Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методическое объединение учителей физической культуры↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методическое объединение учителей физической культуры образовательных учреждений Нижневартовского района
Обучение технике игры в волейбол
Подготовил: Г.С. Лисицын, Учитель физической культуры МБОУ Большетарховская ОСШ
С. Большетархово Февраля 2011 г. Обучение технике игры в волейбол Учитель физкультуры, планируя занятия по волейболу, строит их содержание, исходя из задач, выдвигаемых программой, в соответствии с контингентом учащихся и наличием спортивной базы общеобразовательной школы. Задачи ставятся как на весь период работы, так и перед серией уроков по волейболу, и перед каждым уроком. В процессе обучения на одном уроке обычно решаются две-три основные задачи, помимо них могут решаться и второстепенные. Исходя из требований программы, учитель планирует прохождение учебного материала по волейболу в школе на уроках, содержание которых изложено в плане-графике прохождения учебного материала и календарно-тематическом плане работы. Основные условия эффективного обучения приемам техники игры в волейбол. Общее ознакомление с приемами техники игры. У учащихся формируется представление об изучаемом приеме техники игры, о его особенностях и технике выполнения, а также о тактическом применении его в игре. После объяснения учителя, показа приема или демонстрации кинограмм школьники пробуют выполнить этот прием. При разучивании новых приемов техники игры не следует акцентировать внимание учащихся на возможных ошибках: это можно обсудить по мере их появления. Выполнение приема техники игры в упрощенных условиях. Поскольку ряд игровых приемов в волейболе отличается сложностью выполнения, то целостное изучение их представляет собой определенную трудность. В связи с этим рекомендуется предварительно изучать приемы техники игры в упрощенных условиях, т. е. вначале без сетки, при содействии партнера, с использованием дополнительного оборудования. На этапе начального разучивания приемов техники игры широко используются следующие методы: 1. Метод расчлененного упражнения с последующим объединением частей в целое. 2. Метод целостного упражнения с избирательным выполнением отдельных его частей. Первый метод применяется тогда, когда действие поддается расчленению на относительно самостоятельные элементы без существенного искажения техники игрового приема. Например, нападающий удар можно расчленить на отдельно изучаемые движения: разбег, прыжок, удар по мячу. Составные части упражнения разучивают, придерживаясь правила «от известного к неизвестному». Начинать обучение целесообразно с основных частей упражнения, переходя по мере их усвоения к второстепенным, независимо от места этих частей в упражнении. Например, при обучении нападающему удару следует начинать с обучения удару по мячу, а затем — разбегу и прыжку. При обучении подаче — сначала обучать подбросу мяча вверх, а затем — удару по нему. В тех же случаях, когда расчленение целого приводит к изменению техники движений и искажению их структуры, выбирают второй метод. Он целесообразен при обучении перемещениям, приему и передаче мяча. Изучение приемов техники игры в условиях, приближенных к игровым. По мере овладения учащимися приемами техники игры в упрощенных условиях, учителю необходимо несколько усложнить упражнение за счет введения определенных трудностей, например: выполнение передачи мяча и подачи через сетку, нападающий удар против блока и др. Школьники учатся выполнять приемы техники игры из различных исходных положений, в неожиданно изменяющихся условиях, в единоборстве с соперником. В результате многократного выполнения упражнений умения совершенствуются, доводятся до автоматизма, превращаются в навык. Совершенствование приемов техники игры в групповых упражнениях и в игре. Завершающим этапом обучения школьников является привитие им навыков и умений по выполнению приемов игры во взаимодействии с партнерами в групповых и командных упражнениях. Участвуя в двусторонней игре, школьники обучаются командному ведению борьбы, выполнению приемов техники игры наиболее рациональным способом, в зависимости от игровой ситуации и тактического плана игры. При обучении школьников волейболу, наряду с общеразвивающими упражнениями, предусмотренными программой, используются: подготовительные Упражнения, направленные на развитие специальных физических качеств, необходимых для успешного овладения приемами техники игры и движениями; подвижные игры, а также специальные упражнения с мячом), применяемые для закрепления и совершенствования приемов техники игры в условиях, приближенных к игровым, и в двусторонней игре. Необходимо, чтобы при выполнении подготовительных упражнений ученики поняли, какие качества воспитываются с их помощью. Такой подход вызывает серьезное отношение и интерес к выполнению некоторых «неинтересных» упражнений. Например, в упражнениях с набивными мячами следует большое внимание 'уделять бросанию и ловле, а также упражнениям, имитирующим приемы техники игры. Подбирать специальные упражнения и тактические комбинации следует с учетам их доступности для учащихся по принципу «от простого к сложному». При обучении таким сложным приемам техники, как подача, нападающий удар, блокирование, не следует обременять внимание занимающихся многообразием тонкостей, лучше сосредоточить их усилия на главных компонентах — исходном положении, подготовительной рабочей и заключительной фазах игрового приема. Чтобы повысить интерес школьников к занятиям, целесообразно организовать соревнование. Так, при изучении передачи мяча в движении во встречных колоннах перед учениками ставится задача, как можно дольше продержать мяч в воздухе, не уронив его на площадку. Этот же методический прием можно применять и при обучении подаче, нападающему удару, блокированию, приему мяча, защитным действиям («Какая группа лучше выполнит упражнение?»). Не следует увлекаться обучением только отдельным приемам техники игры. Каждый ученик должен овладеть всем набором игровых действий. Но если он не в состоянии допрыгнуть до верхнего троса сетки, то добиваться от него овладения нападающим ударом не следует. Такие ученики, освоив передачи и подачи, могут вполне успешно участвовать в двусторонних играх. Упражнения в подготовительной и. основной частях целесообразно проводить в различных построениях: в шеренгах, полукруге, в кругу, в колоннах по 6—8 человек. Такие построения на уроке по волейболу (при наличии достаточного количества мячей) позволяют увеличить плотность урока. В классах с большим количеством учащихся рационально на уроке использовать круговой метод, где обучение будет проводиться на 5—б станциях. На одной из них учащиеся будут поочередно выполнять подачи, на другой — передачи, на третьей — защитные действия, на четвертой — прыжки, различные перемещения. При проведении такого урока (занятия) следует привлекать наиболее подготовленных учащихся в помощники учителю. Для более глубокого усвоения пройденного материала учитель предлагает школьникам домашние задания: упражнения, направленные на развитие специальных физических качеств (прыгучести, гибкости, силы, выносливости), упражнения с мячом (подача мяча в стенку, удары мячом о пол) — для подготовки к освоению нападающего удара, имитационные упражнения, игра в «мини-волейбол» и волейбол. Стойки и перемещения Частая изменчивость ситуаций требует от волейболиста постоянной готовности к выполнению различных игровых приемов. Поэтому волейболист должен уметь своевременно принять рациональную стойку для последующих быстрых перемещений. В игре применяются три стойки — высокая, средняя и низкая, каждая из которых характеризуется •сгибанием ног и наклоном туловища. Высокая стойка — ноги на ширине плеч, одна впереди. Сгибание ног и наклон туловища незначительны, руки перед туловищем, масса тела равномерно распределена по всей площади опоры. Применяется при приемах и передачах мяча, летящего с небольшой скоростью, а также перед выполнением нападающего удара и блокирования. Средняя стойка отличается от высокой чуть большим сгибанием ног, наиболее удобна при приеме мяча после подачи и при страховке (рис. 4). Низкая стойка: игрок полуприсел, туловище слегка наклонено вперед, общий центр тяжести перемещен на переднюю часть опоры (рис. 5). Применяется при игре в защите, при приеме мячей, летящих с большой скоростью. Находясь в стойке, учащийся внимательно следит за мячом. Стойка не должна быть напряженной; _ можно рекомендовать учащимся переступать с ноги на ногу. Перемещения игроков — ходьба (приставным или и обычным шагом), бег или прыжки, иногда их сочетание — бывают различными по скорости. К мячу, летящему в стороне, учащийся перемещается приставными шагами. В конце каждого перемещения выполняется тормозящее движение ног, оно позволяет быстро остановиться, занять устойчивое положение или продолжить движение в другом направлении. С изучения стоек и перемещений начинается обучение волейболу. Ознакомившись со стойками на месте, учащиеся выполняют их при перемещении в различных направлениях с постепенным увеличением расстояния и скорости передвижения. Стойки и перемещения, как правило, заканчиваются принятием исходного положения. Это следует учитывать при обучении. Например, перемещение в одной из стоек заканчивать принятием исходного положения с последующей имитацией игрового приема. Подготовительные упражнения 1. Ходьба выпадами. 2. Ходьба в полуприседе. 3. Бег с изменением темпа. 4. Пробегание отрезков 15-20 м с ускорением. 5. Продвижение прыжками вперед, назад, влево или вправо. 6. Чередование быстрой ходьбы с бегом, остановками, поворотами туловища, 7. Передвижение разнообразными способами в различных управлениях по зрительным и слуховым сигналам учителя. 8. Бег из различных исходных положений по зрительному.сигналу — лицом вперед и назад, боком, приставными шагами на 10-20 м. 9. Ускорения на 5-10 м после кувырка вперед. 10.Бег с прыжками через препятствия (скамейки, набивные мячи). 11.Челночный бег. 12.Эстафеты, включающие бег, прыжки, кувырки, падение, лазание. Упражнения с мячом 1. Учащиеся в парах. Подбрасывание мяча вверх одним школьником является сигналом для принятия высокой стойки другим. Подбрасывание мяча с имитацией удара является сигналом для принятия низкой стойки, 2. Броски и ловля мяча в колоннах с выходом под мяч и принятием средней стойки. 3. Учащиеся в парах. Один набрасывает мяч, другой, выполняя выпад влево, вправо, вперед, ловит мяч. 4. Мячи установлены в держателях над сеткой и подвешены под ней. Учащиеся продвигаются вдоль сетки и касаются мячей то сверху, то снизу. 5. Бег по кругу. Ловля мяча и бросок двумя руками за голову. 6. Учащиеся в парах стоят лицом друг к другу на расстоянии 4 м. Один бросает мяч за голову другому, тот разворачивается, бежит к месту падения мяча и ловит его. 7. Учащиеся построены в колонну в зоне 1. Водящий из зоны 6 бросает мяч в зону 2, играющие поочередно из колонны перемещаются к сетке и ловят мяч. 8. То же, что и в упражнении 7, но занимающиеся располагаются в зоне 5, а водящий бросает мяч в зону 4. 9. Учащиеся построены в колонну в зоне 4 в 3 м от сетки. Поочередно бросают мяч ученику, стоящему в зоне 3, и, подбегая к сетке, выпрыгивают в верх. Мячи из зоны З возвращаются в колонну. 10. То же, что и в упражнении 9, но колонна учащихся расположена в зоне 2. 11. Передача мяча над собой с перемещением шагом вперед, в стороны, назад. 12. То же, что и в упражнении 11, но перемещение бегом. 13. Учащиеся построены в колонну в зоне 6. Учитель из зоны 4 бросает мяч в зону 3, куда перемещается учащийся и передачей возвращает учителю мяч. 14. То же, что и в упражнении 13, но учитель бросает мяч из зоны 2. 15. Учащиеся в парах. Один передает мяч в различных направлениях, другой после перемещения передачей возвращает мяч партнеру. 16. Учащиеся в парах. Один слегка ударяет по мячу, другой, перемещаясь вперед — в стороны, возвращает ему мяч передачей двумя руками снизу. 17. Учащиеся построены в колонну в зоне 1. Учитель из зоны 6 посылает мяч в зону 2, куда поочередно выходят учащиеся и передают мяч в зону 3. 18. То же, что и в упражнении 17, но учащиеся построены в зоне 5, а учитель посылает мяч в зону 4. 19. Перемещение учащихся в противоположную колонну после встречной передачи мяча. к сетке, выпрыгивают вверх. Мячи из зоны 3 возвращаются в колонну. 20. Перемещение приставными шагами вдоль сетки и выбивание мячей из держателей. 21. Из зоны 4 выход к сетке с последующим прыжком и имитацией нападающего удара. 22. Выход вперед и прием мячей после нападающих ударов. Подготовительные упражнения 1. Упражнения, способствующие укреплению кистей н пальцев рук. Руки с набивным мячом выпрямлены. Вращение набивного мяча в различных направлениях. 2. Из упора лежа на пальцах сгибание и разгибание рук. 3. Передвижение на руках вперед, в стороны, назад; ноги удерживает партнер. 4. Броски и ловля набивных мячей. В парах, из положения стоя и сидя на полу ловля и броски набивных мячей (3 кг) вверх, вперед и за голову партнеру, одной и двумя руками. 5. В парах, из положения стоя, полуприседа и приседа толчки набивных мячей (3 кг) двумя руками от груди вперед и вверх партнеру, по различным траекториям. Следует обращать внимание обучающихся на необходимость одновременно разгибать руки, туловище и ноги. 6. Развитие реакции на звуковой и зрительный сигналы. По сигналу учителя (по свистку, подбросу мяча, движению рукой) занимающиеся выполняют прыжок вверх, рывок вперед, кувырок, смену исходных положений. 7. Развитие ответных реакций. Обучающиеся в парах выполняют ответные действия по сигналу партнера. Один, изменяя положение рук, перемещается в стороны, приседает, подпрыгивает вверх и т. д., другой в ответ стремится мгновенно повторить действия партнера. 8. Броски волейбольных мячей одной и двумя руками в стенку в быстром и максимальном темпе с последующей ловлей. Мяч ударяется в стенку на уровне головы учащегося. 9. Бег приставными шагами. В средней стойке волейболиста поочередные перемещения влево и вправо на расстояние 5-10 м, с остановкой - прыжком на две ноги. При перемещении не допускать, прыжков вверх. 10: Выполнение ускорений из различных исходных положений (средней стойки, приседа, лежа, сидя на полу), по сигналу учителя, на 5-10 м вперед, назад, в стороны. 11.Упражнения на равновесие и координацию движений. Исходное положение — руки к плечам, стоя на рейке гимнастической скамейки. Шаг левой — руки вверх, шаг правой — руки к плечам. 12.Упражнение для развития быстроты и ловкости. Учащиеся располагаются в двух шеренгах вдоль средней линии волейбольной площадки на расстоянии одного шага, спиной друг к другу: это команды «День» и «Ночь». Учитель называет одну из команд, и ее игроки стремятся убежать за лицевую линию. Игроки другой команды, повернувшись кругом, устремляются вдогсйку. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек осалить больше игроков соперника.
Упражнения с мячом 1. Броски волейбольных мячей вперед и вверх. Учащиеся, находясь в исходном положении, удерживают мяч кистями, широко расставив пальцы, локти разведены в стороны и вперед. Одновременным и полным разгибанием рук, туловища и ног производится бросок мяча. Упражнение выполняется в медленном и среднем темпе. 2. Имитация передачи мяча. Серия движений по передаче мяча; основное внимание обращается на согласованность работы рук, туловища и ног. Учащиеся, подбросив мяч вверх, ловят его, приняв исходное положение, а затем, имитируя движение передачи, бросают мяч партнерам. 3. В парах. Один учащийся подбрасывает мяч перед собой и передачей сверху направляет его партнеру. Партнер ловит мяч и тем же способом возвращает его. Следует обратить внимание учащихся на необходимость принятия стойки готовности перед передачей и отрывистого касания пальцами к мячу. 4. В парах. Расстояние между учащимися — около 4м. Партнер набрасывает передающему ученику мяч по средней траектории в направлении его головы. Передающий из исходного положения, приняв мяч, бросает его партнеру. Партнер ловит мяч и снова набрасывает его. 5. В парах. Передача мяча с выпадом в стороны вперед, назад. Партнер набрасывает мяч на 1 метр левее, правее, ближе или за голову передающему. Передающий, делая выпад, стремится принять мяч у лица и передать его партнеру, затем возвращается в исходное положение. 6. Учащиеся стоят в колонне по одному лицом к учителю (тренеру), который поочередно направляет мяч игрокам. 7. Передача мяча с изменением траектории полета мяча. Учащиеся в парах располагаются на расстоянии 3—5м друг от друга. Поочередные передачи мяча по низкой, средней и высокой траектории с выполнением вышеописанных условий. 8. Передача мяча в стенку с расстояния 1,5—2м от стенки в средней стойке. Передачи в стенку выполняются максимально возможное количество раз. 9. Передача мяча с изменением направления под углом 45°. Учащиеся по трое располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3м друг от друга. Передачи мяча слева направо в средней стойке. Определив место падения мяча, учащийся располагается под ним так, чтобы в момент передачи стопы его ног были направлены в сторону передачи. Затем то же, но в другую сторону. Учащиеся располагаются в колонну по одному в зоне 3, один в зоне 5, другой в зоне 4. Передача мяча из зоны 5 в зону 3, а оттуда в зону 4 с возвращением мяча в зону 5. Занимающиеся из зоны 3 поочередно выполняют передачу. Основное внимание следует уделить точности передачи мяча из зоны 3 в зону 4. 10. Учащиеся располагаются в колонне по одному в зоне 3, один в зоне 2, другой в зоне 1. Передача мяча из зоны 1 в зону 3, а оттуда в зону 2 с возвращением мяча в зону 1. Основное внимание уделяется передаче мяча из зоны 3 в зону 2. Занимающиеся в зоне 3 поочередно выполняют передачу. 11. Передача мяча с изменением направления под углом 90°. Четверо учащихся располагаются у вершин воображаемого четырехугольника на расстоянии 3—4 м друг от друга. 12. Передача мяча слева направо, в средней стойке. Определив место падения мяча, волейболист располагается под ним так, чтобы в момент передачи стопы его ног были направлены в сторону передачи. Затем то же, но в другую сторону. 13. Передача мяча из зоны 6 в зону 3, оттуда— в зоны 4 и 2. Учащиеся располагаются на площадке по одному в зонах 6, 3, 4 и в зонах 6, 3, 2. Одновременно выполняется передача учащимися, стоящими в зоне 6, в зону 3, а оттуда в зоны 4 и 2, с возвращением мяча в зону 6. После выполнения задания учащиеся меняются местами в пределах одной зоны, затем и зонами. 14. Учащиеся в колоннах располагаются на противоположных площадках; направляющий— в 2 м от сетки. Мяч передается по средней траектории 0,5—1 м над сеткой. 15. Учащиеся располагаются по обе стороны сетки в колоннах в зонах 4 и по одному в зонах 3 и 6. Мяч передается из зоны 6 в зону 3, оттуда в зону 4, затем поочередно через сетку в зону 6. То же выполняют учащиеся на противоположной площадке. 16. То же, что и в упражнении 15, но игроки располагаются в зоне 2.
Подготовительные упражнения 1. Вращение рук в кистевых и плечевых суставах. 2. Повороты предплечий наружу (супинация). Полуприседая, руки вперед-вниз с одновременным сведением и супинацией предплечий. 3. Броски набивных мячей вперед-вверх. Из положений полуприседа, ноги на ширине плеч, бросок набивного мяча прямыми руками ■ вперед-вверх с одновременным выпрямлением ног. (Внимание учащихся следует обратить на необходимость одновременного разгибания ног и бросок мяча). 4. Положение полуприседа, прямые руки с мячом опущены вниз. Выполнение выпада влево (вправо, вперед, назад) с последующим броском набивного мяча вперед-вверх. Не допускать сгибания рук при броске мяча. Добиться одновременного разгибания ног и смещения рук вперед-вверх с последующим броском. 5. Приседание на двух ногах, руки вперед. Выполнять по 10 серий приседаний в медленном и быстром темпе. 6. Из стойки готовности волейболиста перемещение на 2— 4 м влево с последующей остановкой и выпадом влево. То же вправо, вперед, назад. 7. Ускорения на 5—10 м в различных направлениях из положения стойки готовности волейболиста. Исходное положение: а) сидя на полу, б) стоя спиной в направлении движения. 8. Упражнения на расслабление мышц рук и ног. Потряхивание расслабленными руками, поднятыми вверх и опущенными вниз. Из стойки на лопатках — потряхивание расслабленными ногами. Упражнения с мячом 1. Имитация приема мяча. Находясь в исходном положении, выполнить серии движений, имитирующих прием мяча. Основное внимание обращается на согласованность в работе рук, туловища и ног, на правильное положение предплечий (параллельность и сгруппирование). 2. Подбивание мяча, подвешенного к щиту, на месте. Обратить внимание на положение рук, туловища, ног. 3. Подбивание мяча, подвешенного к щиту, после выпада. 4. То же, что и в упражнении 3, но после перемещений. 5. В парах. Один игрок набрасывает мяч, другой, приняв исходное положение, подставляет руки пОд мяч. 6. То же, что и в упражнении 5, но после выпада. 7. То же, что и в упражнении 5, но после перемещений. Передача мяча на месте 1. Передача мяча партнеру. Расстояние между учениками около 4 м. Партнер набрасывает мяч передающему игроку так, чтобы ему было удобно принять его двумя руками снизу. Передающий, приняв мяч, из исходного положения передает его партнеру. Обратить внимание на технику выполнения приема и передачи мяча. 2. Передача мяча партнеру с выпадом в стороны, вперед, назад. Партнер набрасывает мяч на 0,5 м левее, правее передающего, ближе к нему или за его голову. Передающий, сделав выпад, стремится принять мяч на нижнюю часть параллельно расположенных предплечий и согласованным движением ног, туловища и рук передает мяч. Обратить внимание учащихся на необходимость своевременного выполнения выпада к падающему мячу. 3. Прием и передача мячей, летящих по различным траекториям. Игроки в парах располагаются на расстоянии 3—5 м друг от друга, поочередно передают мяч по низкой, средней и высокой траектории. Обратить внимание на изменение угла наклона рук при приеме и передаче в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем больше угол наклона рук с последующим активным встречным движением их вперед-вверх. 4. Прием и передача мячей, летящих с различной скоростью. Учащиеся в парах располагаются на расстоянии 3—5 м друг от друга, поочередно передают мяч, летящий с различной скоростью. Обратить внимание занимающихся на необходимость быстрого встречного движения рук к мячу, летящему с незначительной скоростью, и относительно медленном смещении рук вперед-вверх при увеличении скорости полета мяча. В том случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара, следует снижать скорость полета мяча за счет амортизации, когда в момент приема мяча туловище несколько приподнимается, а руки незначительно смещаются вверх-назад. 5. Игроки располагаются на расстоянии 1,5—2 м от стенки, передают мяч двумя руками снизу с ударом о стенку (максимальное количество раз). 6. Прием и передача мяча с изменением направления под углом 45°. Трое учащихся располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3 м друг от друга. Передача мяча слева-направо, в средней стойке. Обратить внимание учащихся на необходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правая нога разгибается активно, тяжесть тела переносится на левую ногу. 7. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 3, колонна игроков — в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в зону 5, оттуда поочередно в зону 3 с возвращением мяча в зону 4. Основное внимание следует уделить точности передачи мяча из зоны 5 в зону 3. 8. Игроки по одному располагаются в зонах 2 и 3, колонна игроков — в зоне 1. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, оттуда в зону 3 с возвращением мяча в зону 2. Основное внимание уделяется передаче мяча из зоны 1 в зону 3. 9. Передача мяча с изменением направления под углом 90°. Четверо учащихся располагаются у вершин воображаемого четырехугольника на расстоянии 3—4 м друг от друга. Передача мяча слева-направо в средней стойке. Обратить внимание занимающихся на необходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правая нога разгибается активно, тяжесть тела переносится на левую ногу. 10. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 2, колонна игроков — в зоне 6. Поочередно из зоны 6 направляют мяч в зону 2, затем в зону 4. Основное внимание следует уделить точности передачи мяча из зоны 6 в зону 4 и 2. 11. Прием и передача мяча через сетку. Учащиеся в колоннах располагаются с противоположных сторон сетки в 2 м от нее. Мяч передается по невысокой траектории — 0,5—1 м над сеткой. 12. Игроки в колоннах располагаются в зонах 4, водящие — в зонах 3. Передача мяча из зоны 3 в зону 4, оттуда через сетку в зону 6. 13. То же, что и в упражнении 12, но колонны занимающихся расположены в зонах 2. 14. Учащиеся в колоннах располагаются в зонах 2 правым боком к сетке, водящие — в зонах 6. Передача мяча из зоны 6 в зону 2, оттуда через сетку в зону 6. 15. То же, что и в упражнении 14, но колонны игроков расположены в зонах 4. 16. Прием мяча от сетки. Занимающиеся в колоннах расположены в зонах 4 в 1,5 м от сетки лицом к ней. Водящий с мячом стоит в зоне 6 в 3—4 м от сетки и бросает мяч в сетку; мяч поочередно после выхода вперед принимают игроки, стоящие в колонне, и передают водящему в зону 3. Учащимся следует объяснить, что мяч отскакивает от сетки по-разному, в зависимости от того, в какое место сетки он попадает и с какой скоростью направлен в сетку. 17. То же, что и в упражнении 16, но колонны игроков расположены в зонах 2. Подготовительные упражнения 1. Силовые упражнения для кистей. Учащиеся располагаются в 1 м от стены. Падение вперед, упираясь кистями в стену и в темпе, оттолкнувшись руками, принять исходное положение. 2. Упражнение для укрепления мышц груди, и брюшного пресса. Занимающиеся в парах располагаются спиной друг к другу и, взяв руки вверху в захват, поочередно наклоняясь вперед, поднимают партнера на спину. Руки в локтевых суставах не сгибать, вперед чрезмерно не наклоняться. 3. Броски набивных мячей (3 кг) двумя руками снизу вперед-вверх. 4. Парные упражнения с сопротивлением партнера. Один-игрок имитирует удар по мячу снизу и сверху прямой рукой, другой, стоя сзади, удерживает его за кисть и слегка сопротивляется. 5. Упражнение с резиновым амортизатором. Игрок стоит на левой ноге, правая сзади на носке, спиной к гимнастической стенке, к которой на уровне головы учащегося одним концом прикреплен амортизатор, другой его конец игрок держит в согнутой, отведенной за голову руке (для верхней прямой подачи и на уровне пояса для нижней прямой подачи). Обучающийся имитирует подачу мяча, преодолевая сопротивление амортизатора. 6. Броски набивных мячей (3 кг) одной рукой из-за спины вниз-вперед-вверх и из-за головы вперед-вверх. Обратить внимание на необходимость переноса тяжести тела при замахе на правую ногу, при броске — на левую. Правая рука при броске сопровождает мяч. 7. Броски набивных мячей (1 кг) одной рукой через сетку с расстояния 8 м от нее снизу и сверху. Нижний трос сетки не закреплен. Упражнения с мячом 1. Многократное подбрасывание мяча вверх и замах бьющей рукой (имитация). 2. Многократное подбрасывание мяча с последующей ловлей в момент удара (левая рука преграждает путь мячу). 3. Имитация подачи — удар пр мячу, закрепленному в держателе. 4. Учащиеся в парах располагаются на противоположных боковых линиях площадки. Один подает, другой ловит. 5. Подачи в квадрат, нарисованный на стене, с расстояния 6—9 м. 6. Подачи через сетку с расстояния 7—8 м от сетки. 7. То же, что и в упражнении 6, но подача в левую, правую половину площадки. 8. Выполнение подачи в пределы площадки с места подачи. 9. Подача в правую, левую половины площадки с места подачи. 10. Подача в ближнюю, дальнюю части площадки. 11. Соревнования на точность попадания в установленный квадрат. 12. Выполнение подач с чередованием способов: верхняя, нижняя и т. д. 13. Соревнование на максимальное количество подач. 14. Выполнение подач на точность в зоны 1, 6, 5 и т. д. 15. Подача на силу (верхняя прямая). Игры для обучения подаче «Подай и попади». Игроки двух команд располагаются на лицевых линиях площадки. У каждой команды по 5 мячей. По сигналу учителя (тренера) игроки обеих команд поочередно выполняют по 5 подач, стремясь попасть в пределы площадки. Игроки команд, ожидавшие очереди на подачу, собирают мячи и подают их партнерам. Если игрок испортил подачу или наступил на линию, то подача не засчитывается. Побеждает команда, у которой было Дольше попаданий в площадку. «Сумей передать и подать». Команды соревнуются в передачах мяча в стенку и подачах на точность. Играющие выстраиваются в две колонны в 3 м от стенки. По сигналу учителя первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стенку, после чего бегут к своим площадкам и подают по 3 подачи. Как только первый игрок из колонны закончил подавать, немедленно начинает передачу в стенку второй игрок и т. д. Игроки, ожидающие очереди, собирают мячи и доставляют их партнерам к месту подачи. За правильно выполненную передачу игроку начисляется очко, за подачу — 3 очка. Побеждает команда, набравшая больше очков «Снайперы». Koманды располагаются в шеренгах на лицевых линиях. Каждый игрок обеих команд по очереди выполняет по 5 подач, стремясь набрать больше очков которые начисляются за попадание в квадрат. Цифра в квадрате соответствует количеству начисляемых очков. Способ выполнения подачи устанавливает учитель. Побеждает команда, набравшая больше очков. При ошибках переподавать мяч не разрешается.
Прием подачи В волейболе прием подачи определяет дальнейшую игру команды: плохой прием мяча может привести к потере очка и затруднит развитие атаки. Обучение приему подачи из-за сложности его выполнения должно занять одно из главных мест в учебной работе. Прием подачи выполняется следующим образом. Учащийся, определив способ подачи соперника, принимает стойку готовности — ноги на ширине плеч, чуть согнуты в коленных суставах, одна нога на 10— 15 см впереди другой, туловище чуть наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах, взгляд направлен на подающего игрока. После подачи, определив направление, траекторию и скорость полета мяча, волейболист, принимающий подачу, быстро перемещается навстречу мячу и принимает исходное положение — руки, туловище и ноги расположены в зависимости от избранного способа приема мяча (игрокам, стоящим в зонах 4 и 5 перед приемом подачи, рекомендуется занимать устойчивое положение— левая нога выдвинута несколько вперед; в зонах 2 и 1 — правая впереди). ' При приеме мяча, двумя руками сверху, летящего с небольшой скоростью, нужно в исходном положении несколько больше согнуть ноги в голеностопных и коленных суставах и туловище в тазобедренном суставе. Кисти рук располагаются перед лицом. Встречным движением рук к мячу учащийся мягким ударом пальцев отбивает мяч, направляя его партнеру. При приеме мяча двумя руками снизу в исходном к положении ноги учащегося согнуты в коленных и голеностопных суставах, туловище незначительно наклонено вперед, руки выпрямлены и направлены вперёд-вниз, предплечья сгруппированы. Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям, ноги и туловище выпрямляются. С увеличением скорости полета мяча встречное движение рук замедляется. Исходя из того, что большинство мячей с подачи попадает в центральную часть площадки (зоны 5, 6 и 1), при обучении приему подачи следует располагать учащихся таким образом, чтобы они могли обеспечить качественный прием. С самого начала обучения целесообразно располагать игроков в две линии. Затем по мере овладения приемом подачи следует перестраивать игроков в ломаную линию. При этом способе расположения каждый игрок отвечает за узкую полоску площадки; учащимся легче быстро переместиться вперед или назад, нежели в стороны. При приеме планирующей подачи игроки несколько рассредоточиваются и занимают удобную позицию для приема мяча. Чтобы успешно овладеть техникой выполнения приема подачи, нужно научиться: правильно выбирать место на площадке и своевременно перемещаться к летящему мячу; страховать игрока, принимающего подачу; совмещать подачу с приемом; выйдя на прием мяча первым, обязательно принять его; приняв подачу, передать мяч как можно точнее партнеру. Подготовительные упражнения 1.Развитие ответной реакции. Учащиеся располагаются на одной половине площадки лицом к сетке. Учитель с мячом— на противоположной стороне, в месте подачи. Учитель имитирует различные способы подачи мяча, учащиеся в зависимости от способа подачи (по заданию), перемещаются в различных направлениях до 1,5—2 м. Например, при имитации верхней прямой подачи перемещаются назад, нижней прямой — вперед. 2. Упражнение для укрепления кистей рук. Из упора лежа на пальцах рук согнуть и разогнуть руки. 3. Из упора лежа на пальцах рук перемещение по кругу влево, ноги на месте. То же вправо. 4. Передача набивного мяча (1 кг) двумя руками сверху над собой. 5. Ходьба выпадами вперед и назад, вправо (приставляя, левую ногу) и влево (приставляя правую ногу). 6. Бег с остановкой — прыжком на две ноги. Учащиеся по короткому свистку учителя перемещаются в различных направлениях, по длинному свистку — выполняют остановку — прыжок «а две ноги. 7. Развитие ловкости: а) Подвижная игра «Охотники и утки». Половина учащихся(«охотники») располагается на лицевой линии волейбольной площадки, остальные («утки») — между линиями нападения. «Охотники» вначале одним, а затем двумя мячами стремятся выбить «уток». Через 5 мин игроки меняются ролями. б) Подвижная игра «Салки». Учащиеся по 5—8 человек располагаются на волейбольной площадке и играют в салки. |Все играющие — как водящий, так и игроки — перемещаются ре средней стойке (на полусогнутых ногах, руки перед туловищем). Если игрок «засален» или выбежал за пределы площадки, то он становится водящим. ' в) Два игрока в быстром темпе набрасывают мяч третьему Ее расстояния 4 м, и он 'стремится отбить мяч двумя руками; сверху или двумя руками снизу. г) Поочередные прыжки на левой, правой ноге на месте |с одновременным подбиванием волейбольного мяча над собой. 8. Выполнение падений с перекатом на спину. По короткому свистку учителя занимающиеся выполняют падение с перекатом на спину влево, по длинному свистку — падение с перекатом на спину вправо. В момент падения следует сгруппироватьс<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.37.129 (0.016 с.) |