Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизиологическая подготовка



КП-31    КП-31                 30 см

 

 

30 см

 

Призма


 

 

Рис7. 1                 © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009


Спортивное ориентирование:

 

В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков                                                                                    учебно-методическое пособие

 

Физическая подготовка

 

 

Физическая подготовка ориентировщика включает общую физиче-скую и кроссовую подготовку. Задачи общей физической подготовки в УВАУ ГА решаются всей системой физического воспитания курсантов: утренняя физическая зарядка, учебные занятия по различным разделам физической подготовки (профессионально-прикладная физическая под-готовка, легкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика и т.д.), подго-товка и сдача нормативных требований.

Кроссовая подготовка на академических занятиях направлена на раз-витие у курсантов специальной выносливости в беге с переменной ин-тенсивностью. Особое внимание следует обращать на овладение техни-кой бега в условиях меняющегося грунта, выполнения ускорения с по-следующими непродолжительными остановками, отрабатывать умение читать карты на бегу и во время остановок, определять пройденное рас-стояние, выдерживать азимут по компасу, преодолевать подъемы и спуски, запоминать ориентиры на трассе. Такая направленность беговой подготовки позволяет использовать на занятиях средства и методы ин-тервальной, переменной и равномерной тренировки в циклических уп-ражнениях. Необходимо помнить, что при беге по пересеченной мест-ности повышаются нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Поэтому курсанты должны уметь подсчитывать частоту пуль-са на занятиях и использовать эти показатели для регулирования бего-вой нагрузки. Для бега с переменной интенсивностью характерно изме-нение частоты сокращения сердца (ЧСС) от 130 до 180 уд./мин. При подъемах или сложном рельефе местности ЧСС может возрастать до 170–160 уд./мин. Напротив, при спусках, на этапах подхода в район контрольного пункта ЧСС снижается до 120–130 уд./мин.


 

8                           © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009


Спортивное ориентирование:

 

В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков                                                                                     учебно-методическое пособие

 

 

Можно рекомендовать следующие беговые нагрузки: разминочный бег 1000–2000 м; короткие отрезки 80–100–150 м, на которых отрабатывается наиболее рациональная техника бега и умение определять длину пробе-гаемых расстояний, отрезки 200–400 м (отработка скоростных качеств); равномерный бег по малопересеченной местности (2000–3000 м) – кросс

 

с запоминанием ориентиров на местности. Нужно обратить внимание на овладение техникой бега по пересеченной местности, на подъемах и спусках.

К концу первого курса общий объем беговой нагрузки на учебном занятии должен составлять не менее 10–15 км.

 

На втором курсе курсанты должны подготовиться к участию в со-ревнованиях начинающего ориентировщика. С этой целью объем и ин-тенсивность беговой нагрузки в течение оставшихся четырех занятий должны постепенно возрастать, что позволит курсантам успешнее под-готовиться к предстоящим соревнованиям.

После каждого занятия преподаватель дает домашнее задание кур-сантам для выполнения определенного объема беговой нагрузки с уче-том уровня развития скоростной и специальной выносливости. Домаш-нее задание является составной частью учебного процесса и направлено на успешное овладение программным материалом.

 

 

 

Психофизиологическая подготовка ориентировщика направлена на развитие и совершенствование качеств, необходимых для выполнения определенного объема физической и тактико-технической работы на тренировках и соревнованиях.

 

Психофизиологическая подготовка является составной частью учеб-но-тренировочного процесса и способствует развитию таких качеств,


 

9                           © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009


Спортивное ориентирование:

 

В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков                                                                                    учебно-методическое пособие

 

 

как внимание (объем, переключение, устойчивость), тактическое и опе-ративное мышление, наглядно-образная и другие виды памяти, умение рационально распределять силы на дистанции, управлять эмоциональ-ным состоянием, приспосабливать движение к меняющимся условиям трассы, принимать правильное решение и т.д. Эти качества являются необходимым условием для успешного овладения навыками чтения карты, быстрой оценки рельефа местности, сложившейся ситуации на трассе, выбора правильного пути движения и другими тактико-техническими приемами ориентировщика на трассе. В настоящее время разработан ряд приемов, позволяющих развивать качества, необходи-мые ориентировщику. Так, для развития наглядно-образной памяти сле-дует регулярно работать с картой в течение 10–15 мин, восстанавливать по памяти трассу, переносить контрольные пункты и рельеф местности после показа карты в течение 10–20–30 с, составлять карту из отдель-ных ее частей, используя элементы соревнования с партнерами по ко-манде. Для совершенствования пространственной ориентировки целе-сообразно пробегать отрезки дистанции по памяти, сличать карту и ме-стность по памяти на разных этапах дистанции.

 

В процессе обучения следует обращать внимание на развитие навыка определения расстояния на местности и скорости прохождения отдель-ных отрезков трассы. Это способствует развитию у курсантов чувства времени и умения рационально распределять силы на дистанции.

По мере накопления опыта участия в соревнованиях ориентировщи-ку необходимо использовать средства идеомоторной тренировки. Идео-моторная тренировка предусматривает мысленное представление о применении тактико-технических приемов, обеспечивающих достиже-ние запрограммированного результата на предстоящих соревнованиях. Она оказывает тренирующее влияние на закрепление технических приемов и тактических действий, последовательности их применения на


 

 

10                         © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА (и), 2009


Спортивное ориентирование:

 

В.Н. Кодратов, Д.Е. Федюков                                                                                     учебно-методическое пособие

 

 

старте, при поиске и взятии контрольного пункта и т.д. Наряду с этим идеомоторная тренировка способствует формированию навыка в управле-нии предстартовым и стартовым состоянием, регуляции нервно-эмоционального напряжения, возникающего при прохождении трудных участков трассы и при неожиданных ситуациях.

 

Применение элементов аутогенной тренировки на занятиях по ори-ентированию способствует формированию навыка активного расслаб-ления мышечных групп и общего снижения нервно-эмоционального на-пряжения. Расслабление мышц должно быть глубоким и полным и со-провождаться снижением их напряжения. Такой эффект достигается в том случае, когда занимающийся сосредотачивает свое внимание на достижении этого эффекта. Упражнения на расслабление следует вы-полнять на тренировках, соревнованиях, в восстановительном периоде и в домашних условиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.230.81 (0.008 с.)