяющей роли плана как ведущего звена управления. При этом прогноз выступает как фактор, ориентирующий организацию на возможное развитие в будущем, а прогнозирование – как инструмент разработки планов. Формы сочетания прогноза и плана могут быть различными: прогноз может предшествовать плану; прогноз может следовать за планом и проводится в процессе разработки плана. Типы прогнозов.

В инновационной деятельности используются различные типы прогнозов, характеризующиеся определенными методами разработки, информационное и кадровое, техническое обеспечение. По времени прогнозы бывают: оперативные; краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные. По функциональному признаку: поисковый прогноз; нормативный прогноз; прогнозирование, основанное на творческом ведении будущего, используем интуицию менеджера По возможности воздействия на будущее: пассивный прогноз; активный прогноз.

По степени вероятности будущих событий: инвариантный; вариантный. По способу представления результатов: точечный прогноз; интервальный прогноз. По масштабу прогнозирования: прогноз развития организации, как системы в целом; прогнозы развития отдельных производств, продукции, технологии или сторон деятельности.

 

37.Принципы планирования инновационной деятельности предприятия.

Одной из важнейших функций инновационного менеджмента является планирование инновационной деятельности предприятия. Процесс планирования предусматривает формирование долгосрочного (перспективного) и текущего (годового) плана инноваций.

Долгосрочный инновационный план формируется в рамках стратегического планирования. Он не имеет директивного характера в связи с неопределенностью будущего. План представляет собой набор инновационных предложений, являющихся основой разработки инновационных проектов и их бизнес-планов. В инновационном предложении отражаются:

· цель инновации (создание новой продукции, нового производства или расширение действующего, модернизация продукции или технологии, увеличение объема продаж, прибыли и т.д.);

· сведения о предприятии (виды деятельности, достижения предприятия);

· персонал (требования к квалификации и навыкам персонала);

· характеристика продукции (ее особенности, технология изготовления, каналы сбыта, необходимые патенты, лицензии, состав оборудования, необходимое дополнительное оборудование);

· характеристика поставщиков (возможность поставки материальных ресурсов необходимого качества, условия поставки);

· характеристика потребителей (основные потребители, емкость рынка, важнейшие потребительские требования);

· характеристика конкурентов (основные конкуренты, их сильные и слабые стороны, потенциальные конкуренты);

· финансовые результаты (возможные объем продаж и затрат, факторы, влияющие на результаты, меры по снижению их негативного влияния).

Инновационное предложение включается в план после предварительной оценки экономической эффективности. Уточненная оценка делается в бизнес-плане инновационного проекта.

Текущий (годовой) инновационный план составляется в виде документа, содержащего следующие разделы:

1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;2) капитальное строительство;3) модернизация и обновление основных фондов;4) совершенствование технологии;5) повышение качества, стандартизация и сертификация продукции;6) совершенствование организации производства, труда и управления;7) охрана окружающей среды;8) рационализация и изобретательство.

В план включаются работы, предусмотренные долгосрочным планом, а также мелкие новшества (организационно-технические мероприятия), направленные на снижение себестоимости продукции. По каждой работе (мероприятию) и разделу плана указываются объем инвестиций (затрат) и их источники (чистая прибыль, амортизационный фонд, себестоимость, заемные средства) и ожидаемые результаты. План сопровождается документом «Экономическая эффективность инноваций», в котором приводятся затраты по разделам и результаты по ним (увеличение прибыли, снижение себестоимости продукции, численности работающих, статический срок окупаемости затрат (по мелким новшествам) и динамический срок окупаемости инвестиций (по крупным инновациям).

 

38. Разработка сетевых моделей как основы календарных графиков работ при планировании.

Процесс разработки сетевой модели включает в себя определение списка работ проекта; оценку параметров работ; определение зависимостей между работами.

При построении сетевого графика необходимо соблюдать ряд правил.

1) Правило последовательности изображения работ: сетевые модели следует строить от начала к окончанию, т.е. слева направо.

2) Правило изображения стрелок. В сетевом графике стрелки, обозначающие работы, ожидания или зависимости, могут иметь различный наклон и длину, но должны идти слева направо, не отклоняясь влево от оси ординат, и всегда направляться от предшествующего события к последующему, т.е. от события с меньшим порядковым номером к событию с большим порядковым номером.

3) Правило пересечения стрелок. При построении сетевого графика следует избегать пересечения стрелок: чем меньше пересечений, тем нагляднее график.

4) Правило обозначения работ. В сетевом графике между обозначениями двух смежных событий может проходить только одна стрелка.

Для правильного изображения работ можно ввести дополнительное событие и зависимость.

5) В сетевой модели не должно быть "тупиковых" событий, то есть событий, из которых не выходит ни одна работа, за исключением завершающего события. Здесь либо работа не нужна и её необходимо аннулировать, либо не замечена необходимость определённой работы, следующей за событием для свершения какого-либо последующего события.

6) Правило расчленения и запараллеливания работ. При построении сетевого графика можно начинать последующую работу, не ожидая полного завершения предшествующей. В этом случае нужно "расчленить" предшествующую работу на две, введя дополнительное событие в том месте предшествующей работы, где может начаться новая.

7) Правило запрещения замкнутых контуров (циклов, петель). В сетевой модели недопустимо строить замкнутые контуры -- пути, соединяющие некоторые события с ними же самими, т.е. недопустимо, чтобы один и тот же путь возвращался в то же событие, из которого он вышел.

8) Правило запрещения тупиков. В сетевом графике не должно быть тупиков, т.е. событий, из которых не выходит ни одна работа, за исключением завершающего события (в многоцелевых графиках завершающих событий несколько, но это особый случай).

9) Правило запрещения хвостовых событий. В сетевом графике не должно быть хвостовых событий, т.е. событий, в которые не входит ни одна работа, за исключением начального события.

10) Правило изображения дифференцированно-зависимых работ. Если одна группа работ зависит от другой группы, но при этом одна или несколько работ имеют дополнительные зависимости или ограничения, при построении сетевого графика вводят дополнительные события.

11) Правило изображения поставки. В сетевом графике поставки (под поставкой понимается любой результат, который предоставляется "со стороны", т.е. не является результатом работы непосредственного участника проекта) изображаются двойным кружком либо другим знаком, отличающимся от знака обычного события данного графика. Рядом с кружком поставки дается ссылка на документ (контракт или спецификацию), раскрывающий содержание и условия поставки.

12) Правило учета непосредственных примыканий (зависимостей). В сетевом графике следует учитывать только непосредственное примыкание (зависимость) между работами.

13) Технологическое правило построения сетевых графиков. Для построения сетевого графика необходимо в технологической последовательности установить:

* какие работы должны быть завершены до начала данной работы;

* какие работы должны быть начаты после завершения данной работы;

* какие работы необходимо выполнять одновременно с выполнением данной работы.

14) Правила кодирования событий сетевого графика. Для кодирования сетевых графиков необходимо пользоваться следующими правилами.

1. Все события графика должны иметь свои собственные номера.

2. Кодировать события необходимо числами натурального ряда без пропусков.

3. Номер последующему событию следует присваивать после присвоения номеров предшествующим событиям.

4. Стрелка (работа) должна быть всегда направлена из события с меньшим номером в событие с большим номером.

 

39. Методика анализа и планирования риска

Одним из важнейших критериев оценки выбранной стратегии предприятия является приемлемость риска, заложенного в стратегии. Поэтому очень важно при формировании стратегии уметь анализировать риск.

Анализ риска позволяет не только выявить зоны риска для данной стратегии, но и оценить его количественные и качественные параметры, то есть определить вероятность его наступления и последствия для успеха стратегии.

Алгоритм такого анализа, должен включать следующие этапы:

* выявление возможных рисков на всех этапах реализации стратегического плана и во всех областях производственно-хозяйственной деятельности;

* определение вероятности наступления данного риска (в долях единицы измеряется в диапазоне от нуля до единицы);

* определение тяжести неблагоприятного события;

* расчет опасности данного риска для плана (произведение вероятности на тяжесть);

* ранжирование рисков по степени опасности;

* расчет потерь от наступления неблагоприятных событий и определение мер снижения риска.

Отсутствие знаний о причинах возникновения проблемной ситуации приводит к тому, что проблема может возникнуть внезапно. В этом случае времени на принятие правильного решения будет меньше, а, следовательно, риск будет наибольшим. В случае, когда риск появляется внезапно, неожиданно - свидетельствует об отсутствии на предприятии механизма выявления причин возникновения проблем, составляющего основу стратегического планирования.

Выявление возможных рисков предусматривает выполнение следующих операций:

* определение возможных областей появления проблем. Цель такой операции заключается в том, чтобы установить наиболее слабые, уязвимые места в стратегическом плане и отделить объективные проблемы от мнимых;

* определение новизны проблемной ситуации. Необходимо для выявления возможных прецедентов или аналогий с целью использования прошлого опыта в данной ситуации;

* установление причины возникновения проблемной ситуации. Знание причин позволяет своевременно обнаружить проблему в момент ее зарождения;

* выявление взаимосвязи рассматриваемой проблемы с другими проблемами. Позволяет установить причинно-следственную зависимость данной проблемы и способствует выработке комплексного решения (страхование, контроль), снижающего степень риска;

* определение степени полноты и достоверности информации о проблемной ситуации. Создание объективного сценария развития событий и реализации плана возможно только в случае, если руководители и специалисты располагают полной и достоверной информацией об этой ситуации. При наличии полной и достоверной информации появление неблагоприятных событий предвидеть несложно;

* определение степени разрешимости проблемы. Позволяет установить, есть ли смысл заниматься разработкой решений и мер, снижающих риск наступления неблагоприятных событий.

Предотвратить последствия неблагоприятных событий, возникающих на стадии реализации плана, можно двумя способами:

* предусмотреть в плане соответствующие решения, которые могут быть осуществлены в случае наступления неблагоприятных событий, то есть спланировать эти события;

* внести коррективы в план в случае наступления неблагоприятных событий, то есть разрешить возникшую проблемную ситуацию (оперативное планирование).

Совершенно очевидно, что первый путь наиболее предпочтителен, поскольку он снижает риск потерь по сравнению со вторым вариантом. Но в первом и втором способах гарантией предотвращения потерь является качество принимаемых плановых решений.

 

 

Планирования производственной программы

 

Составной частью общего плана предприятия является производст венная программа.

Производственная программа это развернутый и подробный план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент и качество продукции.

Через производственную программу реализуется основная задача функционирования любого предприятия, которая состоит в производстве продукции и получении прибыли.

Производственная программа предприятия формируется на основе маркетинговых исследований.

Предприятие ведет маркетинговые исследования в двух направлениях: поиск соответствующего сегмента рынка и оценка возможного объема выпуска продукции.

Номенклатура и ассортимент продукции являются одним из основ ных показателей производственной программы предприятия.

Номенклатура продукции это перечень различных изделий в программе предприятия, определяющий основные направления производства и его специализацию.

Ассортимент продукции представляет расширенный (по сравнению с номенклатурой) набор разновидностей продукции определенного наименования, различающейся техникоэкономическими характеристиками (типоразмерами, качеством, внешним видом и т. д.).

Каждое предприятие выпускает продукцию определенного ассорти мента (номенклатуры) и определенной ассортиментной структуры.

С позиции производителей, чем уже ассортимент, тем проще ассор тиментная структура производимой продукции, тем лучше и проще организация и технология производства, тем ниже производственные затраты, и выше, при прочих равных условиях, рентабельность. То же самое относится и к обновлению ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.

Потребитель же, напротив, заинтересован в расширении ассортимента продукции, в его постоянном обновлении.

Понятия оптимизированного ассортимента, оптимизированной структуры выпускаемой продукции весьма сложные; еще сложнее задача нахождения оптимальных вариантов ассортимента и структуры продукции.

Планирование выпуска продукции это систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией предприятия, включая создание торговой марки и упаковки. Хорошо структурированный план позволяет детально разработать соответствующие программы маркетинга, скоординировать совокупность товаров.

Программа (план) маркетинга это оценочная характеристика тех средств, планируемые к использованию в производстве в течение определенного периода. Маркетинг начинается с потребителя и заканчивается потребителем. Учет требований потребителя при разработке производственной программы показан на рис. 4.

Итак, в условиях рыночной экономики производственная программа предприятия должна ориентироваться на потребителя и исходить из результатов маркетинговых исследований.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.106 (0.041 с.)