Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника спортивного ориентирования



Тактическая подготовка

 

 

Тактика ориентирования включает следующий набор действий ориентировщика:

 

– сориентировать карту по компасу, солнцу, рельефу;

 

– определить азимут и расстояние до контрольного пункта;

 

– выбрать основные, вспомогательные и сопутствующие ориентиры;

 

– наметить основной и запасной варианты движения на трассе, мар-шруты движения от одного контрольного пункта к другому;

 

– наметить выход на привязку контрольного пункта, выход в район контрольного пункта;

– взять контрольный пункт и сделать отметку на карте;

 

– быстро уйти в заранее выбранный район.


 

11                         © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009


Спортивное ориентирование:

 

В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков                                                                                     учебно-методическое пособие

 

 

Представленная последовательность действий ориентировщика при-меняется с учетом условий соревнования, рельефа, погоды, проходимо-сти трассы и т.д.

 

В процессе тактической подготовки курсанты приобретают навыки в выборе наиболее рационального маршрута движения на местности, в быстром и точном нахождении контрольных пунктов.

 

При выборе правильного маршрута движения на местности необхо-димо учитывать объекты местности, которые могут быть использованы

в качестве ориентиров в местах изменения направления движения и контроля за правильностью движения. Особенно точной оценки обста-новки требует район контрольного пункта. В процессе движения по маршруту следует прокладывать путь так, чтобы использовать сопутст-вующие ориентиры, а также найденные привязки в районе контрольного пункта, быстро и точно выходить на контрольные пункты.

 

Наиболее типичные ошибки при выборе пути связаны с переоценкой своих сил, торопливостью и неумением управлять произвольным вни-манием на трассе, отсутствием привязки, с которой курсант намерен выходить на контрольный пункт, нерациональным набором техниче-ских приемов, превышением физических возможностей организма. Для устранения ошибок при выборе пути движения курсанту необходимо определить точку установления призмы контрольного пункта. Оценить зрительно КП в радиусе 200–250 м с целью выбора опорного ориентира-привязки, установить этап от КП до опорного пункта, продумать после-довательность применения технических элементов ориентирования (движение по ориентирам, азимуту, использование приема движения с упреждением и т.д.).

 

При решении тактических задач точечные ориентиры (курган, яма, скопление камней и т.п.), встречающиеся на маршруте, имеют большое значение для корректировки как направления движения, так и пройденного


 

12                         © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009


Спортивное ориентирование:

 

В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков                                                                                     учебно-методическое пособие

 

 

расстояния. Умение определять степень проходимости леса (его густо-ту, породы деревьев, наличие подлеска, бурелома и т.д.) оказывает не-посредственное влияние на выбор скорости движения вне дорог. По-этому курсант должен оценить состояние леса между первыми кон-трольными пунктами, что позволит ему выбрать необходимую скорость бега на последующих отрезках дистанции.

 

Особое внимание начинающему ориентировщику необходимо уде-лять выходу на привязку и отыскание контрольных пунктов. Например, если первый участок маршрута проходит вне дорог, его следует под-черкнуть, установить азимут направления на первый ориентир и опре-делить расстояние до него. Эти данные следует записать, так как на трассе ориентировщику не только необходимо контролировать направ-ление движения, но и постоянно вести счет пар шагов и решать ряд во-просов, связанных с возникновением неожиданных ситуаций.

Известно, что по правилам соревнований контрольные пункты рас-полагаются так, чтобы их было видно на расстоянии не более 25 м. По-этому рассчитывать на точный выход по азимуту в зону видимости кон-трольного пункта возможно в том случае, если удаление до него состав-ляет не более 250–300 м, при отсутствии больших препятствий на пути

 

к контрольному пункту. В таких условиях курсант должен выйти на на-дежный ориентир (привязку), а затем от него направляться к контроль-ному пункту. Направляться к контрольному пункту следует не спеша, внимательно осматривая местность. С появлением опыта участия в со-ревнованиях это расстояние можно преодолевать бегом.

 

Контроль за передвижением по трассе ориентировщик осуществляет по характеру рельефа местности и ориентирам, которые были отмечены ранее на карте маршрута следования.

С прибытием на один из контрольных пунктов ориентировщик отмечается, оценивает местность и определяет маршрут движения к


 

13                         © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009


Спортивное ориентирование:

 

В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков                                                                                    учебно-методическое пособие

 

 

следующему контрольному пункту. Если ориентировщик допустил ошибку при определении расстояния от привязки до контрольного пункта и не вышел на него, он должен составить план повторного по-иска. Наиболее распространенной ошибкой среди начинающих является нецеленаправленный, хаотический поиск контрольного пункта, что приводит к потере ориентировки на местности.

 

Известно, что основными причинами потери ориентировки являются:

 

– слабое знание условных знаков и обозначений, применяемых на картах;

– нерегулярное сопоставление карты и местности;

 

– неточности в определении исходных данных для движения по ази-мутам на контрольные пункты или привязку;

– наличие несоответствия карты и местности.

 

Практический опыт показал, что опытный ориентировщик после не-удачных попыток нахождения контрольного пункта выходит либо на другую привязку, либо к предыдущему ориентиру, в точности которого он не сомневается, и вновь начинает поиск контрольного пункта.

 

На соревнованиях курсанту необходимо обратить особое внимание на тактику поведения в предстартовом и стартовом периодах. В пред-стартовом периоде для подготовки всех систем организма к предстоя-щей работе необходимо выполнить серию специальных разминочных упражнений. Это обеспечит повышение уровня функциональной актив-ности организма, мобилизацию и переключение внимания на предстоя-щие соревнования. На старте курсант проводит тщательную оценку кар-ты, точно переносит положение контрольных пунктов с контрольной карты, определяет основной и запасной пути к первому КП, привязку, с которой он будет брать КП, и т.д. На дистанции необходимо быстро и творчески мыслить, подчинять свои чувства воле и не терять самообла-дания при неожиданных изменениях обстановки на трассе.


 

 

14                         © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009


Спортивное ориентирование:

 

В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков                                                                                     учебно-методическое пособие

 

 

 

К технике спортивного ориентирования относятся приемы и методы чтения карты, работы с компасом и картой, измерения расстояний с це-лью определения местоположения или передвижения в заданную точку местности в условиях дефицита времени.

Точность выполнения приемов ориентирования имеет первостепен-ное значение для достижения высокого результата. Чем короче продол-жительность технической операции на единицу пройденного пути, тем выше скорость прохождения дистанции.

 

Одним из важнейших элементов техники спортивного ориентирова-ния является чтение карты.

Читать и правильно понимать карту в условиях бега – сложный техни-ческий навык. Развитие и совершенствование этого важного навыка зани-мает значительную часть времени в технической подготовке. Необходимо на протяжении всех занятий развивать точность и скорость работы с кар-той, пространственное воображение, память на карту и местность.

 

Чтение карты предполагает знание условных знаков, умение опреде-лять по карте общую характеристику местности, представлять простран-ственное соотношение ее частей и элементов, воссоздавать в виде образа относительно подробную картину местности по условным знакам.

 

Умение читать карту и сопоставлять ее с местностью должно сопро-вождаться образованием у спортсмена прочных прямых и обратных свя-зей: условный знак – объект, объект – условный знак. Необходимо сформировать четкое умение представлять реальную местность по ее изображению условными знаками и наоборот – мысленно создавать об-раз карты по местности. Систематическое выполнение заданий и уп-ражнений на местности, в классе и дома способствуют совершенствова-нию чтения карты.


 

15                         © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009


Спортивное ориентирование:

 

В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков                                                                                     учебно-методическое пособие

 

 

Одной из форм в период начального обучения являются групповые занятия по топографической подготовке. На этих занятиях обучаемые получают теоретические знания, необходимые для работы с картой.

 

Топографическая подготовка ориентировщика включает начальную подготовку, которая осуществляется на специальных занятиях в классе

 

и на местности, и упражнения, проводимые в комплексе с кроссовой подготовкой спортсменов. В процессе топографической подготовки большое внимание уделяется самостоятельной работе обучаемых (вы-черчивание и изучение условных топографических знаков, решение примеров и задач на карте, изготовление рельефных макетов). Само-стоятельная работа позволяет обучаемым приобрести знания и прочные навыки, необходимые ориентировщику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.99.71 (0.008 с.)