Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гистологическая техника, цитология и общая эмбриология.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гистологическая техника, цитология и общая эмбриология. Учебно-методическое пособие по самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работе студентов лечебного и педиатрического факультетов.
Киров 2009
УДК 611.018+576.3+611.013](075.8) ББК 28.706+28.705+28.03]я73 Г-51 Печатается по решению редакционно-издательского совета Кировской государственной медицинской академии, протокол № 2 от 21 января 2009.
Гистологическая техника, цитология и общая эмбриология: Учебно-методическое пособие по самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работе студентов лечебного и педиатрического факультетов. / Сост.: Е.В. Коледаева В.Б. Зайцев, И.Н. Гамулинская., Е.А. Бессолицына – Киров: Кировская ГМА. - 2009. — 43 с: 38 илл..
Учебно-методическое пособие предназначено для внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы по гистологической технике, цитологии и общей эмбриологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Оно составлено в соответствии с программой гистологии, цитологии эмбриологии для высших медицинских учебных заведений Минздрава РФ от 2002 г. и включает для каждой темы теоретические вопросы и домашние задания, а также примеры решения ситуационных задач, контрольные вопросы, графические схемы и сравнительные таблицы для лучшего усвоения материала, кроме того самостоятельные контрольные работы. Пособие снабжено значительным иллюстративным материалом. Рецензент: Спицин А. П. – заведующий кафедрой патофизиологии Кировской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор.
© Е.В. Коледаева, В.Б. Зайцев, И.Н. Гамулинская, Е.А. Бессолицына. 2009 © ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава Содержание
Предисловие. 4 Тема. 5 ЭТАПЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ГИСТОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕПАРАТА. 5 МЕТОДЫ И ТЕХНИКА МИКРОСКОПИИ. 5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 7 Тема. 18 КЛЕТКА И НЕКЛЕТОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ.. 18 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 19 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 21 Тема. 26 ЯДРО КЛЕТКИ. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. 26 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 26 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 28 Тема. 33 ОБЩАЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ. 33 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 33 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 36
В свете современных тенденций развития высшей медицинской школы все больше времени отводится на самостоятельную работу студентов, однако, обилие научной и учебной литературы и большой объем изучаемого материала по дисциплине гистология, цитология и эмбриология затрудняет студентам систематизацию и усвоение материала по предмету. Целью данного пособия является организация самостоятельной подготовки студентов лечебного и педиатрического факультетов к практическим занятиям, по гистологической технике, цитологии и эмбриологии, которые можно проводить как аудиторно, так и внеаудиторно. Методические указания побуждают к самостоятельной творческой работе, способствуют развитию активной умственной деятельности. Ситуационные задачи стимулируют мотивационную основу деятельности студентов в освоении будущей профессиональной деятельности. Все задания выполняются студентами в рабочей тетради, которая ведется в течение всего года изучения дисциплины. Наличие в пособии большого количества рисунков гистологических препаратов и электроннограмм облегчает восприятие студентами 1 и 2 курсов сложной морфологической науки. Пособие содержит несколько вариантов самостоятельных контрольных работ по каждой теме, которые позволяют осуществлять постоянный контроль за внеаудиторной самостоятельной работой студентов. Студенты помните: для того, чтобы овладеть последующими разделами по частной гистологии, а также клиническим дисциплинам и стать высококвалифицированным врачом, Вам необходимо на данном этапе обучения приобрести знания и умения по основам гистологической техники, цитологии, общей эмбриологии и общей гистологии. Желаем вам удачи и упорства в освоении дисциплины гистология, цитология и общая эмбриология.
Тема ЭТАПЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ГИСТОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕПАРАТА. МЕТОДЫ И ТЕХНИКА МИКРОСКОПИИ. Основными видами работы на лабораторных занятиях по гистологии являются самостоятельное микроскопирование и изучение гистологических препаратов. Анализируя структурные особенности гистологических объектов и характерные для них тинкториальные свойства, исследователь имеет возможность получить представление о функциональном состоянии изучаемых клеток, тканей и органов. Существенно дополняет эту информацию использование гистохимических методов и специальных микроскопических методов исследования. Успешное овладение микроскопической техникой и методами гистологического исследования создает условия для более глубокого изучения материала. Цели занятия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Быков В.Л. Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей человека). – СПб: СОТИС, 2004 или 2007 г. (с. 12 -30) 2. Гистология, цитология и эмбриология. под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М: «Медицина», 2002 г. (с. 9 - 21) 3. Гистология, эмбриология и цитология. под редакцией Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. 3-е издание переработанное и дополненное. – М: ГЭОТАГ – Медицина, 2007 г. (с. 92 -101) 4. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007 г (с. 19 - 30).
ЗАДАНИЯ
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ Изучить теоретический блок. I. Взятие материала Требования, предъявляемые к взятию материала: 1. Материал должен быть свежим. 2. Иссечение кусочков производим скальпелем или бритвой. 3. Нельзя промывать водой или протирать тряпкой. 4. Брать материал следует с минимальной затратой времени. 5. Объем кусочка должен быть не более 0,5-1 см3. 6. Взятие материала должно производиться сообразно строению органа. 7. Если мы имеем дело с опухолевым участком, то материал должен браться на границе больного и здорового участков. VI. Резка Резку осуществляют на приборе под названием микротом. Основной элемент микротома – стальной нож. Микротом может находиться внутри прибора, который поддерживает постоянную t ≈ - 18-200. Он носит название криостат. Этот прибор широко используется для экспресс–диагностики во время хирургических операций, для научных исследований, для гистохимических методов исследования, так как этапы фиксации и уплотнения осуществляются одновременно благодаря замораживанию при низких температурах и существенно экономят время исследования. После резки парафиновый срез помещают в каплю воды на предметное стекло и слегка подогревают на термостолике, чтобы срез расправился. Далее оставляют стекло до полного высыхания воды. VII. Депарафинизация. Прежде чем окрашивать гистологический срез, необходимо освободиться от парафина и наводнить препарат, так как обычные гистологические красители водные. Препарат на предметном стекле погружают в следующие растворы: ксилол I → ксилол II → 960 I → 960 II → 700 → Н2О VIII. Окрашивание Препарат окрашивают сначала ядерным красителем, затем цитоплазматическим. Виды красителей: А) ядерные (основные) · гематоксилин (окрашивает ядро в синий цвет) · железный гематоксилин · азур II (в фиолетовый цвет) · кармин (в красный цвет) · сафранин (в красный цвет) · метиловый синий (в синий цвет) · толуидиновый синий (в синий цвет) · тиониновый синий (в синий цвет) Б) цитоплазматические (кислые) · эозин – окрашивает цитоплазму в розовый цвет · эритрозин · оранжевый «G» · кислый фуксин – в красный · пикриновая кислота – в желтый · конго красный- в красный В) специальные · судан III – окраска липидов и жиров в оранжевый цвет · осмиевая кислота – окраска липидов и жиров в черный цвет · орсеин – окраска эластических волокон в коричневый цвет · азотнокислое серебро – импрегнация нервных элементов в темно-коричневый цвет Структуры клетки, окрашиваемые кислыми красителями называются оксифильными (ацидофильными ) – окрашивание в розовый цвет. Структуры клетки, окрашиваемые основными красителями называются базофильными – окрашивание в синий цвет. Структуры клетки, окрашиваемые как основными, так и кислыми красителями одновременно называются нейтрофильными – окрашивание в фиолетовый цвет. IX. Просветление осуществляют в следующих растворах: Н2О → 700 → 960 I→ 960 II→ ксилолI → ксилол I X. Заключение в бальзам. Используют канадский бальзам, так как его коэффициент преломления равен коэффициенту преломления стекла. После нанесения бальзама срез покрывают покровным стеклом. После высушивания гистологический препарат готов для проведения гистологического анализа.
Микроскоп
Рисунок 1. Приготовление гистологических препаратов для световой микроскопии.
I. Устройство микроскопа. В микроскопе различают оптическую, осветительную и механическую части. Оптическая часть. Эта часть включает в себя объективы, устанавливаемые в гнезда револьверного устройства тубуса; окуляр, расположенный в тубусе. Объектив — сложная система линз. Чаще используют объективы Х8, Х20. Х40, Х90. По особенностям использования и конструкции объективы подразделяют на сухие (Х8, Х20, Х40) и иммерсионные (Х90). Окуляр увеличивает изображение, данное объективом. Чаще всего применяют окуляры Х5, X 7, Х10, Х15. Основной технической характеристикой объектива является разрешающая способность, т. е. наименьшее расстояние, на котором две близлежащие точки объекта воспринимаются раздельно. В световом микроскопе это расстояние определяется в основном длиной световой волны и соответствует ее второй части. Осветительная часть включает в себя зеркало (с одной стороны вогнутое, которое используют при расходящемся источнике света (лампочка накаливания), с другой — плоское); конденсора, с помощью которого пучок света фокусируется на препарате; ирисовую диафрагму, вмонтированную в конденсор для изменения степени освещенности препарата. С помощью зеркала пучок света посылается в конденсор и через него на препарат (при изучении препарата в проходящем свете). Механическая часть. К ним относят штатив, колонку с микро- и макровинтами, тубус. Увеличение, получаемое в микроскопе, определяют произведением увеличения объектива на увеличение окуляра. Наиболее распространенные в нашей стране микроскопы типа "МБИ" и "Биолам" дают увеличение до 2000 раз. II. Электронная микроскопия Многие структуры клетки находятся за пределами разрешающей способности светового микроскопа. Длина волны видимой части спектра лежит в пределах от 0,4 до 0,7 мкм, максимальное разрешение, полученное при этом с помощью светового микроскопа, может составлять 0,2 мкм. Открытие волновых свойств, присущих электронам, послужило основой для создания нового класса приборов — электронных микроскопов. Максимальное разрешение, которое может быть получено в них при специальных условиях, составляет 0,2 нм, а увеличение может достигать 100— 200 тыс. раз. Принципы работы электронного микроскопа Принципиальная схема построения изображения в световом и электронном микроскопах сходна. Однако существует ряд отличий: в электронных микроскопах источником электронов служит катод, входящий в состав электронной пушки, в качестве линз используются электромагнитные катушки. В связи с тем, что в воздухе электроны могут проникать на незначительные расстояния, а затем их скорость гаснет, в электронном микроскопе с помощью специальных насосов создается высокий вакуум (10~4 мм рт. ст.). В колонне микроскопа (тубусе), из которой откачан воздух, последовательно расположены катод (вольфрамовая нить), анод (металлическая пластинка с отверстием посередине), магнитные линзы, люминесцентный экран, фотопластинки ("магазин"). Ток, проходя через вольфрамовую нить катода, нагревает ее и вызывает эмиссию электронов. Поданное на катод высокое напряжение создает большую разность потенциалов между катодом и анодом, что обеспечивает движение электронов к аноду и далее вниз по колонне микроскопа. Электронный пучок сначала фокусируется первой магнитной линзой — конденсорной. Большая часть электронов, проходя через объект, не отклоняется. Электроны, прошедшие через объект, фокусируются второй магнитной линзой — объективной, которая дает увеличенное изображение объекта. Это изображение снова увеличивается третьей магнитной линзой—проекционной. При этом электроны, которые проходят через объект, вызывают свечение экрана, покрытого люминофором, а отклонившиеся электроны не доходят до экрана и не вызывают свечения. Изображение, полученное на люминесцентном экране, можно сфотографировать, если поднять экран, под которым расположен фотомагазин с фотопластинками, чтобы пучок электронов попал на фотопластинку. II A. Подготовка материала для электронно-микроскопического исследования Подготовка к электронно-микроскопическому исследованию включает в себя те же этапы, что и при светооптической микроскопии, но с рядом особенностей. Взятие материала необходимо проводить как можно быстрее, небольшими объемами (не более 1 мм3). Фиксацию осуществляют, как правило, глутаральдегидом, хорошо стабилизирующим белки, с последующей дофиксацией в тетраоксиде осмия, который стабилизирует фосфолипиды, на холоде в течение нескольких часов. После фиксации материал промывают буферным раствором, обезвоживают спиртами возрастающей концентрации. Уплотнение и заливку производят с помощью полимеризующейся смеси (эпоксидные смеси). Для этого образцы материала кладут в формы, заливают эпоксидной смолой и помещают в термостат, где происходит полимеризация смолы. Для приготовления срезов (толщиной 30—50 нм) используют ультратомы, в которых подача блока с объектом на неподвижный нож осуществляется с помощью теплового расширения несущего стержня. В качестве ножей применяют специально приготовленные сколы стекла или алмазов. Получаемые при этом последовательные серийные срезы сползают с ножа в виде лент на поверхность жидкости в прикрепленной к ножу ванночке, откуда их надо перенести на сеточки. Контрастирование (или окрашивание) срезов проводят с помощью солей тяжелых металлов (свинца, вольфрама, урана). Содержащиеся в этих соединениях элементы с высокой атомной массой осаждаются на фосфолипидах клеточных мембран и не пропускают электронный луч, вследствие чего эти участки клетки выглядят на экране более темными, контрастными по сравнению с другими участками, не содержащими фосфолипидов. Для ориентировки в изучаемом объекте используют метод изготовления полутонких срезов (1—2 мкм) с последующим окрашиванием (метиленовым синим или толуидиновым синим). Окрашенный срез рассматривают с помощью микроскопа для определения области, которая должна быть изучена на ультрамикроскопическом уровне, и в дальнейшем с этого участка прицельно готовят ультратонкие срезы. Самостоятельная контрольная работа № 1 1. На рисунке представлен оптический микроскоп. Цифрами отмечены детали. Подпишите их.
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) К оптической системе микроскопа относятся №_____________
2. У микроскопа объектив имеет увеличение х40, окуляр – х15. Видимое изображение больше реального в: А) 500 раз; Б) 55 раз; В) 600 раз; Г) 1000 раз. 3. Данный рисунок получен с использованием: А) трансмиссионной микроскопии; Б) иммуногистохимии; В) сканирующей микроскопии; Г) оптической микроскопии.
4. Заполнить таблицу «Приготовление препаратов для оптической микроскопии».
5. Каким образом рассчитывают увеличение светового микроскопа? 6. Вам необходимо выяснить присутствуют ли в выданной вам ткани эластические волокна. Какой метод окраски и тип микроскопии вы выберете? 7. Заполнить таблицу «Типы красителя».
8. Дайте определение метода фиксации. Напишите классификацию фиксатора. Самостоятельная контрольная работа № 2 1. На рисунке представлен оптический микроскоп. Цифрами отмечены детали. Подпишите их.
К механической системе микроскопа относятся №_____________
2. Видимое изображение больше реального в 400 раз, объектив имеет увеличение х40, окуляр: А) х 10; Б) х20; В) х8; Г) х15. 3. Данный рисунок получен с использованием: А) трансмиссионной микроскопии; Б) флуоресцентной микроскопии; В) сканирующей микроскопии; Г) оптической микроскопии.
4. Заполнить таблицу «Приготовление препаратов для электронной микроскопии».
5. Для чего появились замороженные срезы? 6. Какими методами подготовки гистологических препаратов и окраски нужно воспользоваться для получения препарата жировых капель в белой жировой ткани? 7. Заполнить таблицу «Специфические методы окраски»
8. Дайте определение линейного увеличения микроскопа. Рассчитайте линейное увеличение светового микроскопа, если увеличение окуляра 7х, а увеличение объектива 40х. Самостоятельная контрольная работа № 3 1.На рисунке представлен оптический микроскоп. Цифрами отмечены детали. Подпишите их.
К осветительной системе микроскопа относятся №_____________
2. Видимое изображение больше реального в 900 раз, окуляр имеет увеличение х10, объектив:
А) х80; Б) х100; В) х90; Г) х9. 3. Какими видами микроскопии и окраски воспользовались для получения данной фотографии?
4. Заполнить таблицу: Виды фиксаторов для оптической и электронной микроскопии.
5. Какими видами микроскопии и окраски можно воспользоваться для изучения ультраструктуры митохондрий? 6. Как настроить фокус микроскопа при большом увеличении и не разбить покровное стекло препарата? 7. Заполнить таблицу «Типы микроскопии».
8. Дайте определение понятия «Разрешающая способность микроскопа». Напишите формулу, по которой она вычисляется. Рассчитайте разрешающую способность светового микроскопа. Тема Цели занятия Научиться:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Коледаева Е. В., Зайцев В. Б., Родина Н. Е., Гамулинская И. Н. Цитология: учебное пособие для студентов медицинских вузов. Кировская государственная медицинская академия, 2001. (с. 3 - 43) 2. Быков В.Л. Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей человека). – СПб: СОТИС, 2007 г. (с. 160 - 217) 3. Гистология, цитология и эмбриология. под редакцией Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М: «Медицина», 2007 г. (с. 155 - 180) 4. Гистология, эмбриология и цитология. под редакцией Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. 3-е издание переработанное и дополненное. – М: ГЭОТАГ – Медицина, 2007 г. (с. 102 -116) 5. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007 г (с. 127-144). ЗАДАНИЯ 1. Запишите в тетрадь структурные особенности плазмолеммы.
2. Продумайте и запишите участие плазмолеммы в транспорте веществ.
3. Запишите в тетрадь основные функции плазмолеммы. 4. Заполните таблицу»классификация клеточных контактов»
5. Назовите виды неклеточных структур.
CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ 1. За пределами плазмолеммы находятся ионы, концентрация которых ниже, чем в клетке. Возможно ли их поступление в клетку? 2. При исследовании мазка крови больного в лейкоцитах (нейтрофилах) обнаружены бактерии. Как они туда попали? 3. При экспериментальной работе с клетками в культуре тканей обнаружено, что клетки не изменяются при воздействии на них исследуемого гормона. Чем это можно объяснить? 4. В культуре ткани клетки могут прикрепляться к субстрату и друг к другу. Какие структуры клетки принимают в этом участие? 5. В области заживления раны исследователь обнаружил волокна из белка коллагена и большое количество клеток с лизосомами и фагосомами. Можно ли на основании этого наблюдения сделать вывод, что эти клетки участвуют в образовании коллагеновых волокон? 6. В результате действия токсичных веществ в клетках почечных канальцев отмечено снижение активности окислительно-восстановительных ферментов и процессов активного транспорта ионов. С нарушением каких внутренностных структур это связано? 7. В результате действия ионизирующей радиации в некоторых клетках происходит разрушение отдельных органелл. Каким образом будут утилизироваться клеткой их остатки? 8. В лимфатическом узле, где образуются антитела, выявлены клетки с большим числом свободных рибосом, клетки с многочисленными лизосомами, клетки сильно развитой гранулярной ЭПС. Число, каких клеток резко увеличивается в узле в случае повышения в крови и иммунных белков- антител? 9. Перед исследователем поставлена задача - изучить митохондрии и лизосомы клеток. Какими методами можно это сделать? По каким признакам можно различить эти органеллы? 10. В клетке хорошо выражен пластинчатый комплекс. Гранулярная ЭПС сильно обильна, имеются митохондрии, клеточный центр, большое количество лизосом и немного мембран гранулярной и агранулярной ЭПС. Каковы функции этих клеток? Происходит ли в них синтез белка?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОРОСЫ 1. Назовите органеллы клетки, участвующее в синтезе и транспорте веществ. 2. Какие органеллы участвуют в синтезе липидов и углеводов. 3. о какой функции клетки свидетельствует обилие фиксированных и свободных рибосом. 4. Чем обусловлена базофилия цитоплазмы и клеток. 5. Какие функции выполняет пластинчатый комплекс Гольджи. 6. Каким образом в клетке преобразовывается энергия. 7. Что общего в строении центриолей, ресничек и жгутиков. 8. Какую функцию выполняют микротрубочки. 9. Назовите структурные функции цитоскелета. 10. Какие органеллы выполняют защитную и пищеварительную функции. 11. Назовите типы лизосом в клетке. 12. Как осуществляется биогенез органелл. 13. Чем отличаются биологические мембраны разных органелл. 14. Что такое «включения»? Назовите их разновидности. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ Изучить теоретический блок. Прочитать пособие Коледаева Е. В., Зайцев В. Б., Родина Н. Е., Гамулинская И. Н. Цитология: учебное пособие для студентов медицинских вузов. Кировская государственная медицинская академия, 2001. (с. 3 - 43) Диагностика электронограмм. 1) Электронограмма митохондрии. 2) Электронограмма комплекса Гольджи. 3) Электронограмма плазмолеммы. Выполнение самостоятельных контрольных работ Самостоятельная контрольная работа № 1
1. На рисунке представлены схема и электронограмма. Какая органелла представлена на рисунке? Какова ее функция?
2. На рисунке представлена схема организации клеточных контактов. Цифрами показаны типы клеточных контактов. Подпишите их.
1) 2) 3) 4) 5) Какие типы контактов отсутствуют на рисунке?
3. При работе были перепутаны два препарата препарат печени и препарат коры надпочечника. Но на электронной микрофотографии на одном препарате были выявлены митохондрии с пластинчатыми кристами, а на другом с трубчато-везикулярными. Можно ли определить какой препарат, к какому органу относится (если учесть что в коре надпочечника синтезируются стероидные гормоны)? Обоснуйте ответ.
4. Заполните таблицу «Строение и функции плазмолеммы»
Самостоятельная контрольная работа № 2 1. На рисунке представлены схема и электронограмма. Какая органелла представлена на рисунке? Какова ее функция?
2. Определи, представленную на рисунке клеточную структуру? Подпиши её составные части.
3. В чем сходство и различия между синцитием и симпластом? Приведите примеры данных структур. 4. Заполни таблицу: «Классификация клеточных контактов».
5. Какие функции выполняет цитоскелет? Какими структурами он образован? 6. Определи все имеющиеся клеточные структуры на электронограмме. Самостоятельная контрольная работа № 3 1. На схеме представлены два типа митохондрий, назовите их. С чем связаны эти морфологические различия в структуре митохондрий? А) Б)
2. Какая клеточная структура представлена на электронограмме? Подпишите её структурные элементы. Назовите функции. 3. В цитоплазме пигментных клеток под влиянием солнечных лучей появляются гранулы пигмента. К каким структурным элементам клетки можно отнести эти гранулы? 4. Заполни таблицу «Типы органелл»
|