Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое объединение учителей физической культуры

Поиск

Методическое объединение учителей физической культуры

образовательных учреждений Нижневартовского района

 

 

Обучение технике игры в волейбол

 

Подготовил: Г.С. Лисицын,

Учитель физической культуры

МБОУ Большетарховская ОСШ

 

С. Большетархово

Февраля 2011 г.

Обучение технике игры в волейбол

Учитель физкультуры, планируя занятия по волей­болу, строит их содержание, исходя из задач, выдви­гаемых программой, в соответствии с контингентом учащихся и наличием спортивной базы общеобразовательной школы.

Задачи ставятся как на весь период работы, так и перед серией уроков по волейболу, и перед каждым уроком. В про­цессе обучения на одном уроке обычно решаются две-три основные задачи, помимо них могут решаться и второстепенные. Исходя из требований программы, учитель планирует прохождение учебного материала по волей­болу в школе на уроках, содержание которых изложено в плане-графике про­хождения учебного материала и календарно-тематическом плане работы.

Основные условия эффективного обу­чения приемам техники игры в волейбол.

Общее ознакомление с приемами тех­ники игры. У учащихся формируется представле­ние об изучаемом приеме техники игры, о его особен­ностях и технике выполнения, а также о тактическом применении его в игре. После объяснения учителя, показа приема или демонстрации кинограмм школь­ники пробуют выполнить этот прием. При разучива­нии новых приемов техники игры не следует акцен­тировать внимание учащихся на возможных ошибках: это можно обсудить по мере их появления.

Выполнение приема техники игры в упрощенных условиях. Поскольку ряд игро­вых приемов в волейболе отличается сложностью вы­полнения, то целостное изучение их представляет собой определенную трудность. В связи с этим реко­мендуется предварительно изучать приемы техники игры в упрощенных условиях, т. е. вначале без сетки, при содействии партнера, с использованием дополни­тельного оборудования.

На этапе начального разучивания приемов техни­ки игры широко используются следующие методы:

1. Метод расчлененного упражнения с последую­щим объединением частей в целое.

2. Метод целостного упражнения с избирательным выполнением отдельных его частей.

Первый метод применяется тогда, когда действие поддается расчленению на относительно самостоя­тельные элементы без существенного искажения тех­ники игрового приема. Например, нападающий удар можно расчленить на отдельно изучаемые движения: разбег, прыжок, удар по мячу. Составные части упражнения разучивают, придерживаясь правила «от известного к неизвестному». Начинать обучение це­лесообразно с основных частей упражнения, переходя по мере их усвоения к второстепенным, независимо от места этих частей в упражнении. Например, при обучении нападающему удару следует начинать с обучения удару по мячу, а затем — разбегу и прыж­ку. При обучении подаче — сначала обучать подбросу мяча вверх, а затем — удару по нему.

В тех же случаях, когда расчленение целого при­водит к изменению техники движений и искажению их структуры, выбирают второй метод. Он целесооб­разен при обучении перемещениям, приему и пере­даче мяча.

Изучение приемов техники игры в усло­виях, приближенных к игровым. По мере овладения учащимися приемами техники игры в упро­щенных условиях, учителю необходимо несколько усложнить упражнение за счет введения определен­ных трудностей, например: выполнение передачи мяча и подачи через сетку, нападающий удар против бло­ка и др.

Школьники учатся выполнять приемы техники игры из различных исходных положений, в неожи­данно изменяющихся условиях, в единоборстве с со­перником. В результате многократного выполнения упражнений умения совершенствуются, доводятся до автоматизма, превращаются в навык.

Совершенствование приемов техники игры в групповых упражнениях и в игре. Завершающим этапом обучения школьников является привитие им навыков и умений по выполнению прие­мов игры во взаимодействии с партнерами в группо­вых и командных упражнениях.

Участвуя в двусторонней игре, школьники обу­чаются командному ведению борьбы, выполнению приемов техники игры наиболее рациональным спо­собом, в зависимости от игровой ситуации и такти­ческого плана игры.

При обучении школьников волейболу, наряду с общеразвивающими упражнениями, предусмотренны­ми программой, используются: подготовительные Упражнения, направленные на развитие специальных физических качеств, необходимых для успешного овладения приемами техники игры и движениями; подвижные игры, а также специальные упражнения с мячом), применяемые для закрепления и совер­шенствования приемов техники игры в условиях, при­ближенных к игровым, и в двусторонней игре.

Необходимо, чтобы при выполнении подготови­тельных упражнений ученики поняли, какие качества воспитываются с их помощью. Такой подход вызывает серьезное отношение и интерес к выполнению неко­торых «неинтересных» упражнений. Например, в упражнениях с набивными мячами следует большое внимание 'уделять бросанию и ловле, а также упраж­нениям, имитирующим приемы техники игры.

Подбирать специальные упражнения и тактиче­ские комбинации следует с учетам их доступности для учащихся по принципу «от простого к сложному».

При обучении таким сложным приемам техники, как подача, нападающий удар, блокирование, не сле­дует обременять внимание занимающихся многообра­зием тонкостей, лучше сосредоточить их усилия на главных компонентах — исходном положении, подго­товительной рабочей и заключительной фазах игро­вого приема.

Чтобы повысить интерес школьников к занятиям, целесообразно организовать соревнование. Так, при изучении передачи мяча в движении во встречных колоннах перед учениками ставится задача, как можно дольше продержать мяч в воздухе, не уронив его на площадку. Этот же методический прием можно при­менять и при обучении подаче, нападающему удару, блокированию, приему мяча, защитным действиям («Какая группа лучше выполнит упражнение?»).

Не следует увлекаться обучением только отдель­ным приемам техники игры. Каждый ученик должен овладеть всем набором игровых действий. Но если он не в состоянии допрыгнуть до верхнего троса сет­ки, то добиваться от него овладения нападающим ударом не следует. Такие ученики, освоив передачи и подачи, могут вполне успешно участвовать в дву­сторонних играх.

Упражнения в подготовительной и. основной ча­стях целесообразно проводить в различных построе­ниях: в шеренгах, полукруге, в кругу, в колоннах по 6—8 человек. Такие построения на уроке по волей­болу (при наличии достаточного количества мячей) позволяют увеличить плотность урока. В классах с большим количеством учащихся рационально на уро­ке использовать круговой метод, где обучение будет проводиться на 5—б станциях. На одной из них уча­щиеся будут поочередно выполнять подачи, на другой — передачи, на третьей — защитные действия, на четвертой — прыжки, различные перемещения. При проведении такого урока (занятия) следует привле­кать наиболее подготовленных учащихся в помощни­ки учителю.

Для более глубокого усвоения пройденного мате­риала учитель предлагает школьникам домашние за­дания: упражнения, направленные на развитие спе­циальных физических качеств (прыгучести, гибкости, силы, выносливости), упражнения с мячом (подача мяча в стенку, удары мячом о пол) — для подготов­ки к освоению нападающего удара, имитационные упражнения, игра в «мини-волейбол» и волейбол.

Стойки и перемещения

Частая изменчивость ситуаций требует от волей­болиста постоянной готовности к выполнению различ­ных игровых приемов. Поэтому волейболист должен уметь своевременно принять рациональную стойку для последующих быстрых перемещений.

В игре применяются три стойки — высокая, сред­няя и низкая, каждая из которых характеризуется •сгибанием ног и наклоном туловища.

Высокая стойка — ноги на ширине плеч, одна впе­реди. Сгибание ног и наклон туловища незначитель­ны, руки перед туловищем, масса тела равномерно распределена по всей площади опоры. При­меняется при приемах и передачах мяча, летящего с небольшой скоростью, а также перед выполнением нападающего удара и блокирования.

Средняя стойка отличается от высокой чуть боль­шим сгибанием ног, наиболее удобна при приеме мяча после подачи и при страховке (рис. 4).

Низкая стойка: игрок полуприсел, туловище слег­ка наклонено вперед, общий центр тяжести переме­щен на переднюю часть опоры (рис. 5). Применяется при игре в защите, при приеме мячей, летящих с большой скоростью.

Находясь в стойке, учащийся внимательно следит за мячом. Стойка не должна быть напряженной; _ можно рекомендовать учащимся переступать с ноги на ногу.

Перемещения игроков — ходьба (приставным или и обычным шагом), бег или прыжки, иногда их сочетание — бывают различными по скорости. К мячу, летящему в стороне, учащийся перемещается пристав­ными шагами. В конце каждого перемещения выпол­няется тормозящее движение ног, оно позволяет быстро остановиться, занять устойчивое положение или продолжить движение в другом направлении.

С изучения стоек и перемещений начинается обу­чение волейболу. Ознакомившись со стойками на месте, учащиеся выполняют их при перемещении в различных направлениях с постепенным увеличением расстояния и скорости передвижения.

Стойки и перемещения, как правило, заканчи­ваются принятием исходного положения. Это следует учитывать при обучении. Например, перемещение в одной из стоек заканчивать принятием исходного по­ложения с последующей имитацией игрового приема.

Подготовительные упражнения

1. Ходьба выпадами.

2. Ходьба в полуприседе.

3. Бег с изменением темпа.

4. Пробегание отрезков 15-20 м с ускорением.

5. Продвижение прыжками вперед, назад, влево или вправо.

6. Чередование быстрой ходьбы с бегом, остановками, по­воротами туловища,

7. Передвижение разнообразными способами в различных управлениях по зрительным и слуховым сигналам учителя.

8. Бег из различных исходных положений по зрительному.сигналу — лицом вперед и назад, боком, приставными шагами на 10-20 м.

9. Ускорения на 5-10 м после кувырка вперед.

10.Бег с прыжками через препятствия (скамейки, набивные мячи).

11.Челночный бег.

12.Эстафеты, включающие бег, прыжки, кувырки, падение, лазание.

Упражнения с мячом

1. Учащиеся в парах. Подбрасывание мяча вверх одним школьником является сигналом для принятия высокой стойки другим. Подбрасывание мяча с ими­тацией удара является сигналом для принятия низ­кой стойки,

2. Броски и ловля мяча в колоннах с выходом под мяч и принятием средней стойки.

3. Учащиеся в парах. Один набрасывает мяч, другой, выполняя выпад влево, вправо, вперед, ло­вит мяч.

4. Мячи установлены в держателях над сеткой и подвешены под ней. Учащиеся продвигаются вдоль сетки и касаются мячей то сверху, то снизу.

5. Бег по кругу. Ловля мяча и бросок двумя ру­ками за голову.

6. Учащиеся в парах стоят лицом друг к другу на расстоянии 4 м. Один бросает мяч за голову дру­гому, тот разворачивается, бежит к месту падения мяча и ловит его.

7. Учащиеся построены в колонну в зоне 1. Во­дящий из зоны 6 бросает мяч в зону 2, играющие поочередно из колонны перемещаются к сетке и ло­вят мяч.

8. То же, что и в упражнении 7, но занимаю­щиеся располагаются в зоне 5, а водящий бросает мяч в зону 4.

9. Учащиеся построены в колонну в зоне 4 в 3 м от сетки. Поочередно бросают мяч ученику, стоящему в зоне 3, и, подбегая к сетке, выпрыгивают в верх. Мячи из зоны З возвращаются в колонну.

10. То же, что и в упражнении 9, но колонна уча­щихся расположена в зоне 2.

11. Передача мяча над собой с перемещением ша­гом вперед, в стороны, назад.

12. То же, что и в упражнении 11, но перемеще­ние бегом.

13. Учащиеся построены в колонну в зоне 6. Учи­тель из зоны 4 бросает мяч в зону 3, куда переме­щается учащийся и передачей возвращает учителю мяч.

14. То же, что и в упражнении 13, но учитель бросает мяч из зоны 2.

15. Учащиеся в парах. Один передает мяч в раз­личных направлениях, другой после перемещения пе­редачей возвращает мяч партнеру.

16. Учащиеся в парах. Один слегка ударяет по мячу, другой, перемещаясь вперед — в стороны, воз­вращает ему мяч передачей двумя руками снизу.

17. Учащиеся построены в колонну в зоне 1. Учи­тель из зоны 6 посылает мяч в зону 2, куда пооче­редно выходят учащиеся и передают мяч в зону 3.

18. То же, что и в упражнении 17, но учащиеся построены в зоне 5, а учитель посылает мяч в зону 4.

19. Перемещение учащихся в противоположную колонну после встречной передачи мяча. к сетке, выпрыгивают вверх. Мячи из зоны 3 возвращаются в колонну.

20. Перемещение приставными шагами вдоль сет­ки и выбивание мячей из держателей.

21. Из зоны 4 выход к сетке с последующим прыжком и имитацией нападающего удара.

22. Выход вперед и прием мячей после нападаю­щих ударов.

Подготовительные упражнения

1. Упражнения, способствующие укреплению кистей н пальцев рук. Руки с набивным мячом выпрямлены. Вращение набивного мяча в различных направлениях.

2. Из упора лежа на пальцах сгибание и разгибание рук.

3. Передвижение на руках вперед, в стороны, назад; ноги удерживает партнер.

4. Броски и ловля набивных мячей. В парах, из положе­ния стоя и сидя на полу ловля и броски набивных мячей (3 кг) вверх, вперед и за голову партнеру, одной и двумя руками.

5. В парах, из положения стоя, полуприседа и приседа толчки набивных мячей (3 кг) двумя руками от груди вперед и вверх партнеру, по различным траекториям. Следует обра­щать внимание обучающихся на необходимость одновременно разгибать руки, туловище и ноги.

6. Развитие реакции на звуковой и зрительный сигналы. По сигналу учителя (по свистку, подбросу мяча, движению ру­кой) занимающиеся выполняют прыжок вверх, рывок вперед, кувырок, смену исходных положений.

7. Развитие ответных реакций. Обучающиеся в парах вы­полняют ответные действия по сигналу партнера. Один, изменяя положение рук, перемещается в стороны, приседает, подпрыги­вает вверх и т. д., другой в ответ стремится мгновенно повто­рить действия партнера.

8. Броски волейбольных мячей одной и двумя руками в стенку в быстром и максимальном темпе с последующей лов­лей. Мяч ударяется в стенку на уровне головы учащегося.

9. Бег приставными шагами. В средней стойке волейболиста поочередные перемещения влево и вправо на расстояние 5-10 м, с остановкой - прыжком на две ноги. При перемещении не допускать, прыжков вверх.

10: Выполнение ускорений из различных исходных положе­ний (средней стойки, приседа, лежа, сидя на полу), по сигналу учителя, на 5-10 м вперед, назад, в стороны.

11.Упражнения на равновесие и координацию движений. Исходное положение — руки к плечам, стоя на рейке гимнасти­ческой скамейки. Шаг левой — руки вверх, шаг правой — руки к плечам.

12.Упражнение для развития быстроты и ловкости. Уча­щиеся располагаются в двух шеренгах вдоль средней линии волейбольной площадки на расстоянии одного шага, спиной друг к другу: это команды «День» и «Ночь». Учитель называет одну из команд, и ее игроки стремятся убежать за лицевую линию. Игроки другой команды, повернувшись кругом, устремляются вдогсйку. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек осалить больше игроков соперника.

 

Упражнения с мячом

1. Броски волейбольных мячей вперед и вверх. Учащиеся, находясь в исходном положении, удержи­вают мяч кистями, широко расставив пальцы, локти разведены в стороны и вперед. Одновременным и полным разгибанием рук, туловища и ног произво­дится бросок мяча. Упражнение выполняется в мед­ленном и среднем темпе.

2. Имитация передачи мяча. Серия движений по передаче мяча; основное внимание обращается на со­гласованность работы рук, туловища и ног. Учащие­ся, подбросив мяч вверх, ловят его, приняв исходное положение, а затем, имитируя движение передачи, бросают мяч партнерам.

3. В парах. Один учащийся подбрасывает мяч перед собой и передачей сверху направляет его парт­неру. Партнер ловит мяч и тем же способом возвра­щает его. Следует обратить внимание учащихся на необходимость принятия стойки готовности перед пе­редачей и отрывистого касания пальцами к мячу.

4. В парах. Расстояние между учащимися — около 4м. Партнер набрасывает передающему уче­нику мяч по средней траектории в направлении его головы. Передающий из исходного положения, при­няв мяч, бросает его партнеру. Партнер ловит мяч и снова набрасывает его.

5. В парах. Передача мяча с выпадом в стороны вперед, назад. Партнер набрасывает мяч на 1 метр левее, правее, ближе или за голову передающему. Передающий, делая выпад, стремится принять мяч у лица и передать его партнеру, затем возвра­щается в исходное положение.

6. Учащиеся стоят в колонне по одному лицом к учителю (тренеру), который поочередно направ­ляет мяч игрокам.

7. Передача мяча с изменением траектории по­лета мяча. Учащиеся в парах располагаются на рас­стоянии 3—5м друг от друга. Поочередные передачи мяча по низкой, средней и высокой траектории с вы­полнением вышеописанных условий.

8. Передача мяча в стенку с расстояния 1,5—2м от стенки в средней стойке. Передачи в стен­ку выполняются максимально возможное количе­ство раз.

9. Передача мяча с изменением направления под углом 45°. Учащиеся по трое располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3м друг от друга. Передачи мяча слева направо в средней стойке. Определив место падения мяча, учащийся располагается под ним так, чтобы в момент передачи стопы его ног были направлены в сторону передачи. Затем то же, но в другую сторону.

Учащиеся располагаются в колонну по одному в зоне 3, один в зоне 5, другой в зоне 4. Передача мяча из зоны 5 в зону 3, а оттуда в зону 4 с возвра­щением мяча в зону 5. Занимающиеся из зоны 3 поочередно выполняют передачу. Основное внимание следует уделить точности передачи мяча из зоны 3 в зону 4.

10. Учащиеся располагаются в колонне по одному в зоне 3, один в зоне 2, другой в зоне 1. Передача мяча из зоны 1 в зону 3, а оттуда в зону 2 с возвра­щением мяча в зону 1. Основное внимание уделяется передаче мяча из зоны 3 в зону 2. Занимающиеся в зоне 3 поочередно выполняют передачу.

11. Передача мяча с изменением направления под углом 90°. Четверо учащихся располагаются у вер­шин воображаемого четырехугольника на расстоянии 3—4 м друг от друга.

12. Передача мяча слева направо, в средней стойке. Определив место падения мяча, волейболист располагается под ним так, чтобы в мо­мент передачи стопы его ног были направлены в сто­рону передачи. Затем то же, но в другую сторону.

13. Передача мяча из зоны 6 в зону 3, оттуда— в зоны 4 и 2. Учащиеся располагаются на пло­щадке по одному в зонах 6, 3, 4 и в зонах 6, 3, 2. Одновременно выполняет­ся передача учащимися, стоящими в зоне 6, в зону 3, а оттуда в зоны 4 и 2, с возвращением мяча в зону 6. После выполне­ния задания учащиеся меняются местами в пре­делах одной зоны, затем и зонами.

14. Учащиеся в колон­нах располагаются на противоположных пло­щадках; направляющий— в 2 м от сетки. Мяч пе­редается по средней траектории 0,5—1 м над сеткой.

15. Учащиеся располагаются по обе стороны сет­ки в колоннах в зонах 4 и по одному в зонах 3 и 6. Мяч передается из зоны 6 в зону 3, оттуда в зону 4, затем поочередно через сетку в зону 6. То же выпол­няют учащиеся на противоположной площадке.

16. То же, что и в упражнении 15, но игроки рас­полагаются в зоне 2.

 

Подготовительные упражнения

1. Вращение рук в кистевых и плечевых суставах.

2. Повороты предплечий наружу (супинация). Полуприседая, руки вперед-вниз с одновременным сведением и супинацией предплечий.

3. Броски набивных мячей вперед-вверх. Из положений полуприседа, ноги на ширине плеч, бросок набивного мяча пря­мыми руками ■ вперед-вверх с одновременным выпрямлением ног. (Внимание учащихся следует обратить на необходимость одно­временного разгибания ног и бросок мяча).

4. Положение полуприседа, прямые руки с мячом опущены вниз. Выполнение выпада влево (вправо, вперед, назад) с по­следующим броском набивного мяча вперед-вверх. Не допускать сгибания рук при броске мяча. Добиться одновременного раз­гибания ног и смещения рук вперед-вверх с последующим броском.

5. Приседание на двух ногах, руки вперед. Выполнять по 10 серий приседаний в медленном и быстром темпе.

6. Из стойки готовности волейболиста перемещение на 2— 4 м влево с последующей остановкой и выпадом влево. То же вправо, вперед, назад.

7. Ускорения на 5—10 м в различных направлениях из по­ложения стойки готовности волейболиста. Исходное положе­ние: а) сидя на полу,

б) стоя спиной в направлении движения.

8. Упражнения на расслабление мышц рук и ног. Потряхи­вание расслабленными руками, поднятыми вверх и опущенными вниз.

Из стойки на лопатках — потряхивание расслабленными ногами.

Упражнения с мячом

1. Имитация приема мяча. Находясь в исходном положении, выполнить серии движений, имитирую­щих прием мяча. Основное внимание обращается на согласованность в работе рук, туловища и ног, на правильное положение предплечий (параллельность и сгруппирование).

2. Подбивание мяча, подвешенного к щиту, на месте. Обратить внимание на положение рук, туло­вища, ног.

3. Подбивание мяча, подвешенного к щиту, после выпада.

4. То же, что и в упражнении 3, но после пере­мещений.

5. В парах. Один игрок набрасывает мяч, дру­гой, приняв исходное положение, подставляет руки пОд мяч.

6. То же, что и в упражнении 5, но после выпада.

7. То же, что и в упражнении 5, но после перемещений.

Передача мяча на месте

1. Передача мяча партнеру. Расстояние между учениками около 4 м. Партнер набрасывает мяч пе­редающему игроку так, чтобы ему было удобно принять его двумя руками снизу. Передающий, приняв мяч, из исходного положения передает его партнеру. Обратить внимание на технику выполнения приема и передачи мяча.

2. Передача мяча партнеру с выпадом в сторо­ны, вперед, назад. Партнер набрасывает мяч на 0,5 м левее, правее передающего, ближе к нему или за его голову. Передающий, сделав выпад, стремится при­нять мяч на нижнюю часть параллельно расположен­ных предплечий и согласованным движением ног, туловища и рук передает мяч. Обратить внимание учащихся на необходимость своевременного выпол­нения выпада к падающему мячу.

3. Прием и передача мячей, летящих по различ­ным траекториям. Игроки в парах располагаются на расстоянии 3—5 м друг от друга, поочередно пере­дают мяч по низкой, средней и высокой траектории. Обратить внимание на изменение угла наклона рук при приеме и передаче в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем больше угол наклона рук с последующим активным встречным движением их вперед-вверх.

4. Прием и передача мячей, летящих с различ­ной скоростью. Учащиеся в парах располагаются на расстоянии 3—5 м друг от друга, поочередно пере­дают мяч, летящий с различной скоростью. Обратить внимание занимающихся на необходимость быстрого встречного движения рук к мячу, летящему с незна­чительной скоростью, и относительно медленном сме­щении рук вперед-вверх при увеличении скорости по­лета мяча. В том случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара, следует снижать ско­рость полета мяча за счет амортизации, когда в мо­мент приема мяча туловище несколько приподни­мается, а руки незначительно смещаются вверх-назад.

5. Игроки располагаются на расстоянии 1,5—2 м от стенки, передают мяч двумя руками снизу с уда­ром о стенку (максимальное количество раз).

6. Прием и передача мяча с изменением направ­ления под углом 45°. Трое учащихся располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3 м друг от друга. Передача мяча слева-направо, в средней стойке. Обратить внимание учащихся на не­обходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки

после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правая но­га разгибается актив­но, тяжесть тела пере­носится на левую ногу.

7. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 3, колонна игроков — в зоне 5.

Передача мяча из зоны 4 в зону 5, оттуда поочередно в зону 3 с возвращением мяча в зону 4. Основное внимание следует уделить точности передачи мяча из зоны 5 в зону 3.

8. Игроки по одному располагаются в зонах 2 и 3, колонна игроков — в зоне 1. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, оттуда в зону 3 с возвращением мяча в зону 2. Основное внимание уделяется переда­че мяча из зоны 1 в зону 3.

9. Передача мяча с изменением направления под углом 90°. Четверо учащихся располагаются у вер­шин воображаемого четырехугольника на расстоянии 3—4 м друг от друга. Передача мяча слева-направо в средней стойке. Обратить внимание занимающихся на необходимость движения рук в направлении впе­ред-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела перено­сится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки после соприкосновения с мячом дви­жутся в направлении вперед-вверх-влево, правая но­га разгибается активно, тяжесть тела переносится на левую ногу.

10. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 2, колонна игроков — в зоне 6. Поочередно из зо­ны 6 направляют мяч в зону 2, затем в зону 4. Основ­ное внимание следует уделить точности передачи мяча из зоны 6 в зону 4 и 2.

11. Прием и передача мяча через сетку. Учащиеся в колоннах располагаются с противоположных сторон сетки в 2 м от нее. Мяч передается по не­высокой траектории — 0,5—1 м над сеткой.

12. Игроки в колон­нах располагаются в зонах 4, водящие — в зонах 3. Передача мя­ча из зоны 3 в зону 4, оттуда через сетку в зону 6.

13. То же, что и в упражнении 12, но ко­лонны занимающихся расположены в зонах 2.

14. Учащиеся в колоннах располагаются в зонах 2 правым боком к сетке, водящие — в зонах 6. Пере­дача мяча из зоны 6 в зону 2, оттуда через сетку в зону 6.

15. То же, что и в упражнении 14, но колонны игроков расположены в зонах 4.

16. Прием мяча от сетки. Занимающиеся в колон­нах расположены в зонах 4 в 1,5 м от сетки лицом к ней. Водящий с мячом стоит в зоне 6 в 3—4 м от сетки и бросает мяч в сетку; мяч поочередно после выхода вперед принимают игроки, стоящие в колонне, и передают водящему в зону 3. Учащимся следует объяснить, что мяч отскакивает от сетки по-разному, в зависимости от того, в какое место сетки он попадает и с какой скоростью направлен в сетку.

17. То же, что и в упражнении 16, но колонны игроков расположены в зонах 2.

Подготовительные упражнения

1. Силовые упражнения для кистей. Учащиеся располагаются в 1 м от стены. Падение вперед, упираясь кистями в стену и в темпе, оттолкнувшись руками, принять исходное положение.

2. Упражнение для укрепления мышц груди, и брюшного пресса. Занимающиеся в парах располагаются спиной друг к другу и, взяв руки вверху в захват, поочередно наклоняясь вперед, поднимают партнера на спину. Руки в локтевых суста­вах не сгибать, вперед чрезмерно не наклоняться.

3. Броски набивных мячей (3 кг) двумя руками снизу впе­ред-вверх.

4. Парные упражнения с сопротивлением партнера. Один-игрок имитирует удар по мячу снизу и сверху прямой рукой, другой, стоя сзади, удерживает его за кисть и слегка сопро­тивляется.

5. Упражнение с резиновым амортизатором. Игрок стоит на левой ноге, правая сзади на носке, спиной к гимнастической стенке, к которой на уровне головы учащегося одним концом прикреплен амортизатор, другой его конец игрок держит в со­гнутой, отведенной за голову руке (для верхней прямой подачи и на уровне пояса для нижней прямой подачи). Обучающийся имитирует подачу мяча, преодолевая сопротивление аморти­затора.

6. Броски набивных мячей (3 кг) одной рукой из-за спины вниз-вперед-вверх и из-за головы вперед-вверх. Обратить вни­мание на необходимость переноса тяжести тела при замахе на правую ногу, при броске — на левую. Правая рука при броске сопровождает мяч.

7. Броски набивных мячей (1 кг) одной рукой через сетку с расстояния 8 м от нее снизу и сверху. Нижний трос сетки не закреплен.

Упражнения с мячом

1. Многократное подбрасывание мяча вверх и замах бьющей рукой (имитация).

2. Многократное подбрасывание мяча с после­дующей ловлей в момент удара (левая рука пре­граждает путь мячу).

3. Имитация подачи — удар пр мячу, закреплен­ному в держателе.

4. Учащиеся в парах располагаются на противо­положных боковых линиях площадки. Один подает, другой ловит.

5. Подачи в квадрат, нарисованный на стене, с расстояния 6—9 м.

6. Подачи через сетку с расстояния 7—8 м от сетки.

7. То же, что и в упражнении 6, но подача в ле­вую, правую половину площадки.

8. Выполнение подачи в пределы площадки с места подачи.

9. Подача в правую, левую половины площадки с места подачи.

10. Подача в ближнюю, дальнюю части площадки.

11. Соревнования на точность попадания в уста­новленный квадрат.

12. Выполнение подач с чередованием способов: верхняя, нижняя и т. д.

13. Соревнование на максимальное количество подач.

14. Выполнение подач на точность в зоны 1, 6, 5 и т. д.

15. Подача на силу (верхняя прямая).

Игры для обучения подаче

«Подай и попади». Игроки двух команд распола­гаются на лицевых линиях площадки. У каждой команды по 5 мячей. По сигналу учителя (тренера) игроки обеих команд поочередно выполняют по 5 по­дач, стремясь попасть в пределы площадки. Игроки команд, ожидавшие очереди на подачу, собирают мячи и подают их партнерам. Если игрок испортил подачу или наступил на линию, то подача не засчитывается. Побеждает команда, у которой было

Дольше попаданий в площадку.

«Сумей передать и подать». Команды соревнуют­ся в передачах мяча в стенку и подачах на точность. Играющие выстраиваются в две колонны в 3 м от стенки. По сигналу учителя первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стенку, после чего бегут к своим площадкам и подают по 3 подачи. Как только первый игрок из колонны за­кончил подавать, немедленно начинает передачу в стенку второй игрок и т. д. Игроки, ожидающие оче­реди, собирают мячи и доставляют их партнерам к месту подачи. За правильно выполненную передачу игроку начисляется очко, за подачу — 3 очка. Побеж­дает команда, набравшая больше очков

«Снайперы». Koманды располагаются в шеренгах на лицевых линиях. Каждый игрок обеих команд по очереди выполняет по 5 подач, стремясь набрать больше очков которые начисляются за попадание в квадрат. Цифра в квадрате соответствует коли­честву начисляемых очков. Способ вы­полнения подачи устанавливает учи­тель. Побеждает команда, набравшая больше очков. При ошибках переподавать мяч не разре­шается.

 

Прием подачи

В волейболе при­ем подачи определяет дальнейшую игру команды: плохой прием мяча может привести к потере очка и затруднит развитие атаки.

Обучение приему подачи из-за сложности его вы­полнения должно занять одно из главных мест в учеб­ной работе.

Прием подачи выполняется следующим образом. Учащийся, определив способ подачи соперника, при­нимает стойку готовности — ноги на ширине плеч, чуть согнуты в коленных суставах, одна нога на 10— 15 см впереди другой, туловище чуть наклонено впе­ред, руки согнуты в локтевых суставах, взгляд на­правлен на подающего игрока. После по­дачи, определив направление, траекторию и скорость полета мяча, волейболист, принимающий подачу, быстро перемещается навстречу мячу и принимает исходное положение — руки, туловище и ноги распо­ложены в зависимости от избранного способа приема мяча (игрокам, стоящим в зонах 4 и 5 перед приемом подачи, рекомендуется занимать устойчивое положе­ние— левая нога выдвинута несколько вперед; в зонах 2 и 1 — правая впереди). '

При приеме мяча, двумя руками сверху, летящего с небольшой скоростью, нужно в исходном положении несколько больше согнуть ноги в голеностопных и коленных суставах и туловище в тазобедренном суставе. Кисти рук располагаются перед лицом. Встречным движением рук к мячу учащийся мягким ударом пальцев отбивает мяч, направляя его парт­неру.

При приеме мяча двумя руками снизу в исходном к положении ноги учащегося согнуты в коленных и голеностопных суставах, туловище незначительно на­клонено вперед, руки выпрямлены и направлены впе­рёд-вниз, предплечья сгруппированы. Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям, ноги и туловище выпрямляются. С увеличением скорости полета мяча встречное движение рук замедляется.

Исходя из того, что большинство мячей с подачи попадает в центральную часть площадки (зоны 5, 6 и 1), при обучении приему подачи следует распола­гать учащихся таким образом, чтобы они могли обес­печить качественный прием. С самого начала обуче­ния целесообразно располагать игроков в две линии. Затем по мере овладения приемом подачи следует перестраивать игроков в ломаную линию. При этом способе расположения каждый игрок отвечает за узкую полоску площадки; учащим­ся легче быстро переместиться вперед или назад, не­жели в стороны.

При приеме планирующей подачи игроки несколь­ко рассредоточиваются и занимают удобную позицию для приема мяча.

Чтобы успешно овладеть техникой выполнения приема подачи, нужно научиться: правильно выби­рать место на площадке и своевременно перемещать­ся к летящему мячу; страховать игрока, принимаю­щего подачу; совмещать подачу с приемом; выйдя на прием мяча первым, обязательно принять его; приняв подачу, передать мяч как можно точнее партнеру.

Подготовительные упражнения

1.Развитие ответной реакции. Учащиеся располагаются на одной половине площадки лицом к сетке. Учитель с мячом— на противоположной стороне, в месте подачи. Учитель имити­рует различные способы подачи мяча, учащиеся в зависимости от способа подачи (по заданию), перемещаются в различных направлениях до 1,5—2 м. Например, при имитации верхней прямой подачи перемещаются назад, нижней прямой — вперед.

2. Упражнение для укрепления кистей рук. Из упора лежа на пальцах рук согнуть и разогнуть руки.

3. Из упора лежа на пальцах рук перемещение по кругу влево, ноги на месте. То же вправо.

4. Передача набивного мяча (1 кг) двумя руками сверху над собой.

5. Ходьба выпадами вперед и назад, вправо (приставляя, левую ногу) и влево (приставляя правую ногу).

6. Бег с остановкой — прыжком на две ноги. Учащиеся по короткому свистку учителя перемещаются в различных направлениях, по длинному свистку — выполняют остановку — прыжок «а две ноги.

7. Развитие ловкости:

а) Подвижная игра «Охотники и утки». Половина учащихся(«охотники») располагается на лицевой линии волейбольной площадки, остальные («утки») — между линиями нападения. «Охотники» вначале одним, а затем двумя мячами стремятся выбить «уток». Через 5 мин игроки меняются ролями.

б) Подвижная игра «Салки». Учащиеся по 5—8 человек располагаются на волейбольной площадке и играют в салки.

|Все играющие — как водящий, так и игроки — перемещаются ре средней стойке (на полусогнутых ногах, руки перед тулови­щем). Если игрок «засален» или выбежал за пределы площадки, то он становится водящим.

' в) Два игрока в быстром темпе набрасывают мяч третьему Ее расстояния 4 м, и он 'стремится отбить мяч двумя руками; сверху или двумя руками снизу.

г) Поочередные прыжки на левой, правой ноге на месте |с одновременным подбиванием волейбольного мяча над собой.

8. Выполнение падений с перекатом на спину. По короткому свистку учителя занимающиеся выполняют падение с перекатом на спину влево, по длинному свистку — падение с перекатом на спину вправо. В момент падения следует сгруппироватьс<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.38 (0.016 с.)