Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расширенный исцеляющий контекстСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Шаг 1. Расширение контекста и включение в него тела. Часто кажется, что больное место отделено от всего остального тела. Например, когда у нас болит желудок, мы концентрируем внимание только на области желудка, словно он – какое-то отдельное место, доставляющее нам неприятности и дискомфорт, а не часть целого тела. В гештальт-терапии считается, что проблема появляется в тот момент, когда «фигура» отделяется от «фона». В нашем примере фигура (желудок) отделяется от фона (остального тела). Когда мы начинаем воспринимать тело в качестве фигуры (расширяя контекст), мы приобретаем совершенно новый опыт. «Продолжайте осознавать ощущения в вашем желудке... Я не знаю, что именно вы чувствуете – может быть, вибрацию, движение, тепло или холод, либо еще какие-то ощущения... Вы можете ощущать легкие, еле заметные движения... в правой руке... и в левой руке... Я не знаю, какая именно рука первой ощутит эти движения, и в какую сторону они направлены – справа налево или слева направо; но вы можете заметить их в какой-то момент и осознать, что они могут, будут и должны перемещаться либо из правой, либо из левой руки в одну из лодыжек, или, может быть, в запястье. А возможно, и в локоть. Я не знаю, что именно вы ощутите – тепло, покалывание, холод или какие-то другие ощущения... Они могут быть самыми разнообразными – и вы можете почувствовать их. И по мере того как вы ощущаете их все яснее, они могут перемещаться в центр вашей ладони, подниматься по руке к плечу, двигаться к вашей шее... Вы ощущаете движение, пульсацию и перемещение энергии по вашему телу и вы можете все больше наслаждаться этими ощущениями». Допустим, пациентка «испытывает страдание после смерти отца». Я буду работать с ней таким же образом, расширяя контекст, чтобы включить в него физические ощущения. Я попрошу пациентку рассказать мне, где именно в ее теле находится страдание. Она может ответь: «Везде». Тогда я спрашиваю: «В мочках ушей? В лодыжках? В передней части плеч?». «Нет, – отвечает она, – мне кажется, оно находится в груди». Цель такого расширения – не отвлечь пациента от его истинных чувств, а пробудить его спящие ресурсы и тем самым помочь ему справиться с проблемой. Аксиома 1 Восстановление связи между «проблемой» и всем телом автоматически расширяет осознанность и меняет отношение и Проблеме. Шаг 2. Расширение контекста и включение в него Самости. Следующий шаг – связать между собой симптом и восприятие собственного «Я». В большинстве случаев симптом отделяется от тела с целью защиты от нежелательного опыта. Устанавливая связь между симптомом, телом и душой, мы создаем контекст, в котором этот опыт становится приемлемым и осмысленным, создавая тем самым основу для будущей интеграции и личностного роста. Вернемся к примеру с болью в желудке. Чтобы восстановить связь между болью и Самостью, вначале я прошу пациента дышать и смотреть на меня. Я прошу его смотреть мне в глаза, чтобы вывести его из состояния погруженности в себя. Обычно эта погруженность переходит в диссоциацию или «отлет», которые я использую, делая внушения: «И когда вы начинаете «отлетать» и чувствовать боль в желудке, Вы можете продолжать дышать и смотреть на меня». Используя диссоциацию и связывая ее с совершенно новым контекстом («дышать и смотреть на меня»), я включаю множество защитных трансов пациента. Я вызываю эти трансы, потому, что они возникают у пациента именно в подобных ситуациях! Пациент «отлетает» все дальше и дальше; он уже не видит меня. «И когда все скрывается в тумане – продолжайте дышать и смотреть на меня». Позволяя ему диссоциироваться – и даже используя его диссоциацию – я вижу, как он создает свои симптомы. В сущности, глубокий транс защищает его от контакта со мной, когда он «дышит и смотрит на меня». Я наблюдаю за его трансом и изучаю его структуру. Сначала возникает боль в желудке, затем он «отлетает» и диссоциируется, затем перед его глазами появляется туман, и, наконец, он впадает в оцепенение. Теперь я могу вернуть ему ощущение самого себя, утраченное Я глубоком трансе. Для этого я делаю внушения: «Сейчас я не знаю, какой образ или символ поможет вам достичь понимания вашей истинной сути, но я знаю, что он будет для вас интересным и неожиданным... смотрите... наблюдайте... осознавайте что это может быть за образ... напоминающий вам о том, кто вы на самом деле и о том, что вам сейчас необходимо». В этот момент возникает образ – гора, тигр, голубь, медведь – символизирующий истинное «Я». Затем я прошу пациента поместить этот образ внутрь той части тела, которая «подходит» ему. Это связываю «Я» с телом. Когда я постоянно прошу пациента «дышать и смотреть на меняя я тем самым расширяю его сознание. Кроме того, из состояния интра-персонального транса он переходит в состояние интер-персонального транса, который я разделяю с ним. Важно, чтобы в это время глаза пациента были открыты, так как это трансовое состояние должно быт интегрировано в обычную жизнь, а жить стоит с открытыми глазами в прямом контакте с окружающим миром. Просьба дышать и смотреть на меня требует близости; после того как возникнет транс, защищающий пациента от контакта со мной, эта близость поможет пробудить чувство «Я». Теперь глубокий транс I чувство «Я», или Самости, могут существовать одновременно; пере! тем, как прийти ко мне, пациент входил в транс автоматически, а его «Я» при этом скрывалось или «отлетало». Аксиома 2 Восстанавливая связь между симптомом, телом и чувством, вы связываете тело и Самость. Тем самым вы еще больше расширяете контекст и готовите личность к переходу в состояние наблюдателя. Шаг 3. Расширение контекста и включение в него окружающих. Теперь, когда симптом интегрирован с телом, а тело связано с чувством «Я» – нужно восстановить связь этого «Я» с окружающими, от которых оно было отрезано. Мы с пациентом находимся в общем трансе – но как ему войти в общий транс с внешним миром? Как ему перенести результаты терапевтического сеанса в обычную жизнь? Я начинаю с того, что помогаю пациенту найти необходимый ресурс: образ или метафору, символизирующие его истинное «Я», которые расширятся и распространятся на окружающий мир. Например, я говорю: «Я не знаю когда – сейчас, или чуть позже, – но в какой-то момент ваше бессознательное покажет вам образ или символ интеграции, образ вашего истинного «Я». Это может быть гора, река, животное, растение, человек – все что угодно; и этот символ начнет увеличиваться и распространяться на все области вашей жизни, пронизывая все ваши мысли и чувства и соединяя их в одно целое». Пациент может увидеть образ Везувия. Я спрашиваю его: «Куда вы хотите поместить этот образ внутрь тела?» Через какое-то время он отвечает: «В сердце». «И когда вы продолжаете дышать и смотреть на меня, вы видите, слышите и ощущаете Везувий внутри своего сердца». Теперь этот ресурс доступен и физически ощущается в теле. Я хочу расширить его значение. Сначала я предлагаю пациенту поместить символ внутрь моего тела, подобно тому, как он поместил его внутрь своего. Затем я прошу поместить его в тела окружающих; и, наконец, в тело того, с кем связана проблема пациента. «И знаете – продавец в вашем супермаркете тоже несет в своем сердце образ Везувия... и ваш парикмахер... и зубной врач... и служащие в химчистке. И вы можете поместить образ Везувия в сердце Гарольда... и когда вы посмотрите на Гарольда в следующий раз, и вам захочется поссориться с ним, вы почувствуете Везувий в своем сердце и увидите Везувий в сердце Гарольда... Ваш прекрасный, глубокий и мощный символ находится в сердце любого, с кем вы встречаетесь, и вы можете стать участником их мира, оставаясь при этом самим собой». В терминологии Юнга я помогаю пациенту защищать его положительные качества, и убрать его негативные проекции (наделение окружающих неприятными и опасными свойствами). Выражаясь языком дзен-буддизма, я открываю дверь, ведущую от разделенности к единству. Аксиома 3 Связывая Самость с контекстом обычной жизни, мы еще сильнее изменяем структуру проблемы, увеличивая степени осознанности. Шаг 4. Расширение контекста и включение в него наблюдателя. Пробуждение наблюдателя – последний шаг, но я считаю его самым важным. Предположим, что вы ощущаете внутренний конфликт между противоположными желаниями: «Я хочу сделать карьеру» – «Я не хочу делать карьеры». Пробуждение наблюдателя расширяет контекст таким образом, что вы способны увидеть, как обе конфликтующие части существуют одновременно. А кроме этого, существуете вы, наблюдающий за ними. Я хочу заметить, что способность к наблюдению пробуждается на каждом этапе этого процесса, но 4 -й шаг уделяет этой способности особое внимание. Здесь объединяются результаты всей предыдущей работы, и наблюдатель начинает осознавать тело. Самость и связь с окружающими. «Я не знаю, на что похоже осознание вашего физического тела – движения вашей щеки, когда вы улыбаетесь, движения ваших глаз, когда вы смотрите по сторонам; малейшие передвижения ваших бедер по стулу, когда вы чуть меняете положение вашего тела; движения ваших рук на коленях, когда вы начинаете смеяться. И когда вы обнаружите это и увидите как будто со стороны, – будет просто замечательно, если вы поймете, что способны еще немного расширить это осознание. И по мере того, как вы будете осознавать это состояние наблюдения, вы сможете заметить...» Подобные внушения помогают человеку почувствовать состояние наблюдения. Другой способ добиться этого – создать подходящий образ, наподобие образа истинного «Я». Этот образ будет символом наблюдателя. «И вы можете увидеть, как появляется символ той вашей части, которая наблюдает и осознает происходящее, – символ вашего внутреннего наблюдателя». Одна моя пациентка увидела радугу. Я продолжал: «Я не знаю, сколько радуг вы можете увидеть... вокруг... вблизи... или едали. Я не знаю, где именно вы увидите их. Но мне интересно, как часто вы сможете ощущать эти радуги – над вами, вокруг вас, внутри вас... а также надо мной, вокруг меня, внутри меня... и в других людях, с которыми вы встречаетесь. И как прекрасно понять, что вы можете... и будете... видеть одну и ту же радугу – как в себе, так и в остальных людях». Первый символ, который создает пациент, – образ его глубинного «Я»; второй символ – наблюдатель, осознающий даже это глубочайшее «Я».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.198 (0.008 с.) |