Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника спортивного ориентированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тактическая подготовка
Тактика ориентирования включает следующий набор действий ориентировщика:
– сориентировать карту по компасу, солнцу, рельефу;
– определить азимут и расстояние до контрольного пункта;
– выбрать основные, вспомогательные и сопутствующие ориентиры;
– наметить основной и запасной варианты движения на трассе, мар-шруты движения от одного контрольного пункта к другому;
– наметить выход на привязку контрольного пункта, выход в район контрольного пункта; – взять контрольный пункт и сделать отметку на карте;
– быстро уйти в заранее выбранный район.
11 © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009 Спортивное ориентирование:
В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков учебно-методическое пособие
Представленная последовательность действий ориентировщика при-меняется с учетом условий соревнования, рельефа, погоды, проходимо-сти трассы и т.д.
В процессе тактической подготовки курсанты приобретают навыки в выборе наиболее рационального маршрута движения на местности, в быстром и точном нахождении контрольных пунктов.
При выборе правильного маршрута движения на местности необхо-димо учитывать объекты местности, которые могут быть использованы в качестве ориентиров в местах изменения направления движения и контроля за правильностью движения. Особенно точной оценки обста-новки требует район контрольного пункта. В процессе движения по маршруту следует прокладывать путь так, чтобы использовать сопутст-вующие ориентиры, а также найденные привязки в районе контрольного пункта, быстро и точно выходить на контрольные пункты.
Наиболее типичные ошибки при выборе пути связаны с переоценкой своих сил, торопливостью и неумением управлять произвольным вни-манием на трассе, отсутствием привязки, с которой курсант намерен выходить на контрольный пункт, нерациональным набором техниче-ских приемов, превышением физических возможностей организма. Для устранения ошибок при выборе пути движения курсанту необходимо определить точку установления призмы контрольного пункта. Оценить зрительно КП в радиусе 200–250 м с целью выбора опорного ориентира-привязки, установить этап от КП до опорного пункта, продумать после-довательность применения технических элементов ориентирования (движение по ориентирам, азимуту, использование приема движения с упреждением и т.д.).
При решении тактических задач точечные ориентиры (курган, яма, скопление камней и т.п.), встречающиеся на маршруте, имеют большое значение для корректировки как направления движения, так и пройденного
12 © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009 Спортивное ориентирование:
В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков учебно-методическое пособие
расстояния. Умение определять степень проходимости леса (его густо-ту, породы деревьев, наличие подлеска, бурелома и т.д.) оказывает не-посредственное влияние на выбор скорости движения вне дорог. По-этому курсант должен оценить состояние леса между первыми кон-трольными пунктами, что позволит ему выбрать необходимую скорость бега на последующих отрезках дистанции.
Особое внимание начинающему ориентировщику необходимо уде-лять выходу на привязку и отыскание контрольных пунктов. Например, если первый участок маршрута проходит вне дорог, его следует под-черкнуть, установить азимут направления на первый ориентир и опре-делить расстояние до него. Эти данные следует записать, так как на трассе ориентировщику не только необходимо контролировать направ-ление движения, но и постоянно вести счет пар шагов и решать ряд во-просов, связанных с возникновением неожиданных ситуаций. Известно, что по правилам соревнований контрольные пункты рас-полагаются так, чтобы их было видно на расстоянии не более 25 м. По-этому рассчитывать на точный выход по азимуту в зону видимости кон-трольного пункта возможно в том случае, если удаление до него состав-ляет не более 250–300 м, при отсутствии больших препятствий на пути
к контрольному пункту. В таких условиях курсант должен выйти на на-дежный ориентир (привязку), а затем от него направляться к контроль-ному пункту. Направляться к контрольному пункту следует не спеша, внимательно осматривая местность. С появлением опыта участия в со-ревнованиях это расстояние можно преодолевать бегом.
Контроль за передвижением по трассе ориентировщик осуществляет по характеру рельефа местности и ориентирам, которые были отмечены ранее на карте маршрута следования. С прибытием на один из контрольных пунктов ориентировщик отмечается, оценивает местность и определяет маршрут движения к
13 © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009 Спортивное ориентирование:
В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков учебно-методическое пособие
следующему контрольному пункту. Если ориентировщик допустил ошибку при определении расстояния от привязки до контрольного пункта и не вышел на него, он должен составить план повторного по-иска. Наиболее распространенной ошибкой среди начинающих является нецеленаправленный, хаотический поиск контрольного пункта, что приводит к потере ориентировки на местности.
Известно, что основными причинами потери ориентировки являются:
– слабое знание условных знаков и обозначений, применяемых на картах; – нерегулярное сопоставление карты и местности;
– неточности в определении исходных данных для движения по ази-мутам на контрольные пункты или привязку; – наличие несоответствия карты и местности.
Практический опыт показал, что опытный ориентировщик после не-удачных попыток нахождения контрольного пункта выходит либо на другую привязку, либо к предыдущему ориентиру, в точности которого он не сомневается, и вновь начинает поиск контрольного пункта.
На соревнованиях курсанту необходимо обратить особое внимание на тактику поведения в предстартовом и стартовом периодах. В пред-стартовом периоде для подготовки всех систем организма к предстоя-щей работе необходимо выполнить серию специальных разминочных упражнений. Это обеспечит повышение уровня функциональной актив-ности организма, мобилизацию и переключение внимания на предстоя-щие соревнования. На старте курсант проводит тщательную оценку кар-ты, точно переносит положение контрольных пунктов с контрольной карты, определяет основной и запасной пути к первому КП, привязку, с которой он будет брать КП, и т.д. На дистанции необходимо быстро и творчески мыслить, подчинять свои чувства воле и не терять самообла-дания при неожиданных изменениях обстановки на трассе.
14 © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009 Спортивное ориентирование:
В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков учебно-методическое пособие
К технике спортивного ориентирования относятся приемы и методы чтения карты, работы с компасом и картой, измерения расстояний с це-лью определения местоположения или передвижения в заданную точку местности в условиях дефицита времени. Точность выполнения приемов ориентирования имеет первостепен-ное значение для достижения высокого результата. Чем короче продол-жительность технической операции на единицу пройденного пути, тем выше скорость прохождения дистанции.
Одним из важнейших элементов техники спортивного ориентирова-ния является чтение карты. Читать и правильно понимать карту в условиях бега – сложный техни-ческий навык. Развитие и совершенствование этого важного навыка зани-мает значительную часть времени в технической подготовке. Необходимо на протяжении всех занятий развивать точность и скорость работы с кар-той, пространственное воображение, память на карту и местность.
Чтение карты предполагает знание условных знаков, умение опреде-лять по карте общую характеристику местности, представлять простран-ственное соотношение ее частей и элементов, воссоздавать в виде образа относительно подробную картину местности по условным знакам.
Умение читать карту и сопоставлять ее с местностью должно сопро-вождаться образованием у спортсмена прочных прямых и обратных свя-зей: условный знак – объект, объект – условный знак. Необходимо сформировать четкое умение представлять реальную местность по ее изображению условными знаками и наоборот – мысленно создавать об-раз карты по местности. Систематическое выполнение заданий и уп-ражнений на местности, в классе и дома способствуют совершенствова-нию чтения карты.
15 © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009 Спортивное ориентирование:
В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков учебно-методическое пособие
Одной из форм в период начального обучения являются групповые занятия по топографической подготовке. На этих занятиях обучаемые получают теоретические знания, необходимые для работы с картой.
Топографическая подготовка ориентировщика включает начальную подготовку, которая осуществляется на специальных занятиях в классе
и на местности, и упражнения, проводимые в комплексе с кроссовой подготовкой спортсменов. В процессе топографической подготовки большое внимание уделяется самостоятельной работе обучаемых (вы-черчивание и изучение условных топографических знаков, решение примеров и задач на карте, изготовление рельефных макетов). Само-стоятельная работа позволяет обучаемым приобрести знания и прочные навыки, необходимые ориентировщику.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.171.131 (0.01 с.) |