Социальное манипулирование и пропаганда в арсенале информационных войн 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное манипулирование и пропаганда в арсенале информационных войн



Основными инструментами осуществления информационных войн являются социальное манипулирование и пропаганда.

Социальные манипуляции–это формирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить их такое поведение, в котором заинтересована сторона, владеющая средствами манипуляции. Российский исследовать С. Кара-Мурза утверждает, что в настоящее время по своим масштабам, затратам, продолжительности и результатам манипуляции общественным сознанием не имеют аналогов в истории [18, с. 65].

Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как акт влияния людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка.

Манипуляции в современном смысле – это программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции [11, с. 244].Манипуляция массовым сознанием является одним из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами) путём создания иллюзий и условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны. Одной из первых книг, прямо посвященных манипуляции сознанием, была книга социолога из ФРГ Герберта Франке «Манипулируемый человек» (1964). Он дает такое определение: «Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Простейшим примером тому может служить реклама» [Цит. по: 14, с. 90].Манипуляция – это скрытое  воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает Г. Шиллер, «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться» [Цит. по: 14, с. 99].По своей природе манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний.Еще важный признак манипуляции: к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам. Манипуляции не только побуждают человека, находящегося под таким воздействием, делать то, чего желают другие, но они заставляет его хотеть это сделать.

 Выделяют следующие уровни манипулирования:

· усиление существующих в сознании людей выгодных манипулятору ценностей (идей, установок…);

· частичное изменение взглядов на то или иное событие или обстоятельство;

· кардинальное изменение жизненных установок

· устройство ложных объектов и передислокации войск (в военном деле).

Важнейшим инструментом социальных коммуникаций является пропаганда.

Под пропагандой традиционно понимается распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе и заведомо ложных сведений в направлении, заданном пропагандистами.Она выходит далеко за рамки простого изложения политической доктрины или идеологии, а сфокусирована на внедрении в сознание аудитории идей, которые не декларируются явно и однозначно, влияя, таким образом, на представления и действия социальных масс. Она обычно состоит из фактов, аргументов, слухов, полуправды, или лжи, широко используя различные символы (слова, жесты, плакаты, монументы, действия, музыку и т. д.

Само слово «пропаганда» возникло в практике Ватикана в 1622 г. и отражало процессы введения новой модели мира в разум новообращенных, чем и занимались миссионеры. Они меняли не бытовую, а сакральную картину мира.

Пропаганда направлена на создание общей социальной реальности, поскольку таким образом облегчается управление. Отсюда внимание власти к созданию общих праздников и общих героев, призванных «приглушать» различия. По законам кибернетики субъект управления должен обладать не меньшим разнообразием, чем объект управления. Она призвана удерживать картину мира, которая, с точки зрения государства, должна доминировать в данном обществе. Часть этой работы делает образование, часть – наука, главная же часть возложена на масс-медиа.

Пропагандой активно занимается государства, так как они заинтересованы в создании определенной картины мира, призванной доминировать в данном обществе. Государственная пропаганда всегда работает на политическую стабилизацию.

Пропаганда всегда в той или иной степени блокирует у слушателя доступ к реальности. Она делает невозможной настоящую коммуникацию, когда человек слушает эту пропаганду, в состоянии критиковать ее, реагировать на нее, взаимодействовать с человеком, который ее создал. Пропаганды неизбежно убивает демократические отношения, предполагающие, что где каждый индивид может на равных спорить с другими.

Действительно, в пропаганде наблюдается существенный разрыв между ее творцами и потребителями: она выступает сферой профессиональной деятельности. И нынешняя индустрия влияния захватила бизнес (реклама и ПР), политику (политтехнологи), военное дело (специалисты по информационным и психологическим войнам).

Профессиональные пропагандисты впервые появились во время Первой мировой войны; впервые появилось определение, что целью войны является не уничтожение армии противника, а подрыв морального состояния всего населения государства-противника до такой степени, чтобы оно заставило свое правительство капитулировать.

Как отмечет известный специалист по политическим коммуникациям Г. Почепцов, «Нас окружают видимые и невидимые влияния. Если против видимых мы еще можем как-то вырабатывать защиту, то это трудно сделать против влияний невидимых. Стандартная пропаганда, или пропаганда 1.0, была и есть видимой, поэтому советский человек, например, мог легко с ней уживаться, привыкнув особо не обращать на нее внимания. Нестандартная (креативная) пропаганда, или пропаганда 2.0, может иметь пропагандистское сообщение на уровне фона, как это имеет место, например, в телесериале, где основным сообщением будет развлекательный сюжет, ради которого мы сериал и смотрим» [37].

Массовое использование пропаганды можно соотнести с годами Первой мировой войны, когда перед многими государствами мира встала проблема снятия противоречия между потребностью в мобилизации сил общества для достижения победы и разобщённостью в сочетании с индивидуализмом. Для укрепления связей между людьми и обществом, повышения лояльности и морального духа граждан активно применялись разнообразные средства, доступные для использования в соответствующий исторический период – от фотографий до радиопередач. Тогда же обозначилась роль средств массовой информации в распространении пропагандистских сообщений.

Жесткая пропаганда прошлого продвигалась методами принуждения. В ней информационное пространство формируется в системе монолога, повтора одних и тех же сообщений в СМИ, в науке и образовании, а также в литературе и искусстве.

Современная пропаганда 2.0 несет в себе большую дозу развлекательности, обращаясь к телесериалам, фильмам или книгам. По этой причине в Голливуде есть представители всех силовых структур.

Пропаганда построена на многократном тиражировании оценочных суждений через противопоставление заявочных целей с позицией конкурента. Ей свойственно: а) использование техник психологического внушения; б) влияние на подсознание индивида; в) высокий удельный вес мыслительных абстракций; г) монологовое построение социальных коммуникаций.

Пропаганда бывает как позитивная, так и негативная (деструктивная). Но в обоих случаях наблюдается социальное манипулирование людьми, поскольку людям предоставляется искаженная информация.

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится сформировать убеждения, которые способствуют социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Действительно, исследователи пропаганды, по большей части, освещают ее в негативном свете и это вполне оправданно. В условиях авторитарного режима, когда источники информации ограничены государством, а пропаганда становится преобладающей формой коммуникации с обществом, она действительно играет деструктивную функцию. Однако, следует помнить, что пропаганда не обязательно является формой распространения корпоративных и предвзятых позиций. Она может быть и позитивным информационным процессом, который доносит людям нужную им информацию, распространяет демократические принципы, ценности целостности, единства общества, патриотизма.

Негативная (деструктивная) пропаганда нацелена на разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное.Такая пропаганда чрезвычайно опасна и вредна. Ее используют для разжигания социальных противоречий различных масштабов и уровней сложности, вплоть до военных конфликтов. Одной из ее разновидностей является черная пропаганда, основанная на изначально полном обмане аудитории.

Существует такжесмешанный тип пропаганды–серая пропаганда, содержащая часть правды, и скрывая нежелательные для восприятия аудиторией детали.

Обращает на себя внимание трактовка пропаганды французского социолога Ж. Элюля, предложившего различать вертикальную и горизонтальную виды пропаганды. Кстати, пропаганду он трактует как иррациональную форму существования определенных мнений, на отличие от информации, которую он называет рациональной

Вертикальная, в его представлении – это классический вариант пропаганды, как мы все себе ее представляем; информационный поток проистекает сверху донизу с пассивным реагированием аудитории.

Горизонтальную пропаганду Ж. Эллюль называет новым изобретением. Она называется подобным образом, поскольку реализуется в определенной социальной группе, а не идет сверху. В этой ситуации все участники равны, среди них нет лидера, а потому информация воспринимается с максимальным доверием. Если вертикальная пропаганда требует большого аппарата массовых коммуникаций, то горизонтальная – большой самоорганизации людей.

Социолог различает две разновидности горизонтальной пропаганды: китайскую и американскую, вызванные особенностями групповой динамики. В китайском варианте от членов группы не требуется высказывание собственного мнения. Американский же вариант коммуникации в группе предполагает активность и выявление индивидами собственной позиции. Его взгляды на горизонтальную пропаганду во многом накладываются на актуальный сегодня феномен социальных сетей.

Кроме этого, Ж. Эллюль различает политическую и социологическую пропаганду. Политическая выступает в виде техники влияния на общество со стороны государства, партий, других властных институтов. Социологическая – это стиль жизни, типы поведения, обычаи и традиции, которые являются нормой в определенном обществе. Социологическую пропаганду он считает сложнее для понимания, потому что она незаметна. Кроме этого, если политическая пропаганда являет целенаправленным, планомерным распространением идей, то социологическая – их проникновением в сознание благодаря существующим экономическим, политическим, социологическим, культурологическим факторам. В первом случае масс-медиа есть проводником идей и взглядов, во втором – социальные структуры [39].

Различение вертикальной и горизонтальной пропаганды, политической и социологической на первый взгляд может казаться условным. Но между ними все же существуют существенные различия. Вертикальная и горизонтальная касаются направления коммуникации, отражающей иерархичность общества. В случае различения политической и социологической пропаганды обращается внимание на каналы распространение информации на социальные институты.

Существует и аналитическая точка зрения, звучащих примерно так: пропаганда только тогда обречена на провал, когда она внешне похожа на пропаганду. Если применить именно принцип незаметности как признак эффективности, то следует признать, что «победителем» в первом виде будет горизонтальная пропаганда, потому что она не является внешней по отношению к группе. Во втором варианте «победителем» будет социологическая пропаганда, потому что о ней, кроме Ж. Эллюля, вообще никто не говорил [39].

Следует признать, что иногда диалог может быть излишним. В политической жизни существует множество ситуаций, когда государству необходимо просто информировать, убеждать своих граждан, не стимулируя при этом их обратную реакцию. Нередко, например, при урегулировании определенного конфликта отсутствие информации в широких социальных аудиторий позволяет сохранить политическую стабильность, предотвращает возникновение панических настроений. И наоборот, очень часто, играя на формальном праве населения знать все, что происходит, СМИ искусственно возбуждают политические страсти и дестабилизируют ситуацию. Иными словами, в политике довольно часто бывают случаи, когда целесообразно не учитывать информационные потребности массового реципиента. В подобных случаях применение пропагандистских технологий вполне уместно и конструктивно.

Известный американский журналист Уолтер Липпман в книге «Общественное мнение» (1922) выдвинул целую концепцию стереотипизации как основы пропаганды. Он писал: «Из всех средств влияния на человека самым тонким и обладающим исключительной силой внушения являются те, которые создают и поддерживают галерею стереотипов. Нам рассказывают о мире прежде, чем мы его увидим. Мы представляем себе большинство вещей прежде, чем познакомимся с ними на опыте» [Цит. по: 33, с. 101]. Для этого необходимо иметь надежную «карту стереотипов» разных групп и слоев населения. Как правило, в манипуляции используются стереотипы, которые уже отложились в сознании. В своей первой книге по теории пропаганды американский политический психолог Г. Лассуэлл, «задача пропагандиста обычно состоит в том, чтобы способствовать, нежели фабриковать» [Цит. по: 33, с. 109]. Однако эти стереотипы используются не прямо, а чаще всего с приемом, который называется канализирование или подмена стереотипа. Например, в СССР стереотип неприязни к нетрудовым доходам постепенно подменили стереотипом неприязни, а потом и ненависти к номенклатуре как якобы эксплуатирующему трудящихся классу.

Так, для Б. Ельцина в свое время был выбран и создан имидж «борца с номенклатурой». Для этого не существовало никакого «реального» материала – ни в биографии, ни в личных взглядах Ельцина. Он сам был едва ли не самым типичным продуктом «номенклатурной культуры». Тем не менее, за короткий срок и с помощью небольшого набора примитивных приемов (поездка на метро, визит в районную поликлинику, «Москвич» в качестве персонального автомобиля) имидж был создан и достаточно прочно вошел в массовое сознание. Даже после 1992 г., когда Ельцин в быту и в повадках открыто продемонстрировал крайнее выражение номенклатурного барства, в массовом сознании не возникло ощущения несовместимости двух образов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.013 с.)