В гости к нам червяк ползет, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В гости к нам червяк ползет,



Слово нам червяк несет,

Это слово повторите,

Звук последний назовите.

 

Показывает картинку паука. Медленно произносит слово «мох», ведя пальцем по червячку. Последний звук выделяет голосом и говорит детям, что в конце слова «мох» стоит согласный звук «х».

Затем просит произнести это слово детей и провести пальчиками по червячкам. После этого педагог показывает другую картинку, читает стишок и просит детей выделить последний звук в слове.

 

19. Игра «Гости».

Цель. Упражнять в выделении согласного звука в начале слова.

Оборудование. Картинки с изображением сороконожки, слона, пса, кита, жеребенка, крокодила, мотылька, ишака, хамелеона, жирафа; маленькие картинки: мошка, змей, шапка, волны, жаба, цапля, ласточка, рак, спящий ребенок, шкаф.

 

Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.

Говорит, что к ним придут гости и будут называть слова, нужно внимательно послушать слово и сказать, какой согласный звук стоит в начале слова.

 

Сороконожка.

Приползла сороконожка,

Принесла нам слово «мошка».

Слон.

Приходил огромный слон,

Слово «змей» оставил он.

Пёс.

Прибежал лохматый пес,

Слово «шапка» он принес.

Кит.

Полосатый кит приплыл,

Он со словом «волны» был.

Жеребенок.

Жеребенок прискакал,

Слово «жаба» он назвал.

Крокодил.

Появился крокодил,

Слово «цапля» сообщил.

Мотылёк.

Мотылёк к нам прилетал,

Слово «ласточка» сказал.

Ишак.

Побывал у нас ишак,

Предоставил слово «рак».

Хамелеон.

Навестил хамелеон.

Подсказал нам слово «сон».

Жираф.

Вдруг пожаловал жираф,

Произнес он слово «шкаф».

 

20. Игра «Камень - подушка».

Цель. Учить различать твердые и мягкие согласные звуки.

Оборудование. Камень и маленькая подушечка.

Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки. Затем говорит, что некоторые согласные звуки можно произнести твердо, например: «м», «н», «п»; а можно – мягко, например: «мь», «нь», «пь».

Затем говорит, что есть согласные, которые всегда звучат твердо. «Это – «ц», «ш», «ж». А некоторые - всегда мягко: «ч», «щ», «й».

«Твердые согласные звуки очень твердые, как камень, а мягкие согласные звуки очень мягкие, как подушка». Педагог показывает камень и подушку. А потом просит послушать, как звучат согласные звуки и показать камень (сжатый кулак) или подушку (две ладошки под головой, склоненной набок). 

 

21. Игра «Две страны».

Цель. Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков.

Оборудование. Две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета. Другая – зеленого цвета. Квадратики синего и зеленого цвета.

Проведение игры. Педагог показывает две картинки и читает стихи:

 

Снежные горы, синие льды,

Айсберги острые всюду видны.

Твердые согласные звуки здесь живут,

Твердые согласные дети назовут.

 

Дети должны вспомнить и назвать твердые согласные звуки.

 

Добрая, мягкая, нежная страна,

Травка зеленая всюду здесь видна.

Мягкие согласные звуки здесь живут.

Мягкие согласные дети назовут.

 

Дети должны вспомнить и назвать мягкие согласные звуки.

 

Затем педагог раздает детям по два квадратика зеленого и синего цвета.

Дети по очереди называют твердые и мягкие согласные и ставят квадратики к картинкам со странами.

 

22. Игра «Переезд».

Цель. Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, учить называть парный по твердости-мягкости согласный звук.

Оборудование. Две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета. Другая – зеленого цвета. Картинка машинки.

Проведение игры.

    Сначала дети вспоминают, какие звуки живут в Синей стране, какие – в Зеленой.

    Потом педагог показывает картинку машинки и говорит, что иногда звук переезжает из одной страны в другую, но тогда он звучит  иначе, например: «В Синей стране живет звук «Б». Потом он переезжает в Зеленую страну; теперь он уже не «Б», а «БЬ».

    Затем педагог говорит:

Любит звук переезжать.

Как теперь его сказать?

    Называет разные звуки и «перевозит» их в другую страну. Дети говорят, как будут звучать эти звуки в другой стране.

 

23. Игра «Назови парный слог».

Цель. Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, в подборе парного слога к заданному.

Оборудование: мяч.

Проведение игры. Педагог и дети стоят в кругу. Педагог говорит детям, что мягкие и твердые согласные входят в состав слогов. «Слог с твердым согласным звуком «Б» звучит – «БА». Если поменять «Б» на мягкий согласный «БЬ», получится «БЯ»; «БА» и «БЯ» - это пара». Затем педагог называет еще несколько пар.

Потом бросает мячик ребенку и говорит:

Слушай слог и не зевай,

Парный слог нам называй.

Педагог называет слог, ребенок должен произнести парный слог и бросить мяч обратно педагогу.

 

24. Игра «Чистоговорки».

Цель. Упражнять в определении наличия определенного согласного звука в словах.

Оборудование. Буквы: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.

Проведение игры. Педагог рассказывает чистоговорку, показывает букву и просит назвать только те слова, в которых есть такой звук:

 

С - Связал паук суркам носки.

    Спокойно спят зимой сурки.

    Не мерзнут лапки у сурков,

    Связал паук сто пар носков.

 

З - Зубр к бизону заходил:

  У бизона праздник был.

  Зазывал бизон гостей

  На салат из овощей.

 

Ц - Уронила под крыльцо

    Цапля ценное кольцо.

    Как кольцо теперь достать?

    Нелегко крыльцо поднять.

Ш - Шили мышки малышам

    И большим уже мышам

    Шапки, шарфики, штанишки

    И мышиные пальтишки.

Ж - Дождь в пустыне не идёт.

     Верблюжонок дождик ждёт:

     - Дождик, дождик, жду тебя,

     Жарко жить мне без дождя!

 

 

Ч –     Прячут, как в мешочки,

      Хомячки за щечки

    Семечки, пшеничку,

       Гречку, чечевичку.

 

Щ - Утащил у нас щенок

    Щетку в дальний уголок.

    Чтобы щётку потрепать

    И щетинки пощипать.

         

 

 

Л – Белка ловко поскакала,

    Спелый желудь отыскала.

    Положила на зубок,

    Спелый желудь щелкнул: Щелк!

 

 

Р – У кого растут рога?

      У коровы и быка,

      У архара и джейрана,

      У жирафа и барана.

 

25. Игра «Загадки».

Цель. Упражнять в определении места согласного звука в слове.

Оборудование. Гимнастические палки, картинки: белка, лопата, лиса, лейка, ковер, гриб, нос, беседка, заяц, корзина, зубы, душ, ёжик, щенок, мяч.

 

Проведение игры. Педагог загадывает загадки. Дети называют отгадку. Педагог показывает букву обозначающую заданный звук (если звук мягкий, буква на зеленом фоне, если твердый – на синем) и объясняет детям, что нужно встать на левый край палки, если звук стоит в начале слова, на середину палки, если звук стоит в середине слова, на правый край палки, если звук стоит в конце слова.

 

Л -      Средь ветвей мелькал зверёк

           И орешки - щелк да щелк. (Белка).

 

Л -       Если дерево сажаю,

            Ею землю я копаю. (Лопата).

ЛЬ -      Нет в лесу ее хитрей,

             Ловит зайцев и мышей.(Лиса).

ЛЬ -      Лучше всякого дождя

             Поливаю ею я. (Лейка).

 

Р -        Мы на пол его кладём,

             По нему потом идём. (Ковер).

 

РЬ -      Он под ёлкой притаился,

             Сверху шапочкой накрылся. (Гриб).

 

С -        Отгадаешь сразу ты:

             Им мы нюхаем цветы. (Нос).

СЬ -      Жарким летом чай в ней пьём

             И беседуем потом. (Беседка).

Ц -          От лисы он убегает,

              Между ёлок след виляет. (Заяц).

 

ЗЬ -       Если в лес с тобой пойдём,

               Мы грибы в нее кладем. (Корзина).

З -           Можно ими хлеб жевать,

               Можно яблоки кусать. (Зубы)

Ш -               Этот дождик не простой,

               В ванной он у нас с тобой. (Душ).

Ж -           Он в колючках не спроста:

                Сила в них и красота. (Ёжик).

 

Щ -          У собаки есть сыночек,

                Он пушистый, как комочек. (Щенок)

 

Ч -        Любит прыгать и скакать,

             Можно им в футбол играть. (Мяч).

                 

26. Игра «Кто на чем летит?»

Цель. Упражнять в различении согласных звуков «с» и «ш» в словах.

Оборудование. Картинки самолета и воздушного шара с кармашками. Маленькие картинки: мышка, слон, барсук, сорока, кошка, сова, лошадь.

Проведение игры. Педагог показывает две картинки. Уточняет названия «шар» и «самолет». Спрашивает, с какого звука начинается слово «шар» и с какого звука - «самолет». Затем говорит, что на самолете летят только те животные, в названии которых есть звук «с», а на шаре только те, в названии которых есть звук «ш».

 

Шар воздушный полетел,

В самолетик кто-то сел.

Все расселись по местам.

Кто куда, скажите нам.

 

Дети по очереди называют животных, выделяют звуки «с» или «ш» и кладут картинку в кармашек.

 

27. Игра «Подарки».

Цель. Упражнять в различении согласных звуков «з» и «ж» в словах.

Оборудование. Картинки девочки и мальчика с кармашками. Маленькие картинки: журнал, флажок, ножик, лыжи, заколка, зонт, ваза, роза.

Проведение игры. Педагог показывает нарисованных мальчика и девочку. Говорит, что девочку зовут Зоя, а мальчика Женя. Спрашивает, с какого звука начинается имя «Зоя» и с какого звука - «Женя». Затем говорит, что у детей сегодня день рождения, Зоя любит подарки, в названии которых есть звук «з», а Женя любит подарки, в названии которых есть звук «ж».

День рождения у Жени,

И у Зои день рожденья.

Мы подарки им подарим,

Что кому, мы сами знаем.

 

Дети поочередно выбирают подарки для Зои и Жени, выделяя звуки «з» и «ж».

Аналогично можно провести игру на различение звуков «с» и «сь» с именами

Сеня и Саня.

 

 

28. Игра «Ранец и лукошко».

Цель. Упражнять в различении согласных звуков «р» и «л» в словах.

Оборудование. Картинки ранца и лукошка с кармашками. Маленькие картинки: рубашка, картинка, карандаш, ручка, расческа, булка, ложка, лук,

яблоко, жёлудь.

Проведение игры. Педагог показывает ранец и лукошко. Говорит, что сейчас нужно уложить вещи в ранец и лукошко. Спрашивает, с какого звука начинается слово «ранец» и с какого звука - «лукошко». Затем говорит, что в ранец нужно положить вещи, в названии которых есть звук «р», а в лукошко – вещи, в названии которых есть звук «л».

 

Эти ранец и лукошко

Собираем мы в дорожку.

Быстро вещи выбираем,

«Р» и «л» мы различаем.

 

Дети поочередно выбирают вещи для ранца и лукошка, выделяя звуки «р» и «л».

 

Игры со словами.

29. Игра «Составляем слова».

Цель. Упражнять в составлении слов из трех букв.

Оборудование. Гимнастические обручи, два набора цифр «1», «2», «3».

Наборы букв (первый набор: «К», «О», «Т», «Д», «Ы», «М», из которого составляются слова «кот», «дым»; второй набор букв: «С», «О», «К», «Д», «О», «М», из которого составляются слова «сок», «дом»; третий набор букв: «Ш», «А», «Р», «Л», «У», «Ч», из которого составляются слова «шар», «луч»).

Проведение игры. Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в слова, каждый ребенок будет буквой, а у букв есть свои места в обручах, там, где цифра «один», будет стоять первая буква, где «два» - вторая, где «три» - третья. Затем дети делятся на две команды. Перед ними кладутся два набора из трех обручей. В каждый набор педагог кладет цифры «1», «2», «3». Педагог раздает детям буквы и говорит, какие слова составляет каждая команда.

    Дети говорят стишок:

Раз- два, раз-два,

Составляем мы слова.

        

Затем каждый ребенок должен встать на свое место и поднять свою букву.        

Выигрывает та команда, которая раньше составит слово.

Аналогично можно провести игру  с более сложными словами.

 

30. Игра «Раз, два, три, четыре, пять».

Цель. Расширять активный словарь детей, учить употреблять обобщающие понятия, укреплять мелкие мышцы кистей рук.

Проведение игры.

Проговаривая первую строчку стишка, педагог вместе с детьми загибают по очереди пальцы ведущей руки в кулачок. На второй строчке – сжимают и разжимают все пальцы. Проговаривая третью и четвертую строчки, загибают пальцы в кулачок (пять предметов – пять пальчиков).

    После того как дети назвали пять предметов, можно предложить им продолжить ряд слов, загибая пальчики другой руки: «Пальцы дальше загибай и предметы называй». Можно спросить детей: «Что у нас в кулачке?» (фрукты…)

 

Фрукты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.063 с.)