Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы отношения именования

Поиск

Предмет логики как науки.

Логика' — наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна­ет окружающий его мир.

Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и разви­валась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалекти­ческую.

Таково общее понятие о логике как науке.
2. Мышление как объект и инструмент познания.

(Мышление – познавательная деятельность человека, продуктом или результатом мышления является мысль.)

Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражаю­щего действительность в определенных логических формах. Рассмотрим основные особенности мышления.

1. Мышление отражает действительность в обобщенных обра­зах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется2 от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, суще­ственное. Так, выделяя общие всем людям свойства — способность

Термин «предмет» здесь и дальше мы будем употреблять в значении «предмет мышления» — существующие в реальной действительности и воображаемые вещи, явления, события, их свойства и отношения.

От латинского термина abstractio — отвлечение. Абстрагирование — процесс отвлечения от некоторых свойств предметов, позволяющий выделить другие его свой­ства. Абстракция — результат абстрагирования.

трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ чело­века. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т.п. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действи­тельность, открывает присущие ей законы.

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения дей­ствительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на ор­ганы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вды­хаем аромат цветов. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т.е. опосредствованно. По показанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступ­ления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется вывод­ным, а сам процесс его получения — выведением. Получение новых знаний путем выведения находит широкое применение в познава­тельной деятельности человека.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыс­лительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышление — процесс активного отражения действитель­ности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о пред­метах действительности, выражая их не только средствами естест­венного языка, но и в символах языка формализованного, играюще­го важную роль в современной науке.

Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения — таковы основные особенности мышления.

Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление спо­собно обобщать множество однородных предметов, выделять наи­более важные свойства, раскрывать существенные связи

Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действи­тельности.

Было бы, однако, неправильно рассматривать мышление в отры­ве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, момен­ты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только пред­ставлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления че­ловек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в ко­нечном счете ощущения, восприятия, представления.
3. Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли.

Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли су­ществуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму.

Исследование логических форм безотносительно к их конкретно­му содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.

Мышление человека подчинено логическим законам, или зако­нам мышления.

Для уяснения этого вопроса необходимо различать истинность мысли и логическую правильность рассуждения.Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Мысль, не соот­ветствующая действительности, является ложной.

Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие до­стижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим не­обходимым условием является логическая правильность рассужде­ния. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен из истинных мыслей.

Закон мышления, или логический закон, — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.

В отличие от законов как нормативно-правовых актов, устанав­ливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми; они формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой являются относительная устойчивость, ка­чественная определенность, взаимообусловленность предметов дей­ствительности. Вместе с тем, отражая определенные стороны дейст­вительности, логические законы не являются законами самих вещей. Это своеобразное отражение, опосредствованное многовековой практикой человеческого познания.


4. Язык как знаковая система. Принципы отношения именования.

Язык — это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в про­цессе познания действительности и общения между людьми.

Основным строительным материалом при конструировании языка выступают используемые в нем знаки. Знак это любой чувственно воспринимаемый (зрительно, на слух или иным спосо­бом) предмет, выступающий представителем другого предмета. Среди различных знаков выделим два вида: знаки-образы и знаки-символы.

Знаки-образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами. Примеры таких знаков: копии документов; дактилоско­пические отпечатки пальцев; фотоснимки; некоторые дорожные знаки с изображением детей, пешеходов и других объектов. Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами. Напри­мер: нотные знаки; знаки азбуки Морзе; буквы в алфавитах нацио­нальных языков.

Множество исходных знаков языка составляет его алфавит.

Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет при­знаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообьемность, 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация).1. В отношении равнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно).Так, отношение между двумя равнообъемными понятиями долж­но быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов А и В3. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть. Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим (А), понятие, имеющее мень­ший объем и составляющее часть объема другого понятия, —подчи­ненным (в).Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное — видом. Так, понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд». Понятие может быть одновременно видом (по отношению к Рассматривая отношения между понятиями, следует всего различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом. Например, «пресса» и «телевидение» — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации.

2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся поня­тия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В отношении пересечения находятся понятия «юрист» (А) и «преподаватель» (В): некоторые юристы являются преподавателя­ми (как некоторые преподаватели — юристами). С помощью круго­вых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов Совместимые понятия

Понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее общему). Например: понятие «лишение свободы на определенный срок» (В) — это род по отношению к понятию «лишение свободы на пять лет» (С) и в то же время вид по отношению к понятию «уголов­ное наказание» (А)Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее) понятие яв­ляется видом, а единичное (подчиненное) индивидом. В таком от­ношении будут находится, например, понятия «адвокат» и «Ф.Н. Плевако».

Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично, называются несовместимыми (или внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объ­емов.

Существуют три вида отношений несовместимости: ^соподчине­ние (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) про­тиворечие (контрадикторность).

1. В отношении соподчинения (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Понятия, находящиеся в отношении подчинения к обще­му для них понятию, называются соподчиненными.2. В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а дру­гое — признаки, не совместимые с ними. Такие понятия называются противоположными (контрарными). Объемы двух противополож­ных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которо­му они соподчинены; 3. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчи­нены.
10. Определение понятий и виды определений. Приемы, сходные с
определением.
Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, на­зывается определением.
Суждение, раскрывающее содержание по­нятия, называют дефиницией.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендум); понятие, раскрывающее содержа­ние определяемого понятия, — определяющим (дефиниенс). Упот­ребляются сокращенные обозначения: Dfd (от латинского definien-dum — определяемое) и Dfn (от латинского definience — опреде­ляющее). Определение понятия играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Выражая в сжатом виде знание о пред­мете, оно является существенным моментом в познании действи­тельности. Разумеется, содержащаяся в определении «сжатая» информация о предмете не может дать достаточно полного знания о нем. Изучить какую-либо науку только по ее определениям невозможно. Вместе с тем, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выде­лить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической дея­тельности.

Виды определения

Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и

неявные.

Номинальным (от латинского nomen — «имя») называется опре­деление, посредством которого взамен описания какого-либо пред­мета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п

Реальным называется определение, раскрывающее существен­ные признаки предмета. 1. Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета.

Неявные определения. Приемы, заменяющие определение.

При помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот прием непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия (категории), так как они не имеют рода. Не могут быть определены через ближайший род и видовое отличие единичные понятия, поскольку они не имеют видо­вого отличия. В этих случаях прибегают к неявным определениям, а также к приемам, заменяющим определение.

К неявным определениям относится определение через отноше­ние к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное и некоторые другие. Первое из указанных определений широко ис­пользуется при определении философских категорий. В контекстуальном определении содержание поня­тия раскрывается в относительно самостоятельном по смыслу от­рывке письменной или устной речи (контексте). Остенсивным (от латинского слова ostendo — «показываю») на­зывается определение, устанавливающее значение термина путем демонстрации предмета, обозначаемого этим термином. Эти опре­деления применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. В ряде случаев используются приемы, заменяющие определение:

сравнение, описание, характеристика. При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сходным в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета. Задача описания состоит в том, чтобы наиболее точно и полно указать признаки предмета (лица, события, места, где оно произо­шло и т.д.). Характеристика состоит в указании отличительных характер­ных признаков единичного предмета (лица, события и т.д.).
11. Правила определения. Ошибки в определениях.

Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме. Если истинность определения обусловливается соответствием указанных в нем при­знаков действительным свойством определяемого предмета, то его правильность зависит от его структуры, которая регулируется логи­ческими правилами. Этих правил четыре.

1. Определение должно быть соразмерным.

Правило соразмерности требует, чтобы объем определяемого по­нятия был равен объему определяющего Такое нарушение правила соразмерности называется ошибкой слишком широкого определения (А < Вс).Такая ошибка называется ошибкой слишком узкого определения (А > Вс).

Виды деления

Различают деление 1) по видоизменению признака и 2) дихото­мическое деление.

1. Деление по видоизменению признака. Основанием деления яв­ляется признак, при изменении которого образуются видовые поня­тия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, государства в зависимости от формы государственного устройства делятся на унитарные и федеративные; право по форме своего выра­жения — на правовой обычай, юридический прецедент и норматив­ный акт.

Основанием деления могут быть различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления должны предъявляться некоторые требования, важнейшее из которых — объективность ос­нования. Не следует, например, делить книги или кинофильмы на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно: одна и та же книга (кинофильм) может быть интересна для одного человека и неинтересна для другого.

Дихотомическое деление

Дихотомическое деление, или дихотомия (от греческих слов dicha и tome — «селение на две части»), представляет собой деление объе­ма делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А— делимое понятие, то членами деления будут два понятия: В и не-В.
13. Правила деления и ошибки, возможные при делении.

В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре пра­вила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

1..Деление должно быть соразмерным.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода Такая ошибка будет иметь место, если, напри­мер, при делении понятия «уголовное наказание» кроме всех видов наказания указывается предупреждение, которое не входит в пере­чень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания.

Такое деление называется делением с лишними членами.

Истинность импликации

p q p→q
И И И
И Л Л
Л И И
Л Л И

(ложно только при истинности антецедента и ложности консеквента)

 

Основные законы логики

Основные законы логики:

· Закон тождества

· Закон непротиворечия

· Закон исключённого третьего

· Закон достаточного основания

Закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. A есть A, а=а, где под а понимается любая мысль. Символическая запись p→p. Следствия: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные.

Закон непротиворечия: два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них ложно. ˥(p˄˥p) (неверно, что p и не p одновременно истинны)

Закон исключения третьего: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. p˅˥p

Закон достаточного основания: всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием какой-либо мысли может служить любая другая, уже проверенная и установленная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

 

Ни одно S не есть не-Р.

Общеотрицательное суждение (E) превращается в общеутвердительное (A). Схема:

Ни одно S не есть Р

Все S есть не-Р.

Частноутвердительное суждение (I) превращается в частнотрицательное (O) Схема:

Некоторые S есть Р

Некоторые S не есть не-Р

Частноотрицательное (O) превращается в частноудвердительное (I) Схема:

Некоторые S не есть Р

Некоторые S есть не-Р

Таким образом, чтобы превратить суждение, нужно заменить его связку на противоположную, а предикат — на понятие, противоречащее предикату исходного суждения. Суждение, полученное посредством превращения, сохраняет количество, но изменяет качество исходного суждения. Субъект исходного суждения не изменяется.

2) Обращение. Преобразование суждения, в результате которого субъект исходного суждения становится предикатом, а предикат — субъектом заключения, называется обращением.

Обращение подчиняется правилу: термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении. Различают обращение с ограничением объёма и обращение без ограничения объёма.

Обращением без изменения объёма, называется обращение без изменения количества суждения. Так обращаются суждения, оба термина которых распределены или оба не распределены. Если же предикат исходного суждения не распределен, то он не будет распределен и в заключении, где он становится субъектом. Поэтому его объем ограничивается. Такое обращение называется обращением с ограничением.

Общеутвердительное суждение (А) обращается в частноутведительное (I), т.е. с ограничением. Схема:

Все S есть Р

Некоторые Р есть S.

Общеутвердительные выделяющие суждения (в которых предикат распределён) обращаются без ограничения.

Общеотрицательное суждение (Е) обращается в общеотрицательное (Е), т.е. без ограничения.

Схема:

Ни одно S не есть Р

Ни одно Р не есть S

Частноутвердительное суждение (I) обращается в частноутвердительное (I), т.е. без ограничения. Схема:

Некоторые S есть Р

Некоторые Р есть S.

Частноутвердительные выделяющие (предикат распределён) обращается в общеутвердительное.

 

Частноотрицательное суждение (О) не обращается!

Некоторые S не есть Р

Некоторые не-Р есть S

27) Простой категорический силлогизм. Структура, термины и правила силлогизма.

Широко распространенным видом опосредствованных умозаключений является простой категорический силлогизм. Он состоит из трёх категорических суждений, два из которых явдяются посылками, а третье – заключением.

1) «Обвиняемый (M) имеет право на защиту (Р)»

2) «Гусев (S) — обвиняемый (M)»

3) «Гусев (S) имеет право на защиту

В отличие от терминов суждения — субъекта (S) и предиката (Р) — понятия, входящие в состав силлогизма, называют терминами силлогизма. Различают меньший, больший и средний термины.

Меньшим термином называют понятие, которое в заключении является субъектом.

Большим термином называют понятие, которое в заключении является предикатом.

Больший + меньший термины – крайние. Посылка в которую входит меньший термин – меньшая, в которую входит больший – большая.

Средний термин – понятие входящее в обе посылки и отсутствующее в заключении.

Таким образом, простой категорический силлогизм - это умозаключе­ние об отношении двух крайних терминов на основании их отноше­ния к среднему термину.

 

Аксиома силлогизма: все, что утверждается или отрицается относительно всех предметов некоторого класса, утверждается или отрицается относительно каждого предмета и любой части предметов этого класса.

Правила силлогизма

Правила терминов:

1) В силлогизме должно быть только три термина. ( Нарушение правила связано с отождествлением разных понятий, которые принимаются за одно и рассматриваются как средний термин. Ошибка - учетверение терминов)

Следствия

а) Из двух отрицательных посылок заключение с необходимостью не следует

б) Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и заключение должны быть отрицательным.

 

Следствия

а) Из двух частных посылок заключение с необходимостью не следует.

б) Если одна из посылок – частное суждение, то и заключение должно быть частным.

 

28) Фигуры силлогизма и их познавательные функции. Правила фигур.

Понятие модуса силлогизма

В посылках простого категорического силлогизма средний тер­мин может занимать место субъекта или предиката. В зависимости от этого различают четыре разновидности силлогизма, которые на­зывают фигурами.

В первой фигуре средний термин занимает место субъекта в большей и место предиката в меньшей посылках.

Во второй фигуре – место предиката в обеих посылках.

В третьей – место субъекта в обеих посылках.

В четвёртой – место предиката в большей и место субъекта в меньшей.

Модусы силлогизма

Индуктивные умозаключения

 

Индуктивные умозаключения - те умозаключения в которых на основании принадлежности признака отдельным предметам некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Другими словами... Из единичных частных суждений выводятся общие (от частного к общему)

Пример -" В истории физики, например, опытным путем было установлено, что железные стержни хорошо проводят электричество. Такое же свойство было обнаружено у медных стержней и у серебра. Учиты­вая принадлежность указанных проводников к металлам, было сде­лано индуктивное обобщение, что всем металлам свойственна электропроводность."

Виды индукции

1) Полная индукция - это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса оп­ределенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.

2) Неполная индукция — это умозаключение, в котором на основе принадлежности признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

К неполной индукции относят популярную индукцию и научную индукцию

Популярная индукция - обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность признака некото­рым предметам или частям класса и на этой основе проблема­тично заключают о его принадлежности всему классу.

Научная индукция -умозаключение, в котором обоб­щение строится путем отбора необходимых и исключения случай­ных обстоятельств.

Роль индукции в познании.

Основная функция индуктивных выводов в процессе позна­ния — генерализация, т.е. получение общих суждений. По своему содержанию и познавательному значению эти обобщения могут но­сить различный характер — от простейших обобщений повседнев­ной практики до эмпирических обобщений в науке или универсаль­ных суждений, выражающих всеобщие законы.

История науки показывает, что многие открытия в физике в области электричества, магнетизма, оптики были сделаны на основе индуктивного обобщения эмпирических данных. Индуктивная обра­ботка результатов наблюдений предшествовала научной классифи­кации растений и животных в биологии. Индуктивным обобщениям обязаны многие гипотезы в современной науке. Важное место при­надлежит индуктивным выводам в судебно-следственной практи­ке — на их основе формулируются многочисленные обобщения, ка­сающиеся обычных отношений между людьми, мотивов и целей совершения противоправных действий, способов совершения пре­ступлений, типичных реакций виновников преступления на дейст­вия следственных органов и т.п.

Заключения по аналогии

 

Умозаключение по аналогии — это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (пред­мету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объек­том.

 

Логический переход от известного к новому знанию регулируется в выводах по аналогии следующим правилом ": если два единичных предмета сход­ны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в дру­гих, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов, признаках.

Виды аналогии

(1) Аналогия предметов — умозаключение, в котором объек­том уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком — свойства этих предметов.

Схема и пример

Если обозначить символами а и b два единичных предмета или события, а Р,Q,S, Т — их признаки, то вывод по аналогии можно представить следующей схемой:

Посылки:

а присущи Р, Q, S, Т

b присущи Р, Q, S

Заключение: b присуще Т

Примером такой аналогии может служить объяснение в истории физики механизма распространения света. Когда перед физикой встал вопрос о природе светового движения, голландский физик и математик XVII в. Гюйгенс, основываясь на сходстве света и звука в таких свойствах, как их прямолинейное распространение, отражение, преломление и интерференция, уподобил световое движение звуковому и пришел к выводу, что свет также имеет волновую природу.

 

(2) Аналогия отношений — умозаключение, в котором объек­том уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — свойства этих отношений.

Например, две пары лиц х и у, m и п находятся в следующих отношениях:

  1. х является отцом (отношение Ri) несовершеннолетнего сына у;
  2. m является дедом (отношение R 2) и единственным родственником несовершеннолетнего внука п;
  3. известно, что в случае родительских отношений (Ri) отец обязан содержать своего несовершеннолетнего ребенка. Учитывая определенное сходство между отношениями Ri и Ri, можно заключить, что для Rz тоже характерно отмеченное свойство, а именно обязанность деда в определенной ситуации содержать внука. В общем виде вывод по-аналогии отношений может быть представлен следующей схемой:

Посылки:

  1. xRiy mR 2 n
  2. Ri присущи P, Q, S, Т R2 присущи P, Q, S

Заключение: по-видимому, R2 присуще Т

 

История знает множество примеров научных открытий благодаря уподоблению отношений в области физики, астрономии, биологии, математики и других наук. Аналогия отношений лежит также в основе применяемого в науке и широко используемого в технике метода моделирования, когда экспериментально изученные отношения между параметрами модели — плотины, шлюза, самолета, технологического процесса и т.п. — переносят на реальный объект — образец.

Роль аналогии в познании

Чем меньшим запасом научных и практических знаний обладает человек, тем чаще он судит о новых явлениях по аналогии с ранее встречавшимися в личном опыте или опыте других.

При отсутствии у человека широких опытных обобщений, при недостаточном запасе практических знаний уподобление явлений по сходным признакам — наиболее естественный и единственно возможный способ рассуждения. Поэтому аналогию с полным правом можно назвать формой вывода, широко применявшейся на ранних стадиях развития мышления. Не удивительно, что аналогия — частая форма вывода в рассуждениях ребенка, мышление которого в своем развитии повторяет в сжатой форме историю развития человеческого мышления в целом.

В современных условиях аналогия приобретает значение важного для приумножения научных знаний типа умозаключения. История развития науки и техники показывает, что аналогия послужила основой для многих научных и технических открытий. Блестящая догадка Фарадея о физическом существовании магнитных линий, подобных линиям электрическим, а также проведенная им аналогия между магнитом и Солнцем, с одной стороны, и световыми лучами и магнитными линиями — с другой, послужили программой для дальнейших исследований и открытий Максвелла, Гершеля, Лебедева, Попова и других ученых. Особое место занимает аналогия в исследованиях Максвелла, который часто прибегал к уподоблениям, используя аналогию как ценный самостоятельный метод исследования в физике.

Моделирование судов в кораблестроении, самолетов в аэродинамике, плотин, гидроэлектростанций и шлюзов в гидростроительстве, моделирование человеческого мышления в кибернетике наглядно показывают возросшую роль умозаключения по аналогии основанного на ней метода моделирования в современной науке и технике. При этом различные типы моделирования, например строгое и приближенное, определяются степенью логической обоснованности используемых при их построении выводов по аналогии.

Умозаключение по аналогии выполняет особую роль в науках общественно-исторических, приобретая нередко значение единственно возможного метода исследования. Не располагая достаточным фактическим материалом, историк нередко объясняет малоизвестные факты, события и обстановку путем их уподобления ранее исследованным событиям и фактам из жизни других народов при наличии сходства в уровне развития экономики, культуры, политической организации общества.

Существенна роль умозаключения по аналогии в политологии и политике при разработке стратегических задач и определении тактической линии в конкретных условиях общественно-политического развития.

Методы научной индукции

Современная логика описывает пять методов установления причинных связей: (1) метод сходства, (2) метод различия, (3) соединенный метод сходства и различия, (4) метод сопутствующих изменений, (5) метод остатков.

Метод сходства

По методу сходства сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает; при этом все случаи сходны лишь в одном и различны во всех других обстоятельствах.

Метод сходства называют методом нахождения общего в различном, поскольку все случаи заметно отличаются друг от друга, кроме одного обстоятельства.

Рассмотрим пример рассуждения по методу сходства. Медицинским пунктом одного из поселков в летний период были зафиксированы за короткое время три случая заболевания дезинтерией (d). При выяснении источника заболевания главное внимание обращалось на следующие виды воды и пищи, которые чаще других могут служить причиной кишечных заболеваний в летнее время:

А — питьевая вода из колодцев;

М — вода из реки;

В — молоко;

С — овощи;

F — фрукты.

Схема рассуждения по методу сходства имеет следующий вид:

  1. А В С — вызывает d
  2. M B F — вызывает d
  3. М В С — вызывает d

По-видимому, В является причиной d

Достоверное заключение может быть получено по методу сходства лишь в том случае, если исследователю точно известны все предшествующие обстоятельства, которые составляют закрытое множество возможных причин, а также известно, что каждое из обстоятельств не вступает во взаимодействие с другими. В этом случае индуктивное рассуждение приобретает доказательное значение,

Метод различия

По методу различия сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое явление наступает, а в другом не наступает; при это



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.016 с.)