Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет психологии развития и возрастной психологии. Задачи и принципы психологии развития и возрастной психологии.

Поиск

Предмет психологии развития и возрастной психологии

1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики

2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)

3. Развитие различных видов деятельности (активности)

4. Формирование качеств личности

5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Задачи: Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека. Периодизация психического развития в онтогенезе. Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов. Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоение знаний. Исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях. Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека. Создание службы систематического контроля за ходом психического здоровья и развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях. Возрастная и клиническая диагностика. Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека. Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др. (по И.В. Шаповаленко).

Принципы: 1. Общефилософские принципы (их методологические основы - законы бытия (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание): 1) общей связи (необходимость охвата как можно большего информационного массива в исследовании определенных жизненных явлений; максимальное установление системы их внутренних и внешних связей); 2) принцип развития (изучение жизненных явлений в процессе собственной динамики, что позволяет установить объективные закономерности их функционирования); 3) единства теории и практики (диалектика движения человеческого знания к истине; решающая роль практики в процессе познания, которая является критерием истины); 4) управление процессом развития (стихийное становление человека, как правило, непредвиденные результаты, в основном - нежелательные или отрицательные).

2. В-психологические принципы: 1) детерминизма (установление причинно-следственных связей в функционировании психических явлений, вследствие чего выясняются особенности их истоков, динамики, прогнозируются возможные направления последующего развития); 2) развития в деятельности (выяснение особенностей филогенетического и онтогенетического становления личности; без деятельности психическое развитие невозможно: любая деятельность предполагает цель, условия и способы ее достижения, результативность, мотивационную систему, а также систему саморегуляции-планирование, организацию, контроль, диагностику, оценки, моделирования, корректировки и долговременное прогнозирование психика как феномен является результатом предварительного личностного развития); 3) единства сознания и деятельности (без деятельности невозможно развитие сознания как высшей формы психики: формирование сознания проявляется в продуктах деятельности, обусловлено активным отношением личности к окружающей действительности); 4) системности анализа природы психических явлений (комплексность в изучении психики как сложной многомерной, многоуровневой макросистемы, ее структурный анализ, установление динамики, иерархических связей, отсутствие эклектизма, субъективизма, построение долгосрочных прогнозов); 5) субъектности (неповторимость человека: изучение его индивидуальности, личностного становления; отрицание "бесполой педагогики", авторитаризма в обучении и воспитании, доминирование директивной педагогики). 3. Специальные принципы: 1) учет возрастных и индивидуальных особенностей личности (выяснение типичных и нетипичных признаков в развитии); 2) индивидуальное консультирование и прогнозирования возрастного развития личности (реализация дифференцированного подхода с целью обеспечения формирования психического здоровья).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.33 (0.007 с.)