Содержание книги

  1. Предмет психологии, ее задачи, связь с другими науками.
  2. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды и формы мышления. Мыслительные операции.
  3. Методы психологических исследований
  4. Понятие о воображении. Создание образов фантазии. Виды воображения.
  5. Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Основные подходы к изучению личности в психологии. Психологическая структура личности.
  6. Предмет психологии развития и возрастной психологии. Задачи и принципы психологии развития и возрастной психологии.
  7. Понятие об эмоциях и чувствах в психологии. Виды эмоций и чувств.
  8. Общая характеристика этапа новорожденности и младенчества. Физическое и моторное развитие младенца.
  9. Понятие о темпераменте и его типах. Теории темперамента. Характеристика типов и свойств темперамента. Темперамент и деятельность, темперамент и умственные способности.
  10. Понятие о внимании. Виды внимания и их характеристика. Свойства внимания.
  11. Общее понятие о характере. Биологические и социальные предпосылки характера. Структура характера. Акцентуации характера.
  12. Общее понятие о способностях. Биологические и социальные предпосылки способностей. Виды и структура способностей.
  13. Психическое развитие дошкольника.
  14. Восприятие как психологический процесс. Физиологические основы восприятия. Виды восприятия. Свойства восприятия.
  15. Психологическая сущность и причины возникновения кризиса трех лет. Симптомы кризиса.
  16. Понятие памяти в психологии. Характеристика процессов и видов памяти.
  17. Понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений. Виды и свойства ощущений. Адаптация.
  18. Принципы и структура современной психологии.
  19. Особенности психологии юношеского возраста.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психологии юношеского возраста.



23. Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии. Понятие «подросткового кризиса». Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка. Акселерация и ее социально-психологические последствия.

Проблема подростка в современной отечественной и зарубежной психологии. Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто период именуют критическим. Сущ множество исслед, теорий подросткового возраста. Отцом подросткового возраста называют Холла, т.к он впервые в 1904 предложил концепцию данного возраста и очертил круг связанных с ним проблем. Для психоанализа пубертатный расцвет связан с возрождением конфликтов эдипова комплекса. В следствии чего происходит отказ от идентификации с родителями. Холл и Фрейд - сторонники био универсализма: кризис подросткового возраста они считали явлением неизбежным и универсальным из-за его био предопределенности, связанной с половым созреванием. В противовес био универсализму в 20-30-е XX стало набирать силу социогенетич направление, толковавшее природу возраста со стороны соц условий, обуч, воспит. Оно было подкреплено исслед Мид: обнаружила сущ-ние гармоничного, бесконфликтного перехода от детства к взрослости и подробно описала условия жизни, особенности воспит, обряды инициации и отношения детей с окружающими. Левин поставил отрочество в контекст соц психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между соц гр, что порождает особую подростковую субкультуру. Шпрангер разработал культурно-истор концепцию подросткового возраста, считая его возрастом врастания в культуру. Главные новообразования -открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви. Ш.Бюлер опред подростковый возраст как период созревания, когда ч-к становится половозрелым. По Штерну - подростковый возраст -один из этапов формир личности. В нем важно то, какая ценность переживается ч-ком как наивысшая, опред жизнь. Переходный возраст, характеризуется особой направленностью мыслей и чувств, и особым образом действий - «серьезной игрой» - промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деят взрослого. Выготский центральным и спец новообразованием отрочества считал чувство взрослости -возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окр-щими. Указал еще 2 новообразования подросткового возраста – развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания. По Эльконину П возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деят-ти предшествующего периода. Уч деят разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя. В связи с этим вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, т.к главное теперь вне школы); ребенок стремится войти в компании (поиски друга, того, кто может понять); иногда начинает вести дневник. Общение со сверстниками настолько значимо в отрочестве, что Эльконин и Драгунова предложили придать ему статус ведущей деят этого возраста. В П периоде происходит становление различных по степени близости отношений: товарищи, близкие знакомые, друзья. Общение с ними выходит в это время за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность, иногда отодвигающую на второй план учение и общение с родными. Обычно первыми такое «отдаление» детей замечают матери. П. возраст характерен и тем, что в это время появляется первая проф направленность интересов и жизненных планов.

Кризис подросткового возраста - трудности в поведении детей возраста 12-15 лет, следствие их борьбы за независимость. В это время подростку хочется доказать, что он может все сам, без родителей, ему важно чтобы никто не вмешивался в его жизнь, подростку хочется независимости от родительского контроля.

Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психические особенности и поведение подростка. Акселерация и ее социально-психологические последствия. Психофизиологич особенности П возраста обусловлены главным физиологич новообразованием данного этапа - формир репродуктивной функции, или половое созревание. Сущ несколько периодизаций полового созревания, опирающихся на описание изменений половых органов и вторичных половых признаков. Как у мальчиков, так и у девочек выделяют 5 стадий : 1) - детство (инфантилизм), -медленное, развитие репродуктивной системы; ведущая роль принадлежит гормонам щитовидной железы. Вторичных половых признаков нет. Стадия завершается в 8-10 у д и 10-13 у м. 2) - гипофизарная - начало пубертата. Активация гипофиза: увеличивается секреция гипофизарных гормонов,они влияют на скорость роста и появл начальных признаков полового созревания. Стадия оканчивается, у д 9-12, у м -12-14. 3) - этап активизации половых желез (стадия активизации гонад). Продолжается развитие.4) - максимального стероидогенеза - начинается в 10-13 у д, 12-16 у м. Наибольшей активности достигают половые железы (семенники и яичники), продуцирующие мужские (андрогены) и женские (эстрогены) гормоны. 5) - окончательное формир репродуктивной системы - начинается в 11-14 и 15-17лет. Вторичные половые признаки выражены полностью. У девушек устанавливается регулярный менструальный цикл. У юношей завершается оволосенние кожи лица и нижней части живота. Возраст окончания пубертатного процесса 15-16, - 17-18. В П возрасте усиливается активность симпато-адреналовой системы. Временное повышение её активности обеспеч в П возрасте адекватное энергообеспечение и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. Процесс полового созревания протекает под контролем ЦНС и желез внутренней секреции. Ведущую роль играет гипоталамо-гипофизарная система. Гипоталамус, управляет сост-ем гипофиза, к-рый, контролирует деят всех желез внутренней секреции. Половое созревание - стадиальный процесс, поэтому возрастные изменения в состоянии НС подростков развиваются постепенно и имеют опред специфику, обусловленную динамикой пол созрев. Эти изменения находят отражение в психике и поведении. Возрастание ур половых гормонов коррелирует с появлением или усилением некоторых псих особенностей. Баланс корково-подкорковых отнош изменяется в пользу преобладания возбуждающих влияний подкорки. В этом возрасте - повышенная возбудимость, эмоцлабильность, гиперактивность. На 4-5ом этапе пол созрев в корково-подкорковых отнош вновь начинает доминировать КБП. В результате у старших подростков восстанавливается и нормализуется произвольная саморегуляция поведения и псих деят. У д- в 14-15, у м -15-17. На протяж всего П возраста сохр тенденции морфофункц-ного созревания мозга, в первую очередь ассоциативных отделов коры мозга, которые создают условия для дальнейшего прогресса в псих развит в юношеском и взрослом возрастах.

Билет №12

Юность – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (зрелостью), последний период детства и первый период взрослости, период ранней молодости. Юношеский возраст длится у девушек от 16 до 20 лет, у юношей – от 17 до 21 года.

Психологическая характеристика юношеского возраста

Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности. Если в подростковом возрасте, в котором начинается переход от детства к взрослости, преобладают, как правило, детские черты и возникают лишь первые взрослые проявления, то в юношеском возрасте детских черт уже крайне мало, и за время протекания юношеского периода эти черты в норме исчезают полностью. В течение юношеского возраста человек достигает полной личностной и социальной зрелости. Достижение зрелости осуществляется во всех сферах и структурных компонентах личности – потребностно-мотивационной, волевой, эмоциональной, достигают максимального развития интеллект, творческие способности и т.д.

Основными психологическими особенностями юношеского возраста являются:

1. Самоопределение, становление самосознания. Ведущей деятельностью юности является поиск своего места в жизни. Этот период связан с началом профессионального и личностного самоопределения: именно в юности осуществляются окончание школы, выбор профессии, профессиональное обучение, начало трудовой деятельности. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Основные новообразования юношеского возраста – это осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов. Изменяется и самооценка юношей и девушек: в юношеском возрасте развитие самооценки идет в направлении повышения ее цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой.

2. Становление мировоззрения. В юношеском возрасте происходит становление нравственных ориентиров восприятия действительности. Среди тех нравственных проблем, которые тревожат юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью. Наряду с вопросами морали мировоззрение человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию юношеского возраста личность уже обладает сложившимся мировоззрением как целостной системой взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему.

3. Принятие всего комплекса социальных ролей взрослого человека и овладение ими (на основе личностного и профессионального самоопределения). Именно в юности человек обретает независимость и осознанно берет на себя социальные обязательства. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выбор спутника жизни, создание семьи.

4. Окончательное формирование собственной позиции в межличностных отношениях, тесно связанное с формированием личности. В юности процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой

стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств . Нередко именно в юности человек испытывает первую любовь.

5. Стабилизация психических состояний (в сравнении с подростковым возрастом): в ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышаются их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.

16. Влияние биологических и средовых процессов на развитие человека, характер их взаимодействия. Условия, факторы и движущие силы психического развития. Психическое развитие и деятельность. Понятие о ведущем виде деятельности. Понятие о сензитивных периодах в развитии психики ребенка.

Психология развития в качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени: идея изменений и их протекания во времени неоспорима. Влияние среды на развитие человека. Каждое мгновение мы подвергаемся воздействию окружающей среды. Свет, звук, тепло, пища, лекарства, гнев, доброта, строгость – все это и многое другое может служить удовлетворению основных биологических и психологических потребностей, причинять серьезный вред, привлекать внимание или становиться компонентами научения. Некоторые воздействия среды носят временный характер и ограничиваются какой-то одной ситуацией, например грипп, перенесенный в 22 года. Однако многие другие средовые влияния могут быть постоянными, как в случае непрерываемого взаимодействия с родителями или периодических визитов беспокойных и пользующихся авторитетом дедушек и бабушек, которые вмешиваются в жизнь своих детей и внуков. Средовые влияния могут задерживать или стимулировать рост организма, порождать устойчивую тревогу или способствовать формированию сложных навыков. Окружающая среда влияет на человеческое развитие через посредство процессов научения и социализации. Кроме того, многие связанные со средой изменения поведения происходят благодаря взаимодействию созревания и научения, причем эффект такого взаимодействия может существенно зависеть от синхронизации этих процессов.

Факторы, определяющие развитие психики. В связи с изучением закономерностей, определяющих динамику развития психики, особую актуальность приобрел вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, о соотношении биологического роста и созревания со становлением познания и качеств личности. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие подразумевает и качественные преобразования, изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Необходимо отметить, что в психологии разделение роста и развития особенно сложно, так как становление психической сферы тесно связано с ростом материального субстрата психики. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. Условия определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты.

Деятельность - это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Согласно представлениям С.Л.Рубинштейна, в деятельности проявляются, формирутся и развиватся человек и его психика. Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступат как важнейшие компоненты лбой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что необходимо сделать, обдумывать, высказывать су-ждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступат как ее неотъемлемые внутренние моменты. Однако психические процессы не просто участвут в деятельности, они в ней развиваются и сами представлят собой особые виды деятельности.

Ведущая деятельность (ВД) (ввел Блонский) — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Чем старше ребенок, тем больше видов д-ти он осваивает. Но разные виды д-ти оказывают разное влияние на развитие.

Сензитивный период – период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям, внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. Выделяют следующие сензетивные периоды : 1) сензетивный период развития речи (от рождения до 6 лет) – в первые 6 лет жизни ребенок легко овладевает грамматическим строем речи, не изучая никаких грамматических правил. С помощью языка дети учатся выражать свои мысли и желания. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, которые родители читают им. 2) сензетивный период развития чувства порядка (от 1,5 до 3,5 лет, пик активности 2-2,5 года) – ребенок нуждается в порядке. Когда вокруг порядок, он спокоен. Порядок вокруг ребенка, следовательно, порядок и внутри ребенка. Порядок во времени, порядок в пространстве и порядок во взаимоотношениях с другими. Этот порядок ребенок проживает и впитывает. -порядок во времени – это режим дня, при котором есть определенное время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя). -порядок в пространстве – это значит, что у каждой вещи – свое место. Обязательно нужно организовать специальную среду для ребенка, хотя бы уголок, в котором он сам будет поддерживать порядок. -порядок во взаимоотношениях – это значит, что родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребенку. 3) сензетивный период развития самостоятельности ( от рождения до 5 лет) – с самого рождения ребенок стремится к проявлению самостоятельности. Важно его всегда в этом поддерживать, в противном случае, считал Эрик Эриксон, если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем. 4) сензитивный период развития движений и действий (от рождения до 4 лет) – важно предоставлять ребенку возможность выплеснуть энергию – бегать, прыгать, лазить, кричать. Умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным развитием. 5) сензетивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет) – сенсорное воспитание является основой мышления. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным развитием. Сенсорное воспитание развивает способность воспринимать тончайшие оттенки окружающего мира, помогает сосредотачиваться на деталях и таким образом собирать материал для воображения. Предметы, окружающие ребенка, должны отражать наибольшее разнообразие цветов, форм и размеров. Ребенок должен слушать хорошую музыку и быть окружен приятными запахами. 6) сензетивный период восприятия мелких предметов (от 1,5 до 2,5 лет) – ребенку необходимо манипулировать мелкими предметами для развития мелкой моторики. 7) сензетивный период развития социальных навыков, этических представлений и норм (от2 до 6 лет) – без общения со сверстниками дети будут лишены возможности учиться на собственном опыте строить свои взаимоотношения с другими людьми. Кроме этого, они будут «тормозить» в умственном развитии. Именно в детском коллективе дети учатся общаться, впитывают правила поведения в обществе. 8) сензетивный период для овладения основами наук ( от 6 до 11 лет)

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.141 (0.01 с.)