Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть, управление и социальное регулирование в догос.обществе.

Поиск

Т.к. об-во возникло раньше гос-ва, то нужно дать хар-ку соц вл-ти в доггсудар-ом об-ве.

Особ-ть соц вл-ти и норм в том, что они входили в саму жизнедеят-ть людей, выражая и обеспечивая соц-эк единство рода. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необ-ть в совместном проживании, общественной собст-ти.

Признаки соц вл-ти: 1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах непосредственной демократии, самоуправления (S и О власти совпадали); 3) органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники.

Признаки норм в догос.обществе: 1) отн-ия рег-сь обычаями; 2) сущ-ли в поведении и сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

3) обеспеч-сь силой привычки, мерами убеждения (внушение) и принуждения (изгнание из рода); 4) ведущий способ регул-ия – запрет (табу), отсутствие собственно прав и об-тей; 5) выражали инт-сы всех членов рода и племени.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители, рассматривались наиболее насущные вопросы в жизни общины. Народное собрание выполняло функции не только органа общественной власти, но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор» в делах об измене, трусости, кровосмешении и т.п. Постановления народного собрания были, безусловно, обязательны для всех членов рода.

Властными полномочиями наделялись и советы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, которые затем выносились на народное собрание. Старейшины, военачальники были первыми среди равных и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. Решающее значение для избрания в лидеры общины имели личные качества: физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, знание ритуальных обрядов, объем различных познаний, авторитет среди сородичей и т.д.

Властные полномочия старейшин были невелики (они не имели права ни приказывать, ни командовать). При принятии решения они старались добиться общего согласия. Наравне с другими членами сообщества принимали участие в общем труде, выполняя наиболее сложные и трудоемкие обязанности.

Однако со временем функции власти настолько усложнились, что одних только личных качеств для избрания предводителем стало недостаточно. Для регулярного устройства пиров, организации ритуалов, проявления щедрости в отношении сородичей необходим был определенный материальный достаток. Кроме того, вожди накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.

И все же еще сравнительно долгое время решающим мотивом при выборе старейшины или вождя оставались общественное

мнение и личностные качества претендента.

Процесс разложения рода и возникновения гос-ва, отличие его от родоплеменной организации власти.

Первобытное общество (общинно-родовое), охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения гос-ва. Характеризуется коллективным трудом и потреблением. Основной ячейкой первобытного общества, по мнению большинства ученых, был материнский род, который сменила при патриархате большесемейная, а затем соседская община.

Развитие производства и общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, затем обедневших соплеменников, что вызвало появление социальных групп и гос-ва.

Отличия гос-ва от первобытной организации публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то гос-во – на территориальной общности своих граждан или подданных. 2. Гос-во – это особая организация публичной власти, кот. уже не совпадает с волей всего населения, носит политический хар-р. Ее специфика в следующем: -если общ-ая власть первобытного строя выражала интересы всего об-ва и в ее формировании принимало уч-ие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы опред. социальной группы; -реал-ция пол-ой власти осущ-ся особым аппаратом гос.служащих, кот. отделены от об-ва и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие f, получая за это денежное вознаграждение; -выполнение решений пол-ой власти обеспечивается специально созданным карательным аппаратом, аппаратом насилия (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.).

Для содержания многочисленного аппарата гос. служащих, представляющего пол-ую власть, необходимы различные налоги и сборы.

Основные теории происхождения гос-ва.

1. Теологическая теория (Августин, Фома Аквинский и др.). Творец всего сущего на Земле, в том числе гос-ва, - Бог. Египет: фараоны – представители Бога на земле; Китай. Ценность – она сформирована религиозным сознанием, мифологией. Отсюда уважение к правителю, к власти. 2. Патриархальная теория (основоположник – Аристотель, в России - Покровский). Древняя Греция, рабовладельческий Рим, средневековый абсолютизм. Гос-во представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне гос-ва общения человека с себе подобными невозможно. Как общественные существа люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. Увеличение числа этих семей и их объединение приводит к образованию гос-ва. Аристотель утверждал-Гос власть есть продолжение и развитие отцовской власти. 3. Теория насилия. Возникла и получила распространение в конце XIX – начале XX вв. Основоположники – Гумплович, Каутский, Дюринг. Мать гос-ва – война и завоевание. Гос-во возникло путем завоевания слабых племен сильными (Древний Китай, возникновение германских и венгерских гос-в). 4. Теория общественного договора (Гроций, Спиноза, Радищев, Локк, Руссо). Древняя Греция.. Договор м/у населением и властвующими структурами (варяги и племена северо-запада России). Люди передают часть своих прав гос. власти и берут обязательство подчиняться ей, а гос-во обязуется охранять неотчуждаемые права человека. Соглашение людей – основа законной власти. Каждый договаривающийся подчиняется общей воле – гос-ву, становится участником этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – уполномоченные народа. 5. Учение Гегеля. Гос-во есть высшая форма реализации нравственности. Гос-во не служит, а господствует. Отвергает демократию, народный суверенитет. Власть не может выражать интересы народа, потому что народ сам не знает, чего хочет. 6. Ирригационная теория (основатель – Виттфогель). Теория связывает возникновение го-ва с необходимостью строительства и эксплуатации, гигантских по тем временам ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Образование класса чиновников-управленцев обслуживающих жизненно важные объекты, злоупотребляющих своим положением и постепенно порабощающих общество. 7. Органическая теория (Спенсер, Вормс). Гос-во – результат естественного развития. Оно появляется вместе с людьми, оно – творение сил природы. 8. Марксистская теория. Возникновение гос-ва с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антогонизмом. Возникающее гос-во не было нейтральным.

Общая оценка теорий: каждая из них содержит элемент истины, опирается на исторические факты; но не претендует на основную теорию.

 

Понятие и признаки гос-ва.

Гос-во -политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Признаки: 1.неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие ГиП;2.наличие у гос-ва публичной власти, которая предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом;3.разделение население по территориальному признаку (административно-территориальное деление гос-ва на области,край,районы,города; установление гос.границ);4.система налогов,сборов,займов для содержания публичной власти и др.различных соц.программ;5.гос.суверенитет-политико-правовое св-во гос-ва, выражающее верховенство и независимость гос.власти.

 

Сущность гос-ва

В научной литературе сущность гос. обычно рассматривается в двух аспектах:

1)С общефилософских позиций—как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия гос. как орг., например, от родового строя или от пол. партии;

2)С позиций соц. сущности, доминирования той или иной определенной соц. группы, чьи интересы прежде всего выражает гос.(например, интересы среднего класса во многих современных дем. Гос-х). В этом случае может быть осуществлена типология различных гос-в по соц. признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.).

В настоящее время используются следующие основные подходыв к анализу сущности гос.:

1) теологический подход рассматривает гос. как богоустановленное явление (особенно в сочинениях исламских фундаменталистов); 2) с точки зрения арифметического (классического) подхода, который особенно широко используется в работах специалистов по международному публичному праву, гос. — это совокупность трех элементов: власти, терр. и населения; 3) сторонники юридического подхода к понятию гос., господствовавшего в юр. науке до Первой мировой войны, анализировали гос. с позиции совокупности правоотношений, нормативного единства; 4) соц. подход, господствующий. Ученые либерального направления (в нем много течений) в общем рассматривают гос. как юр. персонификацию нации.

5) Классовый, в рамках к-рого гос-во можно определить как организацию политич.власти эк.господствующего класса. Гос-во -ср-во обеспечения интересов этого класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов этого класса может привести к сопротивлению других классов. Отсюда проблема в постоянной необходимости «снятия» сопротивления с помощью диктатуры, насилия.6) Общесоциальный, в рамках к-рого гос-во можно определить как орг-цию пол. власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и соц.групп. Здесь гос-во используется как ср-во для обеспечения главным образом общ.интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

Также можно выделить и религ., национальный, расовый и иные подходы к сущности гос-ва. Иначе говоря, сущность гос-ва многооаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.

Важнейший признак гос., хар-изующий его сущность, — гос.власть. Вследствие этого гос.—единственный орган легализованного и легитимного принуждения, насилия (лишь определенные полномочия этого рода оно может передать некоторым общ-ым институтам).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.009 с.)