Предмет, задачи и методы современной психологии. Характеристики эмпирических методов психологического исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование и тестирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи и методы современной психологии. Характеристики эмпирических методов психологического исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование и тестирование.



Предмет, задачи и методы современной психологии. Характеристики эмпирических методов психологического исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование и тестирование.

Предмет общей психологии - это наука о закономерностях развития и функционирования психики. О фактах, закономерностях, механизмах психики. История психологии восходит в глубокой древности, условно можно выделить 4 этапа исторического развития психологии:1-психология, как наука о душе (все непонятные явления объяснялись наличием души),2-психология, как наука о сознании, зародившаяся в 17веке в связи с развитием естественных наук (под сознанием подразумевается способность мыслить, чувствовать),3-психология как наука о поведении. Предметом изучения являются поступки, поведение, реакции на внешние воздействия,4-наука, изучающая психику, связана с процессом отделения психологии от философии. Психология как наука занимается исследованием всего круга проблем, связанных с ее предметом: происхождение и развитие психики, ее строение и функционирование, возрастные и индивидуальные различия, норма и патология и т.п. когда характеризуют научный способ познания действительности, то, в первую очередь, отмечают. Что всякая наука имеет свой объект исследования и предмет. Психология как наука своим объектом имеет живые существа, обладающие психикой. Предметом психологии является психика и психическая деятельность этих живых существ.

Психология – наука, изучающая строение психики, закономерности ее возникновения, развития и функционирования. В круг исследуемых психических явлений включаются психические процессы, свойства и состояния. Помимо этого существует еще ряд психических образований, обозначаемых такими обобщающими понятиями, как темперамент, характер, интеллект, направленность, а также личность, субъект деятельности, индивидуальность. Особое место в кругу психических явлений занимает сознание

Наблюдение - проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются.

Самонаблюдение – самый первый метод в психологии. В современной психологии он является ненаучным, так как его результаты нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Требования к наблюдению:

1.Составление плана

2.Фиксирование результатов

3.Формулировка выводов

Достоинство наблюдения: естественность поведения испытуемого, так как он не знает, что за ним наблюдают.

Недостатки наблюдения:

1.Пассивная роль исследователя

2.Плохая повторяемость

3.Низкая точность результатов

4.Влияние гипотезы самого ученого

Эксперимент – самый лучший метод - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений

Лабораторный

Естественный – проходит в привычных для испытуемого условиях

Достоинства:

1.Активная позиция исследователя

2.Очень хорошая повторяемость

3.Высокая точность результатов благодаря применению техники

Анкетирование - метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.

Беседа - необходимая информация собирается в процессе разговора между психологом и испытуемым. Проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Тест - стандартизированное краткое психологическое испытание, предназначенное для определения психологических качеств человека.

•тесты-опросники (испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования)

•тесты-задания (получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий (на определение умственного развития)

•проективные тесты (свободная интерпретация исследователем выполняемых испытуемым заданий (тест Роршаха, ТАТ, рисуночные тесты)

 

Мозг и психика. Современные исследования мозга.

Психика - единство желания и способности к регуляции действий и деятельности, системное свойство высокоорганизованной материи – мозга. Т.к. психика является свойством мозга, значит между психикой и мозговой деятельностью существует неразрывная связь. Повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Существует несколько теорий взаимодействия психики и мозга:1-теория психофизиологического параллелизма (психологическое и физиологическое не пересекаются, существует душа связанная с телом, но существующая по своим законам),2-теория механического тождества(психические процессы по сути физиологические, мозг выделяет психику),3-теория единства(психические и физические процессы возникают одновременно, но качественно отличаются). В нашем мозге 3 блока:1-Блок регуляции тонуса и бодрствования. Основная составляющая – ретикулярная формация.2-Блок программирования регуляции и контроля за выполнением деятельности.3-Блок накопления, переработки и хранения информации. Исследования мозга: 1-ЭЭГ(электроэнцефалограмма). Благодаря ЭЭГ Мы получаем информацию о биотоках мозга человека и животного.2-позитронно эмиссионная томография (ПЭТ). Благодаря ПЭТ исследователь получает информацию о том, как каждый участок мозга потребляет глюкозу.

Отражательная и Регулятивная функции психики.

Раскрывая сущность процесса отражения, нужно обратить внимание на следующие характеризующие его черты. Отражение есть процесс познания человеком объективно существующего мира. Познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятий, дающих неполные знания о вещах и явлениях. Это первая ступень познания — чувственное познание мира. Отражательная деятельность есть процесс постепенного проникновения в сущность вещей и явлений, движение от незнания ко все более полному и точному знанию, знанию общих и существенных свойств, предметов я явлений, связей и отношений между ними. Высшая ступень познания — логическое мышление, выраженное в языке, в речи человека. Очень важно раскрыть перед учащимися этот путь познания—переход от чувственного к логическому познанию, от ощущения и восприятия — к мышлению. Важно показать и «обратную» связь мышления с чувственным познанием. Установление человеком в процессе мышления существенных свойств предметов и явлений, связей между ними перестраивает восприятие, делает его осмысленным и обобщенным. Определить функции психики можно в одной сфере, это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения можно выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе. Регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т.е. у человека происходит и психическая адаптация.

Темперамент. Свойства темперамента (сенситивность, реактивность, активность, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, темп реакций, эмоциональная возбудимость). Учет свойств темперамента в учебно- воспитательном процессе.

Гиппократ создал так называемую «гуморальную» теорию, на основании которой он разделил людей на группы исходя из соотношения жидкости в теле человека. В зависимости от того, какой тип жидкости превалирует в теле человека, Гиппократ исходя из этого, дал название типам темперамента.

Темперамент в современном понимании психологической науки определяет динамические свойства личности. Нельзя найти 2 людей, одинаковые по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность. Динамические особенности психики внутренне связаны между собой, составляя своеобразную структуру. Эта устойчивая, индивидуально – своеобразная и биологически обусловленная совокупность динамических особенностей психики называется темпераментом человека.

Типы:

 холерик – резок, порывист, возбудим, раздражителен, громкая речь, выразительная мимика, устойчивые интересы.

сангвиник – живой, непосредственный, общительный, жизнерадостный, быстро забывает обиды, легко сходится с людьми.

флегматик – нетороплив, аккуратен, неутомим в работе, внешне не возмутим, устойчивое настроение.

меланхолик – перемена настроения от незначительных причин, болезненная чувствительность, движения вялые, тягучая речь, внешне спокоен или уныл.

Сенситивность (чувствительность) – какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Активность – с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при достижении своих целей.

Реактивность – какова степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.

Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов: темп речи, скорость запоминания и т.п.

Пластичность-ригидность – насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичность проявляется в легкости и гибкости приспособления, а ригидность – в инертности и затрудненности приспособления.

Экстраверсия-интроверсия – от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверсия) или от образов, представлений, состояний внутреннего мира человека (интроверсия).

Эмоциональная возбудимость – насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

УЧЕТ свойста… Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно менее резко проявлялись свойства темперамента, которые мешают ребёнку в его учебной работе и поведении, и закреплялись положительные свойства его темперамента. В результате будут воспитываться (приобретаться) нужные качества обеспечивающие гармоническое развитие каждого учащегося. Задача данной работы – определение личностных (темпераментных) особенностей учащихся с целью помощи педагогу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании; разработка индивидуальных рекомендаций для учителя.

Задатки и способности.

По современным представлениям природными предпосылками способностей являются задатки – наследственные свойства периферической и центральной нервной системы. Это врожденные морфологические и функциональные особенности человека. Задатки – это лишь анатомо-физиологические предпосылки развития способностей. На их основе и под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности. Задатки в отличие от способностей, могут существовать, не теряясь, долгое время и не имеет значения, обращается ли к ним человек, использует ли их в своей практической деятельности. Музыкальные способности могут сохраняться у человека в течение всей его жизни и проявляться лишь тогда, когда человек начнет заниматься соответствующей деятельностью.

Младший школьный возраст.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

62.

 

 

 

 

 

Предмет, задачи и методы современной психологии. Характеристики эмпирических методов психологического исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование и тестирование.

Предмет общей психологии - это наука о закономерностях развития и функционирования психики. О фактах, закономерностях, механизмах психики. История психологии восходит в глубокой древности, условно можно выделить 4 этапа исторического развития психологии:1-психология, как наука о душе (все непонятные явления объяснялись наличием души),2-психология, как наука о сознании, зародившаяся в 17веке в связи с развитием естественных наук (под сознанием подразумевается способность мыслить, чувствовать),3-психология как наука о поведении. Предметом изучения являются поступки, поведение, реакции на внешние воздействия,4-наука, изучающая психику, связана с процессом отделения психологии от философии. Психология как наука занимается исследованием всего круга проблем, связанных с ее предметом: происхождение и развитие психики, ее строение и функционирование, возрастные и индивидуальные различия, норма и патология и т.п. когда характеризуют научный способ познания действительности, то, в первую очередь, отмечают. Что всякая наука имеет свой объект исследования и предмет. Психология как наука своим объектом имеет живые существа, обладающие психикой. Предметом психологии является психика и психическая деятельность этих живых существ.

Психология – наука, изучающая строение психики, закономерности ее возникновения, развития и функционирования. В круг исследуемых психических явлений включаются психические процессы, свойства и состояния. Помимо этого существует еще ряд психических образований, обозначаемых такими обобщающими понятиями, как темперамент, характер, интеллект, направленность, а также личность, субъект деятельности, индивидуальность. Особое место в кругу психических явлений занимает сознание

Наблюдение - проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются.

Самонаблюдение – самый первый метод в психологии. В современной психологии он является ненаучным, так как его результаты нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Требования к наблюдению:

1.Составление плана

2.Фиксирование результатов

3.Формулировка выводов

Достоинство наблюдения: естественность поведения испытуемого, так как он не знает, что за ним наблюдают.

Недостатки наблюдения:

1.Пассивная роль исследователя

2.Плохая повторяемость

3.Низкая точность результатов

4.Влияние гипотезы самого ученого

Эксперимент – самый лучший метод - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений

Лабораторный

Естественный – проходит в привычных для испытуемого условиях

Достоинства:

1.Активная позиция исследователя

2.Очень хорошая повторяемость

3.Высокая точность результатов благодаря применению техники

Анкетирование - метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.

Беседа - необходимая информация собирается в процессе разговора между психологом и испытуемым. Проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Тест - стандартизированное краткое психологическое испытание, предназначенное для определения психологических качеств человека.

•тесты-опросники (испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования)

•тесты-задания (получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий (на определение умственного развития)

•проективные тесты (свободная интерпретация исследователем выполняемых испытуемым заданий (тест Роршаха, ТАТ, рисуночные тесты)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.032 с.)