Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Власть, управление и социальное регулирование в догос.обществе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Т.к. об-во возникло раньше гос-ва, то нужно дать хар-ку соц вл-ти в доггсудар-ом об-ве. Особ-ть соц вл-ти и норм в том, что они входили в саму жизнедеят-ть людей, выражая и обеспечивая соц-эк единство рода. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необ-ть в совместном проживании, общественной собст-ти. Признаки соц вл-ти: 1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях; 2) была непосредственно общественной, строилась на началах непосредственной демократии, самоуправления (S и О власти совпадали); 3) органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники. Признаки норм в догос.обществе: 1) отн-ия рег-сь обычаями; 2) сущ-ли в поведении и сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения; 3) обеспеч-сь силой привычки, мерами убеждения (внушение) и принуждения (изгнание из рода); 4) ведущий способ регул-ия – запрет (табу), отсутствие собственно прав и об-тей; 5) выражали инт-сы всех членов рода и племени. Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители, рассматривались наиболее насущные вопросы в жизни общины. Народное собрание выполняло функции не только органа общественной власти, но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор» в делах об измене, трусости, кровосмешении и т.п. Постановления народного собрания были, безусловно, обязательны для всех членов рода. Властными полномочиями наделялись и советы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, которые затем выносились на народное собрание. Старейшины, военачальники были первыми среди равных и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. Решающее значение для избрания в лидеры общины имели личные качества: физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, знание ритуальных обрядов, объем различных познаний, авторитет среди сородичей и т.д. Властные полномочия старейшин были невелики (они не имели права ни приказывать, ни командовать). При принятии решения они старались добиться общего согласия. Наравне с другими членами сообщества принимали участие в общем труде, выполняя наиболее сложные и трудоемкие обязанности. Однако со временем функции власти настолько усложнились, что одних только личных качеств для избрания предводителем стало недостаточно. Для регулярного устройства пиров, организации ритуалов, проявления щедрости в отношении сородичей необходим был определенный материальный достаток. Кроме того, вожди накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству. И все же еще сравнительно долгое время решающим мотивом при выборе старейшины или вождя оставались общественное мнение и личностные качества претендента. Процесс разложения рода и возникновения гос-ва, отличие его от родоплеменной организации власти. Первобытное общество (общинно-родовое), охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения гос-ва. Характеризуется коллективным трудом и потреблением. Основной ячейкой первобытного общества, по мнению большинства ученых, был материнский род, который сменила при патриархате большесемейная, а затем соседская община. Развитие производства и общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, затем обедневших соплеменников, что вызвало появление социальных групп и гос-ва. Отличия гос-ва от первобытной организации публичной власти. 1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то гос-во – на территориальной общности своих граждан или подданных. 2. Гос-во – это особая организация публичной власти, кот. уже не совпадает с волей всего населения, носит политический хар-р. Ее специфика в следующем: -если общ-ая власть первобытного строя выражала интересы всего об-ва и в ее формировании принимало уч-ие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы опред. социальной группы; -реал-ция пол-ой власти осущ-ся особым аппаратом гос.служащих, кот. отделены от об-ва и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие f, получая за это денежное вознаграждение; -выполнение решений пол-ой власти обеспечивается специально созданным карательным аппаратом, аппаратом насилия (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.). Для содержания многочисленного аппарата гос. служащих, представляющего пол-ую власть, необходимы различные налоги и сборы. Основные теории происхождения гос-ва. 1. Теологическая теория (Августин, Фома Аквинский и др.). Творец всего сущего на Земле, в том числе гос-ва, - Бог. Египет: фараоны – представители Бога на земле; Китай. Ценность – она сформирована религиозным сознанием, мифологией. Отсюда уважение к правителю, к власти. 2. Патриархальная теория (основоположник – Аристотель, в России - Покровский). Древняя Греция, рабовладельческий Рим, средневековый абсолютизм. Гос-во представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне гос-ва общения человека с себе подобными невозможно. Как общественные существа люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. Увеличение числа этих семей и их объединение приводит к образованию гос-ва. Аристотель утверждал-Гос власть есть продолжение и развитие отцовской власти. 3. Теория насилия. Возникла и получила распространение в конце XIX – начале XX вв. Основоположники – Гумплович, Каутский, Дюринг. Мать гос-ва – война и завоевание. Гос-во возникло путем завоевания слабых племен сильными (Древний Китай, возникновение германских и венгерских гос-в). 4. Теория общественного договора (Гроций, Спиноза, Радищев, Локк, Руссо). Древняя Греция.. Договор м/у населением и властвующими структурами (варяги и племена северо-запада России). Люди передают часть своих прав гос. власти и берут обязательство подчиняться ей, а гос-во обязуется охранять неотчуждаемые права человека. Соглашение людей – основа законной власти. Каждый договаривающийся подчиняется общей воле – гос-ву, становится участником этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – уполномоченные народа. 5. Учение Гегеля. Гос-во есть высшая форма реализации нравственности. Гос-во не служит, а господствует. Отвергает демократию, народный суверенитет. Власть не может выражать интересы народа, потому что народ сам не знает, чего хочет. 6. Ирригационная теория (основатель – Виттфогель). Теория связывает возникновение го-ва с необходимостью строительства и эксплуатации, гигантских по тем временам ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Образование класса чиновников-управленцев обслуживающих жизненно важные объекты, злоупотребляющих своим положением и постепенно порабощающих общество. 7. Органическая теория (Спенсер, Вормс). Гос-во – результат естественного развития. Оно появляется вместе с людьми, оно – творение сил природы. 8. Марксистская теория. Возникновение гос-ва с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антогонизмом. Возникающее гос-во не было нейтральным. Общая оценка теорий: каждая из них содержит элемент истины, опирается на исторические факты; но не претендует на основную теорию.
Понятие и признаки гос-ва. Гос-во -политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. Признаки: 1.неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие ГиП;2.наличие у гос-ва публичной власти, которая предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом;3.разделение население по территориальному признаку (административно-территориальное деление гос-ва на области,край,районы,города; установление гос.границ);4.система налогов,сборов,займов для содержания публичной власти и др.различных соц.программ;5.гос.суверенитет-политико-правовое св-во гос-ва, выражающее верховенство и независимость гос.власти.
Сущность гос-ва В научной литературе сущность гос. обычно рассматривается в двух аспектах: 1)С общефилософских позиций—как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия гос. как орг., например, от родового строя или от пол. партии; 2)С позиций соц. сущности, доминирования той или иной определенной соц. группы, чьи интересы прежде всего выражает гос.(например, интересы среднего класса во многих современных дем. Гос-х). В этом случае может быть осуществлена типология различных гос-в по соц. признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.). В настоящее время используются следующие основные подходыв к анализу сущности гос.: 1) теологический подход рассматривает гос. как богоустановленное явление (особенно в сочинениях исламских фундаменталистов); 2) с точки зрения арифметического (классического) подхода, который особенно широко используется в работах специалистов по международному публичному праву, гос. — это совокупность трех элементов: власти, терр. и населения; 3) сторонники юридического подхода к понятию гос., господствовавшего в юр. науке до Первой мировой войны, анализировали гос. с позиции совокупности правоотношений, нормативного единства; 4) соц. подход, господствующий. Ученые либерального направления (в нем много течений) в общем рассматривают гос. как юр. персонификацию нации. 5) Классовый, в рамках к-рого гос-во можно определить как организацию политич.власти эк.господствующего класса. Гос-во -ср-во обеспечения интересов этого класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов этого класса может привести к сопротивлению других классов. Отсюда проблема в постоянной необходимости «снятия» сопротивления с помощью диктатуры, насилия.6) Общесоциальный, в рамках к-рого гос-во можно определить как орг-цию пол. власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и соц.групп. Здесь гос-во используется как ср-во для обеспечения главным образом общ.интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Также можно выделить и религ., национальный, расовый и иные подходы к сущности гос-ва. Иначе говоря, сущность гос-ва многооаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Важнейший признак гос., хар-изующий его сущность, — гос.власть. Вследствие этого гос.—единственный орган легализованного и легитимного принуждения, насилия (лишь определенные полномочия этого рода оно может передать некоторым общ-ым институтам).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.009 с.) |