Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Барокко и рококо в живописи хvii–хVIII веков

Поиск

 

Барокко — стиль искусства ХVII–ХVIII веков. Он возник в Италии, и отсюда распространился по всей Европе, включая и Россию. Это первый в истории общеевропейский стиль, объединивший запад и восток континента.

Слово «барокко» — итальянское: буквально означает искривленную жемчужину, имеющую неправильную форму, а потому и меньшую цену; в переносном смысле — нечто причудливое и странное.

Барокко характеризуется отсутствием строгой симметрии и правильной геометрии. Это стиль эффектный, торжественный, динамичный, впечатляющий разнообразием орнаментальных форм. Ему свойственны монументальность и экспрессия, напряженность и гиперболизированная декоративность.

Барочное мироощущение характеризуется своеобразным гедонизмом, сопряженным с эстетическим наслаждением. Живописец барокко эстетизирует обыденные и повседневные вещи, превращая их в предмет художественного любования. Так, натюрморты фламандского барокко, написанные Франсом Снейдерсом, изображают довольно прозаичные объекты — мясную лавку, рынок с развалами овощей и фруктов, но написаны столь красочно, столь аппетитно, что украшали ими даже королевские покои.

В музыке эпохи барокко большую роль играли церковные жанры, мощно и величественно звучащие в исполнении органа или хора с оркестром. Светская музыка эпохи барокко служила, преимущественно, для развлечения, иногда весьма изысканного (и дорогостоящего). Она была рассчитана на привилегированных слушателей: звучала при дворах королей, в замках аристократов и была неотъемлемой частью их быта. Едва ли не каждый аристократ в Европе имел у себя на службе придворных музыкантов – как минимум, клавесиниста или скрипача, но чаще целый ансамбль или даже оркестр. К концу эпохи барокко во всех европейских столицах существовали также придворные оперные театры. Основные жанры светской инструментальной музыки – это миниатюра и сюита для клавесина и концерт для оркестра. Выдающимся событием в истории музыки эпохи барокко было рождение жанра оперы. Это крупнейший вокально-инструментальный жанр светской музыки, возникший на рубеже Возрождения и Барокко. По масштабам он соизмерим с такими церковными жанрами, как оратория, страсти, месса, но при этом посвящен рассказам не о Боге, а о человеке, о человеческих страстях. Выразить человеческие чувства была призвана выразительная и красивая вокальная мелодия (bell canto с ит. - «прекрасное пение»).

Основные представители барокко: скульптор и живописец Бернини (Италия), живописцы Веласкес, Рибера, Сурбаран, Мурильо (Испания), Рубенс, Ван Дейк (Фландрия), Рембрандт, Хальс (Голландия), а также творившие в России итальянский скульптор Бартоломео Растрелли и его сын, архитектор Варфоломей Растрелли. Последний построил в Петербурге Зимний дворец, несколько церквей и особняков, создал барочные дворцово-парковые ансамбли Петергофа и Царского Села. Крупнейшие представители барокко в музыке – Бах, Гендель, Вивальди.

В ходе эволюции барочного искусства появился стиль рококо. Оба стиля отличают декоративность и изысканность, но в рококо нет барочной монументальности: преобладают миниатюрность, утонченность и грациозность. Произведения рококо характеризуются игривостью и изяществом, часто используют сюжеты с любовными приключениями. Интерьеры в стиле рококо украшают статуэтки и рельефы, изображающие амуров, нацеливающих стрелы любви.

Для декора рококо характерны растительные узоры в виде гирлянд цветов, а также особый орнамент, напоминающий форму раскрытой раковины. Такой орнамент называется рокайль. От этого названия и произошел термин «рококо».

Стиль рококо зародился во Франции. Самые крупные живописцы французского рококо — Антуан Ватто, Франсуа Буше и Жан Оноре Фрагонар.

В стиле рококо писали музыке французские клавесинисты (Куперен, Дакен, Рамо). Это галантная, игривая музыка с обилием звуковых украшений, мелодических «завитков». Череда небольших пьес звучала в аристократических гостиных, в том числе при дворе Короля-солнце Людовика XIV. Конкурируя с изысканными блюдами и занимательной беседой, музыкант пытался привлечь внимание слушателей забавными выдумками, в том числе приемами звукоподражания. «Кукушка». «Бабочки». «Маленькие ветряные мельницы». Роскошь и веселая красота.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.007 с.)