Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Плюрализм в понимании права. Основные правовые теорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сущ-ет мн-во научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени. Наиболее известные теории: естественно-правовая, историческая, психологическая, нормативистская, социологическая и марксистская. Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деят-ти человека, вкл-ий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному соц явл-ию. Необходимо учитывать: ист усл-ия и культуру, позицию самого S ПП, что понимается под источником права (Бог, космос, Ч). 1.В зависимости от соотношения бытия и сознания: Идеалистический подход – харак-но теологическое учение; материалистический – обусловленность право эк базисом, зависимость права от г-ва, его обеспеченность принудительной силой г-ва. 2.В зависимости от источника права – г-во или природа Ч => ест-пр и позитивистская теории. 1. Позитивистская теория права: право = источник права (Бергб, Шершеневич) отждествление права и закона, гос-во делегирует субъективные права и уст-ет юр-е об-ти в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему; "+": стабильный правопорядок, детальное изучение догмы права – стр-ры правовой нормы, осн-ний юр-й отв-ти; "-": искусственная ограниченность права от фактических общ-х отн-ний, отсутствие возм-ти нравственной оценки пр-х явлений; 2. Марксизм: как вариант позитивизма – право – воля господствующего класса, возведенная в закон => право = закон (его содержание - воля) 3. Нормативистская теория (Кельзен) разновидность позитивизма; право – система юридических норм: состоит из основных норм, из нее выводятся другие нормы, право стройная иерархическая пирамида во главе с основной нормой, юр сила кж нормы зависит от вышестоящей, нормы право излагаются гос-вом и обеспечивается его принудительной силой.; "+": позволяет создать совершенную систему зак-ва, обеспеч-т режим законности, единообразное применение норм, позволяет четко обозначить права и об-ти субъектов, абстрагироваться от классово – политических хар-к права; "-": отрицание обусловленности права потребностями общ-го развития, игнорирование естественных и нравственных начал в праве. 4. Социологическая теория (дюги, Муромцев): в основе субъективное право (третий элемент) => право те реальные правовые связи, которые имеют люди. Остальное вторично. Есть реальное право и "книжное" право (они могут не совпадать), т/е право следует искать не в книге, а в реальной жизни, в основе рпав общественное отношение, защищенное госв-ом. 5. Психологическая теория: Петражицкий: Право = правовые эмоции, право зарождается в психике человека. На основании психологических правовых эмоций создается позитивное право, право – конкретная психическая реальность - - правовые эмоции чел-ка, к-е делятся на переживание позитивного права и переживание интуитивного личного права. 6. Школа естественного права (др Рим, греция, Сократ, Плутон, Демокрит): естественное право носит человеческий характер, права человека определяются природой человека, а не гос-вом. Но эти критерии д/б признаны гос-вом => позитивное право является производным от естественного, т/е выявление справедливых начал в праве, заложенных самой природой. 7. Теологическая теория: права человека имеют божественное происхождение, но отображаются в человеческом уме, который имеет естественный характер. Проблема выбора теории является основной, в любой теории есть элементы истины. Проблема выбора основного из трех элементов в праве => зависит от истинности теории. Возможно признать данные теории равными – интегральная теория права, но невозможно объединить основания различных элементов, все = есть производные, а есть основной среди них. Т/з лектора: основным является естественное право, субъективные и позитивные элементы производны. Позитивное право рассматривается как юр.средство, с помощью которого реализуется естествен.права чел-ка. Центр правовой системы – человек, а гос.источники права – орудия реализации естественных прав человека.
Социальные нормы: понятие, признаки, виды. СН – связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие опред-у типу культуры и направленные на орг-цию общ-ых отношений. Признаки: 1) СН – правила взаимод-ия людей в об-ве. Практическое взаимод-ие ос-ся в поведении. СН предстают как общие (неопред круг лиц), уст-ют границы возможного поведения, явл-ся правилами соц.взаимод-ия. 2) СН – правила соц.взаимод-ия, связанные с волей и сознанием людей. СН возникают и реализуются в рамках волевой, сознательной д-ти людей. Степень связи СН с волей и сознанием различна: а) СН – развернутые требования к поведению (право, корпорат нормы); б) СН – образцы и стереотипы поведения (обычаи); в) СН – принципы (мораль)… 3) СН формир-ся в процессе исторического развития об-ва и явл-ся как его рез-том, так и фактором данного процесса. Историч усложнение соц орг-ции, появление самост. сфер жизни (эк-ка, пол-ка) > появ-ие различных СН (пол-ие, эк-ие). Вместе с историческими изменениями меняется и содержание норм. Происходит специализация СН. С др. стороны, СН влияют на темпы общественных процессов, могут ускорить или затормозить их. 4) СН соответствуют опред типу культуры, определяющему особ-ти орг-ции конкр об-ва. В обществах с разными традициями разные СН (христианство и ислам). Культурные различия выражены в СН этих обществ так же определенно, как и в их религ-ых учениях. 5) СН направлены на орг-цию общ-ых отн-ний. СН – система регламентации жизни. F СН: 1) регулятивная – СН уст-ют правила поведения, поддерживают опред-ую системность об-ва, упорядоченность отн-й; 2) оценочная – СН – это основание оценки социально значимого поведения (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное…); 3) трансляционная – в СН сконцентрированы достижения чел-ва, в виде СН этот опыт и культура сохр-ся и передаются в будущее. Виды СН: •По способу формирования и обеспечения:нормы права, нормы морали, нормы обрядов, религиозные нормы, корпор. нормы, традиции, обычаи. •По содержанию: политические, экономические, этические, организационные, нормы культуры. •По социальной направленности: позитивные, негативные. •По признаку закрепления в каких-либо формах: формально закрепленные, и не закрепленные. Регулятивные особ-ти этих норм выражаются в особ-тях их формир-ия, форм фиксации, регулятивного воздействия, способов и методов обеспеч-ия.
Нормы права и морали. Мораль – исторически складывающаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей. Сходство: 1.нормативность морали и права заключается в том, что они служат эталоном и критерием оценки поведения людей; 2. универсальность проявляется в том, что они распростр. на все обществ. отношения; 3. общность заключается в том, что эти соц.институты обслуж. общий экономич.базис, идеологию и политику. Различия: 1. по происхождению – нормы права устанавливаются гос-м, а нормы морали складываются в соответствии с нравственными представлениями о добре и зле, справедлив. и несправедлив. и т.д.; 2. по сфере действия – нп. регулируют обществ.отношения, имеющие гос.значимость, а нм. не имеют обособленной сферы воздействия; 3. по форме закрепления – н.п. получают закрепл. в офиц. НА, а н.м. не закрепляются с пец. актах, они содержатся в сознании людей и находят отражение в лит-ре; 4. по содержанию – н.п.-детализованные правила поведения, которые предписывают кто и что должен делать, каким образом и т.д., а н.м. выступают в виде обощенных правил и принципов; 5. по способу обеспечения – реализация н.п. поддерживается принудит.силой гос-ва, а мораль обращается к совести индивида. Взаимодействие: 1. взаимопроникновение – право основывается на морали. Право закрепляет моральные принципы в кач-ве правовых требований; 2. взаимовлияние – мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации н.п. В свою очередь право поддерживает требования морали юридич. санкциями и тем самым защищает необходимый минимум нравственности.
Нормы права и обычаи. Обычай-общие правила, возникающие в рез-те постоянного воспр-ва конкретных образцов поведения и в силу длительн. своего суще-ия вошедшие в привычку людей. Гос-во, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать сильные стороны обычая, такие как: 1. устойчивость обычаев проявляется в их значительной инерционной силе и повторяемости привычных форм поведения; 2. массовость обычаев проявляется в их широком распростр. среди населения в кач-ве образцов поведения, воспринимаемых как нормы быта и межличностного общения; 3. привычность обычаев означает отсутствие особых механизмов их обеспечения, включающих в себя меры принуждения. Связь обычаев и норм права прослеживается исторически. Гос-во по мере создания и развития законодательства санкционирует в качестве норм права обычаи, которые отвечают интересам гос-ва, и налагает запрет на обычаи, которые явл. пережитками прошлого(тормозят обществ.развитие или носят негативный хар-р). Юр.поддержка обычаев или их вытеснение – основные формы взаимодействия обычного права и привычных форм поведения, ставших обычаями, традициями и т.п.
46. Право и корпоративные нормы. К/Н – правила поведения, создаваемые в организованных обществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества., ех: нормы полит/партий, профсоюзов, клубов разного рода. К/Н специфичны, создаются в процессе орг-ции и деят-ти сообщества людей, распр-ся на его членов, закреплены в соотв-х док-х, принимаются по опред-й процедуре, систематизированы. Но они не обладают свойством общеобязательсноти права, не обеспечиваются гос. принуждением. Предмет их регулирования – отн-ния не урегулированные юр-ки (в силу невозможности или нецелесообразности). К/Н отличаются от норм, сод-щихся в локальных НА, последние, хотя и действуют в опред-й орг-ции, явл-ся юр-кими, т/к при их нарушении сущ-ет возможность суд-й защиты (ех: нарушение положений учред-х док-в АО – порядка распределения прибыли – решения м. обжаловать в суд-м порядке). К/Н – структурные единицы гражданского общества и отражают специфику природы отношений в нем. Сходство состоит в том, что: 1.и правовые, и КН определяются общественно-экономическим строем общества.2.имеют формально-опред. характер. Различие: 1.Правовые нормы характеризуются единством, целостностью; КН имеют разноречивый характер, локальный характер. 2.Правовые нормы защищаются гос-вом; КН защищаются организациями, их создающими. Взаимодействие: 1.Некоторые КН регулируют отношения, не рассматр. нормами права (внутренняя жизнь организации). 2.Некоторые КН регулируют отношения, в которых заинтересованно гос-во, т.е. КН приобретают юр.направленность. КН, имеющие юридический характер:- Имущественные отношения; регулируются гражданским правом (негос. организации в сфере бизнеса). - Трудовые отношения; (порядок оплаты труда, соц. пакет, отдых и т.д.). - Жилищные отношения; (товарищество для управления жилищных фондов). 3.Корпоративные нормы – часть права. 4.Корпоративные нормы имеют подзаконный характер, должны соответствовать действующим законодательствам. Корпоративное право – совокупность корпоративных норм, регулирующих юридические отношения и функционирование данного сообщества. Корпоративное право объединяет нормы, регулирующие вышестоящие отношения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.224 (0.008 с.) |