Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы (источники) права: понятие и характеристика различных источников права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Источник права — это форма офиц. выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами гос-ва в целях регламентации обществ.порядка. Общим признаком современных источников права является то, что— это офиц.документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физ. или юр. лиц. Виды источников права: НА, судебный прецедент, правовой обычай и нормативный договор. 1. Правовой обычай - правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длит.времени. Правовым обычай называется потому, что он признан гос-вом как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается гос.принуждением. Особенность обычая в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юр.т.з. это неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина этого заключается в многочисленности культур народов, населяющих тот или иной регион. 2. Судебный прецедент (Великобритания, США, Австралия) заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Из серии однотипных прецедентов складывается тенденция правового регулирования, что приводит в дальнейшем к созданию законов. РФ не признает возможность создания норм права судами, так как задача последних усматривается только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам. 3.Нормативный договор — это соглашение двух или более S, в котором содержатся юр. нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугос.договоры, федеративный договор). В условиях рыночной экономики в РФ распространение получили гражданско-правовые договоры. 4. НА — это офиц. документ, созданный компетентными гос.органами и содержащий общеобязательные юр. нормы (правила поведения). Признаки НПА: •издается уполномоченным гос.органом; •обладает определенной юр. силой; •регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер; •имеет конкретную сферу применения; •охраняется от нарушений правоохранительными органами гос-ва; •обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую хар-ку. •точно фиксирует содержание правовых норм •занимает строго определенное место в иерархической системе источников права •может быть издан оперативно, в любой части изменен. •обладает четкой внутренней структурой.
Система права, ее основные элементы. Различные подходы к пониманию системы права. Система права - внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юр.норм. Система права обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней связана. Элементы: 1. Юридическая норма - первичный и конечный структурный элемент права, который самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения. 2. Институт права — это обособленная группа юр. норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. (институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). 3.Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юр.норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Отрасли подразделяются на материальные (гражданское, трудовое) и процессуальные (уголовно-процессуальное и административно-процессуальное). Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это фактические отношения людей, группа общественных отношений. Метод правового регулирования - совокупность приемов юр.воздействия на поведение людей, выработанных в рез-те длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Подходы: 1. Генетический подход выделяет первичные и производные от них критерии. Первичный критерий - человек. Производными могут быть различные социальные и социально-политические образования, прежде всего гос-во и общество. Исходя из этого можно выделить понимание права как единого целого и разделение его на естественное и позитивное. Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа. Позитивное право - система норм, содержащая опред. права и обязанности, исходящих от гос-ва и общества, выраженные в нормативно-правовых документах (законах, актах исполнительной власти). Правовые системы позитивного права основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала. Право можно разделить на: частное (направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц) и публичное (охраняет общие интересы гос-ва). 2.Исторический подход позволяет проследить путь становления права как системы. Критерий - форма (источник) права, в соответствии с которым различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное право).
56. Соотношение системы права и системы законодательства. Тенденции их развития в РФ. Система законодательства - совокупность НПА, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные хар-ки права. Данная система является внешним выражением системы права. Система зак-ва складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Система права – это строение нац. права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на опред.части, называемые отраслями и институтами права. Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы зак-ва — статья НА Варианты соотношения системы права и системы законодательства: 1. норма права и статья закона совпадают. 2. включение нескольких норм в одну статью закона. 3. расположение одной нормы в нескольких статьях. Тенденции развития системы права и системы законодательства: 1. общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему зак-ва как две стороны одного целостного явления: а) расширение сфера действия частного права и ограничение публично-правового регулирования; б) децентрализация правового регулирования - КРФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития S РФ, местного самоуправления; в) интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. 2. тенденции развития структуры (системы) права: а) процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — институтам, отраслям; б) рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юр.норм, обусловленное характером предмета и метода правового регулирования, S и объектов правовых отношений; в) возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. 3. Тенденции совершенствования зак-ва: а) приведение всего законодательного массива в соответствие с КРФ; б) формирование новых комплексных отраслей законодательства — о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном; в) становление новой структуры зак-ва, вызванное разграничением полномочий между РФ и ее S.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.008 с.) |