Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прославление Всевышнего АллахаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Слава Аллаху, свидетельствами не постигаемому, в место засвидетельствования не помещаемому, взорами не созерцаемому, покрывалами не покрываемому, указующему на предвечность Его появлением Своего творения и также появлением Своего творения — на (само) существование Его, и их сходством друг с другом — на то, что нет сходного с Ним. Тому, Кто правдив в Своем обещании, и превознесся над рабов Своих притеснением, и восставил справедливое суждение между Своими творениями и справедливость для них — своим решением. Он свидетельство являет в появлении вещей — Своему вечному существованию, в знаках, коими их пометил, — тому, что мощи Его противостоять не в состоянии, в том, что Он к исчезновению их принуждает, — Его вечному пребыванию. Един Он, но без исчисления, Вечен, но без пределов установления, Сущий, но без опоры явления. Внимают Ему разумы без ощущения, и свидетельствует о Нем видимое без Его представления. Не охватит Его воображение, но проявится Он в нем через него и им же удержится от проявления, и его (воображение) наделил Он об этом суждением. Он велик не в том, что раздвинулись его пределы, сделав его великим телом. Он могуч не тем, что раскинулись непомерно его края, сделав его могучим размером. Велик он делами своими и мощен властью своей! Величайший Посланник И свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник избранный, Его надежный доверенный, да благословит Аллах его и его род, — ниспослал Он его с доказательствами неотрицаемыми, с успехом являемым и с путем разъясняемым; и довел он послание, будучи в нем правдивым, и донес доказательство, будучи на него указующим, и восставил знаки руководства и минареты светозарности, сделав верви Ислама крепкими и узлы веры — прочными. В продолжение этой же хутбы — Описание сотворения разных видов животных И если бы они о величии мощи (Его) могли размышлять и широту благодати (Его) наблюдать, то было бы на прямой путь их возвращение и убоялись бы огня (адского) мучения, но, однако, сердца (их) больны, а взоры — загрязнены! Ужели не воззрят на малое из творений, как творению тому придано соразмерение, и совершенное сложение, как ему открыты были слух и зрение и костям его придано (из мяса) облачение! Взгляните на муравья в его телесном умалении и в хрупкости его сложения — он едва взором наблюдается, и мышлением не постигается, — как он по земле передвигается и как за своим пропитанием направляется, (как) переносит он зерно в нору свою и как заготавливает его в своем хранилище. В жару он для холодов собирает, и во время водопоя — для времени, когда будет далеко от него, будучи пропитанием обеспечен, в точности нужды свои удовлетворив; Наделяющий им не пренебрегает, Дающий его не обделяет, даже на иссушенной скале и на одиноко торчащем камне. А если бы ты размышлял о его пищеварительных путях, об их высших и низших разделах, о хрящах в его животе и о глазах и ушах, что у него на голове, ты бы выказал пред творением сим удивление, и устал бы, (слушая подробное его) описание! Превелик же Тот, Кто стоять на ногах его заставил и сложение его составил! Не было в сотоварищах при творении его (другого) творца, и не было в помощниках (иного) способного творить лица. И если последуешь ты путем воображения, ища первопричины достижения, то не укажет тебе указующее не на что иное, как на то, что муравей и пальма имеют одного Творца при творении, ибо равно причудливо их сложение и меж живыми созданиями мало различения. И нет у великого и нежного, и тяжелого и легкого, и сильного и слабого ничего, кроме равенства в их творении. (Имеется в виду, что Божественный разум и совершенство одинаково полно раскрываются в творении как самых больших, так и самых малых созданий. — Т.Ч.). Сотворение небес и Вселенной И также — и воздух, и небеса, и ветры, и вода. Взгляните на солнце и луну, деревья и прочие растения, на воду и на каменья, на ночи и дня различение, на водных источников биение, и этих гор умножение, и вершин их возвышение, и меж языками различение, и множество наречий разнообразие. Горе Предначертателя отрицающему и Правителя отвергающему! Вообразили, будто они — растения, над коими нет возделывателя, ни различным образам их созидателя; не прибегли они к доказательствам по поводу того, на что претендуют, ни к подтверждению того, что они усвоили. А возможно ли строение без строителя или оскорбление без оскорбителя! О сотворении саранчи А если хочешь — скажи мне о саранче. Вот, два красных глаза Он ей сотворил, и зрачки дал со светом двух луноподобных светил, и слухом скрытым ее наделил, и рот ей достаточный по размерам открыл, и сильными чувствами ее наградил, и дал два зуба острых, чтобы жевать, и две серповидные [ноги], чтобы скакать. Земледельцы на поле ее опасаются, не могут прогнать ее, если и вместе собираются, [саранча] на поля с набегами возвращается, покуда нужды ее не удовлетворяются. Творение ее целиком не сравнимо с единственным тонким пальчиком. Благословен Аллах, «поклоняются Ему все, кто в небесах и на земле, добровольно или невольно», щеки и лица пред Ним во прахе простирая, в поклонении Ему в мире и смирении пребывая, в страхе и трепете власть над собой ему вручая! И птицы повелению Его подчиняются, число перьев и вздохов их у Него исчисляется, и ноги их на сушу и на воду становятся; по могуществу Его пропитанием наделяются, и по видам меж собою различаются. Это — ворон, а это — орел, это — голубь, а это — страус. Назвал Он каждую птицу своим наименованием и каждую наделил пропитанием. И создал Он облака тяжелые и ниспослал из них дожди обильные в разные концы земли. И напоилась земля после засухи и вывела растения после (времени) бесплодия. ХУТБА 186 О Таухиде (Единстве Аллаха); Не признал Его единства тот, кто придал Ему качества, и не постиг Истины Его тот, кто уподобил его. Не Его имел в виду придавший Ему изображение, и не представил себе Его указавший на Него и вообразивший Его. Всякий познаваемый сам по себе — созданный, и всякий возникающий из других вещей — имеет причину [возникновения]. (Он) — действующий, но без инструментов применения, Устанавливающий измерения, но без мысли принуждения, Богатый, но без выгоды извлечения. Времена не сопутствуют в Его пребывании, орудия не оказывают вспомоществования; предвосхитило (все) времена Его существование, а Его бытие предвосхитило небытие, и вечность Его предвосхитила начало. Он вызывает чувства и тем самым дает возможность узнать, что чувства не присущи Ему, вызывая противопоставление между вещами. Он дает возможность узнать, что нет противопоставления Ему, давая возможность сопоставления вещей, дает он возможность познать, что нет сопоставимого Ему. Противопоставил (Он) свету темноту, ясности — сумерки, сухости — влажность, жаре — холод. Он составляет вещи, друг другу сопротивляющиеся, Он сопоставляет вещи, друг от друга отделяющиеся, Он сближает вещи, друг от друга отдаляющиеся, Он разделяет вещи, друг с другом соединяющиеся. Ни в какие границы Он не включается, никакими числами не исчисляется, ведь, поистине, орудия себе подобными ограничиваются, и инструменты — через схожие с собой указуются. Слово «начиная (с)» их предвечность отрицает, слово «покуда» их вечность стирает, а «если бы не» совершенство их отвергает! Чрез них Созидатель их пред умами явился, и ими от созерцания очами оградился, и не применимы к Нему ни неподвижность, ни движение, и как же применить то, чему Он Сам дал выражение, и как возвратится к Нему то, чему Он Сам даровал появление, и как возникнет в нем то, чему Он Сам начертал возникновение! Тогда бы сущность Его разделилась, и существо Его [на части] раскололось, и смысл (бытия) Его от вечности отделился, и если бы было что позади Его, то было бы и нечто впереди Его, и нуждался бы Он в усовершенствовании, лишь если бы было присуще Ему несовершенство. Тогда проявились бы признаки сотворенного в Нем, и превратился бы Он в указатель [на другие творения] вместо того, чтобы (все) указали на Него. Посредством самоудержания избежал Он того, чтобы указывало на Него то, что указывает на все остальное. Не свойственны Ему ни превращение, ни прекращение, не присуще Ему также временное исчезновение. Не рождал — а то быть Ему рожденным, не рожден был, дабы не быть огражденным. Превыше Он сыновей приобретения, и пречище Он к женам приближения. Не достигнет Его воображение, дабы придать Ему соизмерение, не размыслит о Нем понимание, дабы придать Ему очертания, не постигнут Его чувства ощущением, не потрогаешь Его руками прикосновением. В состоянии Своем не знает перемены, состояниям Своим не знает замены. Не старят его ночи и дни, не меняет смена света и тьмы. Не описуем Он никакой из частей, ни органом, ни членом, ни каким-либо проявлением отдельным, ни состоянием переменчивым, ни противоречием. Не говорят о Нем: у Него есть предел, или окончание, либо срок (жизненный), участь окончательная; ни то, что у вещей власть над ним, возвышая и принижая, ни что они переносят Его, нагибая и выпрямляя. Не является Он в вещи входящим, ни из этих вещей выходящим. Сообщает [о вещах], но не языком или голосом, слышит, но не раковиной ушной и не полостью, без произнесения слова изрекает, без запоминания в памяти сохраняет, желания изъявляет, но разум не утруждает. Любит и довольствуется, но без смягчения, сердится и гневается, но без ожесточения. Чьего бытия желает, тому изрекает: «„Будь“, — и оно становится», но не голосом оглушающим, не криком призывающим; но, поистине, речь Его, Достохвален Он, — действие, которое он утвердил и воплотил, притом что раньше его не было — ведь если бы оно было прежде, то было бы вторым богом. Не говорят: Он стал, после того как (Его) не было, ибо применятся тогда к Нему атрибуты творения, и не будет меж Ним и ими различения, и не будет у Него пред ними предпочтения, Созидатель и созидаемое уравнятся уравнением, Творец и творимое сравнятся сравнением. Сотворил Он творения без примера, другим оставленного, и при сотворении не прибегал к помощи ни одного из творений. И землю распростер и удержал без утруждения, и установил ее без крепления, и восставил без ног установления, и вознес без столпов возведения, и защиту ей дал от изгибов и искривлений, и оградил от раскалывания и разрушения. Горные вершины Он установил, и горные гряды начертил, и источники раскрыл, и равнины расстелил; и не унизилось то, что Он построил, и не ослабло то, что Он укрепил. Он — Явный на ней (земле) Своей властью и могуществом, и Он — сокрытый в ней (земле) Своим знанием и познанием, и надо всякой вещью превознесен Своею мощью и величием. Ничто из востребованного Ему не отказывает, ничто не уклоняется, стремясь одержать над Ним верх, быстроногие не победят Его в состязании, и не нуждается он в богатом, чтобы обеспечил его пропитанием. Все вещи Ему подчинились и перед могуществом Его смирились, от власти Его ни к кому другому не убежать, прибыли и убытка от Него не избежать, никому ни сходства с Ним не сыскать, ни равного Ему не подобрать. Он все на ней (земле) обратит после существования в небытие, покуда не станет бытие подобно небытию. И гибель мира после творения его — разве более удивительна, нежели созидание и сотворение его? И как же иначе — если соберутся там вместе все животные, от птиц до зверей, от домашних до вольно пасущихся, разного вида и происхождения, несмышленые и сообразительные, дабы (хоть) комара сотворить — не смогут они его сотворить, и не узнают, каким способом нужно его к жизни вызывать, и будут их умы в поражении и удивлении пребывать, и придется им бессилие свое признать, возвращаться в усталости и поражении, в признании своего подчинения, предначертания невозможности такого творения и даже слабости перед его уничтожением! И, поистине, Аллах, Достохвален Он, останется один после исчезновения мира, и ничего не будет вместе с Ним. Как было до его сотворения, так будет и после его исчезновения, без места и без времени, без срока и без местоположения. Прекратятся тогда времена и сроки, исчезнут (тогда) и часы, и годы. И ничего, кроме Аллаха Единого, Всемогущего, к Которому — всех вещей возвращение. Безо всякой силы с их стороны происходило их сотворение, и безо всякого их сопротивления произойдет их исчезновение. И коли могли бы оказать сопротивление, то было бы вечным их пребывание. Не утрудило Его созидание всякой вещи, когда созидал ее, и не утомило Его сотворение. И не создавал Он ее для власти укрепления либо из боязни убытка или исчезновения и не ради помощи от нее против соперника, стремящегося взять верх, и не для защиты от врага набегающего, не ради власти приумножения, не для того, чтобы превознестись над сотоварищем, и не потому, что почувствовал себя одиноким и захотел ее общества. Затем же Он уничтожит его (мир) после сотворения, но не от беспокойства, закравшегося при его упорядочении и распределении, не от стяжания отдохновения, не из-за ноши утяжеления. Не томит Его длительность его (мира) пребывания так, чтобы желал Он ускорить его исчезновение, но, Достохвален Он, по милости Своей поддерживал его пребывание, по повелению Своему удерживал его состояние, по могуществу Своему совершенство ему придал. И возвратит Он его назад после уничтожения, но не потому, что в том нужду испытал, и не потому, что против него помощь кого другого призвал, не потому, что от одиночества устал и компанию Себе искал, не потому, что в невежестве и слепоте пребывал, и (теперь) прикосновения к знанию возжелал, не из-за бедности, так чтобы (ныне) богатство и приумножение стяжал, и не из-за унижения, потому что почета и власти возжелал. ХУТБА 187 Упоминание о превратностях времени Нет же, матерью и отцом моими клянусь, они — из числа тех, чьи имена на небесах известны, а на земле — забвенны. Стерегитесь же неудач деяний ваших, обрывания связей ваших, закабаления малых ваших. Будет это, когда ударить мечом для правоверного будет легче, чем законно заработать один дирхем. Будет это, когда проситель [милостыни] будет выше вознагражден, чем дающий. Будет это, когда вы станете пьянеть не от пития, но от блага и изобилия, расточать клятвы без принуждения, изрекать ложь, не будучи вынужденными. Будет это, когда беды станут притеснять вас, будто седло — верблюжий горб. Сколь долго это притеснение, и как далеко от него избавление! О люди, отбросьте поводья тех [лошадей], что везут на спинах тяжести [деяний] рук ваших, и от повелителя своего не отстраняйтесь, иначе в деяниях своих раскаетесь. И не бросайтесь с наскока в огонь обольщения, распростирающийся перед вами, стезей его сторонитесь, дороги его прямой берегитесь: ведь, жизнию моею клянусь, пропадет в пламени его верующий, а немусульманин в нем обретет безопасность. Поистине, пример мой среди вас подобен примеру лампады во тьме: всякий, вошедший с ней, ею освещается. Слушайте же, о люди, и внимайте, навострите слух сердец ваших и понимайте. ХУТБА 188 Заповедание разных вещей Богобоязненность Заповедую вам, о люди, богобоязненность пред Аллахом, и множество прославления Его за Его благорасположение к вам, и милости, оказанные вам, и ношу, возложенную (на плечи) вам. О, скольких из вас милостями Своими отличил и милосердием Своим наделил! Открыли вы стыд свой, и Он вас покрыл, призывали Его наказание, а Он вам отсрочил! Смерть Заповедую вам также вспоминание о смерти и поменьше пренебрежения ею. И как вы пренебрежете тем, что вами не пренебрежет, и как вы ожидаете того (ангела смерти. — Т.Ч.), кто отсрочки вам не дает? И достаточно увещевателей из мертвых, что вы созерцали, — (вот), перенесли их в могилу, а сами они туда не скакали, и опустили их в нее, а сами они туда (стопы) не опускали, как будто и вовсе они в мире сем не обитались, как будто жизнь другая всегда пристанищем им являлась. Покинули место, что считали родным, и укрепились в месте, что почитали пустым, тому, с чем расстаться пришлось, предавались, (при этом) утратив то, к чему направлялись. Не находят пути бегства от ужасного, не находят пути умножения прекрасного. Прилепились они к миру, а он их предал, доверились ему, а он доверия не оправдал. Скоротечность мира Так устремитесь же — да смилостивится над вами Аллах — в дома, которые населить вам приказано, к которым вы стремились, на которые вам указано. Терпением в подчинении Ему и уклонением от неподчинения ищите милости Божьей к вам завершения, поистине, завтрашний день от сегодняшнего — близок. Что может быть быстротечнее часов во дне, и быстротечнее дней в месяце, и быстротечнее месяцев в году, и быстротечнее лет в жизни! ХУТБА 189 О вере и обязательности хиджры Различные стороны веры Бывает вера та, что прочно в сердцах поселяется, и есть такая, что как будто взята сердцем взаймы до срока известного. И если есть у вас перед кем оправдание, то отложите, покуда смерть не подступит к нему, — здесь пролегает рубеж оправдания. Необходимость переселения Хиджра (переселение) же сохранила свое значение первоначальное. Нет у Аллаха из земных людей нужды ни в веру свою скрывающих, ни в открыто провозглашающих. Не применимо наименование хиджры ни к кому, кроме как по явлению доказательства на земле. И кто (доказательство то) распознал и его подтвердил, тот — мухаджир. И неприменимо наименование истид’афа (т.е. неспособности совершить хиджру. — Т.Ч.) к тому, кого доказательство достигло, и ухо его услышало, и сердце его вняло. Трудность веры Поистине, дело наше — трудное, усложненное, не перенесет его никто, кроме раба верующего, чье сердце испытано Аллахом для веры, и не внимает речи нашей кроме как сердце верное и разум понимающий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.163.82 (0.015 с.) |