Содержание книги

  1. Предмет психологии, ее задачи, связь с другими науками.
  2. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды и формы мышления. Мыслительные операции.
  3. Методы психологических исследований
  4. Понятие о воображении. Создание образов фантазии. Виды воображения.
  5. Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Основные подходы к изучению личности в психологии. Психологическая структура личности.
  6. Предмет психологии развития и возрастной психологии. Задачи и принципы психологии развития и возрастной психологии.
  7. Понятие об эмоциях и чувствах в психологии. Виды эмоций и чувств.
  8. Общая характеристика этапа новорожденности и младенчества. Физическое и моторное развитие младенца.
  9. Понятие о темпераменте и его типах. Теории темперамента. Характеристика типов и свойств темперамента. Темперамент и деятельность, темперамент и умственные способности.
  10. Понятие о внимании. Виды внимания и их характеристика. Свойства внимания.
  11. Общее понятие о характере. Биологические и социальные предпосылки характера. Структура характера. Акцентуации характера.
  12. Общее понятие о способностях. Биологические и социальные предпосылки способностей. Виды и структура способностей.
  13. Психическое развитие дошкольника.
  14. Восприятие как психологический процесс. Физиологические основы восприятия. Виды восприятия. Свойства восприятия.
  15. Психологическая сущность и причины возникновения кризиса трех лет. Симптомы кризиса.
  16. Понятие памяти в психологии. Характеристика процессов и видов памяти.
  17. Понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений. Виды и свойства ощущений. Адаптация.
  18. Принципы и структура современной психологии.
  19. Особенности психологии юношеского возраста.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о темпераменте и его типах. Теории темперамента. Характеристика типов и свойств темперамента. Темперамент и деятельность, темперамент и умственные способности.



Билет №5

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Холерик - сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. Сангвиник - сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. Флегматик - сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности. Меланхолик - слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сензитивность.

Теории темперамента: Гуморальные, Энергетические, Конституциональные, Факторные (психологические), Психофизиологические.

основные свойства темперамента.

 Сензитивность, или чувствительность - свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности. Реактивность - это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Активность - свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир. Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних (``захотелось'') обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения. Темп реакций - свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний. Пластичность / ригидность - свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, с опорой на старые модели поведения, с большим трудом меняет свою линию поведения. Эстраверсия / интроверсия - свойство личности, которое связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на свои переживания и мысли).

Темперамент и деятельность. Индивидуальный стиль деятельности человека обусловлен определенным сочетанием свойств темперамента, проявляющимся в познавательных процессах, действиях и общении. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека. Индивидуальный стиль деятельности не сводится только к темпераменту, он определяется и другими причинами и включает в себя умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жиз-ненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление призвано обеспечить достижение наилучших результатов деятельности с наименьшими затратами для человека. То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать или не совпадать с темпераментом. Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди особенностей, относящихся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить те, которые приобретаются с опытом и носят компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека. Они способствуют максимальному использованию имеющихся у человека за-датков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы. В трудовой деятельности и личных взаимоотношениях большое значение имеет совместимость людей по темпераменту. Так, если рядом на конвейере будут работать холерик и флегматик, то это изначально чревато конфликтом. Холерик будет работать быстрее и сделает больше, упрекая флегматика в неповоротливости. Однако холерик невнимателен к деталям, и если работа требует точности, то он склонен допускать брак. Именно поэтому флегматик резонно посоветует холерику работать по свойственному ему принципу: "Лучше меньше, да лучше".

Темперамент и умственные способности. Такая однозначная зависимость отсутствует. Лица с высоким умственным развитием могут обладать разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут характеризоваться разным уровнем умственных способностей. Однако эти природные особенности не могут не проявиться каким-то образом, и сказываются они на процессуальных характеристиках деятельности: на скорости умственных

операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на динамике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу работы, на степени нервного напряжения и утомляемости. Таким образом, особенности темперамента обусловливают лишь пути и способы работы, но не уровень достижений, не уровень интеллектуального развития, которого может достичь субъект. Но какую же роль все - таки здесь играют умственные способности субъекта? Их важная роль состоит в выработке таких путей и способов работы, которые бы компенсировали недостатки того или иного типа темперамента. Прежде всего, речь идет о формировании «индивидуального стиля деятельности» (В. С. Мерлин, Е. А. Климов), который не появляется у человека сразу и только стихийно. Чем выше умственные способности человека, тем активнее и эффективнее он, осознавая все достоинства и недостатки своего темперамента, приспосабливается к условиям выполняемой деятельности, ищет приемы и способы, помогающие ему достигать лучших результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.220.83 (0.008 с.)