Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучите ваш собственный трансСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Если вы не в состоянии наблюдать за собственным трансом, – вы не сможете понять транс пациента. Чтобы научиться работать с собой, я использовал знакомое мне окружение для концентрации внимания на моем собственном трансе. Каждый день в течение какого-то времени я просто спокойно сидел и наблюдал за тем, какие мысли и чувства возникали во мне, и давал им имена в терминах трансов. Если ко мне приходили мысли о будущем – я называл их «псевдоориентацией во времени» или «уходом в будущее»; если во мне появлялась злость по отношению к прошлым событиям – я называл ее «возрастной регрессией»; когда окружающие предметы начинали расплываться – я отмечал «негативную галлюцинацию»; когда я переставал ощущать какую-то часть тела – это называлось «искаженным ощущением» или «диссоциацией», и т.д. Я долго занимался этой практикой в привычном и безопасном окружении, пока она не стала слишком легкой; тогда я решил перенести ее в более непредсказуемый мир. Я начал отслеживать свои трансы в течение всего дня, в одиночестве и в обществе. Изучая свои трансы, я обнаружил в них определенные закономерности. Моим любимым трансом была негативная галлюцинация – когда кто-то раздражал меня, я просто отказывался его видеть. Вы можете предпочитать диссоциацию, беспомощность иди возрастную регрессию – это зависит от вашей личной истории и ваших семейных трансов. Сначала вам потребуются определенные усилия, чтобы отслеживать собственные трансы и трансы ваших пациентов. Я помню, как я наблюдал за пациентом и думал: «Так, он собирается "отлететь"... а сейчас он диссоциируется... а теперь перед его взором прокручивается фильм – это, похоже, негативная галлюцинация... Он думает о деловой встрече через две недели – это "уход в будущее"». Через пять минут такого наблюдения я был совершенно истощен. Конечно, можно так упорно и навязчиво заниматься этим процессом, что в конце концов вы почувствуете себя совершенно увязшим в нем и беспомощным. Если вас охватит беспомощность – спокойно сидите, глубоко дышите и слушайте, что пациент говорит вам. Вам не нужно думать ни о чем; вам не требуется знать, что делать дальше. Просто осознавайте сообщения пациента. Основная цель этой книги – научить вас осознавать различные виды трансов и работать с ними – во-первых, в качестве терапевта, помогая пациентам выйти за пределы трансов; во-вторых, что еще важнее, – в качестве своего собственного терапевта, осознавая свои трансы. Для реализации первой цели сначала следует реализовать вторую. На моих тренингах психотерапевты часто жалуются: «Я не могу увидеть возрастной регрессии пациента, я чувствую себя беспомощным», «Я не в состоянии заметить негативную галлюцинацию»; «Я не знаю, что делать... Я в растерянности». Каждый раз я отвечаю одно и то же: «Вы не можете осознать транса пациента, пока вы не осознаете собственного транса». Без самопознания вы всегда будете чувствовать беспомощность (возрастную регрессию) либо не будете замечать негативную галлюцинацию пациента, так как вы сами в это время занимаетесь негативным галлюцинированием. Или вы не услышите, что вам говорит пациент, так как вы находитесь в трансе беспомощности. На основании собственного опыта я создал три упражнения, которые нужно выполнять последовательно. В книге «Квантовое сознание» приводится около ста упражнений, помогающих углубить степень вашей осознанности. Упражнение 1 Шаг 1. Садитесь или ложитесь поудобнее. Шаг 2. Начните наблюдение за вашим умом, осознавая, как через него протекают мысли, чувства, образы и внутренние диалоги. Шаг 3. Растождествитесь с содержанием вашего ума и просто наблюдайте приход и уход мыслей, чувств, образов и внутренних диалогов. Упражнение 2 Шаг 1. Садитесь или ложитесь поудобнее. Шаг 2. Начните наблюдение за вашим умом, осознавая, как через него протекают мысли, чувства, образы и внутренние диалоги. Шаг 3. Растождествитесь с содержанием вашего ума и просто наблюдайте приход и уход мыслей, чувств, образов и внутренних диалогов. Шаг 4. Начните помечать каждую мысль и образ в терминах трансовых состояний. Если вы мысленно переноситесь в прошлое – наденьте ярлык «возрастная регрессия». Если вы переноситесь в будущее – «уход в будущее». Если вы «отлетаете» – «диссоциация». Если вы засыпаете или уходите в грезы – «сны наяву». И так далее. Так вы начнете различать отдельные трансы и выделять их из общей плотной недифференцированной трансовой массы. Упражнение 3 Шаг 1. Садитесь или ложитесь поудобнее. Шаг 2. Начните наблюдение за вашим умом, осознавая, как через него протекают мысли, чувства, образы, внутренние диалоги. Шаг 3. Растождествитесь с содержанием вашего ума и просто наблюдайте приход и уход мыслей, чувств, образов и внутренних диалогов. Шаг 4. Начните помечать каждую мысль и образ в терминах трансовых состояний. Шаг 5. Осознанно и намеренно создавайте трансовые состояния, которые уже происходят. Если вы слышите внутренний голос: «Жизнь тяжела» – назовите его пост-гипнотическим внушением, а затем намеренно создайте голос, произносящий «Жизнь тяжела» несколько раз подряд. Затем отпустите его. Если в вашем уме возникает картинка из прошлого (возрастная регрессия) намеренно создайте несколько копий этой картинки, посмотрите на них и отпустите. Если ваше тело цепенеет (сенсорное искажение) – намеренно создайте оцепенение несколько раз. Если вы уходите в грезы – создайте эти грезы несколько раз. В результате этого упражнения: 1) Вы научитесь отслеживать ваши трансы. 2) Вы научитесь отслеживать трансы других людей. 3) Вы начнете осознавать, что вы – наблюдатель прихода и уход ваших трансов. 4) Вы начнете осознавать, что высами создаете ваши трансы, значит, находитесь за их пределами. Окончательный вывод из этих упражнений: вы не есть ваш транс; вы создали ваши трансы для защиты и сделали их автоматическими; и, наконец, – осознанно создавая глубокий транс в настоящее время, вы обретаете контроль над ним и позволяете ему исчезнуть, оставив вас наедине с Самостью. Когда трансы исчезнут, останетесь только вы – наблюдатель и творец собственного опыта. Приложение 4. Состояние, которое я называю «отсутствием транса», Эриксон называет «терапевтическим трансом», а восточная традиция – «медитацией». Так как на Западе не всегда понимают, что такое медитация, то ее связь с гипнотерапией также часто неясна. Давайте кратко сравним их между собой. Медитацию часто разделяют на три ступени: дхарана – практика сосредоточения на одной точке; дхьяна – сосредоточение внимания на свободном потоке мыслей и образов, и самадхи, при котором совершенно исчезает различие между субъектом и объектом. Самадхи достигается, когда исчезают границы между медитирующим и объектом медитации; тогда человек обретает полный покой и больше не отождествляется с содержанием своего ума. Это напоминает терапевтический транс: человек позволяет потоку ассоциаций свободно протекать без каких-либо привязанностей, суждений, оценок и отождествления. В медитации подобное состояние достигается, когда медитирующий наблюдает за содержанием своего ума, не привязываясь к нему. Описывая терапевтические техники Милтона Эриксона на языке восточной духовной традиции, можно сказать, что Эриксон вводит пациента в состояние дхараны, сужая его фокус внимания, чтобы затем ввести его в «терапевтический транс», или дхьяну. Терапевтический транс отличается от медитации тем, что в терапевтическом трансе терапевт работает с содержанием ума пациента – производит его рефрейминг, использует его, переосмысливает, диссоциирует и т.д. В медитации же происходит простое наблюдение без какого бы то ни было вмешательства. В терапевтическом трансе проводится целенаправленное изменение проблемного состояния. В медитации единственной проблемой считается привязанность к содержанию ума. Таким образом, как естественное состояние (отсутствие транса), так и терапевтический транс представляют собой «место, которое есть, и которого нет». Эриксон рассказывает о том, как он испытал это состояние. В интервью Эрнесту Росси он называет его «центром пустоты»: «Прошлым летом я сидел во дворе, размышляя о том, какой новый опыт я бы хотел испытать. Пока я строил догадки на эту тему, я внезапно обнаружил, что оказался в самом центре пустоты... Я был просто предметом в пространстве. Я не видел ни одного здания; я не видел стула, на котором сидел, и не ощущал его... Я остался совсем один в абсолютной пустоте. Исчезли все дома, земля, солнце, звезды... Это было совершенно потрясающее чувство. Как его назвать? Величайшее блаженство... Я пребывал внутри звезд, планет, океанских берегов. Я был их душой, их сутью... Я не ощущал собственного веса». В состоянии, которое я называю «отсутствием транса», человек чувствует непривязанность, текучесть, целостность и полноту бытия; его восприятие свободно от суждений и оценок. Эриксон назвал его «центром пустоты». В состоянии транса, напротив, мы привязываемся к содержанию своего ума и отождествляемся с ним, теряя связь с собственной душой и целостностью. Один мой пациент описывает это таким образом: «Мне знакомо это чувство потока. Я чувствую, как предметы и события протекают сквозь меня, и я способен воспринимать их целостно. Нет ничего твердого и застывшего, ничто не прерывает этого процесса. Я нахожусь в огромном, великолепном, свободном пространстве. Это мое лучшее состояние – особенно если я ногу сохранить его на работе, когда мне приходится иметь дело с огромным потоком информации – встречи, переговоры, совещания и т.д. Я чувствую беспокойство и тревогу, когда события застывают и становятся жесткими – наверное, это происходит, когда я впадаю в транс. Я чувствую, словно поток внутри меня отвердевает. Мне становится хуже; я становлюсь узким и зажатым в ограниченном пространстве. Затем приходит беспомощность и растерянность, и я начинаю «отлетать». Я не могу позволить событиям происходить, я не чувствую их течения. Все застывает и останавливается. Тогда я ухожу в пустую комнату и на некоторое время отключаюсь. Я снова вхожу в состояние безграничного пространства и сразу чувствую себя лучше. Я опять могу вернуться к жизни». Трансовые состояния мы обычно называем чувствами («Я чувствую себя хорошо (плохо)», «Я чувствую себя отвергнутым»). Мы отождествляемся с ними, привязываемся к ним, ограничиваем себя ими. Именно эти трансы являются симптомами. Именно их пациенты приносят нам. Эриксоновское понимание терапевтического транса похоже на восточное понимание медитации и самадхи. Оно вовсе не является трансом в том значении, в котором мы употребляем этот термин в данной работе; наоборот – в этом состоянии человек оказывается за пределами ограничивающих его трансов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.52.94 (0.006 с.) |