Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логическая и прагматическая характеристика вопросов и ответов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос – это мысль, в которой выражается пожелание дополнить имеющуюся информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности. Существуют логически корректные (если на него можно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределнность) и некорректные вопросы (несколько видов: бессмысленные, недоопределнные, провокационные, логически тавтологические и фактически тавтологическими). Ответы бывают двух видов: правильные и неправильные. Правильными являются ответы, полностью (сильные ответы) или частично(слабые ответы) устраняющие познавательную неопределнность. Неправильные ответы иогут быть тавтологичными или нерелевантными (ответ не на заданный вопрос, а на другой).
Аргументация и логическое доказательство (доказывание). Состав, виды. Под аргументацией следует понимать операцию обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются также эмоционально-психологические, речевые и др. внелогические методы и приемы убеждающего воздействия Таким образом, Аргументация - это приведение доводов, с целью изменения убеждения другой стороны. Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью связанных с ним суждений, истинность которых уже установлена. Различают два способа установления истинности суждения: непосредственный и опосредованный. Непосредственный способ (эмпирическое доказательство) основан на эмпирических процедурах (наблюдение, эксперимент, измерение и т.д.) Опосредованный (логическое доказательство) основан на логических формах. Состоит в установлении необходимой логической связи доказываемого утверждения с положениями, истинность которых считается установленной. В структуру доказательства входят следующие основные элементы: 1)тезис - доказываемое положение, 2)аргументы (основания) - утверждения, при помощи которых обосновывается истинность тезиса, 3)демонстрация (форма) - логическая связь тезиса с аргументами. Тезис доказательства - суждение, которое подлежит обоснованию. В дедуктивных науках тезис называется теоремой. Поскольку аргументы суть истинные утверждения, с помощью которых определяют истинность тезиса, в обыденном языке их называют "доказательствами". В формальных доказательствах употребляются термины "посылки", или "основания". Доказательства делятся на прямые и косвенные. В прямом доказательстве истинность тезиса непосредственно вытекает из аргументов. К косвенным доказательствам прибегают в тех случаях, когда тезис прямо доказать нельзя. Наиболее распространенным видом косвенных доказательств является доказательство от противного. В доказательстве от противного обосновывается ложность антитезиса. Антитезис – суждение, противоречащее тезису. Если ложность антитезиса обоснована, то согласно закону исключенного третьего, тезис будет истинным суждением.
Критика и опровержение. Состав и виды. Критика — это деятельность, противоположная аргументации. Если целью аргументации является выработка убеждения в истинности или, по крайней мере, частичной обоснованности какого-либо положения, то конечной целью критики является разубеждение людей в обоснованности того или иного положения и убеждение их в ложности этого положения. Конечная цель при критике достигается не всегда. Иногда удается лишь установить необоснованность утверждения, а иногда устанавливается ложность утверждения или низкая степень правдоподобия. В связи с этим можно выделить два способа критики: критику аргументации и установление ложности или малой степени правдоподобия утверждения. Во втором случае критика называется контраргументацией, а критикуемое положение — тезисом. Частным случаем контраргументации является опровержение. Опровержение - это логическая операция по установлению ложности тезиса. Доказать тезис А - значит обосновать его истинность, а опровергнуть тезис А - значит обосновать его ложность. Любое положение может быть подвергнуто двум видам аргументации. Либо будут найдены аргументы, подтверждающие выдвинутое в диалоге положение, либо будут указаны аргументы против данного положения (контраргументы), т. е. опровергающие его. На практике опровержение используется так же широко, как и доказательство, и имеет такую же структуру. Опровержение составляют следующие элементы: 1)тезис - положение, которое необходимо опровергнуть; 2)аргументы (основания) - положения (истинные суждения), при помощи которых опровергается тезис; 3)демонстрация (форма опровержения) - логический способ связи аргументов и тезиса опровержения. Опровержение может иметь два вида: Прямое опровержение тезиса означает обоснование ложности тезиса и истинности антитезиса. Оно начинается с допущения истинным опровергаемого тезиса. Из него выводятся следствия. ("Пусть то, в чем Вас обвиняют, - истина. Но тогда должны быть следствия…" - это ход рассуждения по логике опровержения). Затем устанавливается несоответствие хотя бы одного из следствий действительному положению вещей или ранее доказанному. ("Но эти следствия отсутствуют или противоречат фактам…") На основании чего из ложности следствия заключают о ложности основания, т. е. допущении истинности тезиса. Значит, тезис ложен, т. е. опровергнут. Поэтапно это выглядит следующим образом: а) необходимо опровергнуть тезис А; б) допускаем, что А - истинно; в) из А получаем следствия, одно из которых (В) - ложно, т. е. не-В; г) от ложности следствия заключаем к ложности основания: д) значит, А (тезис опровержения) - ложно, что и требовалось обосновать.
Основные стратегии аргументации и критики. Стратегия — это общий план построения аргументации или критики. Стратегия, которая применяется в процессе аргументации, проводимой одним человеком для аудитории, — аргументация-лекция или аргументация-доклад. Например, управляющий может обосновывать принятое им решение, адресуя обоснование своим подчиненным, политический деятель — правильность позиции представляемой им партии по тому или иному вопросу. Стратегия заключается в выполнении следующих действий: 1. Логически безупречная формулировка тезиса (тезис должен быть непротиворечивым, ясным и т.д.); 2. Приведение аргументов в защиту тезиса, критика конкурирующих концепций; 3. Логическая оценка тезиса в свете найденных аргументов. Эта стратегия является наиболее простой, она даже кажется очевидной, однако следование ей требует определенных навыков как от пропонента, так и от слушателей. Бывает так, что тезис формулируется, аргументы приводятся, а вывода о том, насколько аргументы подтверждают тезис, не делается. Другая стратегия применяется в процессе спора между двумя сторонами, каждая из которых обосновывает свой тезис. Эта стратегия предполагает выделение следующих этапов спора: 1. Каждая из сторон формулирует свой тезис, происходит уточнение тезисов и выявление логического отношения между ними, выработка поля аргументации (процесс выработки поля аргументации продолжается и на последующих этапах спора); 2. Каждая из сторон формулирует аргументы; 3. Проводятся разбор, обоснование и оценка аргументов обеих сторон; устанавливается, какие аргументы могут использоваться при обосновании или опровержении тезисов (являются релевантными по отношению к тому или иному тезису), а какие нет; последние отбрасываются; 4. Одна из сторон, а затем другая оценивают свою концепцию (тезис) в свете приведенных аргументов; 5. Одна сторона, а затем другая проводят критику противоположной концепции и ее аргументации; 6. Одна сторона, а затем другая отвечают на возражения противоположной стороны; 7. Критика концепций присутствующими; 8. Всесторонняя оценка собственной и противоположной концепций сторонами; 9. Подведение итогов лицами, руководящими дискуссией.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.119 (0.008 с.) |