Чем отличается устная речь от письменной?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем отличается устная речь от письменной?



Речь можно представить в двух формах: устной и письменной. Человечество сначала научилось говорить. Письменность появилась позднее. Но процесс понимания как устной речи, так и письменной –
это один и тот же процесс. Давайте рассмотрим его с физиологической точки зрения.

Когда ухо улавливает произнесённое слово или предложение, то звуки разлагаются им на целый ряд электрохимических импульсов, посылаемых в мозг. Там, в мозгу, эти импульсы воссоединяются, и мозг понимает то, что услышало ухо.

То же самое происходит и тогда, когда глаз видит написанное слово. Глаз видит, но не понимает, мозг не видит, но понимает.

Оба окончания – зрительное и слуховое – проходят через мозг, который интерпретирует получаемую информацию.

Итак, устная речь и письменная речь – это две стороны одной медали. Понимание речи происходит в мозгу. Но путь в мозг звуковых и световых колебаний лежит через разные каналы: звуковые колебания проникают в мозг через органы слуха (слуховой канал), а световые колебания проникают в мозг через органы зрения (зрительный канал).

Маленькие дети могут без особых усилий научиться читать, так же как без особых усилий они научаются понимать устную речь.

 

 


Читать раньше, чем говорить, или чем отличается передатчик от приёмника

 

По своей направленности речь можно разделить на два вида: понимание речи и воспроизведение речи.

 
 


 

Говорить и писать, т.е. воспроизводить речь, – это значит превращать мысль в звуки и буквы.

Слушать говорящего или читать написанное, т.е. воспринимать речь, – это значит превращать звуки и буквы в образы и мысли.

Воспроизведение речи связано с развитием двигательных навыков или, как говорят специалисты, с развитием моторики.

Речевой аппарат человека имеет сложную структуру, и овладеть им в совершенстве удается не сразу и не всем (учитывая, что идеальным произношением обладают лишь мастера сцены).

Согласованные движения пальчиков ребёнка тоже сформируются не сразу. Когда ещё он сможет самостоятельно завязать шнурки или пришить пуговицу? Путь к совершенству мелкой моторики долог, как, впрочем, и к совершенству произношения.

Но восприятие речи (как устной, так и письменной) не зависит от развитости каких бы то ни было двигательных навыков. Поэтому умение читать может быть сформировано у ребёнка задолго до того, как у него появится членораздельная речь.


Кто придумал грудничков учить читать?!

 

Очень часто выдающиеся открытия совершаются не специалистами данной области науки, а специалистами смежных областей.

Так получилось и с чтением. Передовую техноло­гию обучения малышей читать целыми словами разрабо­тали не педагоги, а врачи.

Перед врачами стояла совсем иная задача: не нау­чить ребёнка читать, а активизировать его мозг, т.е. заставить больной мозг работать.

Результат превзошел все ожидания. Мозг больных де­тей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причем, сразу беглое.

Когда же необычную методику попробовали на здо­ровых детях, увидели чудо: дети демонстрировали взлёт интеллектуального развития.

А что же педагоги? 5000 лет они обучали чтению, на­чиная с буквы. И ещё долго, наверное, продолжали бы учить именно так.

Что же дало новое открытие педагогам?

Новые проблемы. Вся программа начальной школы становится бессмысленной. Дети весь этот материал могут легко освоить задолго до школы.

Что же дало открытие врачей родителям?

Возможность самим сделать своих детей и здоро­выми, и умными, и счастливыми.

А что приобрели дети?

Возможность прожить иную жизнь, уже в первые годы своего пути поднявшись в рейтинге на несколько десятков ступеней выше по сравнению со своими ровес­никами.

Перед нами встают новые горизонты развития всего человечества. Глен Доман назвал «нежной революцией» то, что происходит в мире благодаря открытию врачей: человечество без всяких катаклизмов поднимается на ступеньку выше в своей эволюции.

 

Если всходы вовремя не полить – они засохнут. Если у ребёнка вовремя не развить речь – он никогда в дальнейшем не сможет стать полноценным человеком.

Очень важно с самого рождения погрузить ребёнка в среду активного речевого общения.

 

Дайте ребёнку факты – он сам сделает выводы.

Глен Доман

 

Мозг ребёнка способен развиваться только в процессе. Если в голову ребёнка проникают факты – его мозг сразу приходит в активное движение.

 

Если в мозг ребёнка никакой информации не поступает, то мозг не просто «спит», он катастрофически теряет свой потенциал гениальности.

Два основных канала, через которые информация об окружающем мире проникает в мозг малыша, – это зрение и слух.

Если Вы, уважаемые родители (а кроме Вас – некому), сможете обеспечить своему ребёнку среду активного речевого общения – значит, Вы сможете реализовать у него значительную часть потенциала гениальности.

Закон сохранения гениальности прост: чем активнее мозг малыша при переработке поступающей информации, тем лучше реализуется его потенциал гениальности.

 

ЧАСТЬ 2. 10 законов обучения с пелёнок

 

С пелёнок… обучение или мучение?

 

Любой человек живо помнит свои школьные годы. Обу­чение, как правило, ассоциируется у нас с сидением за партами, со строгим образом учителя, со страхом неправильно ответить и многими другими моментами, которые ну никак не подходят для крохи.

Сразу оговоримся: речь пойдёт о совсем другом обучении. Приятном и желанном и для ребёнка, и для родителей.

Годовалого малыша невозможно «перегрузить»! Даже если Вы этого очень сильно захотите, у Вас ничего не получится, поскольку у него великолепная защитная реакция: он никогда не будет делать то, что ему не нравится. И заставить его что-либо делать против его воли ещё никому и никогда не удавалось.

Обучение может стать мучением только к семи годам, когда уровень социализации ребёнка позволит ему адекватно реагировать на сложную систему запретов и обязанностей.

С пелёнок же возможно только такое обучение, которое сам ребёнок принимает. А это случается лишь тогда, когда удовлетворяется его природное и неиссякаемое любопытство.

На расхожее утверждение, что раннее обучение лишает ребёнка детства, хочется возразить:

– А не лишаем ли мы наших детей полноценной жизни, обрекая их на вечную олигофрению?

 

Забудьте, как Вас учили в школе

 

Маленькие дети учатся по другим законам, нежели мы, взрослые. Нам, взрослым, надо всё объяснять. Самостоятельно (т.е. без помощи учителя, наставника, учебника, инструкций) овладеть чем-либо мы не можем.

Кто в школе считается хорошим учителем? Тот, кто хорошо объясняет.

А малышам бесполезно что-либо объяснять!

Они ещё ничего не знают, и все наши объяснения для них непонятны. Малышам надо давать факты, а не пытаться их объяснять. Детский мозг способен постигать окружающую действительность только через самостоятельное осмысление голых фактов. Все малыши прекрасным образом находят взаимосвязи между фактами, анализируют, сопоставляют их.

Чем больше фактов воспринимает ребёнок, тем больше у него возможностей для размышлений.

Нужно помнить, что школьные методики совершенно не пригодны для обучения дошкольников. Малыши делают то, что хотят, и не делают то, чего не хотят. Их бесполезно заставлять что-либо делать.

Поэтому весь процесс обучения нужно строить таким образом, чтобы ребёнок сам хотел в нём участвовать.

 

Понаблюдайте, как дети играют в школу

Всегда забавно наблюдать, как дети играют в школу. Во всех ролевых играх (в семью, в магазин, в школу и т.п.) дети ничего не придумывают – они копируют то, что многократно наблюдали.

И тот ребёнок, который в игре берёт на себя роль учителя, во всех красках обязательно покажет авторитаризм, власть, строгость, а порою – гнев и многогранный комплекс мер по психическому и физическому устрашению и наказанию учащихся, подавлению свободы их личности.

И как бы ни протестовали педагоги, что, мол, это неправда и сейчас такого в школах нет, – не верьте.

Да, всевозможные экзекуции давно приобрели цивилизованные формы, но дух авторитаризма, видимо, никогда не будет изжит из «народного образования». Даже волна педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, Караковский, Тубельский и др.), поднявших в 80-е годы знамя «педагогики сотрудничества», ничего не смогла сделать в масштабе страны, и мода на «педагогику сотрудничества» быстро прошла.

Официальная педагогика как была авторитарной, так и осталась. И главная причина в том, что наша государственная школа зиждется на «Великой дидактике» Я.А. Коменского, которой скоро исполнится 400 лет.

Любые традиции всегда заключают в себе мощную систему тормозов, где на любой вопрос: «А почему?» следует логичный ответ: «А всегда так было!»

 

«Народное образование» во все времена было наиболее консервативной областью государственного уклада.

Мы сами, когда учились в школе, все ученики до нас и после нас, если чему-то и научились, то не благодаря существующему «учебно-воспитательному процессу», а вопреки ему.

Вот очевидное доказательство: в 1-м классе на любой вопрос учителя – «лес рук», но с каждым годом этот «лес» редеет. Более того, ученики начинают прятаться за спину впередисидящего – «лишь бы не спросили!»

Изначально мощное детское любопытство в школьных стенах основательно разрушается. Безграничная детская жажда познания за школьные годы у большинства учащихся значительно тускнеет.

 

Если Вы, Уважаемые Родители, хотите добиться при обучении своего ребёнка высоких результатов, то как можно быстрее забудьте весь свой ученический опыт и опирайтесь на нижеследующие ЗАКОНЫ ОБУЧЕНИЯ С ПЕЛЁНОК.

Они психологически оправданы, целесообразны и проверены временем.

 

Все нижеперечисленные законы выстроены по степени важности, т.е. на первом месте находится наиважнейший, далее – менее важный и т.д. Но, тем не менее, все они архиважны, и несоблюдение какого-либо из них может осложнить процесс обучения ребёнка.

 

Законы обучения с пелёнок безотказно действуют при развитии у малыша любых умений и навыков, но рассматриваются в данной книге применительно к чтению, поскольку именно чтение является универсальным учебным умением, раннее развитие которого существенно облегчает жизнь ребёнка при любом дальнейшем обучении, более того, делает процесс чтения и образования источником удовольствия.

 

 

1
ЗАКОН РАННЕГО СТАРТА

 

Кто раньше начинает, тот остаётся впереди

В год научить ребёнка читать легче, чем в два,

а в два легче, чем в три…

Глен Доман

Чем младше ребёнок, тем легче его учить в силу двух обстоятельств.

Во-первых, только в момент рождения ребёнок имеет самый высокий потенциал гениальности. Сумеет ли он реализовать этот потенциал, зависит от нас, взрослых. Дадим ли мы ему такую возможность? Сможем ли мы организовать его первые дни и месяцы так, чтобы информация интенсивным потоком проникала в его стремительно формирующийся мозг?

Во-вторых, чем старше ребёнок, тем больше вмешивается в обучение его характер. Маленькие дети будут смотреть на всё, что бы им ни показывали. Будут слушать всё, что бы им ни рассказывали. А дети постарше уже имеют свои ярко выраженные пристрастия: что-то они любят, а что-то – нет. И договориться с ними бывает достаточно сложно.

И чем старше ребёнок, тем бóльшими педагогическими способностями должны обладать родители, если хотят чему-либо обучить своего малыша.

В раннем детстве, в период интенсивного физического роста мозга происходит формирование многих его функций, которые, если не будут развиты в своё время, никогда в дальнейшем не сформируются.

Говорят факты

Самый любопытный человек на Земле – это младенец.

В науке делались многократные попытки определить хронологические границы формирования тех или иных психических и интеллектуальных функций.

Когда именно у человека интенсивно формируются речевые способности, музыкальные, художественные, математические и т.д.?

Известно, что все дети рождаются с потенциально абсолютным слухом. Не зная языка, не умея говорить, они нашу речь воспринимают как музыку, улавливая мельчайшие её оттенки.

Любой, даже самый талантливый лингвист и полиглот не в состоянии избавиться от акцента, научиться фонематически адекватно воспроизводить говор носителей языка.

А любой учащийся вспомогательной школы, имеющий диагноз «олигофрения в степени выраженной дебильности», будет говорить на родном языке без малейшего акцента.

Вдумайтесь в значение этого факта!

Переоценить его невозможно.

Уважаемый читатель, если Вы занимаетесь наукой и ищете тему для диссертации, вот Вам беспроигрышное и неисчерпаемое направление для исследований: формирование психических и интеллектуальных функций головного мозга в раннем детстве.

Известно, что если ребёнок до семи лет будет расти в темноте, он навсегда останется слепым. Несмотря на то, что органы зрения у него будут в порядке, функция зрения, которая формируется в мозгу только в период его роста, функционировать не будет.

Если ребёнок до семи лет будет расти в звуковом вакууме, он на всю жизнь останется глухим.

 


2
ЗАКОН ПОХВАЛЫ

 

Ребёнок любит делать то, за что его хвалят

Ученик должен учиться победно!

В.Ф. Шаталов

Восхищайтесь успехами своего малыша! Чем восторженнее ваша реакция по поводу какого-либо действия ребёнка, тем большее желание он испытывает вновь и вновь делать то, за что его хвалят. Не только малыши, но и все мы любим делать то, за что нас хвалят.

Этот закон по праву считается волшебным. Если Вы научитесь ему следовать, в Ваших руках окажется мощное средство педагогического воздействия.

Уважаемые родители! Прежде чем Вы начнёте на практике применять этот закон, соберите семейный педагогический консилиум. Пригласите бабушек и дедушек, дядюшек и тетушек – словом, всех, кто имеет к ребёнку непосредственное отношение и в повседневной жизни вступает с ним в контакт.

На этом педагогическом консилиуме придите к единому решению: каким должен вырасти Ваш ребёнок:

 

гением или бездарем,

героем или предателем,

добрым или злым,

щедрым или жадным,

созидателем или разрушителем,

сильным или слабым и т.д.

 

После того как Ваш консилиум придёт к единогласию во взгляде на будущее малыша, смело применяйте данный закон на практике: активно хвалите своего ребёнка за проявление тех качеств, которые хотите у него сформировать, и не замечайте те качества, формирование которых для Вас нежелательно.

У Вас в руках мощное средство педагогического воздействия – средство формирования личности.

Кого Вы хотите вырастить: художника или композитора, математика или конструктора, педагога или врача? Знайте: Ваш ребёнок в момент рождения способен ко всему!

 

Говорят факты

Все великие художники выросли в семьях, где никто не умел рисовать!

Случайно это или нет?

 

Давайте рассмотрим под воображаемым микроскопом суть происходящих психологических процессов.

Например, малыш впервые в жизни взял в руку карандаш и что-то нарисовал. Мама в восторге:

– Мы уже карандаш держим! Мы уже рисуем!

Малыш прекрасно чувствует, какие его действия привели маму в восторг. Он снова тянется к карандашу, снова что-то пытается нарисовать.

И если мама каждый раз будет искренне восхищаться его успехами, то он будет хотеть рисовать всё больше и больше.

А чем больше он будет рисовать, тем лучше у него будет получаться.

Придёт в первый класс. Урок рисования. Все рисуют, он рисует. Учительница сразу обратит внимание на работу нашего юного художника. Четкость линий, прорисованность деталей, композиция рисунка – всё уже говорит о юном даровании.

Учительница покажет этот рисунок всему классу:

– Посмотрите, как Серёжа нарисовал!

Первоклашки сравнят свои каракули с великолепным рисунком Серёжи, и на долгие годы возникнет мнение: «Серёжа – лучший художник в классе!»

А Серёжа горд! Он старается рисовать лучше и лучше. Ведь именно это делает его в глазах окружающих особенным.

 

А как же обстоит дело в семье художника?

Прибежит к папе-художнику малыш со своим рисунком:

– Папа! Смотри, что я нарисовал!

Папа посмотрит рисунок, похвалит ребёнка, ещё и по головке погладит:

– Какой молодец! – скажет. – Весь в отца! Художником станешь!

Но после этого папа начнёт анализировать рисунок, советовать, поправлять:

– Знаешь, сынок, вот здесь нужно не так, а вот так сделать… А здесь вот так дорисовать…

Как же поведёт себя маленький художник?

Он не будет долго выслушивать замечания отца. Выхватив свой рисунок, он убежит с ним к себе в комнату, скомкает его или изорвёт и выбросит в корзину. А про себя будет ещё долго негодовать:

«Я так хорошо нарисовал! А тебе не понравилось! Штриховка у меня не такая! Карандаш я неправильно держу! И не буду я вам больше рисовать!»

Да, папа – художник. И, как любой профессионал, он сразу видит, как можно работу поправить, улучшить. Из благих побуждений научить сына рисовать лучше папа добивается обратного. А почему?

Да потому, что никто из нас не любит делать то, что получается плохо. И наоборот: все мы любим делать то, что у нас получается лучше, чем у других.

 

Говорят факты

Никто из многочисленных сыновей Страдивари не сделал ни одной мало-мальски стоящей скрипки.

 

Трагедия Страдивари

Страдивари – великий итальянский мастер, сделавший около тысячи скрипок. Все скрипки Страдивари поют, ценятся на вес золота.

Но Страдивари не был счастлив: гениальный мастер так и не смог передать секреты ремесла своим детям. Никто из многочисленных сыновей Страдивари не сделал ни одной мало-мальски стоящей скрипки. Почему?!

Вспомните кинофильм «Визит к Минотавру». Великий актер Сергей Шакуров сыграл в этом фильме сразу две роли: следователя и Страдивари.

Вспомните эпизод, где Шакуров-Страдивари в мастерской обучает своих сыновей делать скрипки.

Вот он с гневом бросается к одному сыну:

– Как ты держишь стамеску? Этой стамеской надо вести вдоль древесного волокна, а не поперёк!

Тут же бросается к другому сыну:

– Как ты держишь ножовку?

Гнев, крик, затрещины. Ну кто после этого будет душу вкладывать в изготовление скрипок?

Никто.

Вот и получилось: как ни старался великий мастер передать все секреты своего искусства собственным детям – ничего не получилось.

 

Уважаемые родители! В Ваших руках волшебное средство!

Если Вы хотите развить у своего ребёнка какую-либо одарённость – хвалите его за любое достижение в этом направлении.

А если Вы хотите отбить желание чем-либо заниматься – говорите ему, как плохо у него это получается.

 

Проведите эксперимент!

После какого-либо действия своего ребёнка, которое можно считать его личным достижением, т.е. он сделал то, чего раньше не делал никогда (впервые пошёл, сам надел колготки, что-либо нарисовал и т.п.), попробуйте искренне, восхищённо, ярко его похвалить. И Вы увидите, что будет потом.


3
ЗАКОН УВАЖЕНИЯ

 

Чем выше взаимоуважение учителя

и ученика, тем легче учёба

Относитесь с уважением к своему ребёнку. Научитесь считаться с его мнением.

К сожалению, зачастую дети воспринимают родителей как источник ограничения своих желаний, своей самостоятельности, свободы.

Постоянное «нельзя», которое ребёнок слышит со стороны родителей, пытающихся добиться от малыша послушания, на самом деле вызывает у него стойкое желание не подчиняться.

Только на позициях уважения Вы сможете договориться с ребёнком. Ведь на самом деле для человека, которого уважаешь, готов сделать что угодно.

Какое слово мама чаще всего употребляет, обращаясь к своему ребёнку?

 

Базовые инстинкты любого живого существа – это инстинкты самосохранения и продолжения рода.

«Здравствуйте», – говорим мы при встрече. «За здравие!» – произносим мы тосты. Снова и снова желаем друг другу здоровья, а всё остальное, мол, можно купить за деньги.

И любая мама среди многочисленных своих забот и обязанностей на первом месте видит заботу о здоровье своего ребёнка. Чтобы не ушибся, не порезался, не обжёгся, не простудился, не заболел и т.д.

А вокруг малыша так много интересного, нового, ещё не исследованного, не познанного! И любознательность любого ребёнка беспредельна: до всего хочется дотянуться, всё хочется потрогать, засунуть в рот.

Малыш ещё не знаком с окружающими его опасностями. И его любопытство в постижении окружающего мира постоянно приходит в противоречие с маминым «нельзя!».

Известный мим Вячеслав Полунин в своей знамени-той интермедии «Низя!» показал в юмористической форме, как протест ребёнка формируется в невроз.

Как-то раз на моей лекции одна мама, не согласившись со мной, выпалила:

– Но ведь ребёнок должен знать слово «нельзя»!

Да, должен, но не как своевольное и безапелляционное сумасбродство взрослых, а как наше волне-ние и беспокойство за его жизнь, как предупреждение о таящейся опасности, как нашу заботу о скорейшем приобретении малышом жизненного опыта.

 

Трудно стать для своего ребёнка другом. Психологически трудно. Ведь законы дружбы предполагают равноправие, а так не хочется жертвовать своими привилегиями старшего!

Как часто можно слышать возглас мамы, обращающейся к своему малышу: «Я кому сказала!»

Повсеместно и мамы, и папы в общении со своими детьми демонстрируют особую значительность, важность, добиваясь беспрекословного и моментального подчинения, видя особенность своей родительской миссии в воспитании у ребёнка послушания.

Уважаемые родители!!! Воспитывать у ребёнка беспрекословное послушание – значит, воспитывать раба!

Наши дети должны стать умнее нас, благороднее нас, лучше нас! А это случится тогда, когда мы сами поможем им стать нашими друзьями, пожертвовав своим барским старшинством.

Научиться этому сложно. Вековые традиции семейного воспитания пропагандируют беспрекословное почитание старших.

И в этом почитании слышны отголоски звериного закона: «право старшинства».

Дедовщина в армии, взаимоотношения в разновозрастных компаниях – да и везде, во всех пластах нашего общества незримо присутствует этот закон: «право старшего».

Как же быть с воспитанием своего ребёнка? Как с позиции старшего начальника перейти на позицию старшего друга?

Научиться этому сложно.

Но если Вы, дорогой читатель, не научитесь уважать своего ребёнка, то никакая методика не даст ожидаемого результата, поскольку (напомню ещё раз) малыша невозможно заставить что-либо делать против его воли.

Вспомните, как Вы сами учились в школе!

Как правило, ученики любят тот предмет, преподаватель которого вызывает у них уважение. И не любят тот предмет, преподаватель которого не нравится.

Более того, вспомните: Вы уважали того учителя, который уважал Вас, и не любили того, кто был высокомерен с Вами.

Уважение – это всегда обоюдный процесс. Впрочем, неуважение – тоже взаимно.

 

 


4
ЗАКОН ИГРЫ
(Закон Тома Сойера)

 

Когда обучение – весёлая игра,
знания усваиваются сами собой

Во время процесса обу­чения сохраняйте весёлое настроение. Забудьте весь свой ученический опыт. Никогда в общении с ребёнком не стремитесь уподобляться школьным учителям. Не копируйте их менторскую интонацию и сдвинутые брови.

Какими бы педагоги ни были талантливыми и прекрасными, дети, играя в школу, любому стороннему наблюдателю продемонстрируют суть взаимоотношений «учитель – ученик».

И тот ребёнок, который берёт на себя роль учителя, не затрудняясь, покажет весь арсенал педагогических приёмов принуждения, подавления и оскорбления личности.

Почему Закон «Об образовании» ограничивает ученический возраст, начиная отсчёт с 7 лет? Да просто потому, что именно к этому возрасту ребёнок достигает такого уровня социализации, что способен подчиниться учителю и выполнять его требования. До семи лет ребёнок своеволен и не поддается какому бы то ни было принуждению.

Иными словами, малыша невозможно заставить что-либо делать против его воли. И если мы хотим побудить его к какому-либо действию, нужно сделать так, чтобы ребёнок сам этого захотел.

 

Секреты педагогики

 

Волшебный приём Тома Сойера

 

Как-то раз Тома наказали за целый ряд провинностей, которые он совершил. И в качестве наказания заставили красить забор.

И вот несчастный Том Сойер (а, может быть, и не несчастный!) красит забор. Мальчишки же, наблюдавшие эту процедуру, стали подсмеиваться над Томом: «Ага, наказали! Заставили вкалывать! Давай-давай, вкалывай!»

Ситуация по своей сути очень трагична. Никто, тем более ребёнок, не может равнодушно переносить насмешки в свой адрес.

Но случай с Томом уникален. На наших глазах произойдёт волшебная метаморфоза.

Мальчишки перестанут смеяться над Томом и покрасят ему забор.

Более того, они сами выстроятся в очередь и отдадут Тому все свои драгоценности, выворачивая наизнанку карманы.

И ради чего? Чтобы некоторое время подержать в руках обыкновенную кисточку и сделать несколько мазков по забору?!

С детьми произошла необычная метаморфоза.

Что же сделал Том Сойер?

А ничего особенного! Он просто сам для себя превратил наказание в игру.

«Да-а-а, – думал Том, – на этот раз никуда не удерёшь, придётся красить». Сунул кисть в краску, мазнул по забору и пришёл в восторг: «Нет, в этом что-то есть!».

Том, не обращая внимания на насмешки мальчишек, увлечённо красил забор.

Мальчишки быстро сообразили, что здесь что-то не так: «Ну, не может наказанный с таким вдохновением выполнять наказание! Не может!».

Подошли поближе: «Том, а Том… А что это ты тут делаешь?» (Будто сами не видят!)

Но Том, не обращая на них никакого внимания, продолжал красить забор.

– Том, а Том, а дай покрасить, – раздалось первое робкое.

– А чё дашь? – прозвучало в ответ.

И сразу выстроилась очередь желающих покрасить забор, да ещё выворачивающих при этом из своих карманов рогатки, свистульки и другие мальчишечьи драгоценности в обмен на работу.

То, что сделал Том Сойер тогда, Вы, уважаемые родители, должны делать всегда, когда решите начать урок со своим малышом.

Перед началом урока, трепетно прижимая к себе карточки или весело помахивая ими, сообщите ребёнку радостнейшую весть: «Сейчас я тебе такие замечательные слова покажу!!! Садись! Смотри!». И сразу, без всякой паузы, начинайте весело показывать ребёнку карточки.

И не надо спрашивать малыша: «Ты хочешь посмотреть на эти карточки?» – Ребёнок может ответить: «Нет, не хочу».

Не нужно его провоцировать таким вопросом. Само Ваше приглашение должно быть сказано так весело, так интригующе, как будто Вы сообщаете ребёнку самую радостную и долгожданную новость.

Помните: любой малыш всегда реагирует в первую очередь не на смысл сказанного, а на интонацию.

Если Вы приятную новость, например, о том, что завтра пойдёте в зоопарк, сообщите ребёнку с грозным видом, сдвинув брови, то он, скорее всего, не обрадуется, а напугается.

А если неприятную весть сообщить радостно, восторженно – малыш будет радоваться вместе с Вами.

 

 


5
ЗАКОН ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ

 

При хорошем настроении обучение
идёт в сотни раз эффективнее

 

 

Педагогическая мудрость

Обучайте ребёнка лишь тогда, когда не только у Вас, но и у него хорошее настроение.

Этот закон продолжает предыдущий. Но его смысл гораздо глубже.

Мамы иногда в импульсивном восторге пытаются растормошить хнычущего ребёнка и с зажигательной интонацией призывают его обратить внимание на интересный материал нового урока. Но малыш начинает хныкать ещё больше, нисколько не желая менять своего настроения.

Не нужно в этом случае вообще приставать к ребёнку с чем-либо, тем более с уроками.

Существует строгое правило: если ребёнок болен или голоден, если у него режутся зубы или болит животик, если он с утра плаксив – то в такие дни лучше вообще никаких уроков не проводить. Не нужно ставить под угрозу срыва всю учебную программу.

Иногда бывают особые дни, когда ребёнок, что называется, не с той ноги встал. С самого утра он слезлив, постоянно хнычет: эти колготки он не наденет, эту кашу есть не будет, гулять не пойдёт. И вообще, всё, что Вы ни предлагаете, он, не задумываясь, отвергает.

Кстати говоря, у каждого ребёнка бывает период негативизма. Это объясняется тем, что он рано или поздно, но всё настойчивее и требовательнее пытается отстоять своё законное право на самостоятельность.

И не нужно в этом случае подавлять его свободу. Подойдите к проблеме разумно! Ведь самостоятельность – это хорошее качество, именно оно позволяет формироваться самодостаточным натурам и лидерам.

Вот когда у малыша всё пройдёт и опять вернётся хорошее настроение, тут сразу включайтесь со своими уроками.

Данный закон особенно важно соблюдать в первый месяц занятий, когда формируется определённый режим и уроки для ребёнка ещё не стали ежедневной потребностью.

 

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

 

Была как-то у нас на курсах одна мама. Из двух тысяч слушателей, прошедших обучение в нашем Центре, второй такой не встретилось.

Все слушатели на курсах ведут себя примерно одинаково: внимательно слушают, задают вопросы, а основные положения быстро записывают. Поскольку я на занятиях ничего не диктую, в основном, идет живой рассказ, то и записывать много ни у кого не получается.

Но эта мама была особенной.

Она строчила, не отрывая ручку от тетрадки. Каждое новое занятие она начинала с вопросов:

– Вот Вы вчера сказали… А если будет такой случай?...

И так минут 15-20 в начале каждого занятия уходило на импровизированный брифинг. Все неискушённые мамы с интересом слушали мои комментарии: «Да, действительно, как быть, если случится такое?..»

Я никогда не скупился в таких случаях на комментарии, зная, что здесь, на занятиях, действи-тельно, всё выглядит легко и красиво, а вот когда мамы приступят к обучению своего ребёнка, то вот тут и начнут возникать многочисленные проблемы.

Теория всегда выглядит проще действительности. Всё кажется легко, пока сам не начнёшь делать. Тем более, что большинство слушателей – мамы молодые, неопытные. А часто встречаются на занятиях беременные женщины, у них вообще ещё нет опыта материнства.

Словом, любой вопрос, касающийся нештатных ситуаций, я не игнорирую, а использую эту возможность для обу­чения родителей самостоятельно составлять алгоритм решения проблемы.

Но вернемся к нашей слушательнице. Невооружённым глазом было видно, что она отличница до мозга костей и к данной методике относится очень серьёзно.

После курсов я снова с ней встретился через полгода на одном из вечеров-встреч, которые мы устраивали достаточно часто. На этих встречах мы имели возможность собирать большое количество фактического материала, отслеживать результаты и совершенствовать методику.

– Андрей Александрович, помните, – обратилась она ко мне, – Вы говорили на лекциях, что во время болезни ребёнка проводить занятия нельзя.

– Да, нельзя, – подтвердил я ещё раз этот закон обучения.

И она поведала свою историю.

Полгода назад, когда ребёнку было 2,5 года, они приступили к занятиям. И маме, и малышу эти занятия «жутко нравились».

Но вот однажды ребёнок заболел: поднялась высокая температура, которую никак не удавалось сбить. Все доступные медики были подняты по тревоге (положение родителей позволяло обеспечить первоклассную медицинскую помощь), но случай оказался непростым: на протяжении нескольких дней состояние ребёнка оставалось тяжёлым. Ни лекарства, ни процедуры не помогали: только собьют температуру, она опять вверх лезет.

И вот малыш, весь в жару, слабеньким голоском обращается к маме:

– Мама, ты почему перестала показывать мне карточки? Я хочу карточки…

Мама тут же, забыв все законы обучения, «нацепила» на лицо улыбку, схватила первые попавшиеся карточки и приступила к уроку. Спустя некоторое время температура спала.

Свой рассказ мама закончила так:

– Андрей Александрович, что хотите думайте, но я абсолютно уверена, что ребёнка вылечили наши занятия.

Это чудо – вымысел или правда?

У меня нет ни тени сомнения в правдивости этой истории. Я знаю, что человек – явление уникальное.

В нашем организме есть любой яд и любое противоядие. Обиходное выражение, что все болезни на нервной почве, надо понимать буквально.

Это действительно так. Счастливые люди не болеют! Болеют только несчастные люди. Ни одна невеста не заболеет в день свадьбы, даже если она в стужу в босоножках перефотографируется перед всеми памятниками. Не тот день!

А стоит любому человеку столкнуться с серьёзными неприятностями или просто выйти на пенсию – всё! Сразу начинается череда путешествий по врачам и больницам.

Вот простое определение любого заболевания: «Болезнь – это реакция организма на дискомфорт нашей психики».

Отсюда формула: «Хочешь быть здоровым – стань счастливым».

А теперь вернёмся к рассказу мамы.

Все занятия до болезни проходили с большим успехом, они нравились и маме, и ребёнку, проходили в душевной комфортной обстановке для обоих.

Во время болезни занятия прекратились. Когда по просьбе малыша мама возобновила занятия, ребёнок, несмотря на болезнь, ощутил себя комфортно: вернулись смех, весёлая возня, улыбающаяся мама. Положительные эмоции подавили болезнь, ребёнок выздоровел!

Но так рискнуть, как это сделала наша мама, т.е. нарушить правило и продолжать занятия во время болезни, можно только при соблюдении двух условий:

1. все занятия до болезни ребёнку очень нравились;

2. ребёнок сам попросил возобновить занятия.

 

Известно с древних времён:

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.026 с.)