Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ренессансная комедия и экранный мир: по фильмам «укрощение строптивой» Ф. Дзеффирелли, «венецианский купец» М. Редфорда, «собака на сене» Я. Б. Фрида.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История ренессансного театра начинается с комедии. В 1470 году впервые после тысячелетнего перерыва в Италии были поставлены пьесы Плавта и Теренция, великих комедиографов античного Рима. Учась у них и подражая им, итальянские драматурги создали первый жанр ренессансного театра — комедию эрудита ученая, или ученическая комедия. В "ученой комедии" театр Ренессанса обрел полноту жизни. Из названия понятно, что в ней прослеживалась прямая связь с античностью, но идеология гуманизма внесла свои коррективы, поскольку пьесы писались учеными-гуманистами. В середине того же столетия в Италии появилась комедия дель арте. Пьесы этого жанра предполагают актерскую импровизацию. Излагая сюжетные обстоятельства, драматурги не прописывали диалоги, оставляя их актерам. В подражание комедии эрудита сочиняли пьесы первые драматургии испанского Возрождения — Хуан дель Энсина и Лопе де Руэда. В конце ХVI века в Испании возник жанр комедии плаща и шпаги, создателем которого был Лопе де Вега. Его пьесы отличают стремительное действие и острая интрига. Благородные герои плаща и шпаги одержимы сильными страстями и совершают доблестные поступки, следуя кодексу чести. В жанре комедии плаща и шпаги писали также Тирсо де Молина и Кальдерон. В Англии Вершиной ренессансной комедии стали пьесы Шекспира. Комедии Шекспира чужды дидактики и сатиры. Они вобрали в себя атмосферу карнавала, народной смеховой культуры. Смех в комедиях Шекспира не обличает, а причащает, делая человека частью праздничного мира. Ренессансная комедия имеет богатейшую театральную историю. В ХХ веке она обрела новую жизнь в кинематографе. «Укрощение строптивой» Ф. Дзеффирелли (1967). Комедия в данном случае, усилиями режиссера и актеров, стремится к фарсу, однако автор был бы доволен вниманием к деталям и оригинальному тексту – это выгодно отличает все "шекспировские" картины Дзеффирелли от прочих экранизаций. Декорации и костюмы здесь очень точно воспроизводят описанную в пьесе эпоху, а актеры произносят свои реплики так, будто Шекспир написал текст вчера, про них или специально для них. «Венецианский купец» М. Редфорда (2004). Современный взгляд на проблему религиозного и национального шовинизма делает из комического персонажа, ростовщика Шейлока, созданного Шекспиром на потеху публике, сильную личность, переживающую глубокую драму. Обиды, нанесенные Шейлоку, на национальной и религиозной почве, делают его образ глубже и одновременно ближе современному зрителю, затрагивая болезненные социальные вопросы. Режиссер хотя и привнес свое понимание в пьесу Шекспира, не отошел от сюжетной линии. Разница восприятий классической постановки и кинокартины Редфорда лежит лишь в несколько смещенных акцентах, выраженных в основном актерской игрой. В центре драмы – долговое обязательство, данное купцом ростовщику. Второстепенная сюжетная линия, помогающая лучше понять характер персонажей – линия любовных отношений Антонио, Бассанио и Порции. В трактовке режиссера зритель увидит необычный любовный треугольник, делающий картину еще более актуальной. «Собака на сене» Я.Б. Фрида (1978). Музыкальная комедия Яна Фрида — тот редкий случай, когда талант писателя, создавшего литературный оригинал, и талант режиссера, снявшего экранизацию, удачно дополняют друг друга, пусть даже оба автора — представители разных эпох и столь непохожих стран. «Собака на сене» поставлена по мотивам одноименной пьесы драматурга Лопе де Веги. Разрешение на постановку «Собаки на сене» Фрид добивался не один десяток лет. И когда руководство Ленфильма наконец одобрило идею режиссера, то разрешило сделать картину, но... только для телевидения. Стоит ли говорить, что фильму это скорее пошло на пользу: создатели ленты не ограничивали себя во времени, умудрились сохранить многие диалоги оригинала в классическом переводе Лозинского и разбавить их песнями уже собственного сочинения. Вопросы, поднятые Лопе де Вега относительно понятия чести и долга, неравного брака, социальных предрассудков, положения женщины в обществе, роли счастливого случая в жизни человека, а самое главное, настоящей любви, до сих пор ищут своего ответа. Трагедия Шекспира и ее воплощения в музыке и киноискусстве: на материале произведений П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева («Ромео и Джульетта»), фильмов Ф. Дзеффирелли («Ромео и Джульетта», «Гамлет»), П. Брука («Король Лир»), Г.М. Козинцева («Гамлет», «Король Лир»).
К жанру трагедии Шекспир обратился после хроники и комедии. Трагедию Шекспира отличают персонализация характеров, эпическое построение действия, сложная жанровая структура. В шекспировских трагедиях соединяются возвышенное и низменное, часто используются комические эпизоды. Пушкин называл такой стиль трагедии смешанным. Вершиной трагедийного творчества Шекспира явился «Гамлет». Источником сюжета послужила скандинавская летопись Саксона Грамматика, в которой изложена история мести ютландского принца Амледа за убийство отца. Хитрого и коварного мстителя, изображенного летописцем, Шекспир превратил в трагического героя, размышляющего о смысле бытия. При жизни Шекспир снискал театральную славу, какую до него в Англии не знал ни один драматург. Однако в дальнейшем его слава померкла. В середине ХVII века в европейском театре восторжествовал классицизм, утвердивший строгие правила и каноны драматургии. Шекспир не вписывался в эти каноны, и поэтому его пьесы ставят теперь исключительно в переделках, выполненных по правилам классицистической трагедии. Только в начале ХIХ века на сцену вернулся подлинный Шекспир. Шекспир — глобальный факт современной культуры. Ни один драматург не дал такого количества постановок и такого разнообразия сценических воплощений. По произведения Шекспира сняты сотни фильмов. Чайковский «Ромео и Джульетта». Одно из первых произведений, которое сформулировало главную идею его творчества – столкновение прекрасного и ужасного, сопряжение любви, жизни и смерти, раскрытие внутреннего мира человека. Действующие силы предстают в ярком конфликте, показан рост и развитие каждой из сил, растет и конфликт. Весь драматургический план оформлен в сонатную форму с медленным вступлением и кодой. Тема смерти – вступительная, звучит возвышенно как хоралл, чередуется с мелодической линией в восходящем направлении. В разработке звучит в роковом варианте у медных духовых. Тема любви звучит 8 раз. В экспозиции и репризе она возобновляется в основном виде, но каждый раз сильнее и с измененным подходом. Песенная мелодия, в ней есть низкие мелодические обороты в грудном регистре, тяготение к высоким нотам. В 7 раз звучит траурно на фоне ударов литавр, мелодия искаженная. В 8 раз – в высоком регистре у скрипок на фоне арф (просветленно и возвышенно). Прокофьев «Ромео и Джульетта». «Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия. Прокофьев создал драматическую основу балета и сочинил к нему музыку в 1935 году. Он написал сценарий в четыре акта со счастливым концом, который резко отличался от финала знаменитой шекспировской трагедии. Эта редакция балета, однако, так и не дошла до постановки. Он создал счастливый финал в балете потому что так герои смогут продолжить танцевать. Прокофьев и его соавторы изменили сценарий и ввели традиционный трагический конец. Всего в партитуре произведения представлено 52 различных по характеру выразительных мелодий. Тот факт, что Прокофьев обратился к трагедии Шекспира, исследователи называют весьма смелым шагом. Бытовало мнение, что сложные философские темы невозможно передать в балете. «Король лир» П. Брук. Поставил спектакль "Король Лир. Спектакль пользовался таким успехом, что Брук решился перенести его на экран, что позволило добавить кое-что новое, не выкинув ничего старого. Основный сюжет Брук сохранил в неприкосновенности. Сохранены и важные подсюжеты. Впрочем, сохраняя сюжеты, Брук свободно играет с наполняющим их текстом, из-за чего некоторые сцены приобретают новое значение, значение же других неожиданно ярко раскрывается... «Король лир» Козинцев. Его увлекает в «Короле Лире» иное – в частности, лживая маска цивилизации, а под нею – дикость. В «Короле Лире» исторические пласты смещены, наложены один на другой. И Средневековье, и легендарные времена до нашей эры. Здесь же, в «Короле Лире», дана обобщенная картина цивилизации, идущей к гибели. Исследуется проблема власти в обществе, основанном на несправедливости и неравенстве. Через весь фильм лейтмотивом пройдет некий «марш нищих», «марш горя», к которому один за другим присоединяются герои трагедии. Дзеффирелли «Ромео и Джульетта». Не отходит от основного сюжета, есть только незначительные изменения. В данном случае трагедия превращена в мелодраму. «Гамлет» Дзеффирелли отдаёт грубостью. Все-таки раньше некоторые люди знали, что именно Гамлет представляет собой - философа, призванного к решительной деятельности, или потустороннего мечтателя – у Дзеффирелли: очередной обозлённый убийца, которым следует любоваться, ибо он ловко избавился от семи врагов, прежде чем самому погибнуть. Отечественный фильм Козинцева довольно «скучный» в противоположность динамичной американской версии. Именно в версии Козинцева постановка была трагедией до конца, а не динамичной мелодрамой. С помощью костюмов для «Гамлета фильм бесконечно выиграл: пропала стилизация под историю, и не было вопиющего осовременивания. Козинцев оставил в кадре только самое нужное, играющее вместе с человеком. Заказывая музыку к картине давнему другу Д.Шостаковичу, расписывал, где какое настроение желательно, и давал точный хронометраж в минутах и секундах. Музыка Шостаковича к фильму «Гамлет» - одно из лучших произведений композитора. Козинцев всегда помнил о философии истории, болезненно переживая настоящее. Фильм это было осмысление трагедии, которую переживает человек в мире, находящемся на грани распада. И главное искусство XX века - кино - воплотило эту мысль на экране замечательными фильмами Григория Козинцева.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.008 с.) |