Расположение слов в предложении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расположение слов в предложении



 

Маша ела кашу
Не забывайте постоянно менять расположение слов в предложениях: размещая слова то вертикально, то горизонтально. Приступая к показу предложений, состоящих из трёх слов, сначала разместите карточки горизонтально, в одну строку.

 

 

Через 2-3 дня слова в каждом предложении можно расположить в две строки:

 
 
Маша ела кашу

 


Ещё через 2-3 дня слова в каждом предложении расположите в три строки:

 
 
Маша ела кашу

 


Когда приступите к предложениям из четырёх слов, а позднее из пяти, – следуйте той же схеме. Предложение из семи слов можно изобразить (как Вы правильно догадались) в семь строк:

 

 
 
Голодная Маша ела вкусную кашу большой ложкой

 


Менять расположение слов в длинных предложениях нужно чаще: лучше каждый день.

Смысл каждодневной смены расположения слов в предложениях в том, что Вы формируете у своего ребёнка очень важное умение: одномоментно видеть весь абзац или страницу и понимать текст.

С какой потрясающей скоростью Ваш ребёнок сможет читать книги, изучать науки, если ему будет достаточно только посмотреть на страницу, чтобы понять её содержание!

– Фантастика! Быть не может! – думаете Вы.

– Нет! Может! И должно так быть!

Нам, кого обучали читать после пяти лет и делали это по традиционным азбукам, трудно представить, что такое возможно.

Да, мы не можем одномоментно произнести все слова, уместившиеся на странице, но увидеть их своими глазами можем. Наше вербальное (словесно-логическое) мышление формировалось лишь при устном общении. Нашим мамам и папам даже в голову не приходило, что можно с ребёнком успешно общаться при помощи письменной речи, формируя при этом не просто стойкий навык чтения, а самое настоящее скорочтение и, следовательно, – скоромыслие.

 

 

Игра «Составь весёлое предложение»

 

Разложите на полу карточки со словами, чтобы здесь были и существительные, и прилагательные, и глаголы, и предлоги, и союзы.

Специально приглашать ребёнка поиграть в эту игру не нужно. Пусть он находится в этой же комнате, что и Вы. Он занят своим делом, Вы – своим. Пробуйте составлять из карточек весёлые предложения, в которых есть юмор, какая-либо нелепость, абсурд.

Дети любят находиться там, где интересно. Поэтому постарайтесь изобразить крайнюю заинтересованность: напевайте, таинственно бормочите что-то себе под нос и, главное, вспомните, как Том Сойер красил забор.

Тогда ребёнок заинтересуется Вашим занятием:

– Мама, а что это ты тут делаешь?

Посвятите малыша в свою тайну:

– Я играю… Я составляю предложения… Смотри, как интересно получается: «Рыба сидела на дереве», - и выкладываете на полу четыре карточки.

– Рыбы не сидят на дереве, – возразит Ваш малыш.

А Вы весело махните рукой:

– Значит, это была сумасшедшая рыба.

И, вовлекая ребёнка в игру, скажите, указав на своё предложение:

– Один-ноль в мою пользу!

Предложите ребёнку самому составить предложение. Учредите приз победителю: банан или гроздь винограда.

Сначала принимайте у малыша за предложение любые две карточки, которые он положит рядом. Даже если это будет абсолютный абсурд.

Например, ребёнок взял две карточки: «папа» и «кот». Сами весело прочтите то, что получилось: «Папа –
кот?!» Позовите папу, сообщите ему, что он – кот. Главное: бурно восхищайтесь действиями ребёнка.

После каждого выложенного предложения уточняйте счёт: 1:1, 2:1, 2:2 и т.д.

Держите наготове карточки с окончаниями, и, если понадобится, поправляйте предложение ребёнка.

 

Ребёнку нравятся смешные, оригинальные, фантастические, абсурдные предложения.

Пусть это вдохновит Вас на то же самое. Юмор, создающий некоторую долю абсурдности, делает развлечение обучением и обучение – развлечением. Чем веселее проходят занятия, тем больше усвоит Ваш малыш.

Как замечательно проходят занятия, если Вы соревнуетесь со своим ребёнком в том, кто из вас придумает больше оригинальных комбинаций, и всё заканчивается весёлой возней, объятиями и поцелуями.

Вы поступите мудро, если перейдёте к этой игре уже тогда, когда Ваш малыш познакомится с первыми 50 словами. На их основе составьте вместе с ним столько предложений, сколько получится.

 

Не забывайте и о книгах предложений, которые нужно продолжать делать для ребёнка. Эти книги должны постепенно усложняться: фразы должны становиться длиннее, а страниц в книге должно быть всё больше и больше.

Психологический тест

 

Уровень развития вербального мышления

 

Вышеописанная игра «Составь весёлое предложение» не только хорошо развивает способности ребёнка к сложному синтаксису, но и позволяет в игровой форме диагностировать у малыша уровень развития синтаксических навыков, иными словами: уровень словесно-логического мышления.

На протяжении пяти лет мне приходилось тестировать семилетних детей, поступающих в первый класс. В то время я возглавлял социально-психологическую службу одной из школ. И каждый год через наше тестирование проходило 150-170 детей.

Тестирование каждого ребёнка длилось от тридцати минут до часа и проходило в присутствии родителей. Среди батареи тестов был один, диагностирующий именно уровень развития вербального мышления.

Процедура тестирования сводилась к следующему:

1. Перед ребёнком выкладывалось в случайном порядке пять картинок – части какого какого-либо сюжета, например: мальчик лепит снеговика (на первой картинке изображён лишь мальчик в зимней одежде, на второй – он катает ком снега, на третьей – уже два кома снега, на четвёртой – снеговик почти готов, а на пятой –снеговик готов полностью).

2. Ребёнка просили выложить картинки по порядку.

3. Ребёнку предлагали рассказать всю историю (как мальчик лепил снеговика) от начала до конца.

 

Среди нескольких параметров, которые замерялись данным тестом, нам был интересен главный: вербальное мышление. Он определялся просто: во время рассказа фиксировалась длина каждого предложения.

 

Подведение итогов.

1. Если весь рассказ ребёнка – это череда отдельных слов, не связанных в синтаксические конструкции, например: «Мальчик… снег… катает… морковка… ведро…», то уровень вербального мышления – начальный.

При таком рассказе, построенном на отдельных словах, ребёнок, как правило, пользуется указательным пальцем, показывая то, что произносит.

Если таким рассказом владеет годовалый ребёнок, то уровень развития вербального мышления у него высокий. Если подобным рассказом владеет семилетний ребёнок, то уровень его вербального мышления определяется как низкий. Такой ребёнок чаще всего обучается по специальной программе в специальной школе.

2. Если в своём рассказе ребёнок употребляет словосочетания, простые нераспространённые предложения, неполные предложения, т.е. синтаксические конструкции, состоящие, как правило, из двух слов, то уровень вербального мышления этого ребёнка ниже среднего.

3. Если ребёнок употребляет правильные предложения, состоящие из 3-4 слов, то уровень его вербального мышления средний.

4. Если же в рассказе дошкольника встречаются предложения из 5-7 слов, однородные члены, причастные и деепричастные обороты, сложные предложения, –
то в данном случае можно констатировать у ребёнка высокий уровень развития вербального мышления.

Было в нашей практике тестирования несколько детей 6-7-летнего возраста, показавших очень высокие результаты. Они легко и свободно рассказывали всю историю по картинкам, употребляя, легко и грамотно, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, различные вводные конструкции, а длина некоторых предложений доходила до 15-17 слов.

Все эти дети успешно учились, легко овладевая школьной программой, а некоторые начинали обучение со второго класса и в дальнейшем ухитрялись за один год пройти два класса, неизменно успешно сдавая экзамены.

 

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

Я тебе написал письмо

Один папа, уходя на работу, шепнул на ухо ребёнку, ещё только просыпающемуся:

– Я тебе там, в зале, письмо написал. Проснёшься –прочти.

Папа на цыпочках вышел из детской и отправился на работу, а ребёнок, заинтригованный необычной новостью, протерев глаза, отправился в зал.

Вдоль всей стены прямо к обоям были прикреплены карточки со словами. Слова ребёнку были знакомы, и расшифровать всё послание не представилось столь уж трудным.

Послание на стенке гласило: «Дениска неумытый на горшке сидит и ушами шевелит».

Расшифровав письмо, Дениска снял карточки со стены, потребовал у мамы коробку, в которую складывались изученные карточки, и почти целый день был занят тем, что сочинял ответное письмо папе.

Наверное, запорожцы, сочинявшие письмо турецкому султану, не потратили столько энергии, выдумки и терпения, сколько наш Дениска.

Когда папа пришёл с работы, Дениска, спрятав руки за спину и выпятив живот, сообщил:

– Я тебе там письмо написал. Как умоешься, зайди в зал – прочти.

Когда папа увидел письмо, он был по-настоящему изумлён: письмо Дениски было таким большим, что карточки со словами на одной стене не уместились, они располагались по периметру всех четырёх стен.

Папа принялся расшифровывать письмо. Дело это было не совсем простым, поскольку где-то явно не хватало предлогов и союзов, где-то в словах были не те окончания, а знаки препинания отсутствовали полностью.

Но, тем не менее, папа быстро справился с посланием сына, после чего писку и визгу было как минимум, на полчаса. Счастье папы и Дениски было абсолютным.

А мама, наблюдавшая весёлую возню, пыталась строгим голосом призвать разбушевавшихся к порядку.

Но строгость мамы была явно надуманной. Она предвидела такую развязку, поскольку целый день наблюдала старания сына и иногда приходила ему на помощь, когда нужное слово никак не отыскивалось или когда нужно было карточку прикрепить к стене.

 

 

Лингвисты и педагоги сразу увидят, что такая переписка отца с сыном эффективно развивает у ребёнка вербальное мышление.

Психологи, глядя на эту сцену, успокоятся: «В счастливой семье вырастают счастливые дети».

 

Мат в два хода

Все люди разные: есть умные и есть не очень. Существует множество тестов для определения интеллектуальных способностей человека.

Самый простой и лёгкий способ определить коэффициент вербального интеллекта – это прислушаться к речи человека, когда он находится в непринуждённой обстановке.

В последнее время раскованность молодёжи, да и не только её, позволяет быть невольными свидетелями употребления экспрессивной лексики.

Если Вам, уважаемые родители, режет ухо ненормированная лексика, и Вы сгораете от стыда от того, что стали свидетелем человеческого словесного бесстыдства, – то вот Вам способ реабилитировать своё эстетическое чувство: определите коэффициент вербального интеллекта у говорящих.

У каждого человека синтаксическая матрица имеет определённую величину: у кого на два слова, у кого –
на три и т.д.

Если человек в рассказе свободно употребляет предложения, состоящие из трёх слов, – коэффициент вербального интеллекта равен трём, если из пяти слов, то коэффициент, соответственно, равен пяти и т.д.

Вы слышите, например, такую фразу: «......... Серёга... ты... мне мозги?...... говорю... Давай...... твою...... её...... тебе...... мать............»

Коэффициент в данном случае равен единице. скорее всего, один из собеседников – олигофрен.

Ведь что такое мат по своей сути? Это ограниченный набор ненормативной лексики, которая употребляется без какой-либо закономерности.

Каждому хочется выглядеть интересным собеседником, но если синтаксическая матрица мала, то слова в предложении не согласуются. И там, где ограниченность матрицы вступает в конфронтацию с желанием высказаться, там и приходит на помощь стандартный набор ненормативной лексики.

Когда носитель ограниченной матрицы оказывается в обществе, где подобная лексика непозволительна, например, среди женщин или на трибуне, то на смену мату приходят слова-паразиты: «Вот...... вот... вот... вот...» или «Значит...... значит... значит......».

А теперь, уважаемые родители, я предлагаю Вам основательно задуматься над вопросом: какие колоссальные возможности таятся в раннем развитии и, в частности, в этой методике.

Ведь это – самое настоящее чудо.

Половина населения России по развитию словесно-логического мышления находится на втором этапе (словосочетания и неправильные предложения).

А Ваш ребёнок, обучаясь письменной речи по данной методике, может уже к одному году овладеть сложнейшим синтаксисом и выйти в самостоятельное чтение!

 

V этап обучения «Книги»

Теперь Ваш ребёнок готов читать настоящие книги, но ему ещё нужна Ваша помощь.

Хорошее усвоение всего предыдущего материала –
ключ к успеху на этом этапе.

Если к тому времени, когда Вы перешли к чтению книг, отпечатанных шрифтом размером в 1 см, Вашему малышу уже исполнилось три года, у Вас не возникнет особых проблем.

Если Вы приступили к чтению книг, когда ребёнку нет ещё и двух лет, Вам, видимо, придётся сделать самим книги с размером букв от 2,5 до 5 см.

Книги, которые нужно использовать на этом этапе, ещё только начинают издаваться. Все детские книги, которые доселе издавались, рассчитаны на то, что читать их будут взрослые. А дети будут только слушать и рассматривать в них картинки. Подразумевается,
что учить читать детей начнут только через несколько лет в школе, поэтому в этих книгах шрифт очень мелок и их оформление не соответствует нашим задачам.

Вам самим нужно будет приготовить для ребёнка такие книги. При изготовлении руководствуйтесь следующими правилами.

 

Требования к книге:

1. её словарный запас должен состоять от 50 до 100 слов;

2. все слова в книге должны быть знакомы ребёнку;

3. в книге должно быть не более 1 предложения на страницу;

4. высота шрифта букв должна быть не менее
1 см;

5. текст должен предшествовать иллюстрациям и размещаться отдельно от них.

 

Во многих семьях изготовление книг для ребёнка –
увлекательное занятие для всей семьи. Переделайте
свои семейные фотоальбомы в книги. Предварите каждую фотографию крупной подписью, но помните, что текст (предложение) должен размещаться не после, а перед фотографией. И, чтобы посмотреть фотографию, ребёнок должен сначала прочесть текст и перевернуть лист.

 

Форма проведения занятий

Сядьте рядом с малышом и начните читать ему книгу. Если он захочет прочитать некоторые слова самостоятельно, то это будет замечательно. Следует помнить: чем младше ребёнок, тем меньше ему хочется читать вслух.

Читайте с энтузиазмом, не спеша и как можно выразительнее. Нет необходимости показывать ребёнку каждое прочитанное слово. Однако он сам может захотеть этого. Что ж, прекрасно, главное, чтобы это не слишком Вас задерживало.

Читайте книгу 2-3 раза в день на протяжении нескольких дней.

 

Каждая книга имеет свою собственную судьбу. Некоторые возвращаются на полку через несколько дней, другие будут ежедневно занимать внимание малыша.

Ваш ребёнок начнет собирать свою собственную библиотеку. Прочитанную книгу ставьте к нему на пол-
ку – пусть он потом читает её самостоятельно столько раз в день, сколько захочет.

Постоянное пополнение библиотеки – предмет удовольствия и гордости ребёнка. На этой стадии он уже обычно берёт с собой одну из книг, куда бы ни шёл.

На этом этапе книг не может быть слишком много, поскольку ребёнок будет их буквально глотать. Чем больше книг он получает, тем больше хочет иметь.

Если к 5-му этапу Вы приступили, когда ребёнку исполнился один год, то на первый месяц занятий малышу надо 10–15 книг, из расчёта, что каждые 2-3 дня он будет знакомиться с новой книгой.

Следующий месяц вводить новые книги нужно чаще: через день-два – новая книга. Таким образом, всего книг на второй месяц потребуется 15-20.

На третьем месяце чтение должно ещё активизироваться: каждый день – одна-две книги, т.е. всего 30-40 книг. Причём содержание каждой новой книги должно быть более сложным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.048 с.)