Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Под редакцией И.А. ХисамутдиноваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уфа 2002
С О Д Е Р Ж А Н И Е Предисловие 3
Тема 1. Основные этапы развития экономической науки 4 1.1. Зарождение экономической мысли. Меркантилизм и физиократы 4 1.2. Классическое направление в развитии экономической науки 6 1.3. Неоклассики и современные экономические теории 9
Тема 2. Предмет, метод и функции экономической теории 11 2.1. Предмет экономической теории 11 2.2. Основные принципы экономической теории и экономические законы 13 2.3. Методы исследования экономических явлений 14
Тема 3. Основные проблемы экономической организации общества 17 3.1. Триада основных проблем организации общества 17 3.2. Механизм решения основных проблем в различных экономических системах 19 3.3. Категория экономических ресурсов 22 3.4. Модель технологического выбора «Кривая производствен-ных возможностей» 23 Тема 4. Сущность и содержание понятия собственность 26 4.1. Собственность в системе экономических отношений 26 4.2. Собственность и экономические интересы 29 4.3. Трансформация собственности. Мировой опыт и Российская модель приватизации 30
Тема 5. Анализ спроса и предложения 32 5.1. Принцип «невидимой руки» А. Смита 32 5.2. Факторы, определяющие рыночный спрос. Закон спроса 33 5.3. Факторы, воздействующие на предложение. Закон предложения 36 5.4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие 39 5.5. Эластичность спроса и предложения 40
Тема 6. Теория потребительского выбора 42 6.1. Потребности и предпочтения потребителя 43 6.2. Концепция полезности и кривые безразличия 44 6.2.1. Концепция полезности 44 6.2.2. Кривые безразличия 46 6.2.3. Карта кривых безразличия 47 6.2.4. Предельная норма замещения 49 6.3. Бюджетные ограничения 51 6.3.1. Изменения в доходе и ценах 53 6.3.2. Эффект замещения и эффект дохода 54 6.4. Равновесие потребителя 55
Тема 7. Издержки производства и конкурентное предложение 58 7.1. Сущность и структура издержек 58 7.2. Предельные издержки фирмы 62 7.3. Анализ издержек фирмы в краткосрочном периоде 65 7.4. Анализ издержек фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба 69
Тема 8. Факторы производства и распределение доходов 71 8.1. Понятие факторных доходов 71 8.2. Теория заработной платы и рынок труда 73 8.3. Формы и системы зарплаты 77 8.4. Прибыль и механизм ее формирования 79 8.5. Ссудный процент и акционерный дивиденд 85
Тема 9. Введение в макроэкономику и основные макроэкономические показатели 87 9.1. Основные понятия макроэкономики 87 9.2. Общественное воспроизводство, его типы и модели 89 9.3. Система национальных счетов и макроэкономические показатели 93
Тема 10. Макроэкономическое равновесие и цикличность развития национальной экономики 98 10.1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, влияющие на них 99 10.2. Макроэкономическое равновесие и его нарушение 104 10.3. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике 106 10.4. Модели макроэкономического равновесия 113 10.5. Нарушение макроэкономического равновесия 116
Тема 11. Деньги и денежно-кредитная политика 11.1. Понятие денег и история их развития 120 11.1.1. Происхождение и исторические формы денег 120 11.1.2. Новые явления в системе современных денежных отношений 123 11.2. Теории денег и равновесие на денежном рынке 124 11.2.1. Теория денег и их значение в современной экономике 124 11.2.2. Денежный рынок и его равновесие 129
11.3 Кредитная система и денежно-кредитная политика государства 135 11.3.1. Сущность, формы и функции кредита 135 11.3.2. Структура современной кредитной системы 138 11.3.3. Основные направления системы денежно-кредитной системы 139
Тема 12. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы 142 12.1. Причины, история развития инфляции ее типы 142 12.2. Социально-экономические последствия инфляции 146 12.3. Антиинфляционная политика 151 12.4. Занятость и безработица 153 12.5. Социально-экономические последствия безработицы 155 12.6. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса 156
Тема 13. Налоговая и финансовая политика 158 13.1. Финансовая система и государственный бюджет 158 13.2. Сущность, виды и функции налогов 159 13.3. Бюджетный дефицит и государственный долг 162
Тема 14. Основные макроэкономические школы. Кейнсианство и монетаризм как альтернативные концепции 164 14.1. Кейнсианская революция в экономической науке и создание современной макроэкономики 164 14.2. Монетарная концепция государственного регулирования экономики 169
Тема 15. Особенности экономики аграрного сектора. Земельная собственность и рента 172 15.1. Аграрные отношения. Особенности воспроизводства в аграрном секторе 172 15.2. Агропромышленный комплекс (АПК). Его структура 175 15.3. Современный аграрный рынок и его структура 177 15.4. Земельная собственность и рента. Ценообразование в системе АПК 180
Тема 16. Мировое хозяйство и его эволюция. Экономический рост 184 . 16.1. Мировое хозяйство: сущность, этапы становления, тенденции развития 184 16.2. Транснациональные корпорации и их место в мировом хозяйстве 187 Экономический рост: понятия, факторы. Некоторые проблемы экономического роста в России 192 Тема 1. Основные этапы развития экономической науки План лекции: 1. Зарождение экономической мысли. Меркантилизм и физиократы. 2. Классическое направление в развитии экономической науки. 3. Неоклассики и современные экономические теории.
Зарождение экономической мысли. Меркантилизм и физиократы Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначальные знания о том, как устроена хозяйственная жизнь, появились еще в глубокой древности. Они содержатся: - в папирусах Древнего Египта; - законах царя Хамурапи; - экономические заповеди есть в Библии, - в трудах философов Древней Греции - Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и Ксенофонта (430-355 гг. до н.э.). Это сведения о разделении труда, товарах и правилах их обмена, о деньгах и их роли и т.д. Древнегреческие мыслители были сторонниками рационального ведения хозяйства, отсюда их интерес к «домоводству» как науке, и происхождение термина «экономия» или «ойкономия», где «ойкос»- дом, хозяйство; «номос» - правило, закон. Это значит - наука о ведении хозяйства. Под «домом» древние греки понимали рабовладельческое хозяйство и разрозненные теоретические знания об экономической жизни были порождены потребностями практики, а именно - как наилучшим образом эксплуатировать рабов и увеличивать богатство «дома». Только много веков спустя на этапе формирования капиталистического общества, появляются систематизированные экономические теории, создатели которых пытаются обнаружить, описать общие закономерности развития экономики в целом. Исторически первой такой попыткой стала школа меркантилистов. На рис. 1.1 представлено развитие экономической теории с XV века. Меркантилизм XV-XVII века Представители: англичанин Томас Ман (1571-1641) и француз Жан Батист Кольбер (1619-1683) считали, что единственной формой богатства являются благородные металлы - золото и серебро и сводили все многообразие экономических процессов к проблемам обращения товаров и накоплению золота. Государство должно поощрять внешнюю торговлю, именно этот вид экономической деятельности способствует притоку золота в страну и росту ее богатства. Они полагали, что государство должно иметь активный (положительный) торговый баланс. Оно обязано стремиться к увеличению массы экспортируемых товаров и с этой целью покровительствовать ремесленникам и торговцам.
"МОНЕТАРИЗМ" - теория социально-регулируемой рыночной экономики с 70-х годов XX в. "КЕЙНСИАНСТВО" - теория государственно- регулируемой рыночной экономики с 30-х годов XX в. "НЕОКЛАССИКИ" - саморегулируемая рыночная экономика конца XIX в. МАРЖИНАЛИЗМ - замыкает, классическую школу с середины XIX в. МЕРКАНТИЛИЗМ КЛАССИЧЕСКАЯ школа - теория ФИЗИОКРАТЫ XV-XVIII в. саморегулируемой экономики XVIII в конец XVIII в.- начало XIX в. Рис. 1.1 Основные этапы развития экономической теории с XV века
Похожие идеи развивали и другие представители меркантилизма - англичанин У. Стаффорд (1554-1612), итальянец Г. Скаруффи (1519-1584), француз А. Монкретьен (1575-1622). Последний впервые ввел термин «политическая экономия» и рассматривал ее как сосредоточение правил хозяйственной деятельности в своем труде «Трактат политической экономии» (1615). Идеи меркантелистов находят свое объяснение в преобладание в те времена в экономике торгового, а не промышленного капитала, связанного с производством. Поэтому меркантелизм можно считать предысторией научной политической экономии. В XVIII столетии во Франции возникло новое направление политической экономии, получившее название "физиократия" (от греческих слов - «власть природы»). Представители: Франсуа Кенэ (1694-1774), Анн Тюрго (1727-1781). Ф. Кенэ по профессии врач, автор ряда работ по медицине и биологии, придворный медик Людовика XV Ф. Кенэ рассматривает проблему производства и реализации как непрерывный процесс, создал «Экономические таблицы» (1758), описывающие движение общественного продукта в денежной форме и являющиеся прообразом математических моделей, отражающих общее равновесие в экономике. А. Тюрго занимается проблемой цен, стоимости - будущее теории по-лезности. Оба они в отличие от меркантилистов считали, что главное богатство нации заключается не в деньгах, не в золоте, а в продуктах производимых в сельском хозяйстве. Физиократы произвели поворот экономической науки от проблем, связанных с обращением товаров, к проблемам их производства. Однако считали, что единственным производительным трудом является сельскохозяйственный труд. В промышленности же работник лишь изменяет форму вещества, которая дается ему земледелием. Поэтому единственный производительный класс - это крестьянство, которое необходимо освободить от разорительных налогов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.106.30 (0.008 с.) |