Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструктивное взаимодействие учителя с учеником

Поиск

Активная форма поведения

Такие ученики имеют свои хитрости, которые можно назвать «механизмами привлечения внимания» (МПВ).

Второклассник Сеня имеет тысячу и один такой МПВ: стучит карандашом по парте, вертится и разговаривает, подставляет ножки ребятам у дверей туалета, на уроках корчит рожи и закатывает глаза за спиной учительницы, часто использует слова, которые его учительница узнала только в старших классах, постоянно подзывает учителя и просит помочь себе, как только все получили самостоятельное задание. Его сестра Даша старше, но у нее тоже масса МПВ. Она часто входит в класс, когда урок продолжается уже минут десять, вдруг начинает причесываться во время объяснения нового материала, передает записочки через весь класс и задает учителю вопросы, не относящиеся к теме урока.

Активные МПВ действуют беспроигрышно. Такие поступки отвлекают весь класс, учиться и работать становится уже невозможно. И если немедленно не отреагировать, можно потерять контроль над классом.

Пассивная форма поведения

В отличие от «активных» детей привлекающие к себе внимание ученики пассивного типа редко «заводят» класс. Опасность с ними подстерегает вас, когда кажется, что класс готов работать. Только вы подумаете: «Слава Богу, все тихо-спокойно. Можно хорошо поработать сегодня», как через несколько мгновений осознаете, что в классе есть несколько тихих саботажников — пассивных нарушителей поведения.

Они не отказываются выполнять ваши требования, но… делают все в темпе, который можно назвать «в-час-по-чайной-ложке». Все, что они должны делать, исполняется медленно, потом еще медленнее, еле-еле. Они только успевают открыть тетрадь к тому времени, когда все уже решили три задачи. Вам кажется, что вы «из болота тащите бегемота», и при этом вы знаете, что вне ситуации урока они и реагируют, и действуют совершенно нормально.

Исправить «пассивных» труднее, чем «активных». Они часто говорят: «За что вы меня ругаете? Я не делаю ничего плохого!» «Активные» же не могут позволить себе так оправдаться — их выходки слишком вызывающи и заметны.

Природа поведения, направленного на привлечение внимания

Первая причина. Как ребенок научится получать больше внимания от взрослых, когда он плохо, а не хорошо ведет себя? Еще в раннем детстве ребенок плачет — к нему бегут родители. Он разбил вазу и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!» — вот что усвоил ребенок. Иногда ребенку получить сердитое внимание лучше, чем не получить никакого.

Такая стратегия поведения переносится и в школу. Вот обычная ситуация:

Миша тихо и сосредоточенно решает задачу по геометрии, углубившись в тему.

Вера громко переговаривается с подругой, сидящей через парту от нее.

Как вы думаете, к кому в первую очередь обратится учительница?

Вторая причина — никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой манере. Потребность во внимании — базовая психологическая потребность, такая же как еда и питье с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то почему никто не говорит им, как они должны вести себя, когда они «психологически голодны»?

Третья причина. Чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе. Часы у телевизора, формальные вопросы родителей: «Оценки есть?», «Ты поел?», узкий круг общения, одиночество — и проблем с поведением в школе не избежать.

Сильные стороны поведения

Ученики, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать с учителем, но не знают, как общаться в позитивной манере. Большинство учителей скорее предпочтут иметь дело с такими учениками, чем с теми, кому нет дела ни до чего и ни до кого.

Принципы профилактики

Два главных принципа должны соблюдаться в попытках защититься, предохраниться от поведения, направленного на привлечение внимания.

  • Уделяйте много внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо. В два, три, десять раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое!
  • Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в нем особенно нуждаются.

 

5. Власть — некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Общая характеристика поведения

Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют нас. Они могут применять различные тактики: делать все очень медленно, не обращая внимания на напоминания о времени, сдавать незаконченные работы, шуметь в то время, когда остальные работают. Иногда они бормочут ругательства, когда их о чем-то просят, жуют жвачку. Они могут просто не считаться с требованиями учителя или соглашаться сделать что-то, но с явной обидой.

Как правило, властолюбцы не действуют без зрителей. Им нужны свидетели их власти. Они провоцируют вас перед классом, и вы чувствуете, что если проиграете эту публичную схватку, то в глазах всего класса или даже всей школы останетесь с ярлыком «Проигравший» до конца учебного года. Вы как бы всегда под угрозой, под давлением таких возможных ситуаций. И это вызывает тревогу и напряжение.

Активная форма поведения

Вспышки негодования. Малыши не прячут своих вспышек гнева, они их используют. Ученики младших классов и дошкольники демонстрируют свое негодование криком, визгом, катанием по полу и нежеланием ничего слушать.

Видели ли вы когда-нибудь ребенка, который бы шел в свою комнату, закрывал двери и затем там устраивал припадок? Или делал это в незаметном уголке сада? Конечно, нет. Вспышки негодования нужны для манипулирования взрослыми и для достижения желаемого.

Типичная картинка в магазине. Малышу не купили жвачку или шоколадку, и он «закатил истерику» прямо посреди торгового зала универмага. Он орет, валяется по полу, ничего не видит и не слышит. Но подойдите ближе. Вы увидите, что сквозь прикрытые веки он внимательно наблюдает за мамой, вернее, за тем, каков эффект его действий. И если эффекта нет — крик возобновляется с удвоенной силой, ребенок подкатывается маме под ноги и заставляет-таки ее возмутиться.

Словесное негодование. Более взрослые ученики просто хамят — неуважительно и вызывающе отвечают учителю на задание сделать что-то. Учителя знают миллион вариантов на тему «Вы не можете заставить меня делать это. Анна Ивановна в 7 «Б» этого не требует. И я не буду делать».

Другой вариант — ученики выдают «синдром адвоката». Эти дети не хамят, они разговаривают в вежливой и дружеской манере, но предлагают абсолютно нелогичные обоснования своего «плохого» поведения. «Можно я не буду делать самостоятельную, а то уже мало времени осталось. Лучше я повторю формулы» или «Можно я не буду отвечать сегодня? Я же отвечал на прошлом уроке, вы же видели, что я знаю эту тему!»

Их дружелюбие часто сбивает с толку, и учитель поддается! Повторные попытки приводят нас в замешательство, и мы быстро раздражаемся от их словесной акробатики.

Пассивная форма поведения

Тихое непослушание. Ученики, выбирающие пассивное непослушание, избегают «сцен». Они не демонстрируют явную конфронтацию и много не говорят. Вместо этого они улыбаются нам и говорят то, что мы хотим услышать. А затем делают то, что хотят они.

Вот пример:

Уже 10 минут идет самостоятельная письменная работа, а Марина все еще смотрит в окно. В тетради пусто. Учительница интересуется: «Что-то случилось?» Марина улыбается и отрицательно качает головой. Когда ее спрашивают, почему лист пустой, она отвечает, что думает. Когда учительница выясняет, собирается ли Марина закончить самостоятельную к концу урока, девочка утвердительно кивает. Когда приходит время собирать тетради, в Марининой нет ни строчки.

Согласитесь, что именно такие ситуации заставляют вас усомниться в ваших педагогических способностях.

Фактически в случае с Мариной учитель ориентируется не на ее действия, а на ее слова. Слова Марины свидетельствуют о ее позитивных намерениях, но ее поступки говорят о том, что она ни в грош не ставит авторитет учителя и говорит ему: «Я не хочу делать это».

Психологи называют поведение, при котором действия и слова расходятся, «неконгруэнтной коммуникацией». Считается, что, сталкиваясь с подобной ситуацией, люди скорее будут реагировать на слова человека, а не на его действия. Вот ученик говорит:

«Я буду делать», хотя все его поведение показывает «Я не хочу» и мы надеемся, что в конце концов «Я буду» победит

Почему мы верим словам, а не действиям? А может, мы и надеемся, что если человек сказал «Я буду это делать», он сдержит слово.

Оправдание ленью. Люся не сделала домашнее задание на выходные дни. В понедельник она говорит своей учительнице смущенно и грустно улыбаясь: «Извините меня, Марья Ивановна, я не сделала задание. Я, честное слово, собиралась сделать его, но оказалось, что я слишком ленива. Но я буду с этим бороться. Честное слово!»

Искренность и самокритичность Люси обычно производят впечатление на большинство учителей. Если бы она говорила правду, она бы сказала: «У меня просто не было настроения в выходные дни делать домашнее задание и я не стала делать его» по при этом она бы многим рисковала.

Когда ученик использует оправдание ленью, спросите его от кого он унаследовал эти ленивые гены: от отца, от мамы? Используйте юмор, чтобы дать понять ученику, что эта личностная характеристика может быть изменена. Лень - только покров, оправдывающий лодырничанье и распущенность Лень – это выбранное поведение. И если разгадать его как пассивное властолюбие, то можно начать работать, чтобы изменить его.

Оправдание плохим вниманием. Некоторые молодые люди оправдывают свое «плохое» поведение, ссылаясь на проблемы с вниманием. Петя так рассеян, что вообще не может сосредоточиться на том, что делает класс. Он выглядит совершенно растерянным и беспомощным. Учитель тоже теряется, начисто позабыв, что в свободное время этот ученик часами сосредоточения играет в компьютерные игры.

Как и в предыдущем случае, в этой ситуации мы имеем дело скорее с проблемой выбора, нежели с физиологическими особенностями.

Оправдание забывчивостью. «Ой, я забыл это сделать!» — эту фразу учитель слышит тысячу раз на дню. Говоря «Я забыл», ученик на самом деле говорит: «Я отказываюсь». Но еще никого не выгнали из школы за забывчивость!

Забывчивость свойственна большинству людей. Но все мы забываем как приятные, так и неприятные события, а пассивные властолюбцы демонстрируют забывчивость только тогда, когда им это выгодно. Дети, постоянно забывающие делать домашние задания, наверняка помнят программу телевидения на несколько дней вперед или номера телефонов большинства своих друзей.

Оправдание физическим состоянием. Если ученик ссылается на плохой слух, зрение, внезапное ухудшение состояния здоровья лишь в ситуациях, когда ему надо выполнить требование учителя, но не жалуется, когда решает даже более сложную задачу по собственному выбору, мы скорее всего имеем дело с пассивным властолюбцем. Проблема здесь не в состоянии здоровья ребенка, а в другом. Он слышит достаточно хорошо все, что мы говорим, но просто решил не отвечать.

Конечно, не так уж редко нам приходится иметь дело с детьми, на самом деле имеющими проблемы со здоровьем. Но среди них есть дети, которые пользуются своим особым положением для достижения власти над нами, как бы говоря: «У меня есть основания делать только то, что я хочу, и не делать того, что сейчас от меня требуется».

 

Активная форма поведения

Прямые физические акты насилия. В наше время столько жестокости, что не так уж редко учителя получают настоящие физические раны, вплоть до удара ножом. Все это — формы ученической мести, которая становится реальным кошмаром современной действительности.

Непрямые физические акты насилия. Ученики совершают непрямые насильственные действия, то есть действия, направленные не на самого учителя, а на то, что с ним связано. Они ломают, портят, крушат школьную мебель или оборудование. Они могут изрезать ножом ваш стол или стул, срезать ножницами комнатные цветы, утащить вашу одежду или украсть кошелек. Если ученику известно, что вы особенно печетесь о школьном имуществе, он может сломать рамы, вырвать страницу из библиотечной книги или исписать краской стены в лаборантской.

Психологические акты насилия — оскорбления и хамство. Ученики, применяющие этот способ мести, знают тысячу и одну фразу, смысл которых «Я тебя ненавижу». Такие психические атаки редко совершаются «в сердцах», «сгоряча», «в отчаянии». Часто они продуманны, являясь способом манипулирования учителем. И легко вызывают у него чувства острой обиды и… беспомощности.

 

Маленькие мстители тонко чувствуют, какие слова особенно больно заденут взрослого. Они проницательны, знают слабые места учителя и умеют пользоваться этим знанием.

Мама пятилетней девочки пришла на прием к психологу в слезах и совершенно растерянная, полагая, что ее дочь эмоционально ненормальная. Когда девочка злилась на нее, она говорила: «Я хочу, чтобы твою новую машину самосвал раздавил в лепешку!» Был ли этот ребенок психически ненормальным? — Нет. Умным? — Да. Вместо обычного «Я тебя ненавижу!» она нашла уникальный способ третировать мать — ее слабое место. И успешно это делала.

Вот несколько обобщенных вариантов третирования учителей детьми с высоким интеллектом из «хороших» семей:

Вы самая несправедливая учительница, которую я когда-нибудь встречал.

Моей сестре очень повезло. В их классе вы в этом году не преподаете.

Как хорошо, что этот предмет мне не надо сдавать в институт, а то я все равно с вами ничего не смогу выучить!

Жертвами таких завуалированных, вежливых форм хамства могут стать не только классные учителя, но и воспитатели, библиотекари и т.д. Вот примеры фраз, третирующих библиотекаря:

Здесь у вас вообще нечего читать, я вижу.

Кто это, интересно, разложил здесь это скучное старье?

Вряд ли вам удастся найти здесь что-то для меня.

Оскорбление действиями. Ученики обычно хорошо знают «слабые места» учителя, то есть то, что для него важно, ценно и дорого. Поэтому любимый способ отомстить — подвергнуть атаке эти ценности. Например, если мы считаем, что чистоплотность — это обязательное требование к ученику, и более всего ее ценим, не надо удивляться, увидев ученика, который пришел в класс в нарочито грязной одежде или изрисовал шариковой ручкой всю парту либо весь учебник. Ничего удивительного, что ваши возмущенные проповеди о вреде неряшливости станут для него «горохом об стену», ведь он сделал это специально, чтобы задеть вас. Точно так же, если ученик знает, что вы высоко цените вежливость всегда и везде, скорее всего он примется расталкивать малышей у входа в столовую или ругаться матом в классе в вашем присутствии.

В особо тяжелых случаях выходки, придуманные для мести, для того, чтобы задеть учителей или родителей, больше вреда наносят самим детям. Преступления, ранние половые связи, алкоголь и наркотики — вот способы мести, шантажа и ультиматумов, с которыми все чаще приходится сталкиваться воспитателям и родителям.

Пассивная форма поведения

Подавляющее большинство юных мстителей выбирают активные формы поведения. Вызов их звучит ясно и громко. Единственная форма поведения, которую можно назвать пассивной мстительностью, — это отчужденное избегание. Такие дети замкнуты, угрюмы и некоммуникабельны. Вы ищете подход к ним со всей душой, перебирая все возможные способы, а они постоянно ускользают от вас. Им нравится задевать вас своей неподатливостью и озадачивать. «Я же учитель, — думаете вы, — значит, я хочу и должен помогать». Вы распинаетесь перед ними в надежде на какой-то ответный импульс, но не получаете ничего и в конце концов чувствуете свою вину и полную неспособность что-то сделать.

Выбор конкретной санкции

Джеральд Гильберт предлагает следующую удобную классификацию санкций.

Лишение ученика прав:

· на свободное распоряжение своим временем,

· на использование определенных предметов,

· на доступ в некоторые помещения школы.

Информирование других людей о поведении ученика:

· организация встречи ученика и учителя с представителями администрации школы и информирование их о поведении ученика,

· информирование родителей ученика.

Возмещение учеником убытков:

· починка, ремонт предметов, вещей,

· возвращение вещей на место, замена на равноценные.

Рассмотрим эти санкции подробнее.

Лишение ученика прав

Лишение ученика права на свободное распоряжение своим временем. Когда ученики опаздывают, бездельничают и мешают другим ученикам, мы можем требовать, чтобы они «заплатили» за отнятое у других время. Можно потребовать, чтобы ученики приходили в школу до уроков или оставались после, проводя таким образом время не так, как им хочется. Количество «штрафного» времени должно соответствовать количеству времени, отнятого у других и увеличиваться при повторении подобного поведения.

Лишение учеников права пользования предметами и оборудованием. Ученики, которые портят учебники, лабораторную аппаратуру, аудио- и видеотехнику, спортивное снаряжение и т. д., могут быть лишены права пользования ими на ограниченное время.

Лишение права доступа в определенные помещения школы. Когда ученики хулиганят в столовой или библиотеке, их можно в качестве санкции на определенное время лишать права бывать именно в столовой или в библиотеке.

Возмещение убытков

Когда ученики устраивают безобразия, ломая, разрушая, выводя из строя то, что принадлежит школе, можно в качестве санкции потребовать от них, чтобы они возместили убытки, а именно починили имущество или возместили его стоимость.

Ремонт и починка предметов. Важно, чтобы ученик научился отвечать за свои проделки, связанные с порчей имущества, восстанавливая испорченное. Если он исцарапал парту, пусть зачистит и выкрасит ее. Если испачкал туалет, пусть вымоет его как следует. Специальное время, которое нам приходится тратить на организацию «восстановительных работ» и наблюдение за ходом «трудовой повинности», — это не даром потерянное время. Именно в этот момент мы фактически учим главному — ответственности.

Денежное возмещение убытков. В тех случаях, когда учащийся проколол шины школьного автобуса, разбил стекло, разорвал библиотечную книгу или разбил школьный магнитофон, он должен возместить школе убытки.

Должен ли ученик оплачивать испорченные им вещи? Да, если деньги на это идут действительно из его кармана. Нет, если за него это делают родители. Иными словами, ученик таким образом учится простому правилу: он может бить, колотить и ломать сколько угодно, если он может заплатить за покупку такой же вещи. Но если у него нет денег, чтобы самому оплатить убытки, он должен внести плату, работая в школе в качестве уборщицы, гардеробщицы или дворника в свое свободное время. Плата за работу пойдет на покупку испорченной вещи. Затраченное на тщательное наблюдение за организацией и прохождением этой «трудовой повинности» время опять-таки сторицей окупится в будущем. Это и есть реальное воспитание. А праздник, который вы устроите в честь этого ученика по окончании его работы, будет положительным эмоциональным подкреплением его достойного «взрослого» поведения в будущем.

Принятие

Детей надо любить безусловно, а не за то, что они делают или должны делать. Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости, недостатки и проступки, таким, каков он есть прямо сейчас. И это — фундамент для всех остальных составляющих. Если не будет принятия, не будет эффективно действовать ни один из других принципов. Не «Ты мне нравишься за то-то и то-то» и не «Я стану к тебе относиться лучше, когда ты…», а «Ты мне нравишься, потому что это — ты». И только так.

Принимать того, кто делает, а не то, что сделано. Ученик должен быть уверен: что бы он ни сделал, он — достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем. Эта уверенность помогает детям сохранить достаточно самоуважения, чтобы изменить поведение на более приемлемое. Тот же закон действует и при взаимодействии взрослых.

Принимать личностные особенности ученика. Когда ученики начинают «выделываться», украшая себя сережками, кольцами, или красят волосы в розовый цвет и стригутся наголо, это, возможно, оскорбляет ваш личный вкус. Но вы должны допустить, что ваш строгий костюм может, в свою очередь, оскорблять их эстетический вкус. Вообще нетерпимость в вопросах одежды и привычек очень пагубна в отношениях с учениками. Ценности меняются от поколения к поколению. Проблема типа «В наше время этого не было» — это скорее личная проблема учителя, и не следует перекладывать ее на плечи учеников.

Внимание

Дарить позитивное внимание ученикам — дело хлопотное, требующее времени, сил, эмоций от учителя. Об этом можно сказать лишь одно: чем больше позитивного внимания учитель уделит в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения.

Как уделить внимание каждому ученику, если в классе их 30—40 человек?

К счастью, здесь важно не количество, а качество. Качественное внимание требует нескольких мгновений, а результаты его помнят и чувствуются часы и дни. Вот несколько таких приемов.

Приветствия. Самый быстрый и легкий путь одарить каждого ученика вашим вниманием — использовать несколько минут перед уроком или после него, чтобы сказать одно-два слова каждому индивидуально. Это означает, что вы должны быть организованными и лаконичными, чтобы не затянуть, но эффект стоит усилий. Что это за результат? Вот пример.

Шурик, семи лет, был бука. Ничего из сделанного или сказанного ему не нравилось. Он ворчал и дулся. Его учительница решила попробовать просто оказывать Шурику каждое утро знаки внимания. Она не смогла сразу увидеть ничего привлекательного в его характере, поэтому похвалила его рубашку — первое, что попалось на глаза.
Через неделю она заметила, что эффект ее попыток огромен. Шурик стал улыбаться и очень гордился тем, что заметили и одобрили его рубашку, которую он в результате не снимал всю неделю.

Приветствия, знаки внимания весьма эффективны и для старшеклассников, хотя эффект может выглядеть по-другому.

Учитель истории Валерий Павлович, пройдя курс обучения, попробовал такую технику. Встав в дверях после своего последнего урока, он каждому говорил «до свидания» и добавлял одно-два слова, специально адресованных конкретному ученику. Через неделю он не заметил никакого внешнего эффекта и прекратил свою практику. На следующий день после этого к нему подошли несколько учеников и спросили, за что он на них всех рассердился? Когда учитель сказал, что не обиделся и не рассердился, ученики спросили: «Тогда почему вы вчера и сегодня не говорили нам "до свидания", как делали это обычно?»

Выслушивайте учеников. Это самый сильный прием, чтобы улучшить отношения «учитель—ученик». Выслушайте то, о чем хочет сказать ученик. Темы могут быть самыми разными: от классной обстановки и отношений с одноклассниками до семейных проблем. Слушание требует большего времени, чем краткое приветствие, но меньшего времени, чем вам кажется, если правильно слушать. К тому же такие 15-минутные беседы могут укрепить нормальные отношения между учителем и учеником на долгие годы. Беседуя с учеником, не следует думать, что вы должны решить его проблемы, дать совет или консультацию. Вы должны прежде всего его выслушать. Вот основы правильного слушания:

· 1. Ведите себя спокойно. Если не знаете, что сказать, не говорите ничего. Если вы знаете, что сказать, — не торопитесь говорить. Реагируйте, только когда это необходимо и только давая понять, что вы поняли, что было сказано.

· 2. Используйте невербальные сигналы, чтобы показать свой интерес: контакт глазами, наклон корпуса в сторону говорящего.

· 3. Вербализируйте интерес без слов, используя «м-м» и другие междометия.

· 4. Используйте парафраз: «Если я тебя правильно поняла…» (и далее повторите мысль ученика, но своими словами).

· 5. Отражайте чувства.

Научите учеников просить внимания. Не правда ли, будет замечательно, если ученики просто попросят вас о внимании, вместо того чтобы нарушать поведение. Конечно, мы не всегда готовы сразу же оказать внимание в тот самый момент, когда ученик чувствует потребность, но тогда можно просто извиниться и пообещать оказать внимание в ближайшем будущем.

Заведите книгу-ежедневник и записывайте «дату уделения внимания». Если однажды ученики узнают, что получат от вас то, что им нужно, они наверняка согласятся подождать. Ниже приводится попурри идей, как оказывать внимание. Эти идеи были предложены участниками семинаров и тренингов по проблемам дисциплины.

· Поболтайте о чем-нибудь с учениками в классе после уроков.

· Поинтересуйтесь у учеников, как они живут за стенами школы.

· Запоминайте то, что рассказывают вам ученики, и используйте это в беседе с учеником в подходящий момент.

· Ешьте иногда вместе с учениками за их столом в столовой или буфете.

· Пригласите учеников на обед к себе домой хотя бы несколько раз.

· Посещайте спортивные соревнования и музыкальные мероприятия, в которых участвуют ваши ученики.

· Участвуйте в коллективных замыслах ваших учеников.

· Организуйте со своими учениками конференцию по какой- то всех волнующей проблеме.

· Иногда присоединяйтесь к групповым играм своих учеников в спортзале или на спортплощадке.

· Отмечайте дни рождения своих учеников хотя бы каким- то вниманием.

· Посылайте открытки и домашние задания ученикам, которые болеют, с парой строк, написанных своей рукой.

· Выражайте искренний интерес к работе и хобби своих учеников.

Уважение (признание)

Признание очень нужно человеческому существу. Покажите ученикам, что вы их уважаете, что все, что они делают, очень полезно для школы и класса. Признание отличается от «аплодисментов» (одобрения) тем, что фокус переносится с попыток на результат. Признание должно быть вслух высказано и ясно показано. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не те, что имеются в виду. Признание часто путают с поддержкой. Поддержка — это процесс, включающий множество повышающих самоуважение техник. Признание — лишь одна из них. Признавайте дело, а не творца! Признание — это вид оценки. Оценивайте, пусть даже и высоко, сделанное, но не сделавшего это. Иначе эффект может быть очень плачевным. Так, вы легко можете перехвалить ученика, который в своем представлении «возвысится до небес», и потом резко испортится его поведение. Это бывает, когда вы высказываете признание самому ученику, а не его результатам. Правильная похвала касается продукта, итога, поведения, но не субъекта. Тогда дело будет продолжаться, а ученик не будет зазнаваться. Более того, он постарается вновь произвести на вас впечатление своими результатами. Используйте следующие приемы.

«Я-высказывание». Описывайте поведение или результат аккуратно и объективно без единого оценочного или субъективного понятия. Применяйте тот же критерий, что при описании нарушений поведения, описывайте подобно видеокамере. Никаких общих слов — только конкретно. Признания типа: «Спасибо за помощь», «Ты хорошо работал» — неэффективны, так как не проясняют, что именно помогло и что именно хорошо в работе.

Используйте трехчастную форму «Я-высказывания» для признания, то есть описывайте последовательно

· 1. действие ученика и его результат,

· 2. что вы чувствуете или думаете о нем,

· 3. позитивный эффект от него.

Антон, когда ты вымыл весь класс, я почувствовала благодарность, потому что ты сэкономил мое время.

Маша, когда ты сдаешь домашнее сочинение вовремя, как сегодня, я очень довольна, потому что мне не нужно тебя ругать и мы можем перейти к следующей теме.

Фокусирование на настоящем. Используйте принцип «здесь и теперь». Признание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Фраза «Антон, так почему же ты раньше так не старался»?» только напомнит Антону о его прошлом, не слишком приемлемом поведении. Такое обращение не поддержит, а дезорганизует его — и это вместо законной гордости за свое нынешнее достижение! В будущем времени говорить тоже не следует. «Антон, я надеюсь, ты теперь всегда будешь мыть класс так же хорошо, как сегодня!» — это ошибочное и неграмотное суждение, которое является признанием лишь по форме, но не по сути. Кроме того, утверждения-признания ни в коем случае не должны содержать сравнения с Другими учениками.

Письменные признания. Никогда не забывайте написать пару строк родителям об успехах их ребенка или написать об этом самому ученику. Некоторые ученики месяцами хранят эти записки-признания. Записки с благодарностью могут быть написаны на бумаге учеников (в тетрадке или дневнике) или на специальных нарядных цветных листках с картинками. Это могут быть всего несколько слов в форме «Я-высказывания» или благодарности.

Дорогой Миша, как чисто была сегодня вымыта лаборантская! Твоя работа меня восхитила. Анна Петровна.

Учите учеников просить признания. Поскольку мы не можем заметить все хорошее, что происходит в классе, просите учеников сообщать вам и всем о том, что заслуживает признания. Попробуйте провести такой эксперимент. Попросите учеников самим написать себе карточки-признания о чем-то хорошем, что они сделали. В конце дня попросите прочесть их вам. Если вы думаете, что записка соответствует истине, подпишите ее и разрешите взять домой. Это — сильнейший прием для формирования самоуважения, так как он учит уважать себя и замечать позитивное, в своем поведении.

Одобрение

Одобрение мы высказываем ученикам, показывая, что нам нравятся черты их характера или попытки что-то сделать (даже безрезультатные), или их мечты, или их увлечения. Это поддерживает учеников в уверенности, что в них есть что-то хорошее. Когда их положительные черты признаются, ученики начинают хорошо относиться не только к себе, но и к нам. Составьте с этими словами простые предложения: «Мне нравится твоя доброта», «Мне кажется, что ты очень чувствительный человек, и мне это очень симпатично» и т. д.

Теплые чувства

Хороший учитель умеет создать необыкновенно теплую эмоциональную атмосферу, которую впоследствии выпускники будут вспоминать как счастье. Такой учитель не только передает знания, но и устанавливает радостные отношения со своими Учениками. Чувства — не средство, не инструмент, подкрепляющий хорошие результаты или стимулирующий к новым попыткам. Нет! Не «Ты мне нравишься, когда ты…» или «Ты мне нравишься, если…», а вместо этого — просто: «Ты мне нравишься, потому что ты мне нравишься!»

Чувства всегда адресованы самому ученику, безотносительно к тому, что он сделал или чего не сделал. Ведь на самом деле ученику от вас нужно подтверждение: «Я любим без всяких условий. Мой учитель не перестанет любить меня, если я совершу ошибку или доставлю ему хлопоты. Мой учитель любит меня, потому что я — это я».

Нередко чувства особенно нужны ученику, если его дела плохи. Отнеситесь внимательно, например, к такому комментарию учителя, сделанному для ученицы, не решившей контрольную:

Майя, я верю, что эта контрольная — последняя из тех, что тебе не удались. Мы все делаем ошибки, подумай об этом, и может быть, следующая контрольная пройдет лучше. Не пойти ли нам с тобой выпить кофе на большой перемене, чтобы поговорить еще немного?

Такие комментарии закладывают прочную основу дружбы учителя со своими учениками. Наверное, если бы Майе только указали на то, что ее невнимательность на последних двух уроках была причиной двойки, Майя бы даже оправдалась или огрызнулась, и ситуация бы ухудшилась. Доброжелательное действие — приглашение на кофе в буфет — помогает Майе понять, что учитель на самом деле уважает ее и заботится о ней.

Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии. Ученики усваивают эту модель поведения так же легко, как модели неконструктивного поведения.

Тем людям, которые показывают, что они на самом деле вас любят, очень трудно отказать. Дружба с учениками — лучшее средство в установлении дисциплины в классе. В самом деле, ученики скорее согласятся выполнять правила и следовать требованиям своих друзей, чем врагов.

Теплые прикосновения. Все педагоги хорошо знают о роли прикосновений в воспитании ребенка. Гладить, обнимать, тормошить любого ребенка необходимо, чтобы он развивался нормально. Потребность в физическом контакте остается с нами с детства. Рукопожатия, прикосновения, похлопывание по спине, объятия очень хорошо выражают теплоту. Но мы считаем, что использовать физический контакт с учениками властолюбивыми и мстительными не нужно. Им это не нравится. С этими учениками нужно оставаться на уровне словесного выражения положительных эмоций.

 

 

Активная форма поведения

В отличие от всех остальных типов «плохого поведения» этот редко встречается в активной форме. Проблема для учителя заключается не в том, что ученик делает, а скорее в том, чего он не делает.

Единственный вид активного поведения такого рода — это припадок в ситуации полного отчаяния. Внешне он напоминает обычный приступ гнева: ученики младших классов кричат, плачут и брыкаются, старшеклассники хлопают крышкой парты или бормочут ругательства. Однако цели двух типов припадков

различны. Раньше мы рассмотрели приступы гнева, которые призваны заставить учителя признать силу и власть ученика. Напротив, приступ в ситуации отчаяния — это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи. Ученики с такими приступами готовы делать что угодно: кричать, лить потоки слез — лишь бы этот эмоциональный взрыв отвлек их от очевидной для них неудачи.

Пассивная форма поведения

Откладывание на потом. Некоторые ученики используют именно этот способ для избегания неудачи. «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий» — вот их кредо. Большинство людей время от времени используют это оправдание. Ученики, о которых мы говорим, делают это постоянно. Так, получив 3 балла за сочинение, они говорят: «Если бы я не писал его поздно ночью, оценка была бы выше». Или: «Если бы я не одни сутки, а хотя бы дня три, как все, готовился к экзаменам, я бы получил пятерку, а не четверку».

Что кроется за этими фразами? Наверное, что-то типа: «Я на самом деле хороший ученик и могу учиться на "отлично", если захочу работать усерднее». Но вот, несмотря на упорную работу изо дня в день, ученик получает «3» на экзамене, что тогда ему остается, как только решить: «Если это лучшее, чего я могу достичь, я, наверное, не такой способный, как думал о себе».

Когда же подобный опыт у него повторится несколько раз, он может уже побояться рисковать и усердствовать вновь. Лучше уж чувствовать себя и слыть способным, но нерадивым (или не умеющим распределить время), чем усердным, но тупым.

Недоведение до конца. Нес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.017 с.)