Тема 6. Вязаные руны. Гальдраставы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Вязаные руны. Гальдраставы



Эта тема посвящена области рунического Искусства, связанной с применением магических символов или, точнее, изображений. Такое магическое изображение, наносимое на некий предмет, называлось в Исландии став или гальдрастав (др. исл. galdrastafr, от galdor ( «магия») и stafr «знак», другое значение — «прут»). В самом общем смысле гальдрастав представляет собой любое изображение, имеющее магическое содержание, в более узком — компактный символ, тем или иным образом связанный с рунами.

Рунической техникой, переходной от использования отдельных рун к использованию гальдраставов, является техника вязаных рун. Вязаной руной называется став, представляющий собой несколько рун, сплетенных в единый магический символ. Собственно говоря, вязаные руны широко применялись и в немагических целях (мы, например, нередко встречаем их в надписях на поминальных рунических камнях), но здесь нас интересует именно магический аспект их применения.

Во многих случаях вязаные руны составляются из тех же символов, что и описанные выше рунетейнны, однако само сплетение их в один знак (став) привносит в их действие нечто новое.

Во-первых, это связано с тем, что надпись превращается при этом в нечто единое и цельное, усиливая магический эффект, а во-вторых, при сплетении нескольких (даже двух) рун нередко в итоговом символе можно обнаружить «самостоятельно» появившиеся новые руны. Так, например, при соединении рун и может появиться руна , при соединении и — руна и т. д. Разумеется, этот факт необходимо учитывать.

Приведем здесь некоторые конкретные символы этого типа, предлагаемые разными авторами (см. рис.):

1. Эдред Торссон:

1.1.Для обретения мудрости и познания действительности

1.2.Для обретения материальных ценностей при сохранении мудрости и щедрости

 

2. Найджел Пенник:

2.1.Удача

2.2.Сохранение любви

2.3.Процветание

2.4.Защита имущества

 

3. Антон Платов & RUNOWEGR:

3.1.Странствие-поиск

3.2.Благо

 

Гальдрастав — термин, происходящий, как уже упоминалось, от исл. galdor «магия» и stafr «знак», — означает сложный магический символ, который может быть нанесен как на специально для того изготовленный амулет, так и на произвольный предмет. Здесь нас интересуют только рунические гальдраставы, в историческом отношении представляющие собой, вероятно, дальнейшее развитие искусства составления вязаных рун. Классическим примером гальдрастава может послужить известная Руна Одина, представляющая собой одно из его имен — Тунд (исл. Thundur, «Распятый» или «Обладающий Громом»).

В отличие от вязаных рун, гальдрастав, во-первых, может содержать значительно большее количество рун (известны примеры гальдраставов, объединяющих до 10 рун), а во-вторых, гальдрастав не всегда имеет четкую вертикальную ориентировку, обязательную для вязаных рун (т. е. может, например, сочетать «стоящие» и «лежащие» руны одновременно). Кроме того, под гальдраста-вом в широком смысле мы можем понимать вообще комбинацию рисунков и рунических символов, в том числе — и надписей (тейннов). Примером гальдрастава такого «объединенного» типа может послужить став, рекомендуемый кругом RUNOWEGR для нанесения на мешочек (шкатулку) для хранения рун-таувов.

Вероятно, гальдраставы — один из самых сложных разделов прикладной рунической магии; на рисунке приводятся некоторые их примеры.

Одна из наиболее распространенных в прошлом и наиболее известных сейчас групп гальдраставов — это Эгисхьяльмы, т. е. «Шлемы Ужаса» (исл. ). Это четырех— или восьмичастные крестоподобные знаки, простейший из которых представляет собой объединение четырех рун Альгиз, .

Любопытно, что знаки этой группы были известны (в раннем Средневековье, например) и там, где они не рассматривались как комбинация рун. Так, в «Рунической магии» А.Платова приводятся примеры использования двенадцатиконечного Эгисхьяльма скифами, сарматами, мордвой и т. д.

Простейший Шлем образуется из четырехконечного креста заменой каждого луча на руну Альгиз; таким же образом из креста восьмиконечного (известного также как «небесная звезда») получается двадцатичетырехконечный крест, также принадлежащий группе Шлемов. Этот символ был-весьма распространен в средневековой Европе; он украшал каменные здания и деревенские деревянные изделия, а нередко использовался и в церковной утвари. Содержание обоих этих символов — защитная, а точнее — охранная магия.

Вершиной развития сложных многоконечных крестов стал распространенный средневековый магический символ, известный как собственно Эгисхьяльм. Считается, что этот символ превосходит все предыдущие по качеству обеспечиваемой защиты; многие современные авторы называют его Крестом Непобедимости.

Наконец, в данной теме должна быть упомянута и группа скандинавских магических символов, примыкающая к собственно гальдраставам, но уже не имеющая прямой очевидной связи с рунами (хотя и восходящая к той же традиции). Иногда такие символы называются гальдрамюндами. Некоторые примеры символов этой группы даются на этих страницах.

* * *

 

Рекомендуемая практика

Говоря о практике по данной теме, мы прежде всего хотели бы предостеречь читателей от излишне свободного творчества в области создания вязаных рун и — тем более — гальдраставов. Создание магических рисунков в рунической традиции — дело не простое, требующее, прежде всего, определенной практики и опыта в использовании самих рун. Для начала же мы порекомендуем для практического использования те вязаные руны, изображения которых были приведены в иллюстрациях к данной теме, а из гальдраставов — наиболее простые символы группы Эгисхьяльмов: двенадцатиконечный крест и крест двадцатичетырехконечный, сложенный из восьми рун Альгиз.

Тема 7. Брактеаты

Эта небольшая тема нашего курса посвящена руническим брактеатам — специфическим произведениям древнего Искусства, в большинстве случаев имевшим сакральное, магическое предназначение.

Сейчас брактеатами называются своеобразные медалеподобные круглые подвески (в основном — золотые), на лицевой поверхности которых нанесено изображение и — вокруг него — руническая надпись. Впрочем, существуют и несколько иные типы брактеатов. Большинство из них изготовлено в Скандинавии во второй половине I тысячелетия н. э., хотя известны и более поздние брактеаты, и брактеаты, изготовленные или найденные в других странах (брактеат из Вэлбэк Хилл, Британия, и др.)

Классическим примером брактеата является уже неоднократно упомянутый в этой книге брактеат Вадстены, надпись на котором, выполненная рунами Старшего Футарка, содержит полную запись последнего (что имеет магический смысл) и заклинательное слово , имеющее, по нашему мнению, значение, близкое к значению слова .

Магическое применение брактеатов, очевидно, связывалось в древности не только с магией самих рун, но и с изображениями на плоскости брактеата, и с расположением рун по кругу, и, возможно, с самой формой и способом изготовления, отличающим брактеаты от других медалеобразных ювелирных изделий. В этом отношении небезынтересно вспомнить древнерусские амулеты-змеевики, распространенные на Руси в начале II тысячелетия, не связанные генетически

напрямую с германскими брактеатами, но восходящие, возможно, к одному общему более древнему «оригиналу».

Вообще, следует сказать, что брактеаты (и похожие на них змеевики) представляют собой очень интересный тип памятников древнего магического Искусства, отработанный европейскими мастерами в течение столетий. Выглядит весьма заманчивой возможность использовать этот древний опыт в практической работе с рунами, и именно поэтому рассказ о брактеатах с руническими надписями и был выделен нами в специальную тему.

Довольно часто надписи на брактеатах содержат лишь несколько рун, образующих сакральные рунические формулы или имена. Таковы, например, несущие заклинательные рунические слова брактеаты из Бьоннеруда (), из Аллеса (), из Хойструпа (), из Вэлбэк Хилл (),

 

из Леллинге (), или же подобные брактеату из Асума, на котором начертана надпись — «Я, Акарь, делал».

Оба эти типа получают развитие в брактеатах с более длинными надписями, имеющими тот же характер. Усложнением брактеатов, несущих сакральные рунические формулы, являются брактеаты, надписи на которых представляют собой сложные комбинации магических слов. Таков, например, Сконельский брактеат, надпись на котором () составлена из четырех уже известных читателю сакральных рунических слов, записанных с использованием вязаных рун.

Известны и брактеаты, заклинания на которых представляют собой довольно большой связный смысловой текст. Вот надпись на Сьелландском брактеате: , что в переводе означает: «Я прозываюсь Хариуха, ведаю опасное, приношу удачу». Среди прочего в данном заклинании одним из действующих магических «средств» является сакральное слово auja («удача»; также — «счастье», «успех»). Это слово употребляется во многих рунических заклятьях, в том числе — на брактеатах. Так, используется оно в другой большой надписи — на брактеате из Скодборга:

Первая часть заклинания состоит из трижды повторенной фразы «удачи Алавин», где Алавин — это, очевидно, имя человека, для которого был изготовлен брактеат. Далее следует руна Йер, имеющая здесь не алфавитный, но понятийный и магический характер, и завершается заклинание именем Алавин, которое можно понимать или как имя мастера, изготовившего данный амулет, или как имя другого человека, некоторым образом связанного с Алавин.

В заключение следует сказать и о центральном изображении брактеатов, являющемся их необходимым элементом. Как читатель уже мог заметить по приведенным выше иллюстрациям, эти изображения довольно стандартны: в основном в них используются в разных сочетаниях — мотивы воина, коня и птицы. Возможно, здесь присутствует влияние сакральной Традиции континентальных кельтов, но в рамках данного курса происхождение этих изображений имеет второстепенное значение, гораздо важнее их сакральное значение. В целом можно утверждать, что центральные изображения на брактеатах посвящены традиционному богу власти, богатства и магии (Один, он же Белес или Меркурий) — по крайней мере именно ему они были посвящены изначально.

Воин здесь изображает самого бога (на некоторых брактеатах можно видеть стилизованные рога, являющиеся его атрибутом); птица — символ мудрости и вестник богов (сравн. с воронами Одина); наконец, конь — символ одновременно благосостояния и «шаманского путешествия» (сравн. со Слейпниром, конем Одина).

* * *

Рекомендуемая практика

Мы уже говорили, что использование брактеатов в практике рунического Искусства интересна тем, что богатый археологический материал позволяет нам реконструировать «каноны» их изготовления, отработанные древними мастерами. Текст и иллюстрации данной темы могут представить читателю определенный материал для работы в данном направлении; здесь же мы приведем некоторые соображения практического плана.

1. О технологии изготовления. Для читателя, малоопытного в ювелирном деле, наиболее простым способом изготовления брактеата будет его отливка из легкоплавких металлов (олова, например). Отливка подобных изделий может быть произведена в форму, полученную из глины или алебастра оттиском парафиновой или любой другой модели. Такой способ изготовления вполне допустим — литые брактеаты известны. Другой вариант — это чеканка по пластине (для получения изображения и рун) с последующей пайкой сканых (филигранных) деталей (обода и ушка). Выбор технологии — дело личных предпочтений мастера и его опыта в ювелирном деле.

2. О рунических надписях. Надписи на брактеатах — даже если они содержат всего несколько знаков — располагаются только по кругу вдоль края изделия. При этом, разумеется, можно использовать любой предпочитаемый вами рунический строй. Не следует гнаться за длиной надписи — как неоднократно уже говорилось на страницах этой книги, короткая руническая формула может оказаться более действенной, чем длинная. Повторим и рекомендацию использовать краткие традиционные сакральные слова, описанные в этом курсе. Для брактеатов, к слову, это даже более обычно, чем длинные надписи; таге, наиболее часто на древних брактеатах встречаются заклинания и .

3. Об изображениях. Выбор и компоновка центрального изображения брактеата является, разумеется, делом мастера, однако напомним, что брактеаты интересны именно тем, что представляют собой отработанный веками и устоявшийся тип магического предмета. Посему мы рекомендовали бы использовать (творчески, конечно) те примеры, что были приведены выше. Одно исключение, которое мы можем предложить в качестве эксперимента, — это использование «змеиного» мотива с русских змеевиков. Хотя змеевики и являются — до определенной степени! — подражанием более ранним византийским аналогам, сами эти изображения абсолютно языческие по сути и связаны, в противоположность сюжетам брактеатов, с Богиней-Матерью.

Тема 8. Магические кольца

Тема волшебных предметов — т. е. предметов, являющихся носителями магической Силы, — широко распространена в европейской сакральной Традиции. Святой Грааль, волшебное оружие воинов, посохи магов, всевозможного рода талисманы и амулеты… Но самым «популярным» ныне предметом такого рода являются, вероятно, магические кольца, огромную роль в формировании современного «широкого интереса» к которым сыграла, несомненно, знаменитая трилогия Дж. Р.Р.Толкиена.

Одним из самых известных мифологических волшебных колец является кольцо Драупнир, принадлежащее скандинавскому богу Одину. Это кольцо изготовлено из золота, и одним из его волшебных качеств является способность к размножению (хотя дети Драупнира такой способностью уже не обладают):

Восемь колец

на девятую ночь

из него возникают.

(Старшая Эдда, Скирнир, 21)

Немало магических колец известно нам и по европейским преданиям, легендам и эпосу. Так, например, скандинавские саги говорят о магическом кольце Свиагрис, которое — вкупе с золотым магическим шлемом — было самым большим сокровищем шведского короля-чародея Атилса Черного. Ценность кольца была столь велика, что для того, чтобы вернуть себе Свиагрис, король Атилс задержал погоню за королем Хрольфом, разорившим его замок в Уппсале.

Другим магическим кольцом владел Овэйн сын Уриена, представитель одного из знатнейших родов кельтской Британии и — согласно валлийским источникам — рыцарь короля Артура:

Три Князя Битв было при дворе Артура: Кадур, ярл Корнуолла; Ланселот Озерный; и Овэйн сын Уриена Рэгед-ского… Они никогда не отступали в бою, ни перед Копьем, ни перед Стрелой, ни перед Мечом. И Артур, увидев их, назвал их Князьями Битв.

(Валлийские Триады)

Кольцо Овэйна, как указывается в «Мабиногионе», средневековом сборнике валлийских сказаний, обладало свойством давать своему владельцу невидимость, когда тот скрывал кольцо в кулаке. Интересно, что сохранилось описание этого кольца в валлийском манускрипте под названием «Тринадцать королевских реликвий Острова Британии, которые хранились в Каэр Ллеоне на реке Иск, в Монмаутшире. Вещи эти получены от Мирддина, сына Морврана, в Доме Стекла, на Энлли, или острове Бардсэй. И записано другими, что Талесин Князь Бардов владел ими». В манускрипте кольцу Овэйна посвящено несколько строк: «Камень кольца Линэд, который получил Овэйн меж стеной и решеткой. Кто бы ни сокрыл этот камень, камень сокроет его».

Теперь обратимся к тому, что нам известно сейчас собственно о магии волшебных колец.

По мнению многих авторов, любое кольцо магично само по себе, уже вследствие своей особой формы. Действительно, традиция сохраняет огромное количество примеров почитания кольцеобразной формы (причем неизвестно, что, собственно говоря, больше почиталось: предмет, заключающий в себе сквозное отверстие, или само отверстие в этом предмете). Первое, что приходит на ум в этом отношении, — это, конечно, «куриные боги», камешки с дырками. Но можно вспомнить и почитание дуплистых деревьев, и священные «дырчатые» камни Европы. К последним относятся, например, британские Камень Гронва (Llech Ronw) или Дырчатый Камень (Holed Stone). Последний представляет собой плоскую плиту, установленную вертикально, со сквозным отверстием в центральной части. До сих пор молодожены на местных свадьбах приходят к этому камню, чтобы скрепить заключенный брак рукопожатием через отверстие. Можно также вспомнить и то, что кольца, вообще говоря, в древности носили не только на пальцах, но и на запястьях (браслеты), на шее (гривны) и т. д. Однако вернемся к тем кольцам, которые носили на пальцах рук.

Как показывают данные археологии, кольца (в том числе — и магические) делались не только из металла; известны также каменные, костяные кольца. Так, например, из агата изготовлено одно из хранящихся ныне в Британском Музее магических колец, любопытное выгравированной на нем заклинательной рунической надписью (но об этом чуть позже). Вполне возможно — и даже вероятно, — что в магических целях использовались и деревянные кольца: в древности вообще было очень широко распространено изготовление магических предметов из древесины.

И все-таки основным материалом для изготовления колец служил, конечно, металл; использовались и драгоценные камни, но относительно редко — в древности это было довольно дорогим удовольствием, да и того разнообразия камней, которое мы можем видеть сегодня в ювелирных магазинах, древние мастера не знали. Зато они прекрасно владели различными техниками использования эмалей, зерни, скани, создавая подчас поистине великолепные изделия. Очевидно, выбор материала для изготовления любого магического предмета — кольца в том числе — вопрос очень важный. Мы только что упомянули о кольцах из камня и кости, металлические кольца также изготавливались с учетом свойств металлов. О том, что металл тщательно подбирался, свидетельствуют, например, находки комбинированных магических колец — серебряных со вставкой из меди.

Не менее тщательно, очевидно, подбирался и камень для вставки:

 

Пусть никого не дивит —

сомнение здесь неуместно, —

Что в драгоценных камнях

волшебная кроется сила:

В травах она ведь есть,

а в камнях она только мощнее.

Марброд Реннский, XII век

 

Первые в Европе трактаты, касающиеся магии камней, появились в античном мире. Авторы этих сочинений — Тит Лукреций Кар, Гиппократ, Теофраст, Плиний Старший — описывали свойства растений, животных и камней, в том числе — и магические свойства последних. В Средние Века, часто с использованием античных трактатов, были созданы новые рукописи, посвященные тем же вопросам. Среди авторов средневековых трудов следует назвать Епифания (V век), Исидора Севильского (конец V — начало VI века), Михаила Пселла (XI век), Марброда Рейнского (XII век), Альберта Великого (XIII век). Позднее фрагменты из работ этих авторов, часто переделанные, а иногда — и переосмысленные, составили многочисленные сборники по магии драгоценных камней, к числу которых относится и знаменитый на Руси «Прохладный Вертоград».

Однако нужно, разумеется, учитывать, что предки наши не были настолько глупы, чтобы полагать естественные магические свойства камня достаточными для того, чтобы кольцо, в которое вставили камень, превратилось в магический инструмент. Вот простой пример. В Шотландии в Средние Века существовал магический шар из горного хрусталя, обладающий свойством исцелять болезни; во время страшной чумы 1665 года этот камень одалживали под огромный залог в шесть тысяч фунтов. Было бы очень неосторожным считать, что такими же свойствами обладает и любой другой кусок чистого кварца…

Ничуть не меньшее значение, чем подбору материала, придавалось изображениям и надписям, наносимым на поверхность колец. Современные коллекции археологических находок содержат десятки и даже сотни средневековых колец, изображения на которых имеют магическую нагрузку. Однако сейчас нас более всего интересуют кольца с заклинательными руническими надписями.

Так, на упомянутом выше агатовом кольце, хранящемся ныне в Британском Музее, выгравирована следующая руническая надпись: eruriufdol uriurithol wlestepotinol.

Надпись переводу не поддается, но по мнению Н. Пенника это — «кольцо силы, предназначенное приносить магический успех носителю».

Там же — в Британском Музее — хранятся еще два магических кольца, изготовленных на сей раз из металла: одно — из золота, а второе — из бронзы, и несущих одинаковые непереведенные рунические надписи, связанные, вероятно, с предыдущей:

Внешняя сторона кольца: aeruriuflturiurithonglaestaepon

Внутренняя сторона: tol

Внутренняя надпись здесь, скорее всего, представляет собой триадное руническое заклинание (см. тему 5 второй части настоящего курса).

А вот на знаменитом Ланкаширском волшебном кольце лишь часть знаков надписи выполнена рунами (остальное — латиницей).

Этот относительно распространенный прием появился на северо-западе Европы после введения латинского алфавита: некоторые маги стали применять в своих надписях одновременно латинские и рунические буквы. О цели такого смешения мы уже говорили при рассмотрении магии отдельных рун — сделать несущий руны текст осмысленной фразой и избежать возникновения рунической комбинации с непредсказуемым действием. Такова и надпись на ланкаширском кольце, которая сама по себе не имеет магического значения и переводится следующим образом: «Этрэд владеет мною, Эанрэд сработал меня».

* * *

Рекомендуемая практика

К сожалению, мы не имеем возможности совместить данный курс рунического Искусства с курсом искусства ювелирного. Для читателей, владеющих последним, указаний, данных в этой и в предыдущих темах, будет вполне достаточно для первых шагов в области самостоятельного создания рунических колец и/или их использования. Для тех, кто захочет (быть может) прибегнуть к помощи профессиональных ювелиров, не являющихся магами, мы отметим, что рунические знаки, нанесенные такими мастерами, далеко не всегда оказываются действенными в той мере, как это ожидается, а иногда и вообще действуют несколько (или совсем) в ином направлении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.064 с.)