Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический процесс, его структура, стадии, основные характеристики.

Поиск

Процесс (лат. processus, продвижение) – 1) это последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо; 2) совокупность действия для достижения какого-либо результата. Процессы: естественные, природные, биологические, химические. Политический процесс часто определяют как естественный ход событий, обусловленных различными обстоятельствами. Если один из участников этих событий является субъектом политики, то такой процесс называется политическим. Политический процесс – 1) это взаимод-е и деятельность всех субъектов политических отношений; 2) это способ функционирования политически организованного общества. Результатом - формирование политической системы и формирование мнений. Политический процесс – это то, что происходит здесь-и-сейчас, вчера – это уже история. Его структура:

1. Субъект (носитель власти):

a.официальный (учреждения, лица, наделенные властными полномочиями: группы интересов, партии, движения отдельные граждане которые и могут играть определяющую роль в политике, но не обладают властными полномочиями);

b.неофициальный.

2. Объект. (то, что должно быть достигнуто как цель процесса);

3. Средства, методы, ресурсы (знание, наука, деньги, настроение масс, идеология), исполнители.

Фазы(Стадии) пол-о процесса:

1.Формулирование или вызревание политической проблемы. Всякий процесс начинается с четкого формулирования проблемы. Формулирование политики связано с формированием политического курса. Вырабатывают партии, СМИ, государственные служащие, советники, исследовательские центры.

2.Выдвижение (включение) проблемы на повестку дня. Если вопрос не включен в повестку дня, то считается, что его нет. Кто пытается выявить: разные социальные группы, группы интересов, партии, СМИ, избирательные кампании.

3. Принятие политического решения. Надо по данной проблеме выработать решение: положительное/отрицательное, решение либо программу, целое направление в гос-й пол.

4. Исполнение принятых решений. Надо изыскать ресурсы на то, кто будет выполнять решение.

5. Оценка эффективности исполнения, значимости принятых решений. Получаем результаты и можем сказать, что программа выполнена. Можем оценить результаты. Оцениваем по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Беларусь сейчас на 68 месте (высший уровень – 53). (Программа развития ООН – ПРООН).

 

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Политический процесс – 1) это взаимодействие и деятель-ь всех субъектов политических отношений; 2) это способ функционирования политич-и организованного общества.

-По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регул-ет отношения гос-а с др. субъектами внешнеполит-й деятельности. Содержание внутриполит-х процессов разл-я во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государ-о устройства конкретных государств, существующих там демократ-х или недемократ-х пол-х режимов и т.д Фундаментом внутриполит-о процесса -соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся соц-я структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

-Выдел-я эволюционные и революционные полит-е процессы. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования -за сравнительно короткое время, не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

-С точки зрения публичности осуществления своих властных полномочий, выделяются открытый и скрытый (теневой) пол-е процессы.

При открытом -интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. (в демократ-х гос-в).

Теневые, скрытые- располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.).

-С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный-основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане доверяют власти. Все участники пол-о проц-а настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений. Нестабильный _ возник-т в условиях кризиса вл-и, утраты ею легитимности. Причины: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в критике правительства.

 

 

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. СУБЪЕКТЫ (АГЕНТЫ) ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.

Пол-й процесс состоит из действий. Полит-ое действие - вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям. Деятельность индивидов связана со стремлением усовершенств-ть или изменить соц-о-эконом-й и полит-й порядок. Пол-е дей-я ориентируют политическую систему на достижение определенных целей, выражающих интересы различных групп.Необходим анализ объективного положения дел, конкретных условий, прежде чем начать действовать. Надо выявить специфику каждой ситуации, чтобы выбрать правильные методы и средства пол-о действия. Одно из обстоятельств, мешающих правильно оценить ситуацию, – идеологический догматизм. Действие:

1)позитивное (делать что-то);

2)негативное (прекратить что-то);

3)рациональное (обдумываем способы);

4)иррациональное;

5)стихийные (импульсивные, действия масс);

6)организованные (действия элит). Субъекты (агенты): политолог М. Дюверже подразделяет их на классовые, территориальные и корпоративные группы. Понятие классов- центральным в марксизме, где они определяются по отношению к средствам производства. Вне марксизма классы различаются по образу и уровню жизни, доходам, престижу и другим критериям. В основе форм-я территориальных групп - солидарность. Основная тер-я группа – нация. Корпоративные группы образуются людьми, занимающимися одинаковой или близкой деятельностью (профессиональные, парапрофессиональные группы, организации досуга)

 

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.

Политическое действие:

-позитивное (делать что-то);

-негативное (прекратить что-то);

- рациональное (обдумываем способы);

-иррациональное; стихийные (импульсивные, действия масс);

- организованные (действия элит).

Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. В результате политических действий политические системы изменяются как быстро, так и медленно. Максимальным радиусом действия обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, крестьянская война.

Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразование общества в целом. Выделяются следующие типы социальных и политических революций: антиимпериалистические (национально-освободительные, антиколониальные), буржуазные, народные, народно-демократические, социалистические.

Контрреволюция – это политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков.

Реформа. Частичное изменение, самая лучшая политика. Она меняет общество, не затрагивая его основ. Классический пример: реформы капитализма в развитых странах в 20 веке (реформы Рузвельта: либеральная политика без отмены частной собственности).

Бунт – участие масс, которые недовольны местной властью.

Переворот. Направлены на перемены в сфере власти, на персональные перестановки во власти, конкретных личностей.

• Государственный переворот делает представитель власти;

• Путч – тот, кто оказался оторванным от власти;

• Мятеж – связан с военными.

Восстание.

Примером специфических политических действий служат митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Особыми видами политических действий являются выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры.

Специфическим типом политических действий является популизм, который принято определять как деятельность, имеющую целью обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.192 (0.01 с.)