Тема 9. Федеративное устройство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Федеративное устройство.



1. Понятие и признаки федеративного государства, виды федераций.

2. Становление и развитие России как федеративного государства.

3. Конституционно-правовой статус РФ.

4. Компетенция РФ.

5. Правой статус субъектов РФ.

6. Административно-территориальные устройства РФ.

Вопрос 1.

Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру в национальном и территориальном аспектах.

2 вида государственного устройства: федеративное (25) и унитарное государство.

Федерация – это добровольное объединение 2-х и более государственных образований в одно союзное государство, в основе которого лежит государственно-правовой акт, закрепляющий правовой статус субъектов федераций, а также разделение полномочий между федерацией и ее субъектами.

Специфическими задачами федерального государства являются:

1. Создание условий для участия населения в политических процессах на нескольких уровнях власти.

2. Всестороннее обеспечивание свободного развития различных наций и народностей на этой территории.

3. Реализация принципов плюрализма и демократизма.

4. Обеспеченье основных прав и свобод человека и гражданина, независимо от места их проживания.

В различных странах федеративное устройство не однородно, его особенности определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом, своеобразием культуры и бытом народа.

Современные федерации от унитарных государств отличаются гораздо более высоким уровнем социальной и национальной напряженности, а это связано прежде всего с несовершенством федеральной структуры, неразвитостью

Существуют признаки федеративного государства:

I. Признаки абсолютного характера: 1. Добровольность объединений государственных образований в единое государство. 2. Вхождение в состав территорий федераций, территорий субъектов федераций. 3. Симметричный конституционный статус субъектов федераций и их равноправие. 4. Разграничение компетенций между федерацией и ее субъектами. 5. Наличие 2-х уровневой системы законодательства. 6. Существование самостоятельной системы органов законодательной и исполнительной власти субъектов. 6. Наличие единого федерального гражданства.

II. Признаки факультативного характера:1. Наличие собственной Конституции субъектов федераций. 2. Функционирование самостоятельной судебной системы субъекта федераций. 3. Возможность установления гражданства субъектов федераций. 4. Ассиметричный конституционный статус субъектов федераций.

Позитивной стороной федеративного государства является возможность реализации народовластия на региональном уровне с учетом местных особенностей в рамках компетенций, установленных основным законом государства.

Вопрос 2.

Дописать!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Вопрос 3.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется, прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающий всей полнотой государственной власти на всей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией находятся в ведении государственных органов субъектов РФ.

РФ имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя, характер взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом и государством, форму государственного устройства России и характер взаимоотношений федераций и субъектов, форму правления и характер взаимоотношений с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти.

Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса РФ является ее территориальное единство. РФ имеет свою территорию, которая складывается из территорий ее субъектов и включает в себя сушу, внутренние воды, территориальное море, открытые и неоткрытые острова, анклавы (Калининградская область), а также воздушное пространство над ними и недра.

РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, она устанавливает статус, правовой режим, защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Важным элементом конституционно-правового статуса РФ является единое гражданство РФ. Кроме того РФ характеризуется наличием собственности, наличием единой денежной и кредитной системой. Эмиссия наличных денег, их обращение и изъятие из оборота РФ осуществляется исключительно банком России.

Кроме того, к числу наиболее важных элементов КПС РФ относятся: существование вооруженных сил РФ; право на международное отношение с иностранными государствами; государственные символы РФ, а также в разграничении предметов ведения федерации и ее субъектов.

Вопрос 4.

Государственный суверенитет проявляется в деятельности органов государственной власти по реализации внутренних и внешних функций государства. Для того, чтобы выполнить данные функции государство должно обладать определенной компетенцией.

Компетенция – это определяемое Конституцией иди ФЗ объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого в своей деятельности они не могут.

Компетенция государства может быть реализована не только через органы государственной власти, но и через референдум и другие институты прямой демократии.

Предмет ведения – это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено соответствующими нормативными актами компетенции данного государственного органа.

В соответствии с Конституцией компетенция государственных органов разграничивается на 3 категории:

1. Исключительная компетенция федерация (ст. 71 Конституции РФ) – это все вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, это вопросы, требующие единого регулирования по всей стране, это федеральная собственность и управление ею, это установление федеральных налогов и сборов, федеральные органы власти, федеративное устройство и территория России. Субъекты РФ не имеют право вторгаться в исключительную компетенцию государства.

2. Предметы совместного ведения государства и субъектов федераций - предполагает, что цент и субъекты действуют и реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использование институтов, процедур, механизмов, согласование своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий. Ст. 72 Конституции - определяет предметы совместного ведения в нескольких направлениях: государственное строительство и защита прав и свобод; регулирование экономики, социального и культурного развития; деятельность правоохранительных органов и функционирование правовой системы; вопросы экологии и экологической безопасности; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов; выполнение международных договоров. ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и полномочий государственной власти субъектов РФ» от 24.06.99г.

3. Исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ (ст.73 Конституции).

15.12.11

Вопрос 5.

Общая характеристика субъектов:

1. Центральным элементом федерализма является наличие реальных прав субъектов федерации, закрепленные в Конституции, в рамках которых они самостоятельны в определении своей собственной политической структуре.

2. Федерализм России строится на 2 принципах: территориальном и национальном. Территориальный принцип – субъекты – это определенные территории независимо от национальной принадлежности населения. Национальный принцип – предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности, которая дает название данной автономии.

3. Субъект федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящие в единое федеративное государство. Субъекты РФ отвечают следующим параметрам: 1. Не обладает государственным суверенитетом. 2. Не имеет право на отделение. 3. Граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на всей территории федерации. 4. Закон субъекта федерации не может противоречить ФЗ. 5. Перед лицом федеральной власти субъекты федерации равны.

4. Важной характеристикой субъекта федерации является его наименование, юридический смысл которого заключается в том, что в Конституции РФ не может быть никакого другого субъекта с таким названием. Если возникнет вопрос о переименовании субъекта, то новое название включается в текст ст.65 Указом президента на основании решения самого субъекта.

5. Все субъекты РФ по объему их компетенции можно разделить на 3 группы: 1. Республики – они могут принимать свои Конституции, устанавливать на ряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (21 республика). 2. Края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа и область (9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения). 3. Автономные округа и автономная область – по представлению этих субъектов может быть принят ФЗ об автономном округе конкретно или об автономной области, который закрепляет особый статус субъекта в том, что они находятся в двойном подчинении (1 автономная область, 4 АО). Признаки, объединяющие статус субъектов: 1. Наличие собственной Конституции или Устава, который определяет их в качестве субъекта федерации. 2. Собственная территория. 3. Собственная система органов государственной власти. 4. Собственная правовая система, которая включает в себя нормативные акты органов государственной власти субъектов федерации и акты органов местного самоуправления. 5. Наличие собственной компетенции. 6. Наличие собственности субъекта, наличие собственного бюджета, наличие налогов. 7. Представительство в федеральном Парламенте (83 субъекта). 8. Признание права на международные связи и внешне экономическую деятельность. 9. Право заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, наличие собственной символики.

6. Конституция РФ предусматривает возможность изменения состава субъектов РФ: 1. Путем принятия в РФ субъекта со стороны. 2. Образование в ее составе нового субъекта: А). объединение существующих субъектов. Б). вычленение из существующих субъектов новых самостоятельных образований. В). Перехода из одного вида субъекта в другой. Г). изменение КПС субъекта (самый трудоемкий).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.006 с.)