Ученики 4 группы загадают вам загадки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ученики 4 группы загадают вам загадки.



Ребята заполняют кроссворд, затем обосновывают, как догадались. В это время одной группе учеников предлагается сочинить загадку о предмете, который спрятан в чёрный ящик.

  1. Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. Корова.
  2. Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. Собака.
  3. Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки. Гусь.
  4. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. Лошадь.
  5. Мохнатенька, усатенька, лапки мягонькие, а коготочки востры. Кошка.
  6. Шапочка красненькая, кафтанчик рябенький, ходит по двору, квохчет. Курица.

- На какую тему были загадки? О домашних животных.

В этом чёрном ящике находится предмет. А какой, вы сами угадаете.

Ребята загадывают загадку, которую сами сочинили:

Русская барыня в платке расписном имеет много детишек. Матрёшка.

- Почему так решили? (Учитель достаёт матрёшку из ящика).

“Плывут над Родиною годы, но неизменно хороша
Игрушка русского народа, как и сама его душа”.

- Какова роль загадки?

Развлекает, учит сообразительности, испытывает ум.

Везде, в самом будничном, загадка умеет что-нибудь интересное подметить. Самое привычное сделать необычным, загадочным.

VII. Открываем пятую страничку альбома “Побасёнки-шутки”

В народе часто рассказывались короткие истории шуточного содержания, но в каждой шутке заключается глубокий смысл. В народе их называли побасёнками.

Ученики 5 группы инсценируют побасёнки.

- Тит, а Тит, пойдём молотить!
- Спина болит.
- Тит, пойдём мёд пить.
- Дай поскорее шапку схватить!

- В форме чего строится побасёнка? В форме диалога.

- Для чего народ сочинял побасёнки? Чтобы было смешно.

- Только ли для этого?

Высмеивает плохие черты характера: лень, глупость, хитрость.

- Скажи, батюшка, воз дров – это много или мало?

- И много и мало.

- Как так?

- Если купишь – мало. А если сам нарубишь да напилишь – много!

- Почему, когда сам нарубишь да напилишь, то много?

Потому что сам потрудишься, много сил потратишь.

В побасёнке может быть показано и остроумие героя.

VIII. Итог урока

Посмотрите, какой наблюдательный народ. Как тонко он мог подметить главное, не зло посмеяться над недостатками. Как богат народный язык и велико мастерство народа в создании произведений.

- Тимоша приглашает вас на игру “Угадай-ка”. Ваша задача: определить, к какому жанру относится произведение, доказать:

  • Выходи, народ, становись у ворот – весну встречать, зиму провожать.
  • Дружба дружбе рознь – иную хоть брось.
  • - Фома, у тебя в избе тепло?
    - Тепло! На печи в шубе терпеть можно.
  • Баю, баю, баюшок, кладу Машу на пушок - на пуховую кровать,
  • Будет Маша крепко спать.
  • Неизвестно, где живёт, полетит – деревья гнёт.
  • Гоп, гоп, гули, гоп, сели Машеньке на лоб.
    Крылышками хлоп, хлоп, Маша ножкой топ, топ!

Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.

А.М. Горький

Вот почему мы изучаем творчество народное.

Благодарю за активную работу.

 

Внеклассное чтение. Произведение К.Г. Паустовского "Спешите делать добро"

Коновалова Татьяна Владимировна, заместитель директора по УМР, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

ЦЕЛИ:

  1. Обобщить знания детей о творчестве и произведениях К.Г. Паустовского.
  2. Формирование умения не только видеть и понимать слово, но "слышать" и "чувствовать его".
  3. Формирование первичных представлений о специфике художественного образа.
  4. Развивать речь учащихся, создавая атмосферу вдумчивой работы и одно временно праздничной встречи со словом.
  5. Формирование личностных качеств:

- более вдумчивого и бережного отношении к окружающему миру,

- доброго отношения ко всему живому.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет, выставка рисунков детей, схема.

НА ДОСКЕ:

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- С произведениями какого писателя вы познакомились?

- Что вы узнали о К.Г. Паустовском?

1. Выступление ученика о музее.

"Теплый дом в Кузьминках".

Есть в Москве удивительное по красоте место - усадьба и ландшафтный парк "Кузьминки". Издавна называю этот дом "Серая дача", т.к. окрашен он традиционно в светло-серый цвет. Вокруг дома растут высокие старые деревья. Весной цветут яблони, груши, черемуха, барбарис. Воздух ароматен, свеж и прозрачен. Дом притягивает взоры всех, кто проходит мимо. В нем находится Московский литературный музей-цент К.Г. Паустовского, писатель никогда не был в этом доме. Музей был основан учениками. Открылся в ноябре 1975 года.

Ребята ездили по местам, связанным с жизнью и творчеством Паустовского, знакомились с интересными людьми, знавшими писателя, привозили из экспедиций подаренные им книги, вещи, фотографии... Паустовский по-прежнему любим и читаем. Народная тропа к дому Паустовского не зарастает. Разные люди приходят в музей, от дошкольников до профессоров. Музей называют "Теплым домом". Сотрудники стремятся создать эффект присутствия К.Г. Паустовского в старом деревянном доме, щедро дарят тепло своих сердец посетителям. Здесь всегда радостно встретят, душевно поговорят, отогреют, ободрят.

По выбору посетителей читают отрывки из сказок и рассказов писателя. Дети заворожено слушают, глазенки блестят, щечки розовеют, рты приоткрываются, Путешествуя по залам музея можно увидеть много необычного и увлекательного: движение корабликов, щебет птиц, чучело рыбы ежа и многое другое. У входа в этот старый необычной дом можно ударить в настоящий корабельный колокол -рынду, в ответ услышать приветствие веселого звона колокольчиков.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. - Как вы думаете почему дом в Кузьминках называют "теплым домом"?

- О ком писал К.Г.Паустовский?

- Как называлась книга?

- Какие жанры были включены? (Авторская сказка, рассказы)

Коллективная работа

2. Сообщение темы урока.

- Ребята прочитайте тему нашего урока

- Какое слово является антонимом слову "добро"? (зло)

- Каким цветом вы бы написали это слово? А почему?

- Ассоциация со словом "зло", (война, смерть, слезы, ужас, горе, разруха, боль)

3. Работа в парах.

Советуясь в паре, запишите слова на лучиках, которые ассоциируются со словом "добро". (3 мин.)

- Кто сделал, прикрепите к слову "добро", написанное на доске (чтение слов хором). А каким цветом вы бы написали эти слова, почему?

- Почему надо спешить делать добро?

4. Обобщающие задания по книге К.Г. Паустовского "Похождения жука - носорога".

- Кто же совершал добрые дела в сказках? (Дети)

- Назовите имена детей.

- Какие добрые дела они совершили?

Вывод: (учитель)

- В сказках необычное переплетается с повседневным. Порой очень трудно определить, где автор придумал, где события происходят на самом деле. У писателя "Волшебника" оживает все, а "Природа" наделена особой волшебной силой.

- Вот, что сказал детский писатель Е.И. Чарушин, (слова, подготовленного ученика)

"Входи в мир природы? Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой - Родиной."

- (учитель) К.Г.Паустовский помог нам услышать и дуновение ветерка, и приход весны.

5. Литературная викторина.

- Из каких сказок взяты эти отрывки?

“Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошило Фильке горло.”

“Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!”

“Поймал он его на огороде и посадил в коробок от спичек. Носорог сердился, стучал, Требовал, чтобы его выпустили. Но Степа его не выпускал, а подсовывал ему в коробок травинки, чтобы жук не умер от голода Носорог травинки сгрызал, но все равно продолжал стучать и браниться.”

("Теплый хлеб", "Стальное колечко", "Похождения жука - носорога").

- Совершая добрые поступки, просили герои благодарности?

- Что сказала бабушка своему внуку, узнав о том, что ему помогали все лесные жители? А почему ему помогали?

- (учитель) Вся природа, милосердная и карающая, вторгается в дела детей, она награждает добрых и наказывает злых. Даже обычный цветок получил название "самоотверженный".

- Назовите этот цветок. А почему он назван "самоотверженный''? (зачитать из произведения).

- Что же хотел сказать писатель создавая свои сказки?

- Как вы понимаете "Добрым быть совсем не просто. Не зависит доброта от роста"?

- Кто же такой добрый человек?

Вывод (учитель) - Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить. Особенно хорошо это можно проследить, читая рассказы К.Г. Паустовского.

6. Работа с выставкой рисунков.

- От чьего имени ведется повествование в рассказах? (Рассказчик и автор, это почти одно лицо, Рувим, мальчик).

- К какому рассказу эти иллюстрации?

- Когда вам было смешно?

- Какими изображены здесь животные?

- Какие пословицы можно применить к рассказам?

- Объясните, как вы понимаете фразеологизмы:

"мертвой хваткой",

"мчаться опрометью"

- А какие добрые дела происходят?

- О чем хотел нам рассказать автор?

- Какую мудрость, тайну вы открыли для себя, читая рассказы К.Г.Паустовского?

(Учитель) - Добрые дела здесь делаются незаметно, как бы между прочим.

- А как вы думаете, можно ли кричать, хвастаться тем, что ты сделал что - то хорошее, доброе кому-то?

(Учитель) - Давайте и мы с вами, делая добрые дела, соберем их, создадим книгу добрых дел. Ребята, дома вы можете написать сочинения на тему:

"Мои добрые дела'', "Им стало хорошо", "Я стал немного волшебником".

Дочитать рассказы из книги К.Г. Паустовского.

Приготовить краткий пересказ.

III. ИТОГ УРОКА.

1. Вывод (учитель) Добрые дела делают незаметно. Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки - в Море Добра. Прекрасно, когда человек оставляет после себя добрый след.

Вот что пишет К.Г. Паустовский в одном из рассказов

2. (Выступление подготовленного ученика): "Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь же мне напоследок. Я приму эту улыбку, как величайший и незаслуженный дар, и унесу в тот непонятный мир, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная... КГ. Паустовский ушел из жизни 15 июля 1968

Внеклассное чтение по теме "Гайдар всегда впереди"

Гайсина Венера Мидахатовна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цели:

1. Познакомить с некоторыми страницами биографии писателя.

2. Развивать кругозор, анализ, сравнение, рассуждение, речь, мышление, память.

3. Воспитывать интерес к книгам писателя, положительные черты характера на примерах жизни писателя и его героев.

Оборудование: выставка книг А.П. Гайдара, портрет писателя, грамзапись рассказа «Горячий камень», отдельные иллюстрации из альбома «А.П. Гайдара», отрывки из произведений.

Ход урока

1. Вступление (звучит в грамзаписи отрывок из рассказа «Горячий камень»):

Учитель:

Ребята, из какого произведения данный отрывок? кто автор рассказа?

Да, это произведение написал Аркадий Петрович Гайдар, наш любимый писатель. Мы с интересом читаем его книги, знакомимся с героями. Он настолько ярко и убедительно пишет о своих героях, что они становятся нишами друзьями на всю жизнь.

Мы переживаем за ошибки и промахи Бориса из 4 школы, нам до слез жалко чистого и доверчивого Альку из «Военной тайны», с волнением мы следим, как преодолевает свой страх и нерешительность Жиган из «Р.В.С.», Петька из «Дальних стран», а рассказы «Чук и Гек», «Голубая чашка» приносят нам ощущение радости. А каков был он сам Гайдар? Как писал? Как жил на свете?

Сообщение темы и цели.

Сегодня на уроке мы соприкоснемся с жизнью писателя, познакомимся с некоторыми страницами его биографии. Прочитайте план, написанный на доске. Такой же план есть и на ваших открытках. По нему вы должны составить устный рассказ об А.П. Гайдаре.

План:

1. Детские годы А. П. Гайдар

2. Служба в Красной Армии

3. Начало писательской деятельности

4. Тематика произведений писателя

5. Великая Отечественная война в жизни А.П. Гайдара.

6. Гайдар всегда с нами.

3. Лекционная часть урока:

1. Детские годы А.П. Гайдара.

Ученик 1-й: А.П. Гайдар (Голиков) родился 22 января 1904 года в г. Львове Курской области. Отец был учителем, мать работала фельдшером. кроме него в семье воспитывалось еще трое сестер.

Ученик 2-й: Вот что пишет о детстве Голиковых сестра Наташа: «Родители не очень стесняли нас в наших детских играх. Нам разрешалось перевернуть все хоть вверх дном, но при условии: убирать за собой, и это выполнялось нами как закон. Руководил, конечно, Аркадий – и как старший, и как мальчик, и как выдумщик каждый раз новых интересных игр. Часто играли в путешествиях» (Н.Голикова «Наше детство»).

Ученик 3-й: Когда Аркадию было 8 лет, его родители переехали в город Арзамас. Сейчас этот город называется Горький. Он считал его своей Родиной. Непогодам рослый, крепкий, голубоглазый он был самым главным организатором среди соседских мальчишек. На вопрос о самом главном, любимом занятии он отвечал: книга.

2. Служба в Красной Армии.

Ученик 4-й. Еще мальчиком он ушел воевать за хорошую жизнь. Ему было всего 14 лет. В 17 лет Гайдар стал командовать полком.

Ведущий: (показ фотографии и портретная характеристика)

«Высокий, стройный паренек в гимнастерке и галифе, с заломленной лихо на бок кубанке на голове. С кортиком на боку, с большой красной звездой на груди, с мягкой, еще полудетской округлостью щек и припухлостью губ, но с упорным и решительным взглядом ясных и светлых глаз – это Аркадий Гайдар, пятнадцатилетний адъютант командующего охраны и обороны всех железных дорог,» 1919г. (В. Смирнов «Аркадий Гайдар. Очерк жизни и творчества».)

Ученик 5-й: Он вспоминал позже: «я был тогда очень молод, командовал, конечно, не как Чапаев. И то у меня не так, и это не эдак». Иной раз, бывало, закрутишься, посмотришь в окошко и подумаешь: а хорошо бы отстегнуть саблю, сдать маузер и пойти с ребятишками играть в лапту. (А. Гайдар «Автобиография»).

Ученик 6-й: Гайдар предполагал, что останется военным на всю жизнь, но из-за тяжелого осложнения после ранения ему пришлось уволиться из рядов Красной Армии.

3. Начало писательской деятельности:

Ученик 6-й: И Гайдар почти сразу стал детским писателем. И это закономерно. Ему захотелось рассказать новым мальчикам и девчонкам от том, какая она была жизнь и как оно все начиналось, да как продолжалось. (А. Гайдар «Автобиография»).

Ученик 7-й: Его настоящая фамилия Голиков. Став писателем, он взял себе псевдоним – Гайдар. Это слово означало «Всадник», скачущий впереди.

4. Тематика произведения писателя:

Ведущий: Ребята, о ком и о чем писал своих произведениях А.П. Гайдар? В его произведениях большое место занимает военная тематика, Любовь к Красной Армии сохранилось у писателя на всю жизнь. Обратите внимание – в каждом произведении Гайдара есть военные. И сказано о них, может быть, немного, но с большой теплотой и уважением.

(выставка книг по теме.)

Ученик 8-й: Очень любил детвору и удивительно хорошо понимал ребят, знал их достоинства и маленькие слабости, дружил с ними. «Детей, особенно мальчишек он знал насквозь, с одного взгляда, и умел говорить с ними. Так, что через две – три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок (Паустовский «Из встреч с Гайдаром»).

Ведущий: Какие произведения о детях вы знаете?

(Выставка книг по теме)

У детей – героев произведений – сложный душевный мир. Они дружат, играют, ссорятся, обижаются, переживают, но живут общей жизнью со взрослыми, интересуются всем, что происходит вокруг. Жизнь так насыщена, что за короткий срок они переживают такие потрясения, что в конце уже другие, повзрослевшие, поднявшиеся на новую нравственную ступеньку.

(Викторина по теме «дети в произведениях Гайдара»).

К какому рассказу можно отнести пословицу: «Есть - совесть – есть и стыд, а стыда нет – и совести нет»?

Ученик 9-й:

Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.054 с.)