Билет 51. Политическое развитие и политическая модернизация. Проблемы политической модернизации современной России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 51. Политическое развитие и политическая модернизация. Проблемы политической модернизации современной России.



Политическая модернизация – возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы.

Выбор варианта модернизации начинается в сфере политики – с проявления политической воли к изменениям.

Цели модернизации направлены на достижение таких социальных ценностей, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок.

Выделяют следующие цели политической модернизации:

– создание новых политических институтов;

– изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу;

– формирование рациональной бюрократии.

Основные направления модернизации в современном мире:

– процессы индустриализации и информатизации общества;

– формирование экологического общества, внедрение природосберегающих технологий;

– демократизация общества, ответственность власти перед обществом;

– направленность социальной сферы в сторону повышения благосостояния основной массы населения;

– обеспечение доступности образования и его высокого качества;

– расширение сферы свободы человека.

 

Выделяется два исторических типа модернизации.

Первый тип, так называемая оригинальная модернизация, характерен для США и стран Западной Европы, которые осуществляли переход к рациональному общественному устройству в результате длительного естественного внутреннего развития.

Второй тип – вторичная модернизация – был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые ускоренными темпами за счет использования опыта развитых стран. К этой группе относятся развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости (страны Южной Америки, Юго-Восточной Азии), а также страны Восточной Европы, СНГ.

Основное внимание современные исследователи политической модернизации сосредоточивают на трудностях политического развития, кризисных явлениях.

 

Самые значимые модернизации в истории России:

– реформы Петра – военная реформа, городская реформа, установление порядка государственной службы, создание Сената, Синода и коллегий, уравнивание вотчинных (наследственных) и поместных (дарственных за службу) владений;

– реформы Екатерины II – поддержка дворянства, расширение их прав и свобод, создание губернских дворянских обществ и собраний, избрание ими должностных лиц для сословного управления – предводителей и депутатов и т. д.;

– отмена крепостного права в 1861 г.;

– судебная, военная, земские реформы 1860—1870-х гг.;

– столыпинская аграрная реформа – освобождение крестьян от общинной зависимости, предоставление желающим бесплатной земли в личную собственность в Сибири, создание хозяйств при сохранении помещичьего землевладения;

– учреждение многопартийности в России в 1905 г. и формирование законодательного органа – Думы;

– реформы, проводимые в России после 1991 г., направленные на переход к рыночной экономике и либеральной демократии.

Политическая модернизация в России на современном этапе явилась результатом не длительного эволюционного развития, а реформ, проводившихся ускоренными темпами. При этом использовался опыт западных стран становления подлинно демократического общества и свободной рыночной экономики. Однако проблема современного этапа модернизации заключается в том, чтобы, используя западные модели, сохранить при этом национальную и культурную самобытность. Например, нынешнюю политическую систему в России разные политологи определяют как переходную от авторитаризма к демократии, «управляемой демократии», «формальной демократии», «молодой демократии».

 

Билет 52. Политические конфликты и политические кризисы: сущность, виды и способы разрешения.

Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий.

Стороны политического конфликта: индивиды; малые и большие социальные группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; социально-политические организации.

Структура политического конфликта:

– условия его возникновения и протекания;

– участники, стороны конфликта, их действия по достижению своих целей;

– средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;

– характер конфликта;

– пространственно-временные параметры;

– этапы и интенсивность протекания;

– последствия и результаты.

 

Стадии развития конфликта:

1) скрытая, или латентная, форма:

– понимание возникновения объективной конфликтной ситуации;

– осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации;

– осознание препятствия для удовлетворения интереса;

– осознание своих интересов и препятствий другой стороной;

– отрицательный ответ на предпринятые одной из сторон конкретные действия;

2) открытая, или стадия противостояния:

– политические воззвания, угрозы;

– активное создание помех и причинение косвенного вреда;

– действия, направленные на захват и удержание спорного объекта;

– подчинение и захват субъекта (объекта);

– насилие или нанесение прямого физического ущерба;

 

3) послеконфликтная стадия:

– тупик;

– применение насилия;

– мирное урегулирование.

· Мирный способ урегулирования конфликта включает в себя такие меры, как убеждение, политическое и финансово-экономическое давление, применение закона.

· Немирный – характеризуется нарастанием напряжения, угрозами, открытыми столкновениями, физическим участием, локальными стычками и гражданской войной.

Функции политических конфликтов:

негативные – при отсутствии воли к сотрудничеству и мирному урегулированию могут привести к катастрофам, разрушению окружающей среды и т. д.;

позитивные – способствуют четкому формулированию позиций участников, созданию союзов и коалиций; позволяют предотвратить процессы дестабилизации власти и дезинтеграции общества.

Типы политических конфликтов:

1) по времени действия: затяжные или скоротечные;

2) по интенсивности: слабые или сильные;

3) по масштабам действия: локальные или региональные;

4) по формам проявления: мирные и немирные;

5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;

6) по количеству участников:

o многосубъектные, или мультиполярные,

o двусторонние, или биполярные;

7) по степени и характеру нормативной регуляции:

o системные или несистемные,

институциализированные или неинституциализированные;

8) по своим последствиям:

o позитивные или негативные,

o конструктивные или деструктивные;

9) по месту происхождения:

o эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера,

o экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера;

10) по характеру противоречий, лежащих в их основе:

o антагонистические

o неантагонистические;

11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние;

12) по сферам их проявления:

o экономическая сфера,

o политическая,

o духовная,

o сфера межнациональных отношений,

o внешнеполитическая сфера и т. д.

Управление конфликтом

 

Основные методики разрешения политических конфликтов:

альтернативное разрешение конфликтов – конфликт регулируется самими сторонами противоборства путем взаимного сотрудничества и соглашения;

избегание конфликта – временный уход с политической арены, уклонение от встреч с противником и др.;

переговоры – самый распространенный и успешный способ разрешения политических конфликтов;

подмена конфликта – перемещение конфликта, противоречия в иную плоскость;

конфронтация – жесткие, радикальные решения;

приспособление – действия по самостоятельной выработке решений по урегулированию конфликта одной из сторон, которые удовлетворяют обе стороны;

откладывание – временная уступка более сильному противнику;

примирение сторон при помощи посредника, ищущего компромисс;

третейское разбирательство, арбитраж.

 

Современная методика эффективного урегулирования конфликтов – «теория принципиальных переговоров и терпимости» (авторы – Р. Даль, Р. Фишер, М. Херманн, У. Юрии). Политические проблемы необходимо решать на основе их качественных свойств. Нужно стремиться найти взаимную выгоду там, где возможно, а там, где интересы сторон не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы основан на нормах, правилах независимо от воли каждой из сторон.

Принципы данной методики:

– отказ от процесса «торга» и сосредоточение на интересах, а не на позициях; использование объективных оснований;

– разработка взаимовыгодных вариантов;

– разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами;

– продуманная тактика взаимодействия со второй стороной;

– подключение в случае необходимости третьей стороны, посредника.

 

Для благополучного разрешения политического конфликта необходимо

o локализовать конфликт – четко определить его границы и не допускать включения в него дополнительных факторов;

o вовремя принять конструктивные усилия и меры, чтобы минимизировать последствия, которые могут быть опаснее самого конфликта;

o Участники политического конфликта должны выйти за пределы конфликтной ситуации и рассмотреть ее с точки зрения общечеловеческих принципов: гуманизма, демократии, прав человека и т. п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.026 с.)