Скачет лошадь, грива вьется, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скачет лошадь, грива вьется,



Логопедические игры.

 

Артикуляционные игры

1. Игра «Кто в домике живёт

Цель. Уточнить, где живут разные животные и человек; где находится Язычок. Познакомить детей с органами артикуляции.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие животных (рыба, белка, медведь, пчела, мышь, птица, паук, муравей, собака) и человека; их жилища (река, дупло, берлога, улей, норка, гнездо, паутина, муравейник, конура, дом); сказочный Язычок, Ротик.

Описание игры. Педагог выставляет картинки, изображающие разные жилища, на наборном полотне. Последним выставляется картинка, изображающая Ротик. Картинки, изображающие животных и человека, раздаёт детям. Затем по порядку называет «домик» и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Ребенок, у которого находится нужная картинка, встает и называет хозяина домика. Последним показывается Ротик: «Кто в домике живёт?» Педагог показывает картинку, изображающую Язычок. Затем уточняет с детьми, что еще находится в «домике» (небо, щёки, зубы, губы).

 

 

2. Игра «Необыкновенный дом»

Цель. Уточнить названия органов артикуляции.

Оборудование. Картинки, изображающие органы артикуляции, зеркала.

Описание игры. Педагог показывает картинки и зачитывает стихи к каждой из них:

Ротик – дом у Язычка.

Открывается слегка.

А потом открылся шире.

Язычок в своей квартире.

Стены домика видны.

Щёки – с каждой стороны.

Могут стены раздуваться,

Будет больше дом казаться.

Потолок вверху, внутри.

Это нёбо, посмотри.

Открываем шире дом,

Видно сразу нёбо в нём.

Двери в доме – это губы,

А вторые двери – зубы.

Губы любят улыбаться,

Зубы могут показаться.

 

Затем спрашивает детей: Как называется домик Язычка?

                                       Как называются стены в его домике?

                                       Как называется потолок в домике?

                                       Как называются двери в домике?

Дети отвечают на вопросы и смотрят в зеркало на Домик, Стены, Потолок, Двери.

 

3. Игра «Чудесные картинки».

   Цель. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Оборудование. Предметные картинки: горка, лопата, иголка, чашка,  лошадка, грибок, гармошка, индюк, качели, часы с маятником, банка с вареньем, катушка; зеркала.

 Проведение игры.

1 вариант. Педагог  показывает картинку, рассказывает стишок и выполняет артикуляционное упражнение. Дети повторят стишок и упражнение  перед зеркалом 5-6 раз.

2 вариант. Педагог кладет карточки картинками вниз. Дети по очереди берут карточки, называют упражнение и выполняют его вместе с остальными детьми.

3 вариант. Педагог раздает карточки детям. Дети по очереди встают, называют упражнение и выполняют вместе с другими детьми.

«Горка».

Эту горку во дворе

Смастерили детворе.

Рот открыть, кончик языка спрятать за нижние передние зубы, выгнуть спинку языка, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, удерживать 10 сек.

  «Иголка».

Осторожно, у иголки

Кончик очень-очень колкий.

 Рот открыть, максимально высунуть тонкий язык вперед, язык напрячь, удерживать 10 сек.

«Лопата».

А лопата широка.

Растопырила бока.

Рот приоткрыть, положить широкий расслабленный язык на  нижнюю губу, удерживать 10 сек.

«Чашка».

Наливаю в чашку чай,

Подержи, не проливай.

Рот открыть, сделать язык широким, поднять края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 10 сек.

«Лошадка».

Скачет лошадь, грива вьется,

Стук подковок раздается.

Рот открыть и не закрывать, щелкать языком, присасывая его к нёбу.

«Грибок».

Возле узенькой дорожки

Вырос гриб на длинной ножке.

Широко открыть рот и улыбнуться, присосать язык к небу и не отрывать его, тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. 

  «Гармошка».

Растянулась вся гармошка,

Поплясали мы немножко.

Раскрыть рот и улыбнуться, присосать язык к небу, как в упражнении «грибок», язык от  неба не отрывать, опускать и поднимать

нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку.

«Индюк».

Во дворе индюк гуляет,

И сердито он болтает.

Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить              языком по губе вперед-назад, произнося: «бл-бл-бл-бл».  

«Качели».

На качели посмотрели,

Покататься захотели.

Рот открыть, попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю.

«Часы».

На стене часы висят

И идти вперед спешат.

Рот открыть, высунуть язык, максимально отводить язык вправо-влево.

«Варенье».

Мы сварили в день рожденья

Очень вкусное варенье.

Рот открыть и улыбнуться, облизать языком верхнюю губу, при этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта.

«Катушка».

Эта круглая катушка

Ниткам верная подружка.

Рот открыть, кончик языка упереть в нижние передние зубы, бока языка зажать   коренными зубами, закрученный язык выдвигать вперед и убирать в рот.

                                        

4.Игра «Считалочки»

Цель. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Оборудование. Зеркала.

Проведение игры. Педагог рассказывает считалки детям (по одной в каждой игре) и показывает артикуляционные упражнения. Дети повторяют считалку и выполняют упражнения перед зеркалом.

     

Считалка.

     Раз – окрыли мы окошко.        (Открывать широко рот и закрывать его.

                                                       5 раз)

 

    Два – лакает сливки кошка. (Высунуть широкий язык, имитировать

                                                           лакательные движения. 10 раз.)

 

    Три - кот спину выгибает. (Рот открыть. Спрятать кончик языка за

                                                      нижние передние зубы. Выгнуть

                                                        спинку языка. 6 раз.) 

 

   На четыре - отдыхает.         (Рот открыть. Положить язык на нижнюю

                                                        губу, расслабить язык. 5 сек.)   

 

   Пять – качели: вниз и вверх. (Рот открыть. Попеременно поднимать

                                                       широкий язык на верхнюю губу и

                                                       опускать на нижнюю. 10 раз.)

   Шесть – «болтаем» лучше всех. (Рот открыть. Поднять широкий язык

                                                         На верхнюю губу. Быстро проводить

                                                         языком по губе вперед-назад, произнося

                                                         «бл-бл-бл-бл». 10 раз.)

  Семь – катушку закрутили.    (Рот открыть. Кончик языка упереть

                                                        в нижние передние зубы. Бока языка

                                                        зажать   коренными зубами. Закрученный

                                                         язык выдвигать вперед и убирать в рот.

                                                        10 раз.)

Восемь - нёбо «побелили».         (Рот открыть. Поднять широкий язык

                                                              к нёбу.                                                                                                                                  

                                                              Проводить языком вперёд-назад по

                                                               небу. 10 раз).

Девять – лошадь в поле мчится. (Рот открыть и не закрывать. Щелкать

                                                             языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)   

  Десять – спать пора ложиться.       (Рот закрыть. Язык спрятать.)

 

 2 считалка.

Раз – открыли шире дверь. (Открывать широко рот и закрывать его.

                                                       5 раз.)  

Два – гуляем мы теперь.     (Открыть рот, высунуть язык изо рта,

                                                       Выполнять круговые движения языком   

                                                       вокруг рта в одну и другую стороны. По 3

                                                       раза в каждую сторону.)  

Три – смеются наши губки. (Растягивать губы в улыбку. 5 раз.)

На четыре – чистим зубки.  (Рот открыть. Высунуть язык. «Чистить»

                                                     языком верхние и нижние зубы с внешней

                                                     и внутренней стороны. По 3-4 движения

                                                     с каждой стороны.)

Пять – качаются качели.     (Рот открыть. Попеременно поднимать

                                                       широкий язык на верхнюю губу и

                                                       опускать на нижнюю. 10 раз.)

 

Шесть – на лошадь смело сели. (Рот открыть и не закрывать. Щелкать

                                                             языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)   

Семь – болтает так индюк.      (Рот открыть. Поднять широкий язык

                                                         на верхнюю губу. Быстро проводить

                                                         языком по губе вперед-назад, произнося

                                                         «бл-бл-бл-бл». 10 раз.)

Восемь – в доме сделай круг.  (Выполнять круговые движения языком

                                                        внутри рта, захватывая внутреннюю  

                                                        поверхность щек, внутреннюю

                                                        сторону верхней и нижней губы. 3- 4

                                                         движения по часовой и против часовой

                                                        стрелки.)

Девять – трубочка у нас.     (Свернуть язык в «трубочку». 5 раз.)

 

Десять – спать пора сейчас. (Рот закрыть. Язык спрятать.)

  

 

 

3 считалка.

    Раз – мы домик открываем. (Открывать широко рот и закрывать его.

                                                       5 раз.)  

      Два – по улице гуляем.     (Открыть рот, высунуть язык изо рта,

                                                       Выполнять круговые движения языком   

                                                       вокруг рта в одну и другую стороны. По 3

                                                       раза в каждую сторону.)  

 

    Три – часы идут: тик-так.   (Рот открыть. Высунуть язык. Макси-

                                                            мально отводить язык вправо-влево. 10

                                                             раз)

 

    На четыре – быстрый шаг.    (Выполнить предыдущее упражнение в

                                                            Быстром темпе. 10 раз.) 

 

    Пять – зацокал жеребенок.    (Рот открыть и не закрывать. Щелкать

                                                             языком,  присасывая его к нёбу. 10 раз.)   

         

    Шесть -  грибочек у сосёнок. (Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать

                                                                     язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю

                                                                    челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.    

                                                                     5 раз.)

 

      Семь – гармошка: дили-дили. (Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык

                                                                       к небу, как в упражнении «грибок». Язык от

                                                                     неба не отрывать. Опускать и поднимать

                                                                     нижнюю челюсть, растягивать подъязычную

                                                                     связку. 10 раз.)

     Восемь – стенки в доме мыли. (Выполнять круговые движения

                                                             языком по внутренней стороне щек.

                                                             По 5 раз с каждой стороны.)

                                                                         

    Девять – мыли потолок.         (Рот открыть. Поднять широкий язык к

                                                              нёбу.

                                                              Проводить языком вперёд-назад по

                                                               небу. 10 раз).

   Десять – ротик на замок.        (Рот закрыть. Язык спрятать.)

5. Игра. «Забавный язычок».

Цель. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Оборудование. Варежки в форме язычка.

Проведение игры. Педагог и дети надевают варежки на ведущие руки. Педагог рассказывает стишки детям, показывает артикуляционные упражнения, сопровождая их движением рукой с варежкой (язык наверх - рука наверх и т. д.). Дети повторяют стишки, артикуляционные упражнения и движения рукой с варежкой.

 

Язычок гулять пошел,          (Открыть рот, высунуть язык изо рта,

Вокруг дома обошел.         выполнять круговые движения языком   

                                               вокруг рта в одну и другую стороны. По 3

                                               раза в каждую сторону.)  

 

 

Посмотрел по сторонам,       (Рот открыть. Высунуть язык. Макси-

  Никого не встретил там.       мально отводить язык вправо-влево. 10 раз.)

 

 

На качелях покатался       (Рот открыть. Попеременно поднимать

  И ничуть не испугался.       широкий язык на верхнюю губу и

                                                       опускать на нижнюю. 10 раз.)

На лошадке поскакал,         (Рот открыть и не закрывать. Щелкать

  Быстрый ветер обогнал.     языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)

 

Стал похож на гриб немножко, (Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать

  Гриб на очень тонкой ножке.          язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю

                                                                    челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.   

                                                                     5 раз.)

 

На гармошке поиграл            (Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать

И нисколько не устал.                     язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю

                                                                    челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.   

                                                                     5 раз.)

Молоко лакал, как кот,               (Высунуть широкий язык, имитировать

  В молоке испачкал рот.                   лакательные движения. 10 раз.)

 

Индюков он повстречал,           (Рот открыть. Поднять широкий язык

  С ними вместе поболтал.           на верхнюю губу. Быстро проводить

                                                         языком по губе вперед-назад, произнося

                                                         «бл-бл-бл-бл». 10 раз.)

 

Маляром решил стать он,                 (Рот открыть. Поднять язык к нёбу.

Красил дом со всех сторон.               Проводить языком вперёд-назад по

                                                               небу. 10 раз).

 

Ночь пришла. Пора всем спать.    (Рот закрыть. Язык спрятать.)

Язычок лег отдыхать.

 

 

6. Игра «Смотри на стрелки».

Цель. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата, учить ориентироваться в пространстве.

Оборудование. Карточки со стрелками, зеркала.

Проведение игры. Педагог показывает карточки со стрелками, просит отвести в ту же сторону язык. Затем читает стишок, уточняя в какую сторону надо отводить язык.

 


Язычок поднялся вверх.     (Рот открыть. Положить широкий язык

У кого он выше всех?          на верхнюю губу, тянуться им к носу. 5 раз).

 


Посмотрел вниз Язычок,     (Рот открыть. Положить широкий язык на

Наклониться низко смог. нижнюю губу, тянуться им к подбородку. 5 раз.)

     
 


Вверх и вниз, Язык, тянись, (Рот открыть. Попеременно поднимать  

  На качелях прокатись.          широкий язык на верхнюю губу и

                                                       опускать на нижнюю. 10 раз.)


Он направо повернулся,      (Рот открыть. Высунуть язык. Тянуться

  Очень сильно потянулся. к правому уху. 5 раз.)

 


Он тянуться влево стал,          (Рот открыть. Высунуть язык. Тянуться

Чуть до уха не достал.         к левому уху. 5 раз.)

 


Вправо – влево зашагал,   (Рот открыть. Высунуть язык. Макси-

На часы похож он стал.     мально отводить язык вправо-влево. 10

                                                             раз)


Язычок любил гулять,       (Открыть рот, высунуть язык изо рта,

Стал по кругу он шагать. выполнять круговые движения языком   

                                               вокруг рта. 10 раз.)

А потом мы увидали:        (Открыть рот, высунуть язык изо рта,

Язычок шел по спирали.  выполнять круговые движения языком

                                               по спирали. 5 раз.)


Язычок шагает «змейкой»,       (Открыть рот, высунуть язык изо рта,

Повторить за ним сумей-ка. выполнять движения языком «змейкой».

                                                     5 раз.

Игры со звуками и слогами.

7. Игра «Поем гласные звуки».

Цель. Познакомить с понятием «гласный звук», познакомить с артикуляцией гласных звуков.

Оборудование. Карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков.

Проведение игры. Педагог рассказывает детям стихи про гласные звуки:

 

Гласному легко живется:

 Голосок свободно льется.

Нет во рту у них преграды.

А – открыт рот широко,

  гласный звук пропеть легко.

 

 

У – мы гласный не забыли,

  губы в трубочку сложили.

 

О – овалом ротик сделай,

   гласный звук поём мы смело.

 

 

И – скорее улыбнись,

  Звук, как ниточка, тянись.

 

 

Ы – ты гласный звук пропой,

   Улыбнись и рот открой.

 

 

Э – пошире рот открой,

  улыбнись и звук пропой.

 

8. Игра «Ротики».

Цель. Закрепить понятие «гласный звук», учить соотносить гласные звуки с их схематическими изображениями («ротиками»)

Оборудование. Карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков (по количеству детей).

Проведение игры.

1 вариант. Педагог повторяет с детьми стихи про гласные звуки из предыдущей игры. Дети повторяют стихи и показывают соответствующую схему («ротик»). Затем педагог произносит гласный звук, дети слушают и показывают соответствующую карточку.

2 вариант. Педагог произносит 2 или 3 гласных звука. Дети выкладывают на столе соответствующие схемы. Затем анализируют, сколько гласных звуков было названо, какой 1-ый, 2-ой, 3-ий.

 

9. Игра «Узнай букву».

Цель. Закрепить понятие «гласный звук», учить соотносить гласные звуки с буквами и с определенными движениями.

Оборудование. Карточки с буквами А, У, О, И, Ы, Э.

Проведение игры.

1 вариант. Педагог показывает букву, произносит стишок и одновременно показывает движение, дети повторяют за педагогом.

 

А – А – А – А – закачалась голова, (качать головой вправо-влево)

О – О – О – О – закрутилось колесо, сложить руки кольцом перед собой,

                                                                  слегка вращать вправо-влево)

У – У – У – У – у машины руль держу, (вытянуть руки вперед, «держать 

                                                                      руль»)

 

И – И – И – И – руки выше потяни,    (тянуть руки вверх)

Ы – Ы – Ы – Ы – моем в доме мы полы. (опустить руки вниз, отводить

                                                                        вправо-влево)

Э – Э – Э – Э – две руки на голове.           (поднять руки за голову)

 

 

2 вариант. Когда дети запомнят буквы, педагог может показывать только буквы, а дети будут произносить стишок и выполнять соответствующие движения.

 

10. Игра «Сказочные герои».

Цель. Упражнять в выделении гласного звука в начале слова.

Оборудование. Картинки со сказочными героями (Незнайка, Буратино, Винни-Пух, Карлсон, Чиполлино), картинки: арка, абрикос, аист, улитка, ухо, утюг, ослик, облако, окунь, иголка, игрушки, инструменты, экран, электричка, экскаватор.

Проведение игры. Педагог расставляет картинки на наборном полотне.

Затем говорит детям, что к ним в гости пришли сказочные герои. Они знают очень много слов, которые начинаются с гласных звуков А, У, О, И, Э.

Только эти слова все перепутались, и нужно помочь героям разобрать слова так, как они просят:

Вот последнее окошко,

Мы подумаем немножко,

Что за буква здесь стоит,

Из окошечка глядит.

 

Педагог вместе с детьми определяют, что последняя буква в слове «сова» - «а». вставляют эту букву в последнее окошко.

Педагог показывает и называет слова: «трава», «колесо», «пальто», «сижу», «пишу», «очки», «туфли», «цветы», «конфеты».

Дети поочередно ставят нужную букву в последнее окошко.

 

13. Игра «Сколько гласных в слове».

Цель. Упражнять в выделении всех гласных звуков в слове.

Оборудование. Картинки: вазы, роза, лиса, утка, совы, балкон, бабушка, малина, курица.

Проведение игры.

Педагог говорит детям, что в слове может быть один гласный звук, например: «бок», «сам», «дым»; а может быть два гласных звука, например: «вазы». Педагог протяжно произносит это слово, выделяя гласные «а», «ы». Затем спрашивает детей, какие гласные звуки они услышали.

Вы назвать мне их готовы?

 

Аналогично проводится работа с другими словами.

14. Игра «Скажем слово по слогам».

Цель. Упражнять в выделении всех гласных звуков в слове и делении слов на слоги.

Оборудование. Картинки: рука, зубы, забор, стол, кирпич, картина, рубашка, вагоны.

Проведение игры.

Педагог говорит детям, что слова можно разделить на части, или слоги, слогов в слове столько же, сколько гласных звуков. Затем показывает на примере слова «рука», как можно разделить это слово на слоги. При этом педагог хлопает руками на каждый слог.

Хлопай тут    (хлопать руками с левой стороны на каждый слог)

                и хлопай там,    (хлопать руками справой стороны на                                      

                                                              каждый слог)

Скажем слово по слогам.   (хлопать руками попеременно с правой и с

                                                  левой стороны на каждый слог)

Рука (хлопать попеременно с правой и с левой стороны на каждый слог).

Аналогично проводится работа с другими словами.

 

 

15. Игра «Три домика».

Упражнять в делении слов на слоги и определении количества слогов в слове.

Оборудование: рисунки трех домиков (в первом домике 1 окошко, во втором – 2 окошка, в третьем – 3 окошка), маленькие картинки: волк, бык, слон, кошка, лиса, лошадь, собака, корова, бурундук.

 

Проведение игры.

Педагог объясняет детям, что в этих домиках поселились разные животные;

если в названии животного 1 слог, он живет в первом домике; если в названии животного 2 слога, он живет во втором домике; если в названии животного 3 слога, он живет в третьем домике.

 

Вот три домика у нас,

Мы подумаем сейчас:

Поселился кто же там.

Называем по слогам.

Дети по очереди называют животных и «селят» в разные домики.

 

 

16. Игра «Мяч лови».

Цель. Упражнять в делении слов на слоги и определении последовательности слогов в слове.

Оборудование: мяч.

Проведение игры.

Педагог просит послушать слово и определить, какой слог в слове первый, второй или третий.

Слушай слово, мяч лови,

Первый слог нам назови.

Слушай слово, мяч лови,

Слог второй нам назови.

Слушай слово, мяч лови,

Третий слог нам назови.

Педагог произносит разные слова и говорит одно из заданий. Дети поочередно выполняют задания.

 

 

16. Игра «Собери корзинки».

Цель. Познакомить с понятием «согласный звук». Учить различать гласные и согласные звуки.

Оборудование. Две корзинки с кармашками. Картинки грибочков.

Проведение игры. Педагог объясняет детям, что кроме гласных звуков в русском языке есть согласные звуки. Называет некоторые из них. Затем добавляет, что при произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит свободно, а при произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает на своем пути различные препятствия: язык, губы, зубы.

 

Гласному легко живется:

Голосок свободно льётся.

У согласного в пути

Много кочек впереди:

Губы, зубы и язык.

Он к препятствиям привык.

 

Затем предлагает детям брать по очереди грибочек и слушать звук. Если педагог произнесет гласный звук, ребенок повторяет звук и  кладет грибочек в первую корзинку, если согласный – во вторую.

 

 

17. Игра «Веселые звуки».

Цель. Закрепить понятие «согласный звук», учить соотносить согласные звуки с буквами и с определенными движениями.

Оборудование. Карточки с буквами.

Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.

Затем показывает букву, читает стих и одновременно выполняет соответствующее движение. Дети повторяют. Буквы и движения показываются постепенно (по одной новой – за игру), пока дети не запомнят все буквы.

 

Б – Барабан звучит не зря,

Марширую бодро я.

Б – Б – Б – Б – Б.

(Маршировать и имитировать игру на барабане).

 

В – Вьюга воет, вьюга злится,

  Белый снег летит, кружится.

  В – В – В – В – В.

(Вращать двумя поднятыми руками пред собой).

 

Г – Гусь гогочет, гусь гогочет,

  Искупаться в речке хочет.

  Г – Г – Г – Г – Г.

(«Хлопать крыльями» по бокам).

 

Д – Домик чинят мастера,

  Целый день стучат с утра.

  Д – Д – Д – Д – Д.

(Стучать кулаком одной руки по ладошке другой руки).

 

Ж – Жук летает и жужжит.

   Он на месте не сидит.

   Ж – Ж – Ж – Ж – Ж.

(Махать руками, как «крыльями»).

 

З – Зазвонил с утра звонок,

  Начинается урок.

  З – З – З – З – З.

(«Звонить» воображаемым звонком).

 

Й – Йог наклоны выполняет,

  Очень громко выдыхает.

  Й – Й – Й – Й – Й.

(Наклоняться в стороны)

 

К – Капли падают, летят,

  По окошечку стучат.

  К – К – К – К – К.

(Хлопать в ладоши).

 

 

Л – Лайнер по небу летит,

  У него мотор гудит.

     Л – Л – Л – Л – Л.

(Поднять руки в стороны, выполнять повороты туловища вправо-влево).

 

М – Машка, рыжая корова,

   Целый день мычать готова.

   М – М – М – М – М.

(Сживать ладошки перед грудью. Руки согнуты в локтях).

 

Н – Надя ноет и хандрит:

  У нее нога болит.

  Н – Н – Н – Н – Н.

(Тереть поочередно правое и левое колено).

 

П – Паровоз пускает пар.

  Рядом с топкой  - кочегар.

  П – П – П – П – П.

(Руки вытянуть вперёд. Резко опускать руки вниз).

 

Р – Рысь мяукает, урчит,

  А рассердится – рычит.

  Р – Р – Р – Р – Р.

(Наклоняться вперёд, выгибать спину).

 

С – Сурок в степи свистит-свистит

  По сторонам сурок глядит.

  С – С – С – С – С.

(Руки согнуть в локтях, прижать к туловищу, кисти опустить вниз, кружиться вправо и влево).

 

Т – Таракан топочет тихо,

  Громко топает слониха.

  Т – Т – Т – Т – Т.

(Топать тихо и сильно).

 

Ф – Филин фыркал в вышине,

   Задремал он на сосне.

  Ф – Ф – Ф – Ф – Ф.

(Соединять большие и указательные пальцы обеих рук, согнутых в локтях).

 

Х – Холод нам зимой не страшен:

  Мы согреем руки наши.

  Х – Х – Х – Х – Х.

(Поднимать скрещенные ладошки к губам).

 

Ц – Цапля просит: «Не шумите,

  Лягушат в тиши ловите»

  Ц – Ц – Ц – Ц – Ц.

(Прикладывать поочередно указательные пальцы правой и левой руки к губам).

 

Ч – Чайка к морю прилетела,

  Успокоить шторм хотела.

  Ч – Ч – Ч – Ч – Ч.

(Поднимать и опускать руки перед собой).

 

Ш – Шепчут шепотом подружки

   Что-то важное друг дружке.

   Ш – Ш – Ш – Ш – Ш.

(Поворачивать голову вправо-влево).

 

Щ – Щетка чистит вещи наши:

   Шубы, шляпы и гамаши.

   Щ – Щ – Щ – Щ – Щ.

(Тереть ладошки одна другую перед собой).

 

18. Игра «Червяк».

Цель. Упражнять в выделении согласного  звука в конце слова.

Оборудование. Картинка с изображением червячка у педагога, маленькие «червячки» у детей, картинки: мох, паук, кот, дым, лес и т. п.

Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.

А затем показывает картинку с червячком, читает стишок:

Слово нам червяк несет,

Это слово повторите,

Звук последний назовите.

 

Показывает картинку паука. Медленно произносит слово «мох», ведя пальцем по червячку. Последний звук выделяет голосом и говорит детям, что в конце слова «мох» стоит согласный звук «х».

Затем просит произнести это слово детей и провести пальчиками по червячкам. После этого педагог показывает другую картинку, читает стишок и просит детей выделить последний звук в слове.

 

19. Игра «Гости».

Цель. Упражнять в выделении согласного звука в начале слова.

Оборудование. Картинки с изображением сороконожки, слона, пса, кита, жеребенка, крокодила, мотылька, ишака, хамелеона, жирафа; маленькие картинки: мошка, змей, шапка, волны, жаба, цапля, ласточка, рак, спящий ребенок, шкаф.

 

Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.

Говорит, что к ним придут гости и будут называть слова, нужно внимательно послушать слово и сказать, какой согласный звук стоит в начале слова.

 

Сороконожка.

Приползла сороконожка,

Принесла нам слово «мошка».

Слон.

Приходил огромный слон,

Слово «змей» оставил он.

Пёс.

Прибежал лохматый пес,

Слово «шапка» он принес.

Кит.

Полосатый кит приплыл,

Он со словом «волны» был.

Жеребенок.

Жеребенок прискакал,

Слово «жаба» он назвал.

Крокодил. <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.388 с.)