ТОП 10:

Свобода совести и вероисповедания



Свобода совести — это право человека самостоятельно определять свое отношение к религии: исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой. Свобода вероисповедания — это право человека самостоятельно выбирать исповедуемую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»1 существуют два вида религиозных общественных объединений: религиозные группы, которые не подлежат государственной регистрации, и религиозные организации.

Религиозная организация может быть образована не менее чем 10 гражданами Российской Федерации и иными лицами, постоянно и на законных основаниях проживающими на территории Российской Федерации.

4.7. Право на объединение (ст.30 Конституции РФ)

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Общественное объединение представляет собой организацию (не обязательно регистрируемую в качестве юридического лица), создаваемую в общественно полезных целях. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Вопросы, связанные с созданием и деятельностью общественных объединений, регулируются федеральными законами «Об общественных объединениях»2, «О политических партиях»3, «О профессиональных союзах, их правах, гарантиях их деятельности».О видах общественных организаций и порядке их создания, структуре и деятельности см. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ Об общественных объединениях; Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности; Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ О политических партиях.

Основными видами общественных объединений являются: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия; профессиональный союз.

По общему правилу, правом на объединение физические лица обладают независимо от гражданства. Однако правом на создание политических общественных объединений, например, политических партий, обладают только граждане Российской Федерации

Обширная практика существует в Конституционном Суде РФ относительно добровольности участия в общественных объединениях, в том числе и в профессиональных юридических, таких как коллегии адвокатов и нотариальных палатах. См. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 N 2-П По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В.Антипова, Р.Л.Гитиса и С.В.Абрамова; Определение Конституционного Суда РФ от 19.03.1997 N 56-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Грищенко Адели Викторовны как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"; Постановление Конституционного Суда РФ от 03.04.1998 N 10-П По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в связи с запросом Советского районного суда города Омска; Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате; Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2000 N 7-П По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; Постановление Конституционного Суда РФ от 22.07.2002 N 14-П По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами граждан, жалобой региональной ...

4.8. Право на манифестации, или свобода собраний(ст. 31 Конституции РФ)

Свобода собраний закреплена в ст. 31 Конституции РФ, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Административный порядок санкционирования проведения указанных мероприятий возможен разрешительный, уведомительный иявочный. В настоящее время установлен уведомительный порядок. Как соблюдение уведомительного порядка, так и другие правила и условия проведения массовых мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования) могут ограничиваться только в той мере, в какой этой необходимо для обеспечения безопасности. См. Федеральный Закон от 19.06.2004 «О митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании»4 .

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) соответствующий орган власти вправе довести до сведения организаторов обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия.

В России действует уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, то есть организаторы не обязаны получать каких-либо разрешений, а лишь уведомляют органы власти о времени и месте проведения мероприятия. Отсутствие отрицательной реакции со стороны органов власти порождает право организаторов проводить массовое мероприятие в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении.

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

  • территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
  • путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
  • территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

  • создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
  • совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

4.9. Права на участие в управлении делами государства(ст. 32 Конституции РФ)

Право на участие в управлении делами государства вытекает из ст. 3 Конституции РФ, в соответствии с которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В широком смысле все политические права являются производными от данного права, однако в узком смысле право на участие в управлении делами государства включает в себя избирательное право, право на участие в референдуме, право на равный доступ к государственной службе, право на участие в отправлении правосудия.

Основной составляющей этих прав являются избирательные права – право формировать органы государственной власти и местного самоуправления. Воля народа должна быть основой власти правительства, она должна находить свое выражение в периодических и несфальсифированных выборах, юридический порядок проведения которых должен гарантировать свободу проведения и подлинность их результатов. Порядок проведения выборов составляет отдельный раздел конституционного права – избирательное право.

Избирательное право. Конституция РФ закрепляет выборы в качестве высшего непосредственного выражения власти народа. В России закреплено всеобщее, прямое, равное, свободное избирательное право при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Избирательное право подразделяется на активное и пассивное.

Активное избирательное право — это право граждан Российской Федерации определять персональный состав органов государственной власти и местного самоуправления, избирать должностных лиц государственной власти и местного самоуправления. Данное право приобретается гражданами Российской Федерации с восемнадцати лет. Для приобретения активного избирательного права на выборах федерального уровня не имеет значения место проживания гражданина: он может проживать на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Активным избирательным правом на региональных и муниципальных выборах обладают граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Пассивное избирательное право означает право граждан Российской Федерации быть избранными в состав выборных органов государственной власти и местного самоуправления, а также на выборные государственные и муниципальные должности.

Пассивное избирательное право приобретается по достижении определенного возраста, например, для выборов депутатов государственной Думы — двадцати одного года, для выборов Президента РФ — тридцати пяти лет на день голосования. Возраст приобретения пассивного избирательного права на региональных и муниципальных выборах устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Для муниципальных выборов и выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации минимальный возраст не должен превышать двадцати одного года.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с возрастом, носят объективный характер. Для того чтобы взять на себя ответственность за судьбы своих сограждан, лицо должно обладать достаточным опытом, причем не только профессиональным, но и личным, житейским. Такой опыт может приобретаться только с возрастом.

В отношении кандидатов на должность Президента РФ установлен ценз оседлости: они должны проживать на территории Российской Федерации не менее десяти лет. Какие-либо иные ограничения пассивного избирательного права в связи с проживанием на определенной территории или в связи с длительностью проживания не допускаются. Гражданин может постоянно проживать в Москве, но претендовать на должность депутата Законодательного Собрания Ленинградской области. Вопрос о пригодности кандидата для занятия выборной должности может решить только избиратель.

Конституция РФ содержит два основных ограничения избирательных прав: не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

При этом лицо, отбывшее уголовное наказание, не ограничивается в политических правах и вправе претендовать на выборные должности, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не избрано в качестве меры уголовного наказания. Правда, сведения о судимости гражданина включаются в основные избирательные документы, в том числе в бюллетень для голосования. Известны случаи, когда избиратели отдавали предпочтение кандидатам с уголовным прошлым, полагая, что их деловые и личные качества позволяют занимать выборные должности.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»5 допускает участие в муниципальных выборах не только граждан РФ, но также иностранных граждан. Для этого необходимо заключение соответствующего международного договора.

В Российской Федерации проблема участия иностранцев в общественной жизни не является на сегодняшний день общественно значимой. Во-первых, до недавнего времени жители бывшего СССР имели возможность получить российское гражданство в чрезвычайно упрощенном порядке. Во-вторых, иностранцы, постоянно или преимущественно проживающие на территории Российской Федерации, не проявляют сколько-нибудь заметной общественной активности, связанной с необходимостью их вовлечения в осуществление местного самоуправления.

Таким образом, вопрос об участии иностранцев в муниципальных выборах в Российской Федерации носит в большей степени теоретический, нежели прикладной характер.

Единственным договором, предоставлявшим иностранцам такое право, являлся Договор о создании Союза Беларуси и России, согласно которому граждане Республики Беларусь наделялись как активным, так и пассивным избирательным правом на муниципальных выборах в Российской Федерации. Однако в 1999 г. данный Договор утратил силу, а в новые договоры положения об участии белорусских граждан в муниципальных выборах не включались.

Прямое избирательное правоозначает, что избиратели непосредственно голосуют за кандидата или список кандидатов. В России (СССР) прямое избирательное право применяется с 1936 г.

Помимо прямых выборов в мировой практике существуют также многоступенчатые выборы, когда избиратели своим голосованием формируют специальную коллегию выборщиков, которая в свою очередь избирает депутатов или должностных лиц (таким образом избирается Президент США), а также многостепенные выборы, когда с помощью прямых выборов формируются только органы власти низших уровней, а вышестоящие органы формируются нижестоящими (такая система применялась в СССР и сейчас используется в Китае).

Равное избирательноеправоозначает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Один человек обладает одним голосом. Если выборы проводятся по многомандатным округам (число мандатов, распределяемых в одном округе, не может превышать пяти), каждый избиратель имеет равное число голосов, обычно это число совпадает с числом распределяемых мандатов.

Принцип свободного избирательного праваозначает что никто не может быть принужден к участию или неучастию в выборах. Участие в выборах — это право, а не обязанность гражданина.

Органы государственной власти, особенно избирательные комиссии, обычно предпринимают меры, направленные на обеспечение высокой явки избирателей, проводят разъяснительные кампании, призванные побудить граждан участвовать в выборах.

Широко обсуждается проблема абсентеизма, т. е. отказа избирателей от участия в выборах, политической пассивности граждан.

Представляется, что сознательный отказ от участия в выборах не несет в себе никакой опасности. Если избиратель не видит достойных кандидатов или не желает участвовать в выборах, поскольку сомневается в их честности, он имеет все основания воздержаться от участия в голосовании.

В соответствии с принципом тайного голосования должна быть исключена возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

В помещениях для голосования размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями.

Право на участие в референдуме. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет референдум как форму прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

Правом на участие в референдуме обладают граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцати лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Право на участие в референдумевключает в себя право инициировать проведение референдума, т. е. участвовать в инициативной группе по проведению референдума, которая выдвигает инициативу проведения референдума и собирает подписи в количестве, необходимом для назначения референдума, а также право голосовать по вопросу референдума.

На референдум могут быть вынесены не все вопросы. Так, в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»6 на федеральный референдум не могут выноситься вопросы:

  • об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  • об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  • о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
  • о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
  • о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  • об амнистии и о помиловании.

Запрещено проводить референдум Российской Федерации в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Право на равный доступ к государственной службе.Механизмы осуществления государственной власти предполагают наличие чиновников, т. е. лиц, которые профессионально занимаются управленческой деятельностью. В отличие от политических руководителей, чиновники, или государственные служащие, не покидают свои посты после очередных выборов, их деятельность не должна зависеть от текущих политических процессов. Государственные служащие сами не определяют политику государства, а лишь обеспечивают реализацию решений, принимаемых органами власти и народом непосредственно.

Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации»7 определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Право граждан на равный доступ к государственной службе обеспечивается посредством проведения конкурсов на занятие вакантной должности.

Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»8 поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы, по общему правилу, осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации. Конкурс не проводится:

  1. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  2. при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
  3. при заключении срочного служебного контракта;
  4. при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке перевода по состоянию здоровья, при реорганизации, реорганизации государственного органа, в случае сокращения должностей;
  5. при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе

Право на участие в отправлении правосудия.Данное право призвано обеспечить эффективный общественный контроль за судебной властью, гарантировать судейское сообщество от превращения в замкнутую касту, противопоставляющую себя обществу.

Граждане Российской Федерации участвуют в отправлении правосудия в следующих формах.

  1. Занятие судейской должности. На судейскую должность вправе претендовать любой гражданин Российской Федерации, отвечающий достаточно простым требованиям: гражданство России, высшее юридическое образование, отсутствие заболеваний, препятствующих занятию судейской должности, достижение определенного возраста (от двадцати пяти лет — для судей районных судов до сорока лет — для судей Конституционного Суда РФ), наличие стажа по юридической профессии (для судей районных судов — не менее пяти лет, для вышестоящих судов требования, связанные со стажем, увеличиваются).

Отбор судей осуществляется на конкурсной основе, претенденты сдают экзамены, а квалификационные коллегии судей отбирают наиболее достойных претендентов. Большая часть судей федеральных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации, но он вправе назначить только кандидата, прошедшего в установленном порядке конкурсный отбор. Данный механизм призван обеспечить приток в судейское сообщество наиболее квалифицированных кадров и дать шанс стать судьей широкому кругу граждан.

  1. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя. УПК РФ9 определяет присяжного заседателя как лицо, привлеченное в установленном порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта. Суд присяжных является наиболее распространенной в мировой практике формой непосредственного участия граждан в отправлении правосудия. В России суд присяжных используется только в уголовном процессе и состоит из коллегии присяжных заседателей (двенадцать человек) и профессионального судьи.

Присяжные заседатели — это не профессиональные юристы, а представители общественности, поэтому они не решают вопросы права, т. е. вопросы о квалификации деяний, назначении наказания. Присяжные заседатели решают только вопросы факта.

В России коллегия присяжных заседателей отвечает на три основных вопроса:

  • доказано ли, что деяние имело место;
  • доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
  • виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, например от знакомых или из средств массовой информации, а также по другим причинам. Стороны обвинения и защиты вправе заявлять отводы присяжным заседателям.

Необходимо отметить, что суд присяжных используется только при рассмотрении уголовных дел о наиболее тяжких преступлениях. Кроме того, уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей только в том случае, если об этом ходатайствует подсудимый. Рассмотрение дела судом присяжных не всегда является благом для подсудимого вследствие некоторых причин, связанных с наличием в обществе предубеждений в отношении лиц определенной национальности или профессии.

Присяжным заседателем может стать любой дееспособный, не судимый гражданин Российской Федерации, достигший двадцати пяти лет, включенный в списки избирателей (участников референдума) на выборах (референдумах), предшествующих составлению списков присяжных заседателей.

Основной и запасной списки присяжных заседателей ежегодно составляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  1. Участие в отправлении правосудия в качестве арбитражного заседателя. Арбитражным заседателем является представитель предпринимательского сообщества, привлекаемый к осуществлению правосудия в арбитражных судах при рассмотрении дел, вытекающих из гражданских правоотношений.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие двадцати пяти лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки арбитражных заседателей утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении гражданских дел в арбитражных судах субъектов Российской Федерации по ходатайству сторон.

4.10. Правопетиций (ст. 33 Конституции РФ)

Обращение граждан в органы власти — один из наиболее распространенных способов взаимодействия государства с личностью и обществом. Защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Информацию о том, что права конкретного человека нуждаются в защите, государство получает прежде всего из обращений. Обращения граждан также важны для эффективности государственного управления как механизм обратной связи — через обращения власть может судить об эффективности своих действий и решений, а граждане получают возможность влиять на принимаемые решения.

Конституция РФ (статья 33) предусматривает право граждан как на личные, так и на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Речь идет о том, что гражданам должна быть предоставлена возможность обратиться в органы власти как лично (на приеме у соответствующих должностных лиц), так и через письменные обращения.

Основным правовым актом, регулирующим рассматриваемый вопрос, является Федеральный закон от 2.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»10.

Обращения граждан подразделяются на предложения (рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества); заявления (просьбы гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц); жалобы (просьбы гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц).

Устанавливается общий срок рассмотрения обращений – 30 дней, в исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении документов необходимых для рассмотрения обращения, срок может быть продлен на 30 дней.

По общему правилу, обращение в компетентные органы не является обязательным условием для получения права на обжалование их действий и решений в суд. Гражданин сам вправе решать, каким образом он будет отстаивать свои права.

Закон также обязывает органы власти вести личный прием граждан, в ходе которого граждане могут подавать устные обращения. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. Ответ на устные обращения дается немедленно либо позднее в письменной форме.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.21.4.239 (0.017 с.)