Правотворчество: понятие, принципы, виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворчество: понятие, принципы, виды.



Правотворчество – деятельность компетентных органов гос-ва по принятию, изменению и отмене нормативных актов и юридических норм.

Принципы: 1.Принцип законности: разработка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов, нормативные акты должны соответствовать конституции и действующему законодательству.

2.Принцип научности: подготовка проекта нормативно-правового акта и его принятие осуществляется с непосредственным участием представителей разных

наук;

3.Принцип использования правового опыта: любой вновь разрабатываемый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт гос-ва, цивилизации в целом, зарубежное законодательство.

4.Принцип демократизма и связи с практикой: демократические механизмы позволяют эффективно выявлять истинные стремления и волю народа (всенародное голосование - референдум — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы); связь с практикой выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве (отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования).

Виды: •референдум (одобрение или неодобрение проекта закона путем всенародного голосования);

•принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами гос-ва;

•санкционирование гос-вом обычаев;

•выработка судебного прецедента.

•подзаконное правотворчество - акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона, к субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент (глава гос-ва), правительство, иные высшие органы гос-ва, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов, причина существования этого вида правотворчества заключается в возрастающей сложности вопросов, которые должны решать органы гос-ва.

•правотворчество органов местного самоуправления и негос. юридических лиц.

 

Законодательный процесс и стадии.

Законодательный процесс – это урегулированный нормами порядок разработки, обсуждения проектов НПА (законов) и принятия НПА (законов) высшим органом гос.власти.

Право принятия законотворческого решения по судьбе законопроекта принадлежит законодательному органу. В РФ таковыми являются Гос.Дума. Поскольку правотворческая работа носит длит. Хар-ер, работа над законопроектом может быть разбита на несколько стадий, логично и последовательно сменяющих одна другую.

1.Внесение законопроекта в Гос.Думу S права законодательной инициативы, рассмотрение законопроекта в первом чтении. Доработка и рассмотрение законопроекта во втором чтении. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении. Рассмотрение закона Советом Федерации. Рассмотрение федеральных законов Президентом РФ.

2.Обнародование и вступление закона в силу.

 

Понятие НПА как источника права.

НПА – это офиц. документ, созданный компетентными гос.органами и содержащий общеобязательные юр.нормы (правила поведения). НПА принимаются не только гос.учреждениями, но и ОМС.

Особенности НПА:

1.НПА принимают, чтобы ввести в действие юридические нормы – наиважнейшая цель.

2.НПА могут иметь смешанный характер. Обращены к конкретным лицам, так и к группе людей.

3.Осуществляется оперативное реагирование на потребности регулирование. 4.При создании НПА обеспечивается системность, иерархичность нормативных актов. Следовательно, и единство правового регулирования. НПА – элемент единой системы.

5.При принятии НА можно обеспечить применение научного потенциала.

6.Принятием НА можно обеспечить демократизм, волеизъявление нации (референдум). НПА наиболее цивилизованная форма права.

Система НПА: •Конституция РФ •ФКЗ, ФЗ •НПА Президента РФ. •НПА Правительства РФ •Акты ФОИВ •Нормативные акты ОГВ субъектов РФ •Локальные нормативные акты.

 

Закон. Виды законов.

Закон – это НА, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке высшими представительными органами гос.власти или народа и, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главное отличие заключается в том, что

1.закон обладает высшей юридической силой, т.е. прочие НА не могут ему противоречить, невозможна его отмена другим органом, кроме принявшего. Все акты делятся на законы и подзаконные акты: - законы принимаются верховным органом законодательной власти - законы выражают общенародную волю, т.е. как бы принимаются от имени всего народа.

2.законы принимаются в особом порядке, т.е. установлена особая процедура его принятия, чтобы отразить волю всего народа. Закон является результатом правовой деятельности высшего представительного органа или народа.

3.Важными являются те отношения, которые относятся к правам и свободам человека, собственности, земельные, трудовые отношения и т.д. Регулируются типичные, устойчивые отношения в обществе.

4.Закон – это фундаментальный юр. документ, служащий базой, ориентиром правотворческой деят-ти иных гос.органов.

Виды законов: 1.По юридической силе: 1) Конституция – основной закон. 2) Конституционные законы.

3)Обыкновенные законы. Отличаются процедурой применения: для принятия конституционного закона требуется конституционное большинство, для принятия обыкновенных законов требуется обыкновенное большинство голосов. 2. Связано с гос.устройством: а) федеральные законы; б) региональные законы.

3. Связана с временем действия: 1) постоянные – действуют до отмены. 2) временные – принятые на определенный срок. 3) чрезвычайные законы, которые могут действовать при объявлении чрезвычайных ситуаций или военного положения

 

61.НПА Президента РФ.

НА (это источник права) – это офиц.документ, созданный компетентными гос.органами и содержащий общеобязательные юр.нормы (правила поведения).

Президент РФ — глава гос-ва, принимаемые им НПА (указы) занимают следующее после законов место в иерархии НПА федерального законодательства.

Юридическая сила указов такова 1) они, как и законы, обязательны для исполнения на всей территории РФ,

2) в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики,

3) в случае противоречия указа КРФ и законам РФ на основании заключения КС РФ, указ Президента РФ может быть отменен.

По сравнению с законами указы имеют преимущества относительно быстрой процедуры их принятия. Перечень S подготовки проектов указов законодательно не установлен, поэтому многие проекты указов подготавливаются Правительством РФ или соответствующими ФОИВ.

 

НПА Правительства РФ.

НА (это источник права) – это офиц. документ, созданный компетентными гос.органами и содержащий общеобязательные юр. нормы (правила поведения).

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства РФ является то, что они могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение российских законов.

Акты ФОИВ - могут издаваться в пределах компетенции фоив, издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов. Виды: приказы и инструкции, постановления, распоряжения, положения, письма, уставы, разъяснения, они издаются в рамках реализации функций гос.управления в разных сферах обществ. жизни, они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.

НА ФОИВ, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат гос.регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистрации). Акты, не прошедшие гос.регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

Регистрация в Министерстве юстиции РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения ФОИВ; проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности. НА ФОИВ вступают в силу с момента их официального опубликования в газете «Российские вести». Такое опубликование должно последовать не позднее 10 дней после гос.регистрации акта.

НА органов гос.власти S РФ.

НА (это источник права) – это офиц. документ, созданный компетентными гос.органами и содержащий общеобязательные юр. нормы (правила поведения).

ОГВ S РФ, решая задачи, которые встают перед ними в соответствии с компетенцией, принимают решения, облекая их в правовую форму.

Издаваемые НА распространяются лишь на территорию соответствующего региона. Согласно зак-ву, решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления данного НА в силу.

 

Действие НА во времени.

Действие НА во времени определяется 2 моментами: 1.временем вступления в законную силу и 2.временем утраты законной силы. По общему правилу НА вступает в силу со времени принятия либо с того времени, которое указано в акте. НА.которые не содержат таких указаний, вступают в силу по истечении опред.срока после опубликования. Законы РФ вступают в силу по истечению 10 дней. Акты Президента и Правительства-7 дней. Ведомственные НА вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос.регистрации.

НА утрачивают силу в 3х случаях: 1.по истечении срока действия, на который издан НА; 2.в результате отмены акта путем публикации решения об отмене в спец.перечне отменяемых актов; 3.в связи с изданием нового НА заменяющего прежний акт. Утрата силы НА может быть временной. Основанием такой утраты явл. Приостановление действия НА. По общему правилу НА не имеют обратной силы. Исключение составляют уг.законы и НА админ.законодательства, смягчающие ответственность либо устраняющие наказуемость деяния.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.033 с.)