Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новоевропейский исторический субъектСтр 1 из 52Следующая ⇒
В рамках развития европейской культуры исторический закон, наследуемый христианством, соединяется с историческим субъектом, заимствованным европейской городской культурой из культуры греческого полиса. При слиянии двух этих исторических моментов в европейской культуре и возникает философия истории. Школы исторической науки, философское начало которым положили идеи Вико, Вольтера, Монтескье, Руссо, Кондорсе, позднее Конта, секуляризовали понятие истории, свели к минимуму его религиозно-сакральный контекст. Но, как писал Бердяев, всякая действительная философия истории остается религиозной по своей сути, так как в основе понимания истории всегда лежит трансцендентальная гарантированность и единственность исторического закона. Такова, например, философия истории Гегеля. Это — История с большой буквы, так как ее единственное и неизбежное развертывание во времени гарантируется Абсолютным духом. По своей внешней конструкции такова же и философия истории Маркса. Пролетариат у Маркса, это заметил еще Бердяев, выполняет роль Богоизбранного народа и коллективного субъекта, движение которого в "светлое будущее" гарантировано законом перехода исторических формаций. Таким образом, история в широком смысле — это мировоззрение европейской культурной парадигмы, включающее такие понятия, как исторический закон и исторический субъект. Это мировоззрение принципиально ориентировано на будущее, на развитие как поступательное движение. У просветителей это исторический прогресс, у Гегеля — Абсолютный дух, его феноменология, у Маркса — прогрессивное развитие исторических формаций. Именно смыслообраз истории как поступательного развития заслоняет от нас традиционную культуру и традиционного человека. На этом этапе рассуждения нам необходимо освободить традициум, т. е. пространство традиционной культуры и традици-
=== 025 ===
онного человека в их интерсубъективной процессуальности, от ценностно-знанческих рамок истории как необратимого и неотвратимого исторического развития. Необходимо психологически принять положение о том, что мы такие же люди, как и традиционный человек. Мы, конечно же, не умнее Гераклита, Парменида, Сократа, Платона. Мы, конечно же, не так нравственны, как религиозные учителя прошлого, но принципиально мы не отличаемся от человека, жившего, допустим, в VII в. до нашей эры.
Понятие культуры Что такое культура или, точнее говоря, что такое культура в контексте нашего дискурса? Мы, как требует того философия, определяем культуру очень просто — через культурную способность человека. Человек, в отличие, по всей видимости, от всех других живых существ обладает имманентной способностью организовывать окружающую его среду в разумное и духовное целое. Эта способность, достоверная и загадочная одновременно, есть формальная характеристика человека, так как она отличает человеческий род как таковой, отличает его от всех других известных нам родов вещей и существ. Внутренняя способность человека создавать разумно-духовный порядок выносится вовне и закрепляется во внешнем пространстве самой культурой, т. е. методикой сохранения и фиксирования разумно-духовной целостности. Грубо говоря, мы как бы подразделяем всю окружающую человека среду на два класса: природа, или натура, и "возделанная" натура, т. е. культура. Это разделение, известное в культурологии, важно для утверждения нашей теоретической установки на изучение традиционной культуры как в чем-то существенном равной нам. Оно позволяет нам выйти из ситуации прогрессистского редукционизма, т. е. сведения человеческого бытия и бытия культуры к моменту ее прогрессивного развития. Тем самым мы признаем, что культура племени, культура сельской общины и культура города, т. е. цивилизация, равны между собой. В этой мысли, откровенно признаться, нет ничего оригинального. Еще просветители выдвинули эту простую социологичес-
=== 026 ===
кую аксиому: все человечество — человеческий род, т. е. одна и та же "порода" людей. Ясно вместе с тем, что, признавая равенство культур, мы должны признать и их отличие. Понятно, что культура племени, т.е. методика организации окружающей племенного человека среды в разумное и духовное целое, отличается от культуры города или цивилизации, т.е. от методики организации окружающей человека среды в городе. Какой же критерий отличия этих и других культур мы можем ввести, если мы, как было сказано выше, отказались на первоначальном этапе рассуждения от критерия исторического развития? Существует ли какой-либо другой критерий развития или распространения культуры кроме поступательного исторического процесса?
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.005 с.) |