Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переноска пострадавших па руках двумя носильщиками.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Носильщики соединяют руки так, чтобы образовать "сиденье", "замок". "Замок" можно сделать, соединив две руки (одну руку одного носильщика и одну руку другого), три руки (две руки одного носильщика и одну руку другого) и четыре руки (рис. 54, а, б, в). В первом случае носильщики, имея по одной свободной руке, могут поддерживать ими пострадавшего спереди и сзади. Во втором случае пострадавшего может поддерживать рукой один из носильщиков. В третьем случае пострадавший сам обхватывает носильщиков обеими руками за плечи (рис. 55, а, б). В качестве "сиденья" можно также использовать поясной ремень, свернутый кольцом, веревку, кусок крепкой ткани. Второй способ. Один из носильщиков подходит к пострадавшему сзади и подхватывает его под мышки согнутыми в локтях руками, другой носильщик встает между ног пораженного к нему спиной и обхватывает руками его голени. При этом первый носильщик не должен соединять свои руки на груди пострадавшего, так как это может затруднить ему дыхание (рис, 56).
Третий способ. Носильщики, подойдя к пораженному, становятся оба с одной (здоровой) стороны и опускаются на одно колено. Тот носильщик, который находится у головы пораженного, одну руку
подводит ему под спину, другую -под поясницу. Другой носильщик, находящийся у ног пораженного, подводит одну руку под его ягодицы, другую подсовывает под голени. Оба носильщика одновременно, становясь на ноги, поднимают пострадавшего. Этот способ также удобен для переноски пораженного на короткие расстояния и для укладывания его на носилки. В ряде случаев пострадавший может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью одного из двух сопровождающих. При этом пострадавший закидывает руку на плечи помогающему (помогающим). Помогающий обхватывает пострадавшего за талию или же за грудь. Свободной рукой пострадавший может опираться на палку или трость. Переноска пострадавших с помощью лямок. Лямки, предназначенные для переноски, представляют собой брезентовый ремень длиной до 360 см и шириной 6, 5 см с металлической пряжкой на конце. Для переноски пострадавшего лямку складывают восьмеркой или кольцом. Сложенную лямку нужно правильно подогнать по росту и телосложению носильщика; лямка, сложенная восьмеркой, должна без провисания Рис. 57. Подготовка и примерка лямки для переноски раненых надеваться на большие пальцы вытянутых рук, а лямка, сложенная кольцом, на большой палец одной вытянутой руки и большой палец другой руки, согнутой в локтевом суставе под прямым углом (рис. 57, а, б, в, г). Такие лямки можно сделать из двух-трех ремней, простыни, полотенец, толстой веревки и др.
Первый способ. Пострадавшего кладут на здоровый бок. Лямку, сложенную в виде кольца, подводят под пострадавшего таким образом, чтобы одна ее половина была под ягодицами, а другая (продетая под мышками) - на спине. Свободный конец лямки должен лежать на земле. Таким образом по бокам пострадавшего образуются петли (рис. 58).
Рис. 59. Переноска раненого с помощью лямки: а - первый способ, б - второй способ Далее носильщик ложится впереди пострадавшего, спиной к нему, просовывает руки в петли лямки, надетой на пострадавшего, подтягивает их на свои плечи, связывает петли свободным концом лямки и кладет пострадавшего себе на спину. Затем постепенно поднимается, становясь сначала на одно колено, на другое и, наконец, во весь рост. При этом пострадавший сидит на лямке, прижатый ею к спине носильщика (рис, 59, а). Такой способ удобен тем, что обе руки носильщика остаются свободными, а пострадавший может держаться за плечи носильщика. Недостатком этого способа переноса является то, что при этом на спину пострадавшего оказывается давление, поэтому при повреждениях и ранении грудной клетки применять этот способ не рекомендуется. Второй способ. Носильщик надевает на ноги пострадавшего лямку, сложенную восьмеркой, укладывает его на здоровый бок и, прижимаясь плотно к нему спиной, надевает лямку на себя так, чтобы перекрест ее пришелся на груди. Затем носильщик поднимается как при первом способе. При такой переноске грудь пораженного остается свободной, не стесненной для дыхания (рис. 59, б), но носильщик должен поддерживать его за руки, а пораженный держаться за плечи или поясной ремень носильщика. Оба способа неприменимы при переломах бедра, таза, позвоночника. Второй способ, кроме того, нельзя использовать при переломах обеих верхних конечностей. Если пострадавшего переносят два носильщика, то, сложив лямку восьмеркой, они надевают ее на себя так, чтобы пере- Рис. 61. Носилки из подручных материалов с использованием палок, ремней, мешка и пальто давшего. Носильщики не должны идти быстро и в ногу, передвигаться нужно короткими шагами, избегать крутых спусков и подъемов. При подъеме в гору, по лестнице пострадавшего следует нести головой вперед, а при спуске - наоборот. Как во время спуска, так и при подъеме носилки все время должны быть в горизонтальном положении: при подъеме идущий сзади поднимает носилки на плечи или до уровня своих плеч, а при спуске этот прием должен проделать идущий впереди. При переноске в холодное время года пострадавшего необходимо тепло укрыть. Транспортировка пострадавших при различных повреждениях и заболеваниях. Больных с повреждением нижних конечностей следует транспортировать на носилках в положении лежа на спине. При этом конечность следует уложить на что-нибудь мягкое и несколько приподнять. Пострадавших с повреждением верхних конечностей можно перевозить в положении сидя. При переломах костей таза производить иммобилизацию (фиксацию, закрепление) с помощью шин невозможно. Такие больные транспортируются только на спине. Для предупреждения смещения отломков костей и возможного повреждения ими внутренних органов необходимо добиться максимального расслабления мышц. Для этого сгибаются нижние конечности в коленях и тазобедренных суставах, под колени подкладывают тугой валик из одежды, одеяла и пр. высотой 25-30 см, бедра слегка разводят в стороны. Для предупреждения соскальзывания ног с валика на уровне коленей их следует связать чем-нибудь мягким (полотенцем, простыней и т. п.). Больных с ранениями головы, повреждениями костей черепа и головного мозга перевозят на носилках в положении лежа на спине. Для того чтобы при транспортировке не было дополнительных повреждений и сотрясений головы, производят иммобилизацию с помощью ватно-марлевого или надувного подкладного круга или подсобных средств (одежда, сено, одеяло и пр.). Если рана находится в затылочной области или имеется перелом костей в этой зоне, то перевозить пострадавшего следует на боку. У больных с травмами головы, сотрясением мозга часто возникает рвота, поэтому за ними необходимо постоянное наблюдение: нельзя допускать попадания рвотных масс в дыхательные пути, ибо это может привести к удушению. При переломе костей носа часто наблюдаются носовые кровотечения, поэтому транспортировать таких больных надо в положении сидя или полулежа, с поднятой головой. На область носа следует положить холод. Перевозку раненых с повреждением челюстей осуществляют в положении сидя, с некоторым наклоном головы вперед. Если пострадавший в бессознательном состоянии, его перевозят в положении лежа на животе с подложенными под лоб и грудь валиками из одежды, одеяла и других вещей. Это необходимо для предупреждения затекания слизи или крови в дыхательные пути, а также во избежание западения языка в глотку пострадавшего. Переломы позвоночника чрезвычайно опасны тем, что небольшое смещение позвонков может привести к травме (сдавливанию, разрыву) спинного мозга, которая влечет за собой такие грозные осложнения, как паралич конечностей, нарушение функции внутренних органов вплоть до остановки дыхания. При переломах шейного отдела позвоночника пострадавших транспортируют на спине с валиком под шеей. Всех больных с повреждениями позвоночника следует перевозить только на носилках, в горизонтальном положении на твердой осно-•ве (доска, фанера и пр.), на спине или животе. Перекладывают больного вместе с доской или щитом, на котором он лежал, чтобы не допустить сгибания позвоночника. Транспортировка больных с переломом ключицы или ребер вполне возможна в положении сидя. В случае тяжелого состояния, когда пострадавший не может сидеть, перевозку осуществляют на носилках в полусидячем положении. Пораженные молнией, электрическим током должны транспортироваться только в положении лежа. Больные с легочным кровотечением очень чувствительны к перевозкам, тряскам. Поэтому доставку таких больных из дома в больницу лучше осуществлять машиной "скорой помощи", соблюдая особую осторожность, избегая резких движений воздуха, что может вызвать кашель и усилить кровотечение. Положение в машине - полусидя, с приподнятой головной частью носилок. Больных с желудочным кровотечением транспортируют лежа, ножная часть носилок должен быть приподнята для предупреждения обескровливания головного мозга. Во время перевозки пострадавших в холодное время года необходимо предусмотреть все меры по предупреждению переохлаждения организма. Известно, что при любых видах травм, внезапных острых заболеваниях, несчастных случаях, тяжелых заболеваниях оно значительно ухудшает состояние пострадавших и влияет на последующий ход заболевания, особенно у больных в бессознательном состоянии, в состоянии алкогольного опьянения, у больных с наложенным жгутом для остановки кровотечения, отморожениями. Вредно также и перегревание на солнце. Особенно важно при транспортировке постоянно следить за состоянием пострадавшего, которое может внезапно ухудшиться. Нужно быть готовым к оказанию неотложной реанимационной помощи. Своими разговорами и поступками необходимо внушать пострадавшему надежду на благополучный исход и быстрое выздоровление. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ АВАРИЯ - непредвиденный выход из строя, разрушение, повреждение или нарушение здания, сооружения, средства передвижения, станка [5]. АТМОСФЕРА - газообразная оболочка Земли, включающая смесь различных газов естественного и антропогенного происхождения, водяных паров и пылевых частиц [5]. БЕЗОПАСНОСТЬ - свойство системы "человек - среда обитания" сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам [5]. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ- наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания [5]. БИОСФЕРА - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия [5]. ВРЕДНЫЙ ФАКТОР - негативный фактор, воздействие которого на человека приводит к заболеванию. ГЕН -участок хромосомы, обладающий определенной биохимической функцией и оказывающий специфическое влияние на признаки и свойства организма [43]. ГЕНОТИП - сумма всех генов организма, или наследственная конституция [43]. ГИДРОСФЕРА - совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников и снежных покровов. ДЕБИЛЬНОСТЬ - легкая степень умственной отсталости, встречающаяся примерно у двух процентов населения; характеры- . 355 зуется затрудненной интеллектуальной деятельностью, но хорошей социальной адаптацией [7]. ДЕЛИРИОЗНОЕ СОСТОЯНИЕ, ДЕЛИРИЙ -острое расстройство психической деятельности, проявляющееся дезориентацией в месте и времени, разнообразными галлюцинациями, острым страхом, двигательным возбуждением [30]. ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - способ существования или повседневная деятельность человека [5]. ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ -определенная территория, на которой объявлена чрезвычайная ситуация [1]. КАТАКЛИЗМ - разрушительный переворот, катастрофа [39]. КАТАСТРОФА - переворот, уничтожение, крушение, военное поражение, разрушение, потрясающее внезапное бедствие, имеющее гибельный конец, в том числе и для людей [39]. КОМА - бессознательное состояние с потерей чувствительности и подвижности, возникающее в результате травмы или приема некоторых лекарственных или наркотических веществ [7]. КРИТИЧЕСКИЙ ОРГАН (при облучении) - орган или ткань, часть тела или все тело, облучение которых в данных условиях наиболее существенно в отношении возможного ущерба здоровью (с учетом радиочувствительности отдельных органов и распределения эквивалентной дозы по телу) облученного лица или его потомства [20]. ЛЕТАЛЬНЫЙ ГЕН - ген, наличие которого (особенно в гомози-готном состоянии) приводит организм к гибели [43]. ЛИТОСФЕРА - внешняя сфера "твердой" Земли, включающая земную кору и часть верхней мантии [39]. ЛОКУС - место в хромосоме, в котором расположен ген [43]. МЕЙОЗ - редукционное деление ядра, при котором число хромосом в клетке уменьшается в два раза; в течение мейоза ядро делится дважды, а хромосомы только один раз [43]. МУТАГЕН - фактор, вызывающий мутации [43]. МУТАЦИЯ - наследственное изменение, не вызванное рекомбинацией генов [43]. НЕГАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ - состояние системы "человек -среда обитания", характеризующееся отклонением от условий безопасного взаимодействия [5]. НЕЙРОМЕДИАТОР - химическое вещество, передающее нервные сигналы в синапсах [7]. ОПАСНОСТЬ - негативное свойство системы "человек - среда обитания", способное причинять ущерб и обусловленное энергетическим состоянием среды и действиями человека [5]. ОПАСНЫЙ ФАКТОР - негативный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному исходу [5]. ОТРАВЛЕНИЕ - результат воздействия химического вещества на человека, вызвавший заболевание или летальный исход [5]. ПОПУЛЯЦИЯ - совокупность некоторого числа особей данного вида, принадлежащих к различным биотипам [43]. ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА -все вещества, действующие на психику [7]. РЕГИОН - "безразмерное" понятие, обозначающее любую территорию, обладающую общими характеристиками состояния биосферы или техносферы [5]. РНК - рибонуклеиновая кислота. СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА - вещества, прием которых оказывает успокаивающее действие [7]. СЕЛЕВОЙ БАССЕЙН - горный речной бассейн с массой селевых русел, по которым формируются и проходят сели [17]. СЕЛЕВОЙ ПОТОК, СЕЛЬ - временный бурный горный поток с большим содержанием в воде горных пород от глинистых частиц до крупных валунов и глыб [17]. СЕЛЕОПАСНОСТЬ, СЕЛЕАКТИВНОСТЬ ГОР, РЕЧНЫХ БАССЕЙНОВ - оценка степени их селеопасности по фактическому количеству действующих селевых русел и числу случаев прохождения селей. Условно селеопасность разделяется на четыре категории: весьма селеопасные, сильноселеопасные, среднеселеопасные и сла-боселеопасные [17]. СЕЛЕХРАНИЛИЩЕ - искусственное вместилище в долине реки, образованное селезадерживающей плотиной, в которой аккумулируются сели и накапливаются селевые отложения [17]. СЕНСИБИЛИЗИРУЮЩАЯ (К АЛКОГОЛЮ) ТЕРАПИЯ -назначение средств, применение которых резко повышает чувствительность организма к алкоголю и делает его дальнейшее употребление опасным для здоровья пьющего. Наиболее известное сенсибилизирующее средство - тентурал (антабус) [30]. СЕНСИТИЗАЦИЯ (сенсибилизация) - процесс, при котором стимул, не вызывавший раньше никакой реакции, начинает вызывать ее [7]. СИНАПС - область вокруг очень узкой щели, через которую происходит передача нервных сигналов с синаптических бляшек одного нейрона на тело или дендрит другого нейрона, мышечное волокно или железистую клетку [7]. СРЕДА ОБИТАНИЯ - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство [5]. СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ - явление природы, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной жизни, уничтожению материальных ценностей и гибели людей [5]. СТИХИЯ - явление природы, проявляющееся как могущественная разрушительная сила [39]. СТРЕСС - общая реакция организма на такие факторы, как боль, опасность, душевное потрясение, препятствие к достижению желаемого и т. п. ТЕХНОСФЕРА - регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия людским, социально-экономическим потребностям [5]. ТОЛЕРАНТНОСТЬ - возрастающая способность организма сопротивляться действию вещества; она приводит к необходимости увеличивать дозу для получения желаемого эффекта [7]. ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ -лекарственные препараты, снимающие состояние тревоги путем воздействия на мозг [7]. ТРАНС - состояние сильного возбуждения, вызываемое бурной мозговой активностью [7]. ФЕНОТИП - сумма признаков особи на определенной стадии развития; представляет собой результат взаимодействия между генотипом и окружающей средой [43]. ФИБРОЗ - разрастание грубоволокнистых соединительных тканей в каком-либо органе, резко нарушающее его деятельность [30]. ХРОМОСОМА - органоиды клеточного ядра, совокупность которых определяет наследственные свойства клеток и организма [43]. ЦИРРОЗ ПЕЧЕНИ - заболевание, сущность которого заключается в гибели (под воздействием ядовитых веществ - никотина, алкоголя) печеночных клеток, замещения нормальной печеночной ткани рубцевой грубоволокнистой соединительной тканью, в результате чего печень, постепенно все более увеличиваясь в размерах, утрачивает способность выполнять свои, столь важные для организма функции (обезвреживающую, кроветворную и др.) [30]. ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, стихийного бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения [I]. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА - ситуации, вызванные стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими явлениями), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями [1]. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА - ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях. ЭГОЦЕНТРИЗМ - субъективная установка, при которой за исходную точку для восприятия мира принимается собственная личность [7]. ЭКСТАЗ - состояние, в котором находится индивидуум, как бы вышедший из себя. Чрезмерная мозговая активация при этом контрастирует с неподвижностью тела и выражением возвышенного счастья [7]. ЭНДОРФИНЫ - нейромодуляторы, облегчающие, подобно морфину, физическую боль. Кроме того, эндорфины играют значительную роль в снятии стресса [7].
,,,'.,,, ЛИТЕРАТУРА 1. О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. Алматы, 1996. 2. Алтунин А, Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями. 2-е изд., перераб. и доп. М: Стройиздат, 1978. 3. Атсшанюк В. Г. и др. Гражданская оборона: Учеб. для вузов / Под ред. Д.И. Михайлика. М.: Высш. шк., 1986. 4. Башмаков А. И., Чернов В. К. Экстренная доврачебная помощь. Алма-Ата: Казахстан, 1990. 5. Белов С. В., Морозова Л. Л., Сивков В. П. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций. Ч. 1 / Под ред. С. В. Белова. М.: ВАСОТ, 1992. 6. Болт Б. Землетрясения: общедоступный очерк / Пер. с англ. М.: Мир, 1981. 7. Годфруа Ж, Что такое психология: В 2 т. / Пер. с франц. М.: Мир, 1992. Т. 1,2. 8. ГостюшинА. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 1996. 9. Гостюшин А. В., Шубина С. И. Азбука выживания. 2-е изд. М.: Знание, 1996. 10. Доклад о развитии человека за 1994 год. Нью-Йорк; Оксфорд, 1994. 11. Жеребин Е. А. Мирные профессии нейтронов. М.: Знание, 1980. 12. Загрязнение почв Советского Союзатоксикантами промышленного происхождения в 1990 году: Ежегодник. Обнинск: НПО "Тайфун", Ин-т эксперим. метрологии, 1991. 13. Занько Н. Г. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для студентов всех специальностей. Спб.: ЛТА, 1996. 14. Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. 15. Каммерер Ю. Ю., Харкевич А. Е. Аварийные работы в очагах поражения: Учеб. пособие / Под ред. Б. П. Иванова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1990. 16. Каммерер Ю. Ю. и др. Защитные сооружения гражданской обороны: Устройство и эксплуатация: Учеб. пособие. М.: Энергоатомиз-дат, 1986. 17. Карсшанов У, К., Деговец Р. С. Внимание: сель! Алматы: Кайнар: МП "Саржайлау", 1992. 18. Каспаров А.А. Гигиена труда: Учеб. М.: Медицина, 1988. 19. Киссин И. Г. Землетрясения и подземные воды. М.: Наука, 1982. 20. Козлов В. Ф. Справочник по радиационной безопасности. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Энергоатом издат, 1987. 21. Колесников Е. В, Буйные ветры казахских степей. Алматы: ТОО "Паритет", 1994. 22. Кондратов В. П. и др. Белые стрелы гор. Алматы: ТОО "Паритет", 1994. 23. Котик М. А. Психология и безопасность. Таллинн: Валгус, 1981. 24. Максимов М. Т., Оджагов Г. О. Радиоактивные загрязнения и их измерение: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Энергоатом-издат, 1989. 25. Мариковский П. И. Животные предсказывают землетрясение. Алма-Ата: Кайнар, 1995. 26. Михио Е. П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. М.: Атомиздат, 1979. 21.НурмагамбетовА.. СыдыковА. Землетрясения: жизнь можно сохранить! Факты, прогнозы, советы. Алматы: Наука КазССР, 1990. 28. Основы безопасности жизни. 1997. № 1. 29. Основы безопасности жизни. 1998. № 3. 30. Популярная медицинская энциклопедия. Аборт - Ящур. 3-е изд. / Под ред. В. И. Покровского. М.: Сов. энцикл., 1991. 31. Прибор химической разведки войсковой (ВПХР): Техническое описание и инструкция по эксплуатации. ГО 57.00.000 ТО, 1989. 32. Радиация. Дозы, эффекты, риск / Пер. с англ. М.: Мир, 1988. 33. Республика Казахстан: Отчет по человеческому развитию. 1995. Алматы: 1995. 34. Республика Казахстан: Отчет по человеческому развитию. 1997. Алматы: ТОО "Герона", 1997.
35. Республика Казахстан: Отчет по человеческому развитию. 1998. Алматы: ТОО "Герона", 1998. 36. Риск как точная наука//Наука и жизнь. 1991. №3. С. 2-5, 59-64. 37. Руководство по травматологии / Под ред В. Г. Ванштейна. Л.: Медицина, 1979. 38. Санитарные правила и нормы по гигиене труда в промышленности: Санитарное законодательство Республики Казахстан; В 3 ч. / Под ред. В. А. Козловского. Омск: ИПК "Омич", 1995. 39. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1981. 40. Средства индивидуальной зашиты работающих на производстве: Каталог-справочник / Под обшей ред. В.Н. Ардасенова, М.: Проф-издат, 1988. 41. Статистический ежегодник Казахстана/Нац. стат. агентство М-ва экономики и торговли Республики Казахстан. Алматы, 1997. 42. Статистический ежегодник Казахстана, 1999 г.: Стат. сб. / Под ред. Ж. А. Кулекеева. Алматы, 1999. 43. Тарасенко Н. Д., Лушанова Г. И. Что вы знаете о своей наследственности? 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 44. Хепфнер Кр. СПИД - медико-биологические и социальные аспекты болезни / Пер. с нем. М.: Педагогика-пресс, 1992. 45. Аорвши Л. Кислотный дождь / Пер. с венг. М.: Стройиздат, 1990. Ав.Щетников Н.А. Цунами. М.: Наука, 1981. 47. Экологическое состояние окружающей природной среды Республики Казахстан в 1995 году и меры по ее улучшению: Гос. докл. Алматы: М-во экологии и биоресурсов РК, 1996. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение...................................................................................................... 3 Глава 1. Основополагающие вопросы курса "Безопасность жизнедеятельности"................................................................................... 5 Объект изучения курса......................................................................... 6 Аксиома о потенциальной опасности................................................ 8 Актуальность проблем БЖД............................................................... 9 Глава 2. Теоретические основы курса "Безопасность жизнедеятельности"................................................................................. 16 Понятие безопасности....................................................................... 16 Понятие опасностей и их классификация........................................ 18 Понятие о чрезвычайных ситуациях (ЧС) и их классификация.... 20 Понятие приемлемого риска............................................................. 23 Глава 3. Функциональные возможности человека и его совместимость со средой обитания............................................... 27 Организм как целое............................................................................ 27 Функциональные возможности человека......................................... 35 Организация нервной системы.................................................... 35 Рецепторы...................................................................................... 36 Совместимость человека со средой обитания................................. 43 Понятие психологии безопасности................................................... 47 Глава 4. Источники и уровни опасностей среды обитания.................. 51 Антропогенные опасности среды обитания.................................... 51 Источники и уровни загрязнения атмосферного воздуха......... 52 Источники и уровни загрязнения гидросферы.......................... 63 Источники и уровни загрязнения литосферы............................ 69 Воздействие на организм человека негативных факторов среды обитания.............................................................................. 75 Вредные вещества................................................................... 75 Ионизирующие излучения................................................... 106 Другие негативные факторы среды обитания.................... 135 Природные опасности...................................................................... 156 Литосферные опасности............................................................. 157 Землетрясение....................................................................... 157 Сель........................................................................................ 183 Снежные лавины................................................................... 194 Оползни и обвалы................................................................. 195
Гидросферные опасности........................................................... 197 Наводнения............................................................................ (97 Атмосферные опасности............................................................. 203 Ветровое движение воздушных масс.................................. 203 Другие опасные метеорологические явления..................... 213 Биологические опасности и социально-значимые болезни......... 216 Глава 5. Организация спасательных и неотложно-восстановительных работ при чрезвычайных ситуациях..................................................... 237 Глава 6. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций................................................................................................ 248 Государственная система Республики Казахстан по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.... 248 Международное сотрудничество в случае возникновения чрезвычайных ситуаций................................................................. 255 Глава?. Формирование здорового образа жизни................................ 258 Человек: наследственность и влияние вредных факторов среды обитания и образа жизни................................................................. 259 Наследственность, болезни........................................................ 260 Болезни с наследственным предрасположением............... 260 Питание и болезни................................................................ 263 Повреждение эмбриона в период беременности............... 266 Алкоголь и врожденные аномалии...................................... 267 Вредные привычки.......—........................................,............. 270 Социальная среда и человек....................................................... 271 Генотип, болезни и среда обитания........................................... 272 Общество: прогноз развития...................................................... 276 Глава 8. Основы медицинских знаний................................................... 278 Выполнение искусственного дыхания и массажа сердца.............. 279 , Первая помощь при несчастных случаях....................................... 287 Первая помощь при укусах бешеных животных, ядовитых змей, насекомых и при отравлении ядовитыми растениями................... 311 Первая помощь при неотложных состояниях................................. 321 Острые кровотечения. Первая помощь при отрыве пальцев, конечностей, подлежащих восстановительной хирургии, и других видах травм....................................................................... 328 Переноска и транспортировка раненых и пораженных................ 346 Словарь терминов................................................................................... 355 Литература............................................................................................... 360 Редактор А.Б. Баирова Компьютерная верстка Е. Шаиховой Подписано в печать 5.05.2000. Формат 60*84/16. Гарнитура "Тайме". усл.п.д. 21,37. Усл.кр.-отт. 21.51. Уч.-изд.л. 19,49. Тираж1000 экз. Заказ Редакционно-издательский отдел ВШП "Эдшет". 480057, Алматы, ул. Ауэзова, 145в Типография ТОО "РпШ-5". 480082, Алматы, ул. Ибрагимова, 1
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.012 с.) |