Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальные особенности памяти.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:1)быстротой запоминания,2) прочностью сохранения, 3) точностью воспроизведения 4) так называемой готовностью памяти. Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой — в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному. 1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием. 3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием. 4. Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием. Индивидуальные особенности памяти: Объем – количество хранящейся информации Быстрота – скорость обработки и использования информации Точность – способность человека качественно и точно отражать содержание информации, которую он запомнил Прочность – время хранения информации до ее забывания Каждый человек может запоминать разнообразный материал, но с разным успехом и разными способами. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти: •наглядно-образный -люди лучше запоминают предметы, картины, лица, цвета, звуки и т. п. •словесно-отвлеченный -люди лучше запоминают словесный материал: словесные формулировки, понятия/ числа и т. п. •промежуточный - люди запоминают и то и другое примерно в одинаковой степени 38. Мышление как процесс. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Виды умозаключений. Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений. Понятие – это мысль об общих, существенных и специфических признаках предметов и явлений и об их связях с другими явлениями. Суждение – форма мышления, которая отражает объекты действительности в их связях и отношениях. В суждениях закреплены, посредством слов, результаты практической и познавательной деятельности. Суждения могут быть истинными и ложными, утвердительными и отрицательными, единичными и общими. Высказывая суждения, мы рассуждаем о предметах и явлениях, находим в них что-то общее, в результате чего у нас появляются новые знания, которые существуют теперь в форме умозаключений. Умозаключение – это вывод, полученный из нескольких суждений, который дает нам новое знание о предметах и явлениях окружающей действительности. •Индуктивное – это общий вывод, полученный в результате сопоставления целого ряда единичных суждений. •Дедуктивное – это частный вывод о предмете или явлении, сделанный на основе сопоставления общего положения. •Умозаключение по аналогии – движение мысли от частного к частному. На основании сходства двух предметов в одном отношении можно предположить их сходство в другом отношении. На основе суждений и умозаключений формируются понятия об объектах внешнего и внутреннего мира Мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, и конкретизация. 1.Анализ – разложение целого на части или выделение отдельных сторон, свойств. 2. Синтез – мысленное объединение отдельных компонентов в одно целое. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека и тесно взаимосвязаны между собой. 3.Сравнение – осуществляется на основе анализа - установление сходства или различия между предметами и явлениями. Прежде чем сравнивать, выделяют один или два признака, по которым будет проводиться сравнение. •полное или неполное •поверхностное или глубокое 4.Обобщение – выделение в предметах или явлениях общего, которое выражается в виде понятия, правила, закономерности, формулы. 5.Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон с целью лучшего познания конкретного предмета. 6.Конкретизация – возвращение мысли от общего, абстрактного к конкретному единичному. 40.Индивидуальныке особенности мышления. Качества ума: самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность. Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности. Качества ума – любые различия в мыслительной деятельности людей, которые носят длительный характер. 1.Самостоятельность – способность ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения, не прибегая к помощи других людей. 2. Широта – способность охватывать всю проблему целиком, включая ее особенности и нюансы. 3.Глубина – способность доходить до сути различных явлений. 4.Гибкость – подвижность мыслительных процессов, умение учитывать меняющиеся условия. Свобода от стереотипов. 5. Быстрота мысли нужна во всех случаях, когда от человека требуется принятие скорого решения. Быстроту мысли надо отличать от торопливости мышления, когда человек продумывает что-либо «наспех», кое-как, хватается за первые пришедшие ему на ум предположения, не проверяет их, не учитывает всех существенных данных, необходимых для решения вопроса. Скорость мыслительной деятельности никак не может идти за счет ее качества, за счет широты, глубины, последовательности, правильности мысли. 6. Самостоятельность умапредполагает критичность ума – способность трезво оценивать свои и чужие умственные способности. Общее понятие об интеллекте. Развитие психики животных (инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение). Интеллект (понимание, познание) обозначает относительно устойчивую структуру умственных способностей. Интеллект – глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Интеллект и креативность связаны до определенного среднего уровня развития интеллекта (примерно до 120 баллов IQ; если у человека больше 120 баллов IQ, связь между интеллектом и творчеством исчезает). Инстинкты. На данном и предыдущем этапах они играют определяющую роль в поведении животного. Какими бы сложными не казались нам инстинкты, их основной и неисправимый недостаток в том, что срабатывают они только тогда, когда соблюдены в определённом порядке все внешние условия. Животные не могут рассмотреть и среагировать на целостную ситуацию, они способны произвести элементарный анализ отдельных её элементов. В зависимости от результата активизируются инстинкты. Инстинкт -автоматическое поведение, целесообразное в определённых условиях. Навыки. Известно, что инстинкты основаны на безусловных рефлексах. Навыки же основываются на приобретенных, условных рефлексах. Окружающая среда постоянно подбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их решения нужно добавить к «встроенным» в психику «программам» новые, выученные, основанные на собственном жизненном опыте. Навыки позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животное может более или менее успешно реагировать. Но и навыки не лишены недостатков. Животные приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может изменятся многократно и животным придётся переучиваться. А если такой возможности не представится - смерть. Интеллект проявляется животным тогда, когда оно в своих действиях встречается с необычными трудностями, для преодоления которых инстинкты и навыки оказываются недостаточными. В этих случаях интеллект животного проявляется в изобретении нового способа действия, не применявшегося животным ранее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.98 (0.009 с.) |