Содержание книги

  1. Предмет психологии, ее задачи, связь с другими науками.
  2. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды и формы мышления. Мыслительные операции.
  3. Методы психологических исследований
  4. Понятие о воображении. Создание образов фантазии. Виды воображения.
  5. Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Основные подходы к изучению личности в психологии. Психологическая структура личности.
  6. Предмет психологии развития и возрастной психологии. Задачи и принципы психологии развития и возрастной психологии.
  7. Понятие об эмоциях и чувствах в психологии. Виды эмоций и чувств.
  8. Общая характеристика этапа новорожденности и младенчества. Физическое и моторное развитие младенца.
  9. Понятие о темпераменте и его типах. Теории темперамента. Характеристика типов и свойств темперамента. Темперамент и деятельность, темперамент и умственные способности.
  10. Понятие о внимании. Виды внимания и их характеристика. Свойства внимания.
  11. Общее понятие о характере. Биологические и социальные предпосылки характера. Структура характера. Акцентуации характера.
  12. Общее понятие о способностях. Биологические и социальные предпосылки способностей. Виды и структура способностей.
  13. Психическое развитие дошкольника.
  14. Восприятие как психологический процесс. Физиологические основы восприятия. Виды восприятия. Свойства восприятия.
  15. Психологическая сущность и причины возникновения кризиса трех лет. Симптомы кризиса.
  16. Понятие памяти в психологии. Характеристика процессов и видов памяти.
  17. Понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений. Виды и свойства ощущений. Адаптация.
  18. Принципы и структура современной психологии.
  19. Особенности психологии юношеского возраста.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о характере. Биологические и социальные предпосылки характера. Структура характера. Акцентуации характера.



Билет №6

Характером называется совокупность существенных, стержневых свойств личности, которые отличают человека как члена общества.

Предпосылки. 1. Биологические или генетические «основы» обсуждаются в отношении характера, а не личности, а если говорить более точно, то в отношении темперамента. Именно темпераменты составляют ту часть психического, которая «...стоит в корреляции со строением тела». В характер входят также «...экзогенные факторы, особенно результаты воспитания и среды, чуждые понятию конституции ». Точка зрения Э. Кречмера практически ничем не отличается от понимания темперамента как генотипа и характера как фенотипа, предложенного И. П. Павловым. Биологические свойства организма определяют темперамент, а последний составляет основу характера, то можно рассматривать определённые свойства организма как органическую базу характера, опосредствовануюю условиями жизни, т.е. биологические или генотипические предпосылки характера. Авторы типологий обращают большое внимание на свойства темперамента, отличающих каждый тип. (Примерами могут служить эмоциональная теплота циклоидов и холодность шизоидов, повышенная чувствительность и истощаемость астеников, сила влечений и вязкость аффектов эпилептоидов и др.). 2. Генетические предпосылки характера не означают утверждение его генетической предопределенности. Согласно положениям современной генетики наследуется лишь норма реакции, т. е. набор различных способов реагирования на средовые влияния. То, как оформятся генетические предпосылки в реальные психологические свойства, зависит от взаимодействий этих предпосылок и условии среды. Поэтому при обсуждении формирования характера нельзя сбрасывать со счетов ни генетический, ни средовой факторы.

В структуре характера выделяют следующие черты: черты, которые выражают отношение человека к другим людям (доброта, чуткость, вежливость, гуманность, общительность; черты, выражающие отношение человека к вещам и продуктам деятельности (аккуратность, небрежность, практичность, скупость, добросовестность); черты, выражающие отношение к себе (самообладание, самоуважение, высокомерие, гордость, эгоистичность.); черты, выражающие отношение к труду и деятельности (активность, пассивность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие).

Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. Выявление акцентуированных личностей в коллективе необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности).

20. Психическое развитие в раннем возрасте.

Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина). В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.

Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами.

Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи.

Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой - дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.

Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.

У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.

К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.136.142 (0.005 с.)