Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отечественная социологическая мысль конца 19 – начала 20 в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый- с середины XIX в. до 1918 г.XXв., второй- с начала 20-х гг. до конца 50-х гг., третий- с начала 60-х гг. до наших дней. Кратко охарактеризуем каждый из них. История социологии в России начинается с либеральных реформ, проводимых Александром II. Развитие этой науки было обусловлено как либерализацией всех сфер общественной жизни, так и потребностью научно-рационального объяснения социальных процессов. Отечественная социология отличается рядом особенностей: антропологизмом, т.е. интересом к человеку при исследовании всех сфер общественной системы; историчностью (общественные теории своей исходной точкой брали конкретную российскую действительность; интерес к будущему России и ее роли в мировом историческом процессе); синтетичностью (общество исследуется как органичное целое); противоречивостью (противоборство между славянофилами и западниками); ориентацией на достижения западной мысли: идей французского Просвещения и немецкого романтизма, а в конце XIX — начале XX в. — марксизма. В отечественной социологии во второй половине XIX в. формируется ряд школ и направлений, основными из которых были школы М.М. Ковалевского и Л.И. Петражицкого. В это время социология находилась под заметным влиянием натурализма и психологизма. Натуралистическое направление включало в себя географический детерминизм (Л.И. Мечников) и органицизм (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд). Психологическое направление было представлено Е.В. де Роберти, Н.И. Кареевым, Н.М. Коркуновым. Важное научное значение в этот период имели социологические теории народников (М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев; П.Л. Лавров). (Натурали́зм — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения. Органицизм — методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы. Особое распространение органицизм получил в социологии второй половины XIX века, в рамках позитивистского миропонимания и на волне успехов естественных наук, в том числе широкого распространения дарвинизма. Географический детерминизм — концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.)
- Несмотря на разницу во взглядах представителей всех этих школ и направлений, для них было характерно обращение: к процессам общественного развития страны; особенностям социально-классовых отношений и развитию общественных институтов; роли личности и социальных групп в истории. - После 1917 г. место научной социологии заняла социальная апологетика, подменившая науку социальной мифологией, нацеленной на оправдание советского государства, доказательство его эффективности и справедливости. Некоторая либерализация происходит в период «хрущевской оттепели», однако социология еще не признавалась наукой. Только в конце 1970-х гг. за социологией вновь укрепляется статус науки. В этот период для нее характерны следующие особенности: сосредоточение на прикладных исследованиях; подчи-ненность интересам партийной номенклатуры; односторонняя критика западного общества. В настоящее время социология находится на новом этапе институциализации. В начале 1990-х гг. воссоздаются социологические ассоциации, вузы начинают прием на социологические специальности. Сегодня перед социологией России стоят важные научные задачи: · накопление обширных баз данных, проверка на их основе различных гипотез; · развитие междисциплинарного и сравнительно-исторического характера исследований; · создание целостной и эффективной структуры общественно-научных исследований, которая включила бы базы данных, компьютерные информационные системы и др. Три этапа развития социологической мысли в России: 1) Первый этап прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829-1900) и Н. К. Михайловский (1822 — 1904).Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. - Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Личность в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является создание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки для всестороннего развития (разнородности) личности. 2) Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. (В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт.) - Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих, крестьян. - В 1930-х гг. марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что исторический материализм — это и есть социология марксизма и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии.Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. 3) Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х - начала 1960-х гг., на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношения к труду. -В 1960-х гг. социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 г. было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 г.была создана Советская социологическая ассоциация
Социология Макса Вебера. Макс Вебер (1864 – 1920) - Немецкий социолог, основоположник понимающей социологии и теории социального действия. По Веберу социология должна исследовать социальные действия, т.е. осмысленное поведение, направленное на других и ориентированное на их действительные или ожидаемые реакции. Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие <идеальный тип>, ставшее центральным в его методологии. <Идеальный тип> - теоретическая конструкция, которая используется для определения основных характеристик социума. Вебер выделил 4 типа: · целерациональное, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; · ценностно-рациональное, основанным на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; · аффективное, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида; · традиционное, то есть основанным на длительной привычке. Билет 9
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.146 (0.007 с.) |